Студопедия — Тема: Лепка фразы в логике словесного воздействия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема: Лепка фразы в логике словесного воздействия






 

Объектом словесного воздействия является сознание человека. Мы воздействуем на партнёра с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.

Действовать словами - это значит рисовать ими картину " не для слуха, а для глаза" партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, - отчетливо представлять себе то, о чем говоришь.

Внешняя сторона словесного действия - звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели, если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника, тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно.

Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как самое главное должно запечатлеться в нем? На это указывает ударное слово каждой данной фразы. Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создает " перспективу речи", которая увлекает слушателей.

Умение произнести длинную фразу - это именно и есть умение расставить предметы в рисуемой картине так, чтобы, с одной стороны, зритель картины (слушатель) ясно увидел целое - каждую часть, фрагмент, предмет картины в том ее качестве и с той конкретностью, чтобы они служили целому, не утрачивая своей особенности.

Таблица «Типы расположения предметов».

Тип расположения Характеристика
Перечисление Ряд предметов однородных (иногда только по какому-нибудь одному из признаков); а) их законченное, ограниченное множество; б) их неограниченное множество. Характерным признаком этой формы является своеобразно-равномерное повышение (а иногда и понижение) голоса на каждом новом члене ряда, то есть после каждой запятой.
Сопоставление Ряд предметов, отличных друг от друга, более или менее равнозначных в целой картине. Сопоставление двух предметов требует разности звуковых тонов голоса, привлекающие внимание слушателя к тому, что рисуемые предметы отличаются друг от друга
Противопоставление Группировки предметов, противоположных друг другу по тому или иному качеству - картина контрастных представлений. Основной принцип " лепки" противопоставлений заключается в создании наибольшей разности голосовых красок при изображении контрастирующих предметов, причем на первый план выходит не изображение самих предметов, а именно изображение контраста между ними. Важной особенностью противопоставлений является неразрывность фразы при " лепке", точка ликвидирует противопоставление и превращает его в сопоставление описательного характера.
Основа и пояснения Единый предмет на фоне других или несколько предметов, расположенных на разных планах; перемещение этих планов - демонстрация детали крупным планом и возврат ее в фон. Временные отходы от сюжетной линии фразы, с целью уточнения, пояснения каких-либо важных деталей, не укладывающихся в сюжет выражаются в " лепке" интонационными скачками голоса " вверх" или " вниз" относительно интонационного уровня сюжета. Переходы эти сопровождаются, обычно, небольшими паузами, в которых слышится тенденция рассказчика вернуться к сюжету (если такой тенденции нет, то фраза-картина будет разбита точками на несколько отдельных несвязанных частей).
Эпическая речь Бесконечная, следующая друг за другом смена разнообразных предметов-картин, крепко связанных единой повествовательной последовательностью. Эпическая форма повествования может включать в себя множество интонационных конструкций, в том числе и вышеупомянутых. Главным ее признаком является " превращение всех точек в запятые", указывающих на то, что повествование еще не закончилось, что дальше будет показано нечто еще более важное и интересное. Интонационно это достигается повышением каждой последующей фразы на одну высотную ступень голоса, а затем интонационного и смыслового скачка через несколько ступеней вниз.

Ударное слово (фраза) – это главное слово (фраза), которое несёт информацию, при помощи которого можно понять цель действующего. Расстановка ударных слов или фраз очень важна для актёра.

В словесной живописи к способам и средствам выразить свою точку зрения на рисуемые предметы и навязать ее слушателю относятся: паузы, повышения, понижения, усиление и ослабление звука и темп. Именно этими средствами выделяются ударные слова:

- Чтобы выделить ту или иную часть рисуемой картины ее ограничивают паузами;

- Чтобы показать крупным планом - замедляют темп ее рисования;

- Чтобы сделать ее " светлой " - повышают голос;

- Чтобы сделать ее " темной " - голос понижают.

- Чтобы стушевать ту или иную деталь, не нужно выделять ее паузами;

- Чтобы отнести те или иные места картины к фону, нужно увеличить темп.

Умение верно лепить фразу - эффективное вспомогательное средство в работе над построением яркой индивидуальной логики действий создаваемого образа.

УПРАЖНЕНИЕ №1: Медленное чтение.

Для этого упражнения удобно выбрать нерифмованное и достаточно длинное предложение из сказок. Задача учащихся - прочитать ее как можно за большее время, сохранив при этом смысловую целостность (чтобы фраза не рассыпалась). Учащиеся должны обнаружить всевозможные механизмы удлинения фразы (громкость, логические паузы, использование высоты голоса, взаимодействие с партнерами).

УПРАЖНЕНИЕ №2: Охотники на привале.

Учащиеся рассказывают остальным партнерам длинную и захватывающую историю о том, что с ними произошло (необязательно достоверную) и, по команде преподавателя, используют различные конструкции лепки в своем рассказе (Например: " как можно больше противопоставлений").

УПРАЖНЕНИЕ №3: Басни.

На материале одной или несколько басен (общих для всей группы учащихся) ищутся различные варианты лепки отдельных фраз и, смысл, складывающийся из именно такого варианта лепки. Для работы над баснями необходимо подключать и наработанные навыки актерского мастерства в бессловесных и словесных воздействиях. Немаловажной деталью, определяющей лепку является позиция рассказчика, его отношение к рисуемой им картине, и, естественно, слушатели и цель рассказа.

 

УПРАЖНЕНИЕ №4: Словесный рисунок.

Найдя в драматургическом или литературном материале описательное место, в котором персонаж рисует перед своими слушателями достаточно объемную и сложную картину (особенно удобны для этого упражнения произведения Гомера, позволяющие одновременно нарабатывать и навыки эпической формы повествования или басни). Учащиеся должны максимально подробно нарисовать описанную картину, а затем рассказывать ее по тексту, сверяясь со сделанным рисунком. Одним из наиболее важных навыков, нарабатываемых в этом упражнении является навык " держать целую картину", а не описывать ее отдельные, несвязанные части. По мере наработки этого, добавляется задание сделать какие-то части картины более или менее важными (относительно целого), что подразумевает использование определенных форм лепки фразы и других инструментов речи.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1037. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия