Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






АНГЛІЙСЬКА КУХНЯ


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 619



Изучение основ государства и права необходимо начать с рассмотрения вопросов о понятии государства, его роли в жизни общества. По современным научным данным государство существовало не всегда, а возникло на определенном этапе развития человеческого общества.

Первое в истории общество называется первобытным (родовым) обществом, для которого было характерно то, что люди жили сообща, объединялись в родовые общины и племена по признаку кровного родства. В таком обществе все добываемое находилось в общественной собственности и делилось поровну, потреблялось же без остатка, поэтому отсутствовало неравенство. Однако уже в родовом обществе появляется такое социальное явление, как власть.

Подвластьюследует понимать способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.Власть необходима, чтобы руководить, управлять обществом, обеспечивать нормальные условия его жизнедеятельности, упорядочивать поведение людей и поддерживать порядок. Власть в первобытном обществе – это еще не государственная власть. Для первобытного общества была характерна общественная власть, при которой наиболее важные вопросы решались на общем собрании рода. Для повседневного управления собранием из наиболее уважаемых сородичей избирались родовые старейшины (совет старейшин), а для ведения войны избирались военные вожди – наиболее храбрые, сильные воины. Эти избранные представители рода не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась на личный авторитет. С течением времени в первобытном обществе начали происходить процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации власти и возникновению государства.

На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному объясняющих причины появления государства. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая теория, объясняющая возникновение государства божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII век.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума, таким образом это в конечном итоге вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности – ее основателем был Аристотель (384-322 гг. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Филмер (XVIII век, Михайловский (XIX век) и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III века до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Представителями этой теории были Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Эспинас и др.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX веке. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства проявлениями свойств человеческой психики – потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

Теория общественного договора (естественного права).Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева (XVII-XVIII века). В соответствии с этой теорией до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Государство это особая суверенная территориальная организация публичной власти, обладающей специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

Существуют некоторые общие признаки государства, присущие всем государствам, независимо от эпохи их существования:

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и
т. п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории.

4. Государство обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним – независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

5. Система права. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т. п.

6. Взимание налогов и сборов также является одним из признаков государства, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.

К этим признакам следует добавить и ряд следующих признаков, таких как единый язык для общения на территории того или иного государства, единая культура, единая транспортная, информационная, энергетическая системы и т.д.

Важнейшая роль, которую государство играет в обществе, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что это единственная организация, призванная представлять общие интересы населения.

Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму.

Под формой государствапонимаются способы организации государства и его органов, а также методы осуществления государственной власти.Элементами формы государства являются форма правления государства, форма государственного устройства и форма политического режима.

Форма правленияхарактеризует организацию верховной государ-ственной власти, ее структуру, объем властных полномочий, способ взаимодействия органов власти между собой и населением.

По форме правления различают такие государства, как монархия и республика. Монархией называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему ее, как правило, по наследству (в силу родства) и на всю жизнь, а не на определенный срок. Государство, в котором власть монарха ничем не ограничена, называется неограниченной, или абсолютной монархией. Если власть монарха носит лишь представительский характер, ограничена Конституцией и каким-либо законодательным органом, то такое государство определяется как конституционная, или ограниченная монархия.

Республика– это форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок.Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанного типа, где сочетаются черты двух последних (Франция, Финляндия, Португалия и др.).

Форма государственного устройствапредставляет собой админи-стративно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными.

На основе национально-территориальной организации государства выделяют такие его типы, как федерация, конфедерация и унитарное государ-ство. Унитарное государство характеризуется прежде всего тем, что его административно-территориальные единицы не обладают признаками государственности, суверенитета: вся власть сосредоточена в центре.

Федеративным называется сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований – субъектов федерации.Они могут называться по-разному: штаты, земли, кантоны, республики и др. Объединившись, субъекты федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет.

Конфедерация это международно-правовое объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей (военных, политических, экономических).Члены конфедерации и после объединения остаются самостоятельными, суверенными субъектами международных отношений. Такие объединения являются недостаточно устойчивыми и, как правило, либо быстро распадаются, после достижения целей, ради которых они создавались, либо преобразуются в федерацию.

Форма политического режимахарактеризует способы и средства осуществления государственной власти, степень участия населения в ней и положение личности в государстве.

Исходя из политического режима, установившегося в том или ином государстве, из методов осуществления в них власти выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические государства.

Демократический режим – это реальное народовластие. Он характеризуется демократическими началами формирования высших органов государственной власти, наличием широкого круга демократических прав и свобод человека и гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты. Высшие представительные органы власти формируются путем свободных выборов. Существует взаимная ответственность государства и личности, что непосредственно закрепляется в конституции. Действует многопартийная система, провозглашается и реально осуществляется свобода средств массовой информации. Личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы со стороны и государства, и иных лиц.

Авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одного правителя или немногочисленной социальной группы (партия, клан и т.п.), практически полным отстранением народа от участия в формировании органов власти в государственной политике и в контроле за деятельностью властных структур. Хотя выборы могут иметь место, но они представляют собой хорошо разыгранный спектакль с заранее известным результатом выборов. Авторитарный режим опирается не на право, а на военную силу. Решения принимаются волеизъявлением правителя и в интересах правящих лиц. Права и свободы личности значительно ограничены или носят формальный характер. Широкое распространение получает система запретов и разрешений – на въезд или выезд, на передвижение, на создание партий и т.п.

Тоталитарный политический режим характеризуется следующими признаками:

– максимальное ущемление прав и свобод граждан;

– формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху;

– фактическое упразднение принципа разделения властей;

– наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем;

– навязывание всем членам общества официальной идеологической доктрины;

– государственно-организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии.

Социальное назначение государства проявляется и конкретизируется в его функциях,под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функциисовременного государства чрезвычайно разнообразны. Через осуществление функций государство реализует свою способность воздей-ствовать на общественные отношения. При всём разнообразии государственных функций их возможно классифицировать по различным критериям. По своей направленности функции современного государства принято делить на внутренние и внешние.

К числу внутренних функций традиционно относят:

а) регулирование совместной жизни людей в обществе. Эта функция проявляется в упорядочении общественной жизни: создание общеобязательных правил поведения, обеспечение их исполнения, образование различных органов государственного управления с возложением на них решения тех или иных государственных задач;

б) умиротворение социальных конфликтов, возникающих вследствие различия или антагонизма интересов отдельных слоев (классов) общества (классовые, религиозные, национальные и т.п.);

в) функция охраны правопорядка, проявляющаяся в том, что государство организует охрану установленного порядка на улицах и в других общественных местах, предупреждение и пресечение правонарушений, выявление и задержание правонарушителей, привлечение их к ответственности;

г) узкосоциальная функция – это забота о больных, малолетних и иных, нуждающихся в защите слоях населения. Эта функция проявляется в организации систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, в создании учреждений социальной защиты (дом престарелых, дом ребенка и т.п.).

К числу внешних функцийотносятся такие направления деятельности, которые осуществляются государством во внешних сношениях: обеспечение безопасности и целостности страны, ее суверенитета, т.е. защита от нападения со стороны других государств, в том числе и противодействие иностранным разведкам; функция сотрудничества с другими государствами по экономическим, политическим, культурным и иным вопросам.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного конртоля с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовому государству присущи следующие признаки:

1.Господство (верховенство) права.Господство права подразумевает верховенство правового закона, так как не всякий закон, даже выражающий высокие идеалы, содержит право. Это означает, что закон должен отражать идеи справедливости, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым органом государственной власти, который законно избран или назначен.

2.Широкие и реальные права и свободы личности.В правовом государстве за человеком признается определенная свобода, в пределы которой вмешательство государства недопустимо. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в конституции. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3.Взаимная ответственность государства и личностинеотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

4. Разделение властейне только один из признаков правового государства, но и основополагающий принцип его деятельности. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые власти (законодательную, исполнительную и судебную) предотвращает возможное злоупотребление властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

Кроме названных, есть и другие особенности, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОФОРМЛЕННЯ НАПОЇВ ТА ГАРНІРИ ДО НИХ | ІНДІЙСЬКА КУХНЯ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | <== 31 ==> | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.205 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.205 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7