Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Задача.Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 523
Эпос 1920-х годов о гражданской войне. Продолжение поисков концепции личности и соотношения личности и общества, начатых искусством рубежа 19-20 веков. Осмысление нового исторического опыта взаимоотношений личности и массы: · романтизация образа массы, растворение личности в массе (Б. Пильняк, А. Веселый, А. Серафимович); · попытка изображения органического единства революционной массы и личности, достигшей высокого уровня революционного самосознания (Д. Фурманов, А. Фадеев); · утверждение приоритета личности, неизбежности нравственного выбора, непреложности нравственной ответственности человека за все происходящее в мире (М. Булгаков, Л. Леонова, А. Толстой, К. Федин, М.Шолохов). Трагический пафос эпоса гражданской войны и своеобразие его проявления у разных авторов. Смещение привычных бытовых ориентиров как основа для фантастических сюжетов (М. Булгаков, А. Грин, А. Толстой, М. Шагинян, И. Эренбург). Социальная антиутопия и причины ее появления (А. Платонов, Е. Замятин). Экзистенциальное мироощущение и его влияние на жанровое своеобразие, сюжетостроение и поэтику эпических произведений. Осознание конкретно-исторических социально-классовых и политических противоречий в контексте бытийных проблем. Эпическое и лирическое в прозе. Многообразие форм проявления авторской активности (М. Булгаков, Ю. Олеша, К. Паустовский, М. Пришвин). Сатира, гротеск, ирония как жанро- и сюжетообразующие компоненты в прозе 1920-х годов (М. Булгаков, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Ю. Олеша, Д. Хармс, И. Эренбург). Гоголевская традиция и ее преломление на новом уровне художественного мышления. История как предмет эпического осмысления. Исторические романы А. Толстого и Ю. Тынянова: жанровое и сюжетное своеобразие, формы выражения авторской позиции. Жанровые поиски в эпосе 1920-1930-х годов. Своеобразие романного мышления 20 века: роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон», философские романы Л. Леонова, полифонический роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Своеобразие развития эпического рода в 1940-1950-е годы: · преимущественное развитие малых и средних эпических форм (рассказ, очерк, повесть); · установка на документализм, достоверность, жизненность; · отказ от фабульной занимательности; · своеобразие хронотопа как отражение экзистенциальной сущности войны. Традиции Л. Толстого в творчестве К. Симонова, В. Некрасова, В. Пановой. Попытка возвращения к философско-публицистическому роману в «Русском лесе» Л. Леонова: экспериментальная фабульная коллизия, установка на создание целостной модели мира и постижение единства природного и человеческого бытия.
Раздел 9. .Литература 1970-1980 гг. как прообраз современной литературы Тема 9.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка Изменение ценностного поля советского общества. Повседневность как основное пространство существования. Семья и работа: изменение приоритетов. Пространство частной жизни. Категория жизненного успеха. Драматургия А. Вампилова. Изменения в структуре драматургического конфликта. Новый тип героя. Ю.Трифонов – историк современности. История и быт в «городских повестях». Роль бытовой детали. Средний человек как фокус видения. Проблема авторской позиции. Рассказы В. Маканина. Сюжет как история частной жизни. Тяготение к архетипическим моделям. Анализ рассказа «Ключарев и Алимушкин». Образ среднего человека-горожанина. Экзистенциальная постановка нравственных проблем. Человек как функция судьбы. Повествователь как свидетель. Повести «Отдушина» и «Река с быстрым течением». Образ «отдушины», «норы», «лаза»: лакуна восстановления личностной идентичности. Повесть «Стол, покрытый сукном с графином посередине» (1995) как притчевый образ судилища. Сглаживание примет эпохи как способ постановки антропологических проблем. Одиночество как антропологическая характеристика современного человека. Социально-философские проблемы научной фантастики. Творчество бр. Стругацких. Прблема тоталитарного общества в творчестве Стругацких. Возможность контакта с иным и проблема нравственной ответсвенности. Фантастическая литература сегодня.
|