Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Художній текст та особливості його перекладуДата добавления: 2015-06-12; просмотров: 980
Среди трагических сторон средневековой жизни: бесконечных феодальных и религиозных войн, произвола имущих и церкви, массовых эпидемий чумы и моровой язвы, постоянно нависающей кары Страшного суда и ожидания конца света — человек средневековья умел радоваться жизни, тянулся к свету и любви, видел в красоте мира символы божественной красоты; умел самоотверженно трудиться, воздавая в большом и малом деянии хвалу Творцу; недаром средневековая культура оставила после себя великое и многоликое художественное наследие, созданное «маленькими людьми», которые были великими мастерами. Особенную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, которое создало великий исторический синтез, наследуя и преобразуя идеи и образы религий Ближнего Востока и традиции греко-римской античной философии. Христианство впервые в мировой истории выдвинуло идеи равенства всех людей перед Богом, осуждение насилия, преодоления несовершенства мира путем нравственного совершенствования каждого, идеи духовного единения всех людей. «Трагедия личности Христа заполняет собой мир, она живет в каждом человеке» (Д. С. Лихачев). Острое переживание этой трагедии составляет главное содержание шедевров художественной культуры средневековья. Принято более чем тысячелетнюю историю Средних веков делить на три основных периода: раннее (V—XI вв.), зрелое, или классическое (XII—XV вв.) и позднее средневековье (XVI — начало XVII в.), отмеченных широким распространением и национально-самобытным проявлением в искусстве возрожденческих идей. При всей сложности, разнородности, многослойности, парадоксальности и противоречивости средневековой жизни и культуры присутствует и объединяющее начало — «теоцентрическая модель мира», которая находит в искусстве идеальное, гуманистическое воплощение. Ранее всего христианская религиозность проявила себя в сложении византийской художественной системы. В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической античной культуры, передав эту культурную эстафету в X в. Древней Руси вместе с православием. Византия создала основные типы христианских храмов (базиликальный, центрический и крестово-купольный), переосмысливая античную архитектуру в соответствии с христианским религиозным учением о храме как земной модели небесной церкви, как корабле опасения для верующих, как доме для моления. Поэтому главное внимание уделялось увеличению внутреннего пространства и божественному великолепию внутреннего убранства храма.
26.Социокультурные истоки Ренессанса. Отношение к античной и средневековой культуре. Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека). В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная. Принципы: - «Природосообразность» – материалистическое истолкование законов природы. - Антропоцентризм – человек – венец природы. - Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму. Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте, переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте). В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей образованных в эпоху возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры – это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие (буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы – политиков, утверждается в массах. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального прагматизма.
|