Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
тільки за згодою Держави прапору суднаДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 526
Музыканты прошлого считали невероятным игру наизусть: она не только не поощрялась, но категорически запрещалась. Игра по памяти вошла в моду со времён Ференца Листа. Для того чтобы научиться играть наизусть, надо серьёзно заниматься развитием музыкальной памяти. Долго играя по нотам, музыкант перестает доверять памяти, её способности запечатлеть в мозгу, в сознании, в движениях то, что прочитал в нотах. Решающую роль в успешной работе над произведением играют свойства памяти музыканта. Один может запомнить пьесу. Лишь однажды услышав или сыграв её. Другому нужны недели работы. Не редко учащие быстро наизусть упускают детали, более полно раскрывающие содержание. Свойства музыкальной памяти развиваются посредством упражнений. Задача педагога найти соответствующий метод занятий, учитывая индивидуальные способности учеников. Современная педагогика отвергает зубрёжку. Чем больше проявлено интереса к содержанию музыки. К тому, что надо выучить. Тем более прочно и верно оно запомнится. Педагог должен внимательно изучать свойства памяти ученика создавать условия для её развития. Очень важно чтобы уже в первые годы были развиты её основные виды: слуховая – основа – основ успешного обучения, логическая – связанная с пониманием содержания произведения, моторная, зрительная. Надо воспитывать в ученике уверенность, что если произведение хорошо выучено и он может с любого места исполнить его, пропеть основные мелодии, то опасность провала памяти не угрожает. Решающую роль в успешной игре наизусть играет острота и активность слуха: кто хорошо слышит музыку, тот верно и прочно её запоминает. Способов запоминания музыкального текста может быть несколько. Простейший – выучивание путем многократных повторений – работа моторной памяти. Наиболее трудоёмкий и менее результативный – проигрывание все время от начала до конца. Для быстрого и качественного выучивания произведения надо:
Проверить выученность можно: - начиная произведение с различных мест. - играть произведение в различных тональностях. - записать произведения без пользования инструментом. Тема: Воспитание чувства ритма. Развитие исполнительского ритма является одной из самых важных задач воспитания музыканта, его надо развивать наряду с музыкальным слухом и памятью. Решение этой задачи связано с длительной, вдумчивой работой на протяжении всего обучения. Задача заключается в том, что юный музыкант должен понять и усвоить на практике смысл, заключенный в терминах: ритм, метр, темп. Основой для развития живого, выразительного ритма должно служить умение играть строго и точно безо всяких отклонений. Добиться этого от начинающего исполнителя не всегда бывает легко. Понять сущность метроритма при толковом объяснении не трудно, но понять – ещё не значит уметь. Всякое умение требует систематической работы и времени. Первоначальные упражнения для развития ритма должны состоять из звуков одинаковой длительности, для выработки ощущения равномерности пульсации метра. Всякие ритмические комбинации длительностей звуков должны осваиваться в порядке постепенного их усложнения сначала на упражнениях, а потом на этюдах и художественной литературе. В методике преподавания не существует определенных способов, гарантирующих преодоление ритмических трудностей. Всё зависит от музыкально – педагогического опыта руководителя, способностей ученика, стремления овладеть разновидностями ритма, метра, темпа, необходимыми для выразительного исполнения. Хорошие результаты достигаются, если учащийся много играет в ансамбле или оркестре. Ритмичность исполнения вырабатывается только путём практических занятий, никакие теоретические объяснения не могут заменить практики. Нужно учитывать, что отсчитывание долей такта, как средство выявления метра, допустимо только на первом этапе обучения. Укоренившаяся привычка подчёркивать метр внешними движениями сковывает исполнителя и ограничивает его технические средства. Характерные метро – ритмические ошибки:
|