Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Національна культура юристаДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 720
Опытные специалисты считают, что даже на тренировочных мероприятиях ружье должно комплектоваться полным набором технических приспособлений: фонарь, оптический прицел, ЛЦУ. Дело в том, что боец до автоматизма отрабатывает приемы эксплуатации: работа органов управления, изготовка, произведение выстрела, манипуляции и маневры. Если в процессе подготовки оружие будет иметь иные массогабаритные параметры, но в условиях реальных боевых действий эти параметры будут отличаться, то это неизбежно приведет к необходимости корректировки приобретенных навыков. Понимая, что постоянное применение дорогостоящего оснащения приведет к быстрому износу этого имущества, будет более рациональным использовать муляжи-имитаторы. К примеру, вместо фонаря в крепежные элементы вставляется макет, по размерам и массе соответствующий реальному образцу. В принципе, эта концепция достаточно универсальна и распространяется на другие виды стрелкового оружия. Внимание бойца концентрируется на цели/целях, общей тактической ситуации и на поступающих от командования оперативных вводных. Работа с материальной частью, в т.ч. с оружием, должна доводиться до определенной степени совершенства. Это уже вопрос, относящийся к психофизиологии.
Вот пример из этой области. У меня как-то возник спор с зарубежными коллегами по вопросам соотношения конструктивных особенностей стрелковых образцов с человеческим фактором, эмоционально-психическим состоянием стрелка в условиях боя. Для сравнения, рассмотрели АКМ и М-16. Мои оппоненты критиковали, что, дескать, у системы Калашникова большой по размерам рычаг переводчика огня. К тому же, почему именно в такой последовательности расположены режимы огня?
Ответ простой.
В стрессовых ситуациях, даже малоопытный боец без труда на ощупь находит рычаг и, в состоянии эмоционального напряжения, давит на него вниз до отказа. Если бы это было положение автоматического огня, опять же в состоянии стресса, боец одним нажатием на спуск может израсходовать весь магазин – такие примеры из практики есть. У АКМ нижнее положение рычага – одиночный огонь. Сделав один выстрел, за которым не последует очереди, несмотря на то, что палец все время жмет на спусковой крючок, боец осознает причину, и уже, контролируя свои действия, переведет оружие в автоматический режим, если это потребуется.
Привожу этот эпизод в качестве иллюстрации к тому, что связка «оружие + человек» может носить характер как осознанного, так и автоматического действия со стороны человека. Подсознательный фактор необходимо учитывать и при выборе образца, и в методике тренировки/подготовки бойца.
Коли мы уж коснулись психологии, считаю уместным уделить несколько строк фактору психологического воздействия дробового оружия. Как-то на одном из симпозиумов был представлен доклад о психологическом эффекте, производимом боевым гладкоствольным оружием на человека. Было отмечено, что репутация дробовика как мощного, и даже зловещего, средства поражения стоит выше, чем у любого пистолета или револьвера, и уступает только автоматическому оружию.
Какие детали и особенности гладкоствольного оружия имеют повышенное психологическое (деморализующее) воздействие?
Конечно же, степень воздействия на психику человека существенно меняется в таких случаях, как:
Если на обычного, психически здорового и не находящегося под воздействием алкоголя или наркотиков человека оружие может возыметь предсказуемое воздействие, то в силу перечисленных выше трех факторов, ситуация может развиваться по иному, слабо прогнозируемому сценарию. Когда же призывы к здравому смыслу не имеют должного успеха, остается только воздействие силой.
|