Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Episode 3.01 - LabyrinthДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 534
Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей. Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в 2) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом 3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежитя, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). 62. Понятие и определение права. Право- система общеобязательных, формальноопределенных норм, правил поведения, генетически и функционально связанных с государством, выражающие согласованные интересы и волю всего общества Право- феномен общественных отношений. Право- справедливость, возведенная в закон (Лейст). Право бывает: 1)Субъективным (П.-личная возможность каждого человека, + право на свободу) 2)Объективным (П.- здесь более сложное понятие,совокупность правовых установок, прав, поведения. +юридич.ответ-ть) В современной юридической науке термин "право" ис пользуется в нескольких' значениях. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например право человека на жизнь, право пародов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа. В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о нраве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д. В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные пра-ва, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки,- одинаковые для права и смежных с ним феноменов. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора. Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Обращаясь к классу буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"1. Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а самоправо получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено. Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника — формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право — "дар" государства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства. Гос-во не может сущ-ать без права, а право без гос-ва, это видно из определения и признаков права. Существует два ракурса с которыми можно взглянуть на сущность права, 1. Право- инструмент подавления господствующего класса, группы людей 2. Право- общечеловеческий инструмент соблюдения естественных прав человека. Признаки права: 1. Системность и упорядоченность, правосистема норм, нуждающаяся в регулирование, упорядоченная совокупность. 2. Нормативность, т.е. состоит из норм, строго определенные обязанности к исполнению. 3. Устанавливается или санкционируется гос-вом. 4. Выражает гос-ную. волю, которая, в свою очередь выражает волю классов, групп, нац-ные. и общечеловеческие интересы 5. Общеобязательность и общедоступность.6. Формальная определённость (строгая). 7. Регулятивный характер. 8.Обеспечивается и гарантируется гос-вом. Проблема правопонимания связана с многозначностью терминов.
Содержание права. Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права : демократизм , федерализм , уважение прав и свобод человека , непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права , верховенство Конституции и законов , равноправие , равенство всех форм собственности , правосудие . В ст . 6 ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства , но и требований добросовестности , разумности и спра - . Указанные требования имеют общеправовую значимость , а потому логично предположить , что они вытекают из правовых принципов добросовестности , разумности и справедливости . К числу принципов , прямо не сформулированных в законе , относятся принципы ответственности за вину , неразрывной связи прав и обязанностей . Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно .Принцип справедливости имеет особую значимость . Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права , стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей , между личностью и обществом , гражданином и государством . Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями . Должны быть соразмерны труд и его оплата , нанесение вреда и его возмещение , преступление и наказание . Законы отражают эту соразмерность , если отвечают принципу справедливости . Принцип уважения прав человека отражает тот факт , что естественные , прирожденные , неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства . В соответствии со ст . 2 Конституции РФ человек , его права и свободы являются высшей ценностью . Признание , соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства . В ст . 1 8 Конституции записано : “ и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Они определяют смысл , содержание и применение законов , деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ”.Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан , т . е . их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность . В ч . 2 ст . 1 9 Конституции РФ говорится : “ гарантирует равенство прав и свобод , человека и гражданина независимо от пола , расы , национальности , языка , происхождения , имущественного и должностного положения , места жительства , отношения к религии , убеждений , принад - к общественным объединениям , а также других обстоятельств . Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной , расовой , национальной , языковой или религиозной принадлеж - ”. В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенствовозможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности . Степень реализации этих возможностей зависит от социально – активности самого человека . Содержание принципа законности заключается в том , что , как гласит ст . 1 5 Конституции РФ , “ Российской Федерации имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации . Законы и иные правовые акты , принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ. Органы государственной власти , местного самоуправления , должностные лица , граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы ”. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке . В ч . 1 ст . 46 Конституции РФ записано : “ гарантируется судебная защита его прав и свобод ”. За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы , свойственные форме права , которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом . В их числе можно назвать следующие : закон обратной силы не имеет ; все , что законом не запрещено , дозволено ; никто не может быть судьей в собственном деле ; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение . Большинство правовых аксиом закреплено в законе .
|