Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Інтерференція хвиль


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 780



Для человека, попавшего в виртуальную реальность, возникает особая пробле­ма пониманияпроисходящих в виртуале событий. Ведь привычное для него пре-


168 Глава 8.Свойства виртуального события

бывание в трехмерном пространстве, однонаправленном времени, в мире стро­гой предсказуемости событий, имеющих свою причину исключительно в прошлом, помочь ему в этом мало чем может. Мы уже говорили, что существуют «проме­жуточные» состояния погружения в виртуал (увлеченный просмотр кинофиль­ма, вдохновенное научное и художественное творчество), но при переходе от них к обычному своему состоянию наше рутинное сознание чаще всего сразу переключается, не дав себе труда проанализировать опыт. Так, просыпаясь, мы тут же забываем свой сон, а если и помним, то, рассказывая, «выстраиваем» его сюжет в логике бодрствования. Виртуальный мир, как и сон, который есть одно из его проявлений, имеет свою топологию и свои законы. И хотя, по словам Н. А. Носова, «нельзя за другого посмотреть его сон», и виртуал у каждого — свой, все же и в этой области исследователями выявлены некоторые закономерности и типологические черты.

Проблемами понимания занимается наука, называемая герменевтикой.Выяснено, что на первом этапе попыток к пониманию все то, что в этой, константной, реально­сти попадает в сферу нашего внимания и интереса, мы рефлекторно «перекраива­ем» так, чтобы сделать доступным нашему пониманию. Воспринятое впечатление мы соотносим с уже сложившимися в нашем мозгу схемами (в том числе — с архе­типами нашего сознания), подбираем к нему имеющиеся в нашем распоряжении коды и т. д. Но пребывая в виртуальной реальности, преодолеть уже этот, первый этап подготовки к пониманию происходящего весьма затруднительно. М. В. Шугу-ров называет виртуальную информацию лабиринтом и утверждает, что она «несет в себе виртуално-хаосомную почву смысла» [58, с. 39]. Чтобы привести такой «вир­туальный хаос» в удобопонимаемое состояние и утвердиться на более устойчивой почве, сознанию тем более необходимо его «перекроить», но уже это трудно сде­лать по следующим причинам:

■ в виртуале замечена более быстрая, чем в обычном состоянии сознания, смена
образов, за которыми трудно уследить;

■ в виртуале отсутствует привычное разделение на центр и периферию, на более
и менее важное, что затрудняет фиксацию внимания и ориентацию в виртуальном пространстве;

■ относительно виртуальной реальности можно говорить только о нашем месте
в ней, но не о пространственно-временной локализации самой этой реальнос­ти — неясно, где мы находимся относительно всего нам привычного, и это тоже
мешает ориентации сознания;

■ в виртуале отсутствует привычная для нас пространственная и темпоральная
(временная) непрерывность, хотя опыт такого восприятия у человечества есть:
вспомним о «лоскутном» пространстве и качественном времени в архаичес­ких мифах, но это — хорошо забытое знание;

■ виртуальность избыточна, в виртуальной реальности нет никаких ограничений, в ней осуществимо даже то, возможность чего в константной реальности равна нулю, причем поскольку далеко не все из виртуальной реальности
может осуществиться в реальности константной, нельзя облегчить понимание приведением (редукцией) непривычного к привычному.


Проблема понимания (герменевтика) виртуального мира 169

«Виртуальность многомерна: бытие виртуального гроздеобразно, серийно, ва­риативно» [58, с. 40], — утверждает автор, но дальше говорит: «В истории куль­туры то, что ранее казалось невозможным, со временем становится действитель­ным» [там же, с. 41]. «Понимание виртуального столь же внезапно, как и оно само» [там же, с. 45]. Как считает исследователь проблемы понимания виртуала, метаморфоза непонятного в понятное в виртуале столь же непредсказуема и спонтанна, как и возникновение самого этого непонятного. Вспомним, что го­ворилось про «спонтанность» и «объективированность» как родовые свойства виртуального события.

Для чего нам понадобилось разбираться в трудностях понимания объектов вир­туального мира — виртуальных событий? Виртуальное событие происходит в со­знании воспринимающего «захватывающе интересный» объект медиадизайна. Оно происходит в сознании автора этого объекта в период его созидания. Значит, вни­мание к органически присущим виртуалу трудностям понимания происходящего может оказаться для дизайна небесполезным. Но как снять эти трудности, воз­можно ли сделать это и нужно ли пытаться — вопросы, ответы на которые в мето­дологии дизайна пока не искались.

Затрудненность понимания виртуала означает, что в его нелинейном простран­стве нельзя уповать на привычные приемы и процедуры. Однако многие особен­ности виртуала напоминают хорошо забытые способности к ориентации, сохра­нившиеся в нас с древних времен. Возможно, достаточно лишь избавиться от некоторых стереотипов сознания, прислушаться к изначально присутствующему в нас чутью — и скоро виртуальный мир станет таким же обжитым и знакомым, как и хорошо освоенная предметно-пространственная среда. Но здесь таится не­которая опасность: иллюзия «обычности» виртуала не должна нас обманывать, допущение, что «ничего особенного не происходит», может привести сознание к полному хаосу и деструкции. Ни один уровень реальности по определению не может быть редуцирован (приведен) к другому, каждый из них обладает своими свойствами, подчиняется своим законам, а все вместе они составляют сложную иерархию реальностей.

Все это заставляет внимательно присмотреться к происходящему сейчас в облас­ти медиадизайна, в области профессионального продуцирования виртуальных реальностей, в каких бы объектах это не проявлялось. Ими могут быть захватыва­ющие азартные игры, увлекательные путешествия по фантазийным пространствам или невероятному в обычной реальности музею сокровищ глобальной культуры, образовательный курс, действительно увлекающий обучающегося на пути позна­ния, и пр. Каждый из этих дизайн-объектов есть виртуальное событие — и каж­дый из них и все вместе требуют своего профессионального осмысления.

Однако настоящего глубокого исследования, систематизации направлений ди­зайн-деятельности в этой области, способов воздействия продуктов медиадизай­на на адресатов пока не проводилось. Возможно, такое положение объясняется тем, что занятие это для профессии относительно новое. Применительно к дизай­ну вещей или даже дизайну предметно-пространственной среды такие исследо­вания проводились десятилетиями и многими специалистами. И вот в процессе этой работы кое-что прояснилось, выработались определенные методологичес-


170 Глава 8. Свойства виртуального события

кие представления. В исследованиях же дизайна виртуальных объектов, вирту­альных миров еще зияет пропасть между общими теоретическими представле­ниями,воспринятыми от исследователей виртуалистики, — и сугубо прикладны­ми методическими рекомендациямитворчески одаренных дизайнеров, пытающихся поделиться с коллегами своими соображениями. Но все философские, психоло­гические и прочие изыскания в области виртуалистики полезны для понимания дизайн-деятельности лишь в той мере, в какой они выступают фундаментом для собственных профессиональных разработок. Разрозненные же методические ре­комендации практиков еще, видимо, не накопили той массы, когда количество их могло бы перейти в качественно новый интеллектуальный продукт — специаль­ную методологию медиадизайна.А может быть, здесь требуются слаженные уси­лия специалистов, дизайнеров-исследователей, как это происходило на этапе ос­мысления дизайна предыдущих модальностей. Но такой ситуации в нашей социокультурной реальности пока не сложилось. Усилия по смыканию краев этой пропасти — дело будущего, и, судя по скорости протекающих в этой области про­цессов, будущего все же довольно близкого.

Далеко неоднозначно сегодня и отношение к пользованию Интернетом. Мы мо­жем найти множество высказываний и о поразительном расширении возможнос­тей человека, и о разнообразных опасностях, таящихся в глобальной сети. Что показательно, высказывания эти размещены в самой же сети — а где же еще быть им?! Приходится привести очень банальное замечание: злоупотребление любым полезным нововведением превращает его во вредное — даже чрезмерное погло­щение витаминов вызывает аллергию. На основании этого совершенно неверно делать вывод о принципиальной вредоносности самого явления. На первых по­рах, когда нечто сильно волнует воображение, и восхищает, и пугает его, некото­рый «перебор» обычен.

В связи с этим представляют интерес исследования, посвященные изменени­ям самооценки углубленных пользователей Интернета— тех, кто ищет себе там свежие впечатления и виртуальных собеседников. Однако из этих иссле­дований далеко не очевидно, что было причиной, а что следствием. То ли по­гружение в сеть или компьютерные игры спровоцировали искаженную само­оценку, то ли у этих людей изначально были психологические проблемы, из-за которых все это так привлекло их. Возможно, поощряемые виртуальными пе­реживаниями комплексы их и укрепились, но вряд ли в появлении их повин­ны они. Л в таком случае для кого-то это, может быть, единственная возмож­ность общения и самореализации: ведь в сети принято употребление «пиков» (прозвищ, псевдонимов), возможны любые умолчания и мистификации. С раз­витием электроники усугубляются и страхи, связанные со сращиванием ин­теллекта человека с интеллектом машины, а это направляет некоторые умы обратиться к экологическим течениям «возврата к естественности».

Но дело не в том, чтобы найти в себе внутренние силы отказаться от набора этой книги на компьютере и вернуться к традиционному писанию ручкой по бумаге. Дело в том, что, как сказал в одном из своих интервью Н.А. Носов, — не виртуальная среда опасна психическими сдвигами, а обычное незнание того, что в каждом из нас есть объективные психические миры.Как часто и случается, в страхах винова­то неверное понимание происходящего, а, часто и простое невежество.


 


Вопросы для проверки 171

Вопросы для проверки

1. Какие законы причинности определяют мир виртуальной реальности?

2. Какими могут быть психологические состояния субъекта, пребывающего
в виртуальной реальности более высокого или более низкого иерархического
уровня? С какими ощущениями и переживаниями они связаны?

3. Какими изменениями сопровождается каждый из уровней погружения субъекта в виртуал? Как связаны они с состояниями творческого вдохновения, по­гружения в восприятие объектов медиадизайна?

4. Каковы восемь основных свойств виртуального события? В чем заключается
особенность каждого из этих свойств?

5. В чем состоит проблема понимания виртуального мира? Какие особенности
виртуала затрудняют его понимание?

6. Виртуал, что это: опасность «ухода от реальности», «порабощения машинным
интеллектом»? Или же это — беспрецедентная возможность развития и обога­щения психической реальности каждого?

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип суперпозиції хвиль. Групова швидкість | Стоячі хвилі
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | <== 19 ==> | 20 | 21 | 22 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (7.471 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 7.471 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7