Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Episode 3.04 - There's No Immunity Like CommunityДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 525
1) Теория естественного права (здесь право возводится из разума или природы общества и человека) 2) Юридический позитивизм (нормативизм)- право как совокупность правовых норм, установленных государством и выраженных в законодательстве. Право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в 19 веке (Р. Штаммлер, П. Н. Новгородцев, Г. Кельзен и др.) Г. Кельзен считал, что норма, доставляющая акту значение правового (или противоправного) акта, сама создается посредством правового акта, который, в свою очередь, получает правовое значение от другой нормы... Иначе говоря, правопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действиям характер правовых или противоправных актов.1 Для него право есть система (пирамида) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы, а в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. По Г. Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Г. Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками.2 Верно подчеркивая такое определяющее свойство права, как нормативность, соподчиненность правовых норм по степени их юридической силы, Г. Кельзен связывает нормативность с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов, а отсюда им признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. 3)Социологическая концепция права- Ллевелин, Муромцев (право- реальные социальные отношения, имеющие юрид.последствия и возникающие в различных общественных отношениях или создаваемые решениями судебных и административных органов) 4)Психологическая теория права. Значительное распростр. данная теория получила в начале 20 в. (труды русского ученого Л.И. Петражицкого и зарубеж. авторы Дьюм, Мэрилл, Росс). Основное трактование этой теории– человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Человек переживает свои поступки, а нормы как запреты и веления явл. отражением этих переживаний. Т.е. существует подлинное право, кот. представляет собой психолог-ое переживание людей о их правах и обяз-ях, и официальное право – совокупность норм. 5)Синергетическая (теория хаоса) 6) Историческаяшкола права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. В основе права лежит обычай, базирующийся на общем сознании, общем народном духе, общем убеждении народа. Корни права следует искать в бытии исторического процесса, его последовательном развиии; вместе с развитием общественных отношений оно силой убеждения воздействует на людей. Сторонники исторической школы права исходили из многомерности права каждого народа, передаваемого из поколения в поколение. 7) Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право — лишь часть надстройки над экономическим базисом общества, обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу. «Помимо того что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона, — выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса...»1. При всех различных подходах к пониманию права профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом.2 Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа.
|