Студопедия — Желания – это результат сравнения себя с другими, обладающими более высоким, равным или низким статусом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Желания – это результат сравнения себя с другими, обладающими более высоким, равным или низким статусом






В современных обществах существует целая индустрия, целью которой является формирование желаний. Этим занимаются маркетинг, средства массовой информации и др. Очень часто собственная машина, дом, одежда, технические средства, даже образование ассоциируются у некоторых людей с жизненным благополучием и процветанием. Эти предметы потребления выступают в качестве символов, маркеров статуса. Под статусом в данном случае понимается позиция в социальной структуре общества.

В каждом обществе существуют определенные культурные обычаи и нормы потребления. Так, в Индии члены высшей жреческой касты, брахманы, обязаны быть вегетарианцами, разделять трапезу исключительно с брахманами и употреблять только ритуально чистую пищу, т.е. приготовленную в соответствии с ритуальными требованиями.

Во всех культурах существуют ритуалы, системы верований, которые регулируют потребление. Мусульмане, например, обязаны соблюдать пост в течение определенного времени; шариат запрещает им есть свинину. Индуистам возбраняется употреблять в пищу говядину.

Обычаи и нормы нашего общества представляются нам очевидными и разумными только в силу того, что мы хорошо с ними знакомы. Для тех же, кто вступает в деловые контакты с представителями других культур, очень важно знание норм и правил потребления.

В основе потребления — полезность и престиж.

Полезность определяется следующим образом:

· как степень удовлетворения, которое индивид получает от использования вещи или от обладания ею;

· через субъективную ценность вещи в конкретном месте и в конкретное время (так, для оказавшегося в пустыне ценность бутылки воды будет выше, нежели для того, кто находится в городе).

Престиж — авторитет, уважение, влияние, которым пользуется кто-либо.

Например, физическое потребление еды направлено, во-первых, на утоление голода. Во-вторых, согласно личному вкусу, какая-то пища представляется более вкусной, чем другая, а если этого мнения придерживается большое количество людей, то и цена ее будет выше, а употребление в пищу престижным.

Не все потребляется незамедлительно. С точки зрения экономической антропологии, средства производства, накапливаемые товары потребления и деньги — все это капитал.

Современные ученые полагают, что понятие «капитал» охватывает собой:

· физический капитал — деньги, имущество, ценные бумаги, прочие материальные ценности;

· гуманитарный капитал — образование, профессиональное обучение;

· символический капитал — материальные и символические ресурсы, которые используются в качестве символических средств власти в целях установления и сохранения иерархии ценностей. Например, цари используют церковь для легитимации своего правления. Священнослужители удостоверяют, что цари правят согласно «воле бога». Более того, учреждается такое государственное устройство, которое позволяет их наследникам сохранять власть.

В истории были примеры, когда этнические группы или даже расы претендовали на то, что им самой судьбой предопределено управлять другими. Так, в средние века имела место длительная экклезиастическая дискуссия на тему «можно ли вообще считать представителей других рас человеческими существами?». Торговля рабами допускалась потому, что чернокожие африканцы приравнивались европейцами к животным.

· социальный капитал манифестируется в социальных отношениях. Социальный капитал составляют личные связи, деловые контакты, которые позволяют достигать конкретных целей. Например, при приеме на работу решение относительно какого-либо кандидата может зависеть в большей степени от личного покровительства[, нежели от собственных заслуг кандидата]. Социальный капитал менее заметен, поскольку он сокрыт в недрах конкретных отношений между людьми.

 

Понятие полезности является центральным в таком философско-этическом направлении, как утилитаризм (от лат. utilitas — польза, полезность). Основателем этого направления был Иеремия Бентам (1748-1832). Его учение, основанное на своеобразной трактовке человеческой природы, содержало рекомендации по переустройству общества.

Бентам хотел, подобно Ньютону в физике, открыть универсальные силы, управляющие всем человеческим поведением, дать способы их измерения и в конечном счете осуществить программу реформ, которые бы сделали человека и общество лучше. В принципе полезности он искал объяснение фактического поведения людей.

Согласно Бентаму, польза — это «свойство предмета, благодаря которому он способен приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье (что в данном случае сводится к одному и тому же)».

Наслаждение и страдание — основные силы, повелевающие человеком и, что особенно важно, их можно измерять. Философ выдвинул идею «арифметики счастья», которая по сути была попыткой ранжирования удовольствий и страданий (по интенсивности, продолжительности, определенности/неопределенности, близости по времени, плодотворности, чистоте и распространенности).

Бентам полагал, что благосостояние измеряется следующим образом: берется сумма интенсивностей удовольствий за данный период времени, умножается на их продолжительность, а из нее вычитается рассчитанное по аналогичной формуле общее количество страданий за тот же период времени. Подсчет этот ведется для того, чтобы достичь наибольшей величины общественного блага: «максимального счастья для максимального числа людей».

Идеи Бентама явились отправной точкой для рассуждений маржиналистов (Г. Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер), сформулировавших принципы предельной полезности, который является краеугольным камнем современной экономической теории.

Если до Бентама и его последователей экономическая наука была прежде всего наукой управления государством, адресованной государям, то с середины XIX века она становится наукой о человеке, антропоцентрическим учением, собственно экономикой (в отличие от прежней политической экономии).

Цитируемая литература:

 

Гегель Г. Ф. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1.

Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 23-26.

Бентам И. Введение к принципам морали и юриспруденции. СПб, 1998.

 

? Контрольные вопросы:

1. Как рассматривался человек в философии Древней Греции?

2. Какое понимание человека сформировалось в эпоху средневековья?

3. В чем видели сущность человека философы немецкой классической философии?

4. Каким образом рассмотрели структуру психики человека З.Фрейд и К.-Г.Юнг?

5. В чем смысл проблемы человека в экзистенциализме?

6. Что такое общество, каковы его признаки?

7. Что представляет собой социальная структура общества?

8. Охарактеризуйте гражданское общество.

9. Что такое страта?

10. Что находится в основе существования общества? Какие точки зрения на этот счет Вы знаете?

11. Что такое культура?

12. В результате чего появляется цивилизация?

13. Какие существуют точки зрения на проблему обоснования культуры?

14. В чем смысл монолинейных и полилинейных представлений о развитии культуры?

15. Что означает понятие «экология культуры»?

16. Что такое " вторая природа"?

17. Сравните смысл понятий «материя» и «природа».

18. Сравните философские концепции природы античности, средневековья, Возрождения и Нового времени.

19. Когда и почему сложилась концепция ноосферы?

20. Назовите факты, свидетельствующие о фундаментальной связи человека и природы.

21. Раскройте суть современных научных представлений о происхождении Вселенной и уровнях организации природы.

22. Какие объекты, в соответствии с современными представлениями, являются живыми?

23. Что такое биоэтика? Каковы её актуальные проблемы?

24. Что такое производство?

25. Что относится к факторам производства?

26. Что относится к средствам производства?

27. Что такое способ производства?

28. Что такое производительные силы?

29. Что такое производственные отношения?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Образ человека в культуре Возрождения.

2. Проблема взаимоотношений личности и общества в марксизме.

3. Проблема человека в экзистенциализме.

4. Человек и свобода в философии Н.А.Бердяева.

5. Гражданское общество, проблемы его формирования.

6. Теория «общественного договора» Т.Гоббса, Дж.Локка и Ж-Ж-Руссо.

7. Социальная структура российского общества.

8. Теория стратификации П.А.Сорокина.

9. Культура: понятие и сущность.

10. Экология культуры.

11. Античная натурфилософия.

12. Пантеизм Дж.Бруно.

13. Ж.-Ж. Руссо о природе и цивилизации.

14. Тейяр де Шарден: учение о ноосфере.

15. А.И.Вернадский: учение о ноосфере.

16. Современные научные концепции происхождения Вселенной.

17. Современные научные концепции происхождения жизни.

18. Солвременные научные концепции происхождения человека.

19. Экологическая философия: фундаментальные проблемы.

20. К. Маркс и его теория способа производства.

21. Неомарксистская теория о способе производства.

22. Полезность и престиж.

23. Непродуктивное накопление вещей в целях престижа как аспект потребления.

24. Феномен показного потребления.

 

Литература:

1. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 2003.

2. Введение в биоэтику. М., 2001.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 2003.

4. Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб, 1999.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. М. 2004.

6. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М. 2004.

7. Культура: теории и проблемы. М.2005

8. Культурная антропология / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. СПб, 2000.

9. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2005.

10. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2000.

11. Проблема человека в западной философии. М. 2001.

12. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. 2002.

13. Социальная структура и социальная стратификация. М. 2002.

14. Хёсле В. Философия и экология. М., 2004.

15. Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб, 1999.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 614. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия