Студопедия — Человек как Дух в учении Г.В.Ф. Гегеля. Против гуманизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек как Дух в учении Г.В.Ф. Гегеля. Против гуманизма






Для Гегеля человек в себе тождественен Богу. Если Природа – это инобытие Бога, то Человек – это Бог, постигающий самого себя в своем инобытии. В этом плане сущностью человека является Дух. Раскрытие человеком своей божественной сущности – длительный процесс. Вначале человек божественен только в себе, но не для себя – он сам еще не знает о своей божественной сущности. Постепенно эта сущность начинает обнаруживаться сначала во внутреннем мире человека (субъективный дух). Затем она раскрывается вовне, создавая объективный мир государства, нравственности и права (объективный дух). Наконец, субъективные и объективные моменты духа достигают наивысшего тождества в искусстве, религии и философии (абсолютный дух). Противопоставленность Бога и человека снимается. Человек есть Бог, Бог есть человек.

Текст 7. Принципом философии Гегеля является дух. Как «абсолют» он есть также и истинная, всеобщая сущность человека. Только при наличии предпосылки внутренней всеобщности, каковой является дух, можно познавать и внешние особенности людей. Но «всесильное время и его культура», то есть эпоха Просвещения, привели к тому, что люди отказались от того, чтобы признавать «Бога или абсолюта». Их абсолютной точкой зрения, напротив, стали «человек и человечество». Однако философия не может оставаться у такого эмпирического человечества и его бессодержательной идеальности и «ради любимого человечества» отказаться от абсолюта. То, чем обычно называют человека, это лишь «зафиксированная конечность», а не «духовный фокус универсума». Вследствие разрыва чувственного и сверхчувственного мира последний представляет собой лишь «бегство из первого», а человек ест чувственность, которая скрашивается чуждой ей сверхчувственностью. Хотя эмпирическая и абсолютная сущность человека «должны» соответствовать друг другу, они не могут этого до тех пор, пока философия просвещенного рассудка отливает спекулятивную идею разума в некую «гуманную форму». «Постоянная память о человеке» приводит к тому, что слово «гуманность» получает значение «чего-то прямо-таки пошлого». В противоположность этому Гегель подчеркивает, что исключительно дух есть то, «благодаря чему человек является человеком» Это положение находится уже на первой странице «Философии религии», что уже внешне указывает на то, что гегелевское понятие духа мыслится не антропологически, а теологически, как христианский логос, и, следовательно, «сверхчеловечески».

Позитивной предпосылкой гегелевской критики сугубо гуманного определения человека является то, что только христианская религия как религия абсолютная породила также и абсолютное, то есть духовное определение человека, и именно благодаря своему учению о вочеловечивании Бога. А поскольку Христос как «Сын Божий» и одновременно «Сын Человеческий» принадлежит роду человеческому вообще, а «не какому-то особенному племени», с этого момента существует также и всеобщее и истинное, духовное понятие человека.

Таким образом, из гегелевского определения человека следует, что конечный человек еще ни в коей мере не представляет для него проблемы, ибо высшей инстанцией его абсолютной философии было нечто большее, чем лишь конечное и человеческое (Левит, К. От Гегеля к Ницше).

Задание к Тексту 7. Что является сущностью человека для Гегеля? Почему учение Гегеля о человеке не является гуманистическим?







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 814. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия