Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Період «хрущовської відлиги».Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 883
Введение Естествознание как отрасль научного познания Понятие культуры Материальная и духовная культура Наука как компонент духовной культуры Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству Структура естественно-научного познания Основные исторические периоды развития естествознания Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания Повседневное, стихийно-эмпирическое знание Путь к абстракции количества Мифология Наука в цивилизациях древности Становление цивилизации Неолитическая революция Рационализацияформ деятельности и обшения Разделение труда и развитие духовной культуры Возникновение письменности «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока От Мифа к Логосу (Науке) Географические знания Биологические, медицинские и химические знания Астрономические знания Математические знания Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре Особенности древнегреческой цивилизации Становление дневнегреческой цивилизации Социально-экономические особенности Культурно-исторические особенности От Хаоса к Космосу Категория субстанции Мир как число Пифагорейский союз Математические и естественно-научные достижения пифагореизма Формирование первых естественно-научных программ Великое открытие элеатов Атомистическая программа Математическая программа Физика и космология Аристотеля Учение Аристотеля о материи и форме Космология Аристотеля Основные представления аристотелевской механики Естествознание эллинистически-римского периода Культура эллинизма Александрийская математическая школа Развитие теоретической и прикладной механики Развитие астрономии Становление математической астрономии Геоцентрическая система Птолемея Античные воззрения на органический мир Античные толкования проблемы происхождения и развития живого Биологические воззрения Аристотеля Накопление рациональных биологических знаний в античности Античные представления о происхождении человека Упадок античной науки Естествознание в эпоху Средневековья Особенности средневековой духовной культуры Доминирование ценностного над познавательным Отношение к познанию природы Особенности познавательной деятельности Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры Математические достижения Физика и астрономия Медико-биологические знания Становление науки в средневековой Европе Физические идеи Средневековья Алхимия как феномен средневековой культуры Религиозная трактовка происхождения человека Историческое значение средневекового познания Познание природы в эпоху Возрождения Мировоззренческая революция Возрождения Зарождение научной биологии Коперниканская революция Гелиоцентрическая система мира Дж Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма Научная революция XVII в: возникновение классической механики Общие особенности познавательной деятельности в XVII в Кеплер: три закона планетных движений Формирование непосредственных предпосылок классической механики — первой фундаментальной естественно-научной теории Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики» Картезианская физика Новые идеи в динамике Солнечной системы Ньютонианская революция Создание теории тяготения Корпускулярная теория света Космология Ньютона Изучение магнитных и электрических явлений Естествознание XVIII — первой половины XIX в Общая характеристика развития физики Становление основных отраслей классической физики Принцип дальнодействия Теория теплорода Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в Физика первой половины XIX в: общая характеристика Волновая теория света Проблема эфира Возникновение полевой концепции Закон сохранения и превращения энергии Концепции пространства и времени Методологические установки классической физики (конец XVII – начало XX в) Развитие астрономической картины мира Создание внегалактической астрономии Формирование идеи развития природы Идея развития в астрономии Космогония Канта — Лапласа Методологические установки классической астрономии Возникновение и развитие научной химии От алхимии к научной химии Лавуазье: революция в химии Победа атомно-молекулярного учения Биология Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в От концепций трансформации видов к идее эволюции Ламаркизм Катастрофизм, Униформизм Актуалистический метод Дарвиновская революция Методологические установки классической биологии Естествознание второй половины XIX в: на пути к новой научной революции Физика Основные черты Принципы термодинамики От термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем Развитие представлений о пространстве и времени Теория электромагнитного поля Великие открытия Кризис в физике на рубеже веков Астрономия Триумф ньютоновской астрономии и первая брешь в ней Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд Биология Утверждение теории эволюции Ч Дарвина Становление учения о наследственности (генетики) Природа в современной естественно-научной картине мира Современная физическая картина мира Научная революция в физике начала XX в: возникновение релятивистской и квантовой физики Создание специальной теории относительности Фундаментальные противоречия в основаниях классической механики Создание А Эйнштейном специальной теории относительности (СТО) Создание и развитие общей теории относительности Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации Экспериментальная проверка общей теории относительности Современное состояние теории гравитации и ее роль в физике Возникновение и развитие квантовой физики Гипотеза квантов Теория атома Н Бора Принцип соответствия Идеи и понятия квантовой механики Принцип неопределенности Проблема интерпретации квантовой механики Принцип дополнительности Квантовая механика — теоретическая основа современной химии Основные представления и методы квантовой химии Основные представления квантовой теории атома Молекула как система атомов Понятие химической связи и ее типы Методологические установки неклассической физики Мир элементарных частиц Фундаментальные физические взаимодействия Понятие фундаментального физического взаимодействия Гравитация Электромагнетизм Слабое взаимодействие Сильное взаимодействие Проблема единства физики Классификация элементарных частиц Характеристики субатомных частиц Лептоны Адроны Частицы — переносчики взаимодействий Теории элементарных частиц Квантовая электродинамика Теория кварков Теория электрослабого взаимодействия Понятия калибровочного поля и спонтанного нарушения симметрии Квантовая хромодинамика На пути к Великому объединению Супергравитация Современная астрономическая картина мира Особенности астрономии XX в Изменения способов познания в астрономии XX в Новая астрономическая революция Солнечная система Планеты и их спутники Строение планет Происхождение планет Открытие других планетных систем Проблема особенностей химического состава Солнечной системы Звезды — далекие солнца Общая характеристика звезд Звезда — плазменный шар Межзвездная среда Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти» Понятие звездной эволюции Процесс звездообразования Звезда как динамическая саморегулирующаяся система Нуклеосинтез: происхождение химических элементов Поздние стадии эволюции звезды: от красного гиганта до белого карлика и далее Вспышки сверхновых и образование нейтронных звезд Черные дыры Острова Вселенной: галактики Общее представление о галактиках и их изучении Наша Галактика — звездный дом человечества Скопления галактик и загадка темной (скрытой) материи Понятие Метагалактики Вселенная в целом Понятие релятивистской космологии Нестационарная релятивистская космология Возраст Вселенной Космологический горизонт Эволюция Вселенной Изучение закономерностей возникновения Вселенной Рождение Вселенной Акт первый: инфляция физического вакуума Рождение Вселенной Акт второй: Большой взрыв и его последствия От первых секунд Вселенной до образования звезд и галактик Сценарии будущего Вселенной Антропный принцип Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций Понятие внеземных цивилизаций Оценка распространенности внеземных цивилизаций Типы контактов с внеземными цивилизациями Поиски внеземных цивилизаций Чем объяснить молчание Космоса? Методологические установки «неклассической» астрономии XX в Современная биологическая картина мира Пути развития и принципы биологии XX в Рождение генетики как науки Успехи экспериментальной генетики Хромосомная теория наследственности Синтетическая теория эволюции: первый синтез дарвинизма и генетики Создание синтетической теории эволюции Принципы и понятия синтетической теории эволюции Микроэволюция и макроэволюция Революция в молекулярной биологии Биология на рубеже XX—XXI вв На пути к новому теоретическому синтезу Методологические установки неклассической биологии XX в Мир живого Особенности живых систем Существенные черты живых организмов Мир живого как система систем Основные уровни организации живого Молекулярно-генетический уровень Организменный уровень Популяционно-видовой уровень Биогеоценотический уровень Возникновение жизни на Земле Развитие представлений о происхождении жизни Образование простых низкомолекулярных органических соединений Возникновение сложных органических соединений Образование фазовообособленных систем Возникновение простейших форм живого Развитие органического мира Основные этапы геологической истории Земли Начальные этапы эволюции жизни Образование царства растений и царства животных Завоевание суши Основные пути эволюции наземных растений Пути эволюции животных Возникновение человека и общества (антропосоциогенез) Естествознание XVII — первой половины XIX в о происхождении человека Зарождение научной теории происхождения человека Учение Дарвина как основа материалистической теории антропогенеза Предпосылки антропосоциогенеза Абиотические предпосылки Биологические предпосылки Возникновение труда «Человек умелый» Развитие древнейшей техники человека Становление социальных отношений Биологические предпосылки социальных отношений Возникновение разделения труда Генезис сознания и языка Раскрытие тайны происхождения сознания Генезис языка„ Естествознание XXI в Особенности постнеклассической науки XXI в Теория самоорганизации (синергетика) От моделирования простых систем к моделированию сложных Характеристики самоорганизующихся систем Открытость Нелинейность Диссипативность Хаос как фактор самоорганизации Закономерности самоорганизации (аттракторы, точки бифуркации и др) Глобальный эволюционизм Естествознание и будущее цивилизации Экологический кризис и пути его разрешения Естествознание как революционизирующая сила цивилизации Сущность современного экологического кризиса Основные черты современного экологического кризиса Принципы и пути преодоления экологического кризиса Биотехнологии и будущее человечества Понятие биотехнологии Медицинские биотехнологии Сельскохозяйственные и экологические биотехнологии Многообразие сфер применения биотехнологий Развитие генной инженерии Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире Клонирование и его возможности: вымысел и реальность Наука и квазинаучные формы духовной культуры
Тема. Культура как система
1. Структурная целостность культуры 1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры 1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 2. Многомерность культуры как системы 2.1. Предназначение культуры 2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека 2.3. Взаимоотношение культуры, и общества 2.4. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры
1. Структурная целостность культуры 1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа «сама по себе» создать не способна. Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа. Генезис и развитие культуры идут как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого, трансформацией и обогащением их в настоящем и передачей этих ценностей как исходного материала для культуры будущего. Структурная целостность проявляется в том, что ценности культуры соотносятся иерархическим образом, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие - второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие - локальное и конкретное. Целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы. Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни - это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а, следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность Возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот - уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его определенных потребностей. Обычаи - одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи - это привычные, мало подвергаемые осознанию, целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия, куда обязательно включаются нравственные регулятивы. В духовной культуре могут действовать нормы, которые выделялись из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регулятивов приобретают ценности. Это более сложный и более развитый продукт духовной культуры. Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека, поиска целей для будущего; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты; семейно-родственные ценности, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их; ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Овладев подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы стать действительным субъектом культуры, необходимо исходить из знания о культуре и действовать сознательно. Знание, в культурологическом смысле, не только то, что продуцирует наука, т. е. не только научное знание. Знание для культурологии - есть объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий, т. е. достоверные и системно-упорядоченные данные. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности. Таким образом, с точки зрения культурологии, знание тождественно достоверной информации, а сама информация является непременной предпосылкой такой деятельности человека в контексте культуры, которая предполагает сознательное и осознаваемое отношение как к объекту деятельности, так и к самой деятельности.
2. Многомерность культуры как системы 2.1. Предназначение культуры Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. B обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей. Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и здесь устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Следующая функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионализированного познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение. Кроме этого культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, т. е. формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психические структурные образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал.
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем природа не только, как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир внеприродной реальности, создал мир артефактов, т. е. мир культуры и социума. Для естественноприродных явлений, как подчеркивал Н. Бердяев, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. В то время, как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов. В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке. Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает идею природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры (А. Бенуа). Человек выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции - природной и культурной. Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура - это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя и, следовательно, как Человека. В артефактах синтезированы два типа реальности - природно-ограниченный и духовно-технический. Прогресс культуры сопровождается ростом массы и сложности артефактов, и вместе с тем удельный вес и значение духовно-технических компонентов в них так же существенно растет. Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого - нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура XX века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека и вслед за этим - экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа - это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид. Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, т. е. возникает культура экологической деятельности человека, или, чаще говорят, экологическая культура. Ее задача - поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.
2.3. Взаимоотношение культуры и общества Наряду с действием на природу, культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом. История человечества - более широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, т. е. абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а, следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.
2.4. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т. е. от вымысла и условности к знанию, к закону. В современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Оно продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с мощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Искусство рефлектирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, т. е. наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, т. е. задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техницизированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Техницизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. Наукоемкость культуры возрастает, и это показатель прогресса человеческой истории. Но «гуманность» тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.
ЛИТЕРАТУРА Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. Проблемы философии культуры. Под ред. Келле Р. Ж. - М. 1984. Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. Сноу И. Две культуры. - М., 1973. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. Философия культуры. Отв. ред. Мжвениерадзе В. В. - М., 1987. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1995
|