Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Додаток 3


Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 599



При игре на духовых инструментах функции языка осуществляются в непосредственной связи с дыханием. Выполняя роль своеобразного КЛАПАНА, язык регулирует движение выдыхаемой струи воздуха, обеспечивая четкое и ясное начало звука. Язык играющего на духовых инструментах должен обладать большой подвижностью, что обеспечивается сокращением ряда языковых мышц.

Наряду с функцией его как клапана, язык играет роль и как орган, РЕГУЛИРУЮЩИЙ движение выдыхаемой струи. В зависимости от изменения положения языка вызывается расширение или сужение голосовой щели, ротоглоточного пространства, регулируется объем выдыхаемой струи воздуха для извлечения конкретного звука.

2 Понятие об атаке звука.

  • АТАКОЙ ЗВУКА при игре на духовых инструментах называется НАЧАЛЬНЫЙ МОМЕНТ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ.

Начальный момент звукоизвлечения требует строгого согласования по времени между толчком языка и началом движения выдыхаемой струи воздуха. Только при соблюдении этого важного условия началу звука будет придана необходимая ясность и четкость. Степень четкости и будет характеризовать качество атаки, она во многом характеризует культуру звука у данного исполнителя.

Существует несколько видов атаки: твердая (простая), мягкая, фрикативная, комбинированная.

Твердая (простая) атака осуществляется энергичным отталкиванием языка от звукообразователя. ( Как бы произнося слоги ту – та – ти)

Мягкая атака осуществляется более спокойным отталкиванием языка от звукообразователя. ( Как бы произнося слоги ду – да – ди)

Комбинированная (вспомогательная) атака, когда роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка (корень). Это делается с помощью «произношения» слогов ку – ка – ки или слогов гу – га – ги.

Фрикативная атака осуществляется с помощью слогов, начинающихся с согласных «ф», «к», «х», «т» в сочетании с «р» или гласными «у», «а», «и».

Произношение (артикуляция) различных слогов носит условный характер, так как произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно – мешает мундштук, звукообразователь, напор воздуха и т. д. Но условность эта в какой-то мере нужна. Она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.

При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трех элементов исполнительского аппарата: губ, языка, дыхания. Нарушение согласованности хотя бы в одном звене ведет к плохой атаке.

Какой бы не была атака (твердой, мягкой и т.д.), она всегда должна быть определенной, четкой и ясной, но ни в коем случае не грубой. В противном случае возможны «киксы», «подъезды», «кваканье». Особое внимание следует обратить на воспроизведение первого звука, он часто бывает, неудачен из-за отсутствия необходимой настройки, подготовленности губ, языка, дыхания и т. д.

Встречается дефект атаки «заикание», «затык» - когда исполнитель не может оторвать кончик языка и совершить атаку. Это происходит из-за отсутствия координации мышц языка, зажатия его, коря и всей гортани. Для устранения дефекта необходимо исключить на длительное время язык из работы и играть с помощью толчков диафрагмы, это обеспечит устранение дефекта.

  • Как только звук зародился, начинается его жизнь. Даже тридцать вторая и шстьдесятчетвертая имеют свою продолжительность. Время, которое звук живет (звучит) принято называть «стационарной частью» звука. Это название условно, так как стационарная часть звука наиболее гибка и подвижна в ритмическом и динамическом отношении. Поэтому «стационарную часть» звука правильнее было бы назвать развитием звука. Выполнение штрихов в прямую зависит от правильного выполнения развития звука.

 

  • В исполнительской практике окончанию звука уделяется большое внимание. Умение своевременно прекращать звучание в особенности ценится в оркестре и ансамбле. У исполнителей на духовых инструментах существует два способа окончания звука:

А) Посредством языка. Язык как бы гасит звукообразователь, произнося слог «тит». Этот прием обычно применяется при исполнении чрезвычайно коротких звуков, также звуков, требующих по своему характеру внезапного окончания, обрыва.

Б) С помощью прекращения подачи струи воздуха в инструмент; при этом звук как бы затухает.

Часто тому или иному способу окончания звука предшествует и определенная атака. Способу прекращения звука языком, как правило, предшествует твердая атака, способу прекращения звука дыханием - мягкая атака.

3. О штрихах.

Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название ШТРИХОВ.

ШТРИХ – слово немецкого происхождения, в переводе означает «черта». Этот термин появился сначала у скрипачей, так как связан с ведением смычка. Разнообразные способы ведения смычка и получили название штрихов. Многие из скрипичных штрихов со временем перешли к исполнителям на духовых инструментах, в частности, detache, portato, staccato. От вокалистов к духовикам перешли штрихи legato,portamento. В процессе исполнительства на духовых инструментах сложились и свои штрихи frulato, двойное staccato. Процесс консолидации штрихов будет продолжаться и дальше, в силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, а также стремления к унификации штриховых приемов. Но различие штрихов, связанное со спецификой игры на том или ином инструменте, останется. Никогда скрипачи не смогут играть frulato или двойное staccato, как духовики не могут играть spicato или col legno.

Рассмотрим наиболее часто употребляемые в исполнительской практике духовиков штрихи. Для удобства восприятия разделим их на пять групп в соответствии со способом их получения (атаки).

· ШТРИХИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ ТВЕРДОЙ АТАКИ.

Detache (от французского слова detacher , что означает

ОТДЕЛЯТЬ ).

Выполнение этого штриха требует энергичной, определенной атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графического изображения не имеет; иногда обозначается знаком - .

Marcato (от итальянского глагола marcate – ВЫДЕЛЯТЬ, ПОДЧЕРКИВАТЬ).

Штрих выполняется посредством активного, концентрированного начала звука, с дальнейшим его ослаблением. Обозначается >.

Martele (от французского глагола marteler, что означает МОЛОТИЬ, ЧЕКАНИТЬ).

Штрих требует предельно четкого, жесткого извлечения звука, и выдерживания динамики до конца. В отличии от marcato, при martele звук не затухает. Обозначается .

Staccato (итальянское слово, обозначающее ОТРЫВИСТО).

Прием короткого исполнения звуков (обычно звучит половина записанной длительности). Обозначается точками, стоящими над нотами.

Staccatissimo—более коротко, чем staccato (обычно звучит четвертая часть записанного звука). Staccatissimo прекращается, как правило, с помощью языка, путем произношения слога «тит». Обозначается, словом staccatissimo.

· ШТРИХИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ МЯГКОЙ АТАКИ.

Non - legato (не связно).

Звучит как бы три четверти записанного звука. Обозначается, точками, стоящими над нотами и объединенными лигой.

Portato (поступь в переводе с итальянского).

Длительность звука предельная. Обозначается знаками тире, стоящими под над нотами и объединенными лигой.

Portamento, штрих, взятый из практики вокалистов - несколько напоминает глиссандо, то есть легкое скольжение от звука к звуку( перенос звука). Обозначения не имеет.

· ШТРИХ, ВЫПОЛНЯЕМЫЙ ПОСРЕДСТВОМ ФРИКАТИВНОЙ АТАКИ.

Frulato (итальянское слово, означающее СВИСТЯЩИЙ).

Это специфический штрих духовиков. Исполняется двумя способами - посредством кончика языка или с помощью маленького язычка как бы произнося «фррр» или «кррр». В нотах обозначается frul. Frulato.

· ШТРИХ, ВЫПОЛНЯЕМЫЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМБИНИРОВАННОЙ АТАКИ.

Двойное staccato

Прием двойного staccato появился впервые у флейтистов и перешел к трубачам, а затем им овладели все исполнители на духовых инструментах. Исполняется чередованием слогов «та-ка-та-ка», «ту-ку-ту-ку», «тю-кю тю-кю». Обозначения не имеет; исполнитель сам определяет моменты, когда необходимо использование этого штриха.

· ШТРИХИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С АТАКОЙ (КРОМЕ ПЕРВОГО ЗВУКА).

Legato (итальянское слово, означает СВЯЗНО).

Исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Обозначается лигой.

Glissando (итальянское слово, означает СКОЛЬЗЯ).

Это способ последовательного заполнения интервала, путем легкого скольжения по промежуточным звукам. Выполняется он посредством неполного нажатия вентилей или неполного прикрывания звуковых отверстий инструмента. Обозначается или .

Тема: Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними.

Навыки правильного исполнения штрихов должны прививаться музыкантам систематически, начиная с первых шагов обучения на инструменте.

Практика обучения игре на духовых инструментах показывает, что первоначальное ознакомление со штрихами лучше всего начинать с detache. Этот штрих помогает овладеть четким и ясным произношением звука. При овладении detache нужно обращать особое внимание на то, что бы энергичный толчок языка при атаке и начало выдоха производились строго одновременно, добиваться полного сохранения длительности звуков.

Работа над detache помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха, способствует формированию полного, красивого звука. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой- все это связано с постоянным применением detache. Он служит фундаментом для овладения marcato, tenuto и другими штрихами.

В качестве основных упражнений для овладения detache рекомендуется использовать различные способы исполнения гамм и арпеджио в медленном движении.

Следующим штрихом с которым следует познакомиться начинающему музыканту, является legato. Legato чрезвычайно широко распространено в практике исполнения на духовых инструментах, являясь одним из наиболее выразительных приемов исполнения. На большинстве духовых инструментов legato получается довольно легко, однако выразительное исполнение legato требует от музыканта соблюдения ряда важных условий:

· Необходимо, чтобы переход от звука к звуку и выдох производились как можно более плавно, без толчков и «выжимания» звука.

· На медных инструментах нельзя допускать глиссандирующего соединения звуков для чего следует точно и своевременно менять настройку губ и подкреплять их работу активным выдохом.

· На деревянных инструментах для достижения хорошего легато необходимы координированные и экономные движения пальцев.

Значительную трудность представляет легато при игре на тромбоне. Необходимо правильно держать правую руку, избегая излишнего напряжения. Надо очень четко и быстро передвигать кулису, не делая при этом толчков.

В качестве упражнений для развития легато на всех инструментах обычно используют гаммы, арпеджио всех видов, различные образцы широкой и кантиленой музыки.

После освоения штрихов detache и legato обычно переходят к изучению более трудного штриха staccato Основные трудности штриха:

· Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке.

· Быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна точно согласовываться с движением пальцев и подкрепляться напором струи выдыхаемого воздуха.

· Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества, звуки не должны терять округлость.

Для правильного исполнения staccato большое значение имеет правильная атака. Для этого необходимо:

· Не перенапрягать мускулы языка.

· Не вводить в губную щель кончик языка.

· Не подкладывать большую часть языка под трость.

· Подкреплять движения языка напором выдыхаемой струи воздуха.

Говоря об особенностях исполнения staccato, уместно остановиться и на его разновидности – двойное staccato. Технологические трудности не должны пугать исполнителей, ибо, овладев ими по-настоящему, они получают возможность существенно обогатить выразительность своего исполнения. Быстрое, легкое staccato является одним из самых ярких показателей виртуозного и технического мастерства. В качестве упражнений на staccato необходимо использовать специальные этюды, а также гаммы и арпеджио.

В начальный период обучения необходимо овладеть и штрихом marcato. Правильное исполнение требует производить четкую атаку с помощью энергичного толчка языком и усиленного выдоха. При умелом выполнении этого приема исполнитель придает каждому звуку подчеркнутое, сильное, акцентированное начало. Подчеркивание звука должно быть умеренно сильным и отличаться от « sf».После освоения штрихов, требующих, как правило, твердой атаки, можно переходить к изучению приемов игры, выполняемых при помощи мягкой атаки. В технике выполнения этих штрихов есть много сходного, их объединяет характер атаки и связь с определенной динамикой. Эти штрихи используются при небольшой силе звука. Разница штрихов в продолжительности звуков. Portato - исполняется с максимальной протяженностью звуков. Non-legato – звук слегка сокращается за счет пауз между нотамиИзучив штрихи, исполнитель должен постоянно совершенствовать их. Чем больше работает музыкант над штрихами, тем полнее и глубже он ощущает характерные особенности штрихов. Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха нужную атаку звука. Именно постоянное изменение твердости и мягкости атаки способно придавать штрихам необычайную гибкость и всячески разнообразить их оттенки.

СЕМИНАР № 5

  1. Роль языка при звукоизвлечении.
  2. Понятие об атаке звука.
  3. Виды атаки.
  4. Штрихи на духовых инструментах.
  5. Особенности исполнения штрихов и методы работы над ними.

Тема: Техника пальцев, ее значение в практике игры на духовых инструментах и методы развития.

1 Сущность понятия «техника пальцев».

О значении хорошо развитой техники пальцев лучше всего говорит тот факт, что без нее играющий не может правильно воплотить художественное содержание музыки.В основе понятия «техника пальцев» лежит хорошо развитая способность пальцев к быстрым, четким и согласованным движениям. Однако это только внешнее проявление тех сложных нервно-мышечных и психических процессов, которые управляют движениями пальцев. Иначе говоря, подлинной основой техники является скорость движения нервных импульсов в коре головного мозга музыканта.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процедура контролю за суднами держав, які не є країнами-учасницями Конвенції СОЛАС–74 і суднами, на які не розповсюджується дія Кодексу ОСПЗ | Процедури контролю за доставкою суднових запасів
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.206 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.206 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7