Студопедия — Науки и философия об обыденном мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Науки и философия об обыденном мире






Повседневный мир исследуется ц описывается в исто-
рии, этнографии, культурологии, социологии и философии.
Особый пласт специфического изучения повседневности
представляют собой бытопнсательская литература и изобра-
зительное искусство, выбирающее в качестве объекта изо-
бражения, бытовые сценки обыденной жизни.

Историческая наука, восстанавливающая хронологический
событийный ряд предшествующих периодов жизни общества,
неизбежно обращается к характеристикам повседневности, к
описанию конкретной эмпирии, той «плота! и крови», из ко-
торой складываются любые события, в том числе исторически
значимые и судьбоносные. Правда, та самая «смыслообразую-
щая> > активность широких масс, в конечном счете и созидаю-
щая данную культуру в ее истории, далеко не всегда попада-
ла в сферу внимания историков. В этом отношении новое сло-
во принадлежало исторической школе, сложившейся вокруг
журнала «Анналы», организованного в 1929 г. Марком Бло-
ком и Люсьеном Февром. Особенность данного направления
состоит в том, что его сторонники изучали сознание не только
выдающихся личностей, оставивших след в истории, но и
массовое, присущее так называемому «безмолвствующему
большинству» общества. При этом «...подобное исследование
не является самоцелью и почти целиком подчинено выясне-
нию важной роли этого сознания в функционировании обще-
ственной системы в целом»*. Активная роль человека в созда-
нии повседневности и истории стала главной темой у авторов
«Анналов».

Исследователь, объединивший в себе историка, этнографа
и культуролога, прямо обращается к вопросам, как создается
в повседневности данная культура? чем живут и дышут сози-
дающие ее люди? каковы их нравы, обычаи, воззрения, чая-
ния и привычки, страхи и идеалы? При этом акцент может
делаться либо на материальной стороне обыденности, на
«мире вещей», составляющих социальное пространство, пита-
ющих человека, образующих тот интерьер, на фоне которого
развертывается жизнь, либо на менталыюсти, системе взгля-
дов и переживаний. Ярким примером анализа предметного
мира являются работы Фернана Броделя «Материальная ци-
вилизация, экономика и капитализм XV — XVII вв.», первая
из которых называется «Структуры повседневности: возмож-

* Бессмертный Ю. Л. «Анналы». Переломный этап? //Однсссй.
1091. С. 8.


ное н невозможное» (Ф. Бродель — сподвижник М. Блока, в
40-х гг.— один из директоров журнала «Анналы»). Главы
«Структур повседневности» называются: «Хлеб насущный»,
«Излишнее и обычное: пища и напитки», «Излишнее и обыч-
ное: жилище, одежда и мода», «Деньга», «Города» и др. В
ином ракурсе освещается повседневность средневековья в
книгах А. Я. Гуревича. Так, его работа «Категории средневе-
ковой культуры» включает описание и анализ пространствен-
ных и темпоральных представлений человека средневековья,
его взглядов на богатство и труд, освещает особенности мора-
ли и правосознания.

Ставя себе вполне конкретную и ограниченную исследова-
тельскую задачу, настоящий культуролог самой логикой из-
бранного предмета подвигается к тому, чтобы охватить в сво-
ем анализе повседневную жизнь как целое, со всеми ее слож^-
нымн хитросплетениями. Ученому приходится вникать в те
детали, установки и негласные латентные договоренности, ко-
торые существуют между членами данного общества и восп-
ринимаются ими как нечто само собой разумеющееся. Обы-
денный мир - мир привычек, стереотипов, житейских ак-
сиом, в нем велика сфера твыгввореиного
(того, что^ вообще
не нуждается в выговаривашпг, в оформлении словом).

Важно уяснить скрытые мотивы предпочтений и пережи-
ваний, не понятные человеку иной культуры. Об этом пишет
известный этнограф и этнолог Маргарет Мид в книге, посвя-
щенной исследованию психологии девушек-подростков при-
митивных народов·: «Я углубилась в изучение девушек в этом
обществе. Я проводила большую часть времени с ними. Я еа< -
мым тщательным образом изучила дог> гашнюю обстановку, в
которой жили эти девушки-подростки. Я тратила больше вре-
мени па игры детей, чем на советы старейшин. Говоря на их
языке, питаясь их нищей, сидя на полу, покрытом галькой,
босая к скрести» нога, я делала все, чтобы сгладить разницу
между нами, сблизиться и понять всех девушек из трех ма-
леньких деревень, расположенных на берегу маленького- ост-
рова Тау в архипелаге Мануа*. ·

И историк, в большинстве случаев не обладающий воз-
можностью прямого контакта с людьми изучаемой эпохи, и
культуролог-этнограф, вступающий в прямое общение со
своими «подопечными», ставят своей задачей описать по-
вседневный мир своей или чужой культуры максимально
объективно, хотя сознание самого исследователя неизбежно
вмешивается в реконструкцию процесса. Влияние этого со-

* Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 93.


знания следует мягко нивелировать. Культуролог и историк
имеют право на свою позицию при интерпретации картины
обыденности, но само создание такой картины предполагает
некую методологию, помогающую свести к минимуму влия-
ние индивидуальности исследователя.

Проблемами соотнесения сознания исследователя и со-
знания обычных людей, генерирующего ежеминутно смыс-
ловые структуры повседневности, занята феноменологиче-
ская социология: Ее интересует, совпадает ли понятийный
аппарат обычной социологии, изучающей реалии повседнев-
ности, с теми представлениями, которые характерны для
массового сознания. К примеру, какой смысл вкладывает в
слово «элита» или «лидер» обыденное сознание, и какое —
социология? Не создает ли наука свой отдельный мир, ни-
чем не напоминающий ту самую повседневность, которую
она берется изучать?

Обычная социология, как эмпирическая, так и теорети-
ческая, вместе с историей и культурологией стремится дать
максимально объективную картину повседневности, пред-
ставить жизнь в четких определениях, поддающихся коли-
чественной обработке, пригодных для практического опери-
рования с данными, так, как если бы найденные наукой ха-
рактеристики повседневного мира были материальными,
твердыми предметами. Феноменологическая социология,
напротив, стремится развенчать представление о повседнев-
ности как сфере «четких определений». Она показывает,
что все реалии обыденной жизни непрерывно создаются и
пересоздаются.
Очевидно, можно проследить и то, как
именно это происходит, как становится, возникает то или
иное представление, характерное для массового сознания и
составляющее одну из реалий повседневности. Сложность
положения социолога заключается в том, что сам он как бы
старается выйти за пределы процесса создания смысловых
образований, найти позицию вне их, сыграть роль сторонне-
го наблюдателя. В ряде случаев такой подход возможен, но
в отношении фундаментальных социально-нравственных
или политических представлений совершить это оказывает-
ся крайне затруднительным.

Особое место в изучении повседневной реальности занима-
ет философия. В отличие от социальных наук и культуроло-
гии она не претендует на максимальную объективность, не
стремится полностью вырваться за рамки установок повсед-
невного сознания, а создает свою версию, или, вернее, свои
разнообразные версии, модели того человеческого мира, в ко-
тором мы живем. Эти модели сосуществуют друг с другом,


дополняют друг друга, вступают в противоречия, образуют
синтез. Современные авторы, толкующие проблемы смысла и
цели жизни, значения смерти, важности дружбы и т. д. могут
свободно вести полемику или приходить к согласию не толь-
ко со своими современниками, но и с философами далекого
прошлого: с Платоном, Августином, Гегелем.

Высказывая суждения о повседневности и связанных с
ней вопросам, философ ие обязан скрывать свое личност-
ное кредо,
напротив, он говорит лпчно от себя, даже если
его представления претендуют на универсальность.

Философ не ограничен рассмотрением конкретного перио-
да истории, локальной культурой или узкими пластом значе-
ний, которые он взялся изучать. Поле его творческого поиска
— вся история культуры. Здесь юэможны самые разнообраз-
ные аналогии, Невероятные сопоставления, свободное переме-
щение из глубин истории в сегодняшний день и обратно.

Наконец, размышляя о проблемах повседневности (т. е. о
человеческой жизни!), даже самый категоричный философ
как бы вкладывает в свой текст приглашение к диалогу. Фи-
лософский текст принципиально открыт для полемики, в нем
больше вопросов, чем ответов, больше загадок, чем разгадок.

Сфера интересов философов широка и многообразна. В
ряде своих разделов философия далека от обыденной дей-
ствительности, изучая те пласты реальности, которые, об-
разно говоря, ' «приподняты» над повседневной жизнью.
Так, онтология — теория бытия, взятого в широком смысле
слова. Гносеология — теория познания — сосредоточивает
свое внимание на тонких механизмах постижения мира и
конструирования его образов. Методология призвана обслу-
живать теоретическое познание и, соответственно, занята
исключительно познавательными процедурами. Логика как
часть философского знания выясняет специфику законов
мышления. Социальная философия и философия истории
анализируют устройство общественного организма и фунда-
ментальные законы исторического процесса (или же его
принципиальную «беззаконность»).-Что же именно привле-
кает философию в эмпирическом повседневном мире?

Думается, это прежде всего проблемы, которые принято
называть экзистенциальными, ибо они тесно связаны с пе-
реживанием человеком собственного пребывания в мире,
своего бытийствования: как жить? зачем жить? стоит ли во-
обще жить? существует ли Другая жизнь, ждущая нас после
смерти? что значит жить счастливо? Именно экзистенци-
альные проблемы, повседневно, решаемые людьми на уров-
не обыденного сознания и живого переживания, становятся


в философии предметом специальной рефлексии, професси-
онального размышления. Рассмотрим подробнее, каков
круг экзистенциальных вопросов, кто обращался к ним в
истории философии, на каком языке обсуждается экзистен-
циальная проблематика.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 582. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия