Студопедия — Александр Иванович Герцен
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Александр Иванович Герцен






1812 - 1870

Основные этапы развития

История Герцена отражает важнейшие события движения русской и европейской жизни. "Художественная автобиография представляет собой отражение ист в чке, случайно попавшемся на её пути". Жизнь Герцена сложилась так, что он оказывался на самых трудных поворотах ист. Он был в самой гуще жизни, и это следствие не только совпадений, но и обусловлено личностью. В нём сочетались аналитический ум мыслителя (историк, учёный, фсф), талант писателя и гуманность. Т.ч. Герцен в "Былом и думах" - в ореоле своих высоких качеств.

Родился в Мск в семье аристократа. Детство подарило много светлых впечатлений. Его воспитателем был француз Бушо, хранивший в себе традиции ВФР, и семинарист Протопопов - предвестник разночинцев. Атмосфера дома, полная рассказов о событиях 1812 года. С другой стороны, он считался незаконнорожденным - сын иностранки. В доме любящего отца он постоянно должен был чувствовать себя не дома, и поэтому вставал на сторону крепостных. И ненависть к рабству и произволу. В доме получил первое воспитание: рано познакомился с иностранной лтр, с 25 года - ЕО.

Особая роль в его духовной жизни - восстание декабристов, он называл их "великими предшественниками". Многие семьи, к к. принадлежали арестованные, бывали в его доме, один из его любимых поэтов - Рылеев. В МСк в 26 году во время коронации Н1 Герцен оказался в оппозиции к правительству. С 25 года события ист захватили Герцена и увлекли его в политику. Ранняя дружба с Огарёвым, к. сохранилась на всю жизнь.

В 29 году Герцен поступил в Мск универ на физмат отделение. Повлияло знакомство с двоюродным братом, сторонником фр материализма. Университетские годы - период быстрого интеллектуального роста. От беспорядочного чтения Герцен переходит к системе знаний. Особенный интерес к двум профессорам: Павлов, к. преподавал физику и сельское хозво, научиться было невозможно, но его курсы оказались введением в фсф, излагал учение Шеллинга. В университетские годы сближается с рядом учёных, расширяется и фсфское, и естественно-научное образование. Первая работа - "О месте чка в природе". Формирование мировоззрения начинается в десятилетия после разгрома декабристов, и то, что было характерно для мироощущения передовых людей того времени, было харрно и для него: рмт и идеалистическое настроение с Байроновским колоритом, но без скепсиса, апофеоз личности, дружбы, духовное превыше всего, но, будучи рмт и идеалистом, исповедуя культ дружбы и любви, но своеобразие: главное место в его рмт - вопросы политики, гражданская экзальтация. Все его искания имели политическую окраску. Прямой наследник декабристов, он ищет свой путь и создаёт вместе с Огарёвым систему раннего русского утопического социализма. Петрашевцы создают по Фурье, для Герцена главный предшественник - Сен-Симон. В универе организует свой кружок, где Сен-Симон читается, обсуждается, намечаются планы: Сазонов, Пассек, Кетчер и т.д. Социальная поэзия определяла всё.

34 год - Герцен приступает к действиям: журнал. Но не получилось: в июле 34 года он и Огарёв были арестованы. Повод для ареста не имел к нему прямого отня: у одного из приятелей пели куплеты антиправительственного содержания, ни Герцен, ни Огарёв там не присутствовали, но были арестованы, следствие, и Герцен был отправлен в ссылку в Вятку. Огарёв был направлен в Пензенскую губернию. Не в тюрьму, а были определены чиновниками на службу. Практическое соприкосновение с жизнью, знакомство с реальной жизнью. Он был определён чиновником по статистике края и имел дело с документами государственных крепостных. Знакомство с положением большей части населения края осложнялось дружбой со ссыльными. В 37 году Вятку посетил Ж, Герцен познакомился с ним, и Ж способствовал тому, чтобы Герцена перевели ближе к Мск - во Владимир. Там он тайно вывозит из Мск свою невесту, женится, и начинается духовное воспитание любовью. Герцен начинает заниматься творчеством.

В 39 году он возвращается из первой ссылки. В Мск встречается с совершенно новым поколением, с кружком Станкевича. Один из самых ярких деятелей - Белинский. Встреча была важна для обоих. Белинский оправдывает гнусную российскую действть. Начинаются споры, связанные с иной позицией Герцена: он вернулся как освобождённый политический ссыльный, не принял примирительную фсф, Герцен садится за Гегеля и осваивает его диалектику как алгебру революции. Всё действительное разумно, и борьба тоже.

Гегель: диалектический метод объяснения жизни Гегель распр на все явления, кроме прусского госва, где он живёт. Диалектика исчезает, и её сменяет чистая идея примирения. Опираясь на прусскую концепцию, Белинский выстраивает свою идею примирения с действтью. "Делитантизм в науке": Герцен впервые даёт полную харрку плюсов и минусов Гегеля. После знакомства с Гегелем и Феербахом фсфский путь Герцена становится самостоятельным.

В мае 40 года с семьёй переехал в Пб. Пб - это Европа, по Пушкину и Гоголю. Но именно там "возникало чувство чка", "есть что-то трагическое, мрачное и величественное". В 41 году Герцен подвергается преследованию: отправил письмо отцу, вскрыли, нашли противоправительственное и отправили в ссылку в Новгород. 40-е годы - период перехода: от рмт и экзальтации - к материализму, диалектике и реализму. К этому времени относятся его первые большие работы: "Кто виноват" (41-46 годы создания), "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", фсфские работы, к. демонстрируют, что он фсф. Он усваивает диалектику Гегеля и стремится через неё понять процессы общественной жизни.

В 46 году он рвётся в Европу:

1) снова пытается организовать жл политического, лтрного и фсфского содержания и снова получает отказ - путь к действию закрыт

2) происходит раскол внутри западников - расхождение му Грановским и Герценым, му Белинским и Боткиным, определяется реформаторская часть кружка, связанная с идеалистической фсф. Второе крыло - революционного настроения - Герцен, Огарёв, Белинский + материализм. Раскол тоже показывает исчерпанность прежних отней.

3) Связь с вольнолюбивыми идеями, обострённое чувство событий, к. могут происходить, и он понимал, что события назревают в Европе. В январе 47 года получает разрешение на полгола выехать в Европу, и цель поездки: для лечения жены.

Покидает Россию, как оказывается, навсегда. Поселился в Париже, встретился с Сазоновым и Бакуниным. Западники лелеяли Европу, но он скоро пишет, что там духовные браться русских чиновников, увидел издержки, от разочарования уехал в Италию. Освободительное движение, но начавшаяся революция во Фр заставила его в февр 48 года поехать в Париж. В 1848 году в феврале - июне революция началась с того, что была свергнута т.н. июльская монархия - форма правления во Фр с 1830 по 1848 годы, от революции до революции - у власти стояла фр олигархия, и в 48 году средняя и мелкая буржуазия объединились и сделали переворот. Как только буржуазия захватила власть, эта революционная масса поделилась: взяв власть, буржуазия приняла решения, к. не улучшали жизнь народа, и снова началось выступление народа против новой власти. Стало видно, что разная экономическая природа у буржуазии и народа. Герцен: "Революция побеждена". Герцен в результате написал цикл очерков "С того берега": его сомнения и разочарование. Он приехал в Европу из страны, где народ находится в рабстве, но никакого классового разделения нет, нет развитой буржуазии, и в Европе он моделирует свои идеи утопического социализма, опираясь на эту революционность. В России ещё не было оснований для понимания классовой природы, а во Фр он столкнулся с расколом. Герцен растерялся, пережил духовный крах, т.к. увидел то, чего ещё невозможно было объяснить. Его материализм ещё не был историческим, идея о классовой борьбе ещё не могла у него появиться. Герцен не видит, на кого можно опереться. Личная трагедия: погибли мать и сын.

Он покидает Фр и переезжает в Лондон. В 1853 году начинается новый этап - выход из политической и личной драмы. Там он основывает первую русскую типографию "вольного слова" и начинает выпускать газету "Колокол" и журнал "Полярная звезда", на обложке к. - декабристы. Это был конец молчания. "Колокол" выходил десять лет. Герцен в 50-е годы действовал раньше как революционер дворянской ориентации, до 61 года он продолжал надеяться на культурное дворянство, и, когда в России началась борьба между либеральным дворянством и разночинцами, он обращался со страниц к разночинцам и просит их быть повежливее с дворянами, разночинцы дорожили "Вольным словом", т.ч. после этого Чернышевский поехал к Герцену в Лондон. Вернулся не оч. довольным, но после его визита на страницах не появилось ни одной статьи прежнего содержания, и после реформ 61 года Герцен полностью переходит на позиции разночинцев. Реформа открыла на многое глаза. Герцен прямо написал: "Реформа - это новое рабство".

 

Драматические колебания: с одной стороны, связь с дворянской революционностью, а с др., либерализм. Он пишет импу, что готов молчать, если имп освободит мужиков. Предел колебаниям положил 61 год, и только в своём "Колоколе" он смог дать оценку реформы: идея благая, но экономическое оформление делает положение мужика чуть ли не хуже, чем раньше. Кончились иллюзии, связанные с дворянской революционностью. Принимает те же решения, к. принимает русская революционная демократия. В 1863 году - восстание в Польше. Многие осудили это восстание, а Герцен поддержал.

Раскол с дворянской либеральной интеллигенцией. Раскол с Тургеневым. Герцен познакомился с Гарибальди - один из идейных вождей национально-освободительного движения в Италии. Становится одним из организаторов общества "Земля и воля".

Свидетельство эволюции в сторону демократии - прз "Письма старому товарищу" 1869 г. Старый товарищ - М.А. Бакунин. О значении экономических условий жизни для преобразования: он вплотную подошёл к ист материализму, - он начинает понимать движущие экономические отня в обществе.

Умер в 1870 году, за год и два месяца до парижской коммуны.

Жизнь Герцена - в рамках огромного ист периода. "Моя жизнь - отражение ист в судьбе одного чка".

Ключевые события в духовной эволюции Герцена

1812 - дата рождения. 1789-93 - первая фр. революция.

1825 - декабристы, общественное сознание и т.д.

1848 - фр. революция; духовная драма.

1861 - реформа; переход на позиции революционной разночинской демократии

1870 - его смерть.

Начало творчества - сороковые годы, когда появились первые автобиографические прз.

 

«Кто виноват»

Показателен для сороковых годов. У него сложная ист. Писался в два приёма, что соответствует первой и второй части. Первая часть была опубликована в жле натуральной школы "Отеч. записки" 45-46 годы. Перерыв, в к. он написал повесть "Доктор Крупов". К концу 47 года пишет вторую часть и отдаёт в "Современник". Некрасов, редактор и издатель "Современника", просил его разрешения напечатать роман полностью и отдать читателям как бесплатное приложение. Как только роман вышел, в первом номере "Современника" за 48 год Белинский в своём годовом обзоре рассмотрел два романа - "Кто виноват" и "Обыкновенная история", сравнивает и начинает с характеристики таланта того и другого. Белинский: в романе "Кто виноват" - совсем не художник: "его главная сила в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой". "У Герцена осердеченный ум". Белинский говорит о том, что у Герцена в синтезе художественность и аналитическая мысль, способность фсфски рассуждать и подчинять художественную ткань развитию мысли. Фантазия у него на втором месте, а на первом - мысль, поэзия - только средство для выражения мысли. Идея гуманности, "герой всех романов и повестей - чк - понятие общее, родовое во всей обширности этого слова, во всей святости его значения" - просветительство. Не наказать чка за пороки, а объяснить их средой, прекрасный от природы чк становится хуже только из-за среды.

Главная тема романа - объяснить чка. Но:

1) идея гуманности - в том, чтобы оправдать чка и направить всю критику на виновную среду

2) поставить проблему ответственности чка, его действий и активности вопреки среде.

"Кто виноват" - прз натуральной школы. В первой части главная тема - чк и среда, соц. детерминизм. Просветительство и антропологический материализм. С этой тз достоинство такой постановки - демократизация. Не чк должен приспосабливаться к обществу, а общество к чку. Полноценное состе чка - то, в к. потребности и возможности осущ полностью и без противоречий. Сатира и комизм есть в обеих частях, но в первой критика направлена на среду. Прз во многом автобиографические: Герцен пишет о своих исканиях, поколении, кружке, в лице Бельтова выводит чка, каким был сам в университетский период. Он хочет действовать. Л-с темы: не находит приложения своим силам. В первой части постоянно даётся ответ: виновата среда. Масса судеб, и нигде нет счастья. Он это показывает с помощью биографического принципа. "В этом романе сияет яркий огонь публицистики", - Герцен пишет открыто, размышляет, и размышления приобретают эстетический харр. Герцен объясняет, почему чк несчастен, в каждой биографии. 11 биографий: Негров, Глафира Львовна, Элиза Августовна, Любонька, Дмитрий Яковлевич Круциферский, его отец, Владимир Бельтов, его мать, дядюшка Бельтова, доктор Крупов, учитель Жозеф. Биографический подход - творческий принцип Герцена. Биографии стилистически неоднородны. Часть о воспитании Бельтова написана как педагогический трактат, о жизни матери Бельтова в Пб - как физиологический очерк, и т.д.

Биографии имеют очерковую природу. Причины его мечтательности и неустроенности: получил образование, полностью оторванное от жизни, помещик - деятть ограничена уже его положением. Об образовании говорит Крупов: "...вам жизнь надоела от праздности. Ничего не делать, должно быть, очень скучно. Вы, как все богатые люди, не привыкли к труду". С детства при нём было два любящих чка: мать и воспитатель-женевец Жозеф. Жозеф передал ему любовь к людям, служение людям. Биографии - "роскошь мироздания" - рассказать в ист одного лица эпоху. Всё принадлежит ист.

Вторая часть. Она входит в противоречие с главной концепцией натуральной школы. Эта вторая сторона концепции рождается в той же натуральной школе. Необхть для героя действовать. Вторая часть строится иначе: место биографий занимают дискуссии, споры, размышления, дневники, первая часть - очерковая, вторая - романная, строится на истории любви, структурно похоже на психологический роман. Биографический принцип сменяется диалогическим конфликтом. Конфликтные диалоги: Бельтов - Крупов, Бельтов - Жозеф, Любонька - Круциферский, Любонька - Бельтов. Разные тз. Диалогический кт - особая авторская позиция, когда в процессе развёртывающегося обсуждения автор прямо не встаёт на позицию ни одного, ни другого, а в процессе диалога высвечивает для читателя достоинства и ограниченность каждой тз, вывод как процесс читательского восприятия запрограммирован, надо понять, в чём позиция автора. Читатель активно вовлекается. Диалогическая структура позволяет легко переходить от конкретных бытовых деталей к фсфским суждениям, и чк соотносится не с узкой средой, а осмысляется в связи с состоянием всего мира, не соц. детерменизм, а фсфский.

Жозеф - образец служения людям, теория малых дел: делать, что может, и не думать о глобальных изменениях. Бельтов: "Я перерос его в совершеннолетии": у него нет умиротворения, и для него идеалы Жозефа узкие. Жозеф всё время жил для людей, но у него никогда не было идей кардинального изменения в обществе, Бельтов созрел для такой деятти, но ничего не делает.

Диалогический кт с Круповым. Он скептик, материалист, прочно стоит на земле и видит в мечтательности угрозу чку. Он судит Бельтова, но Бельтов смотрит дальше.

Обе части объединяет стиль повествования - соединение комического с трагическим - и публицистичность.

 

"Доктор Крупов"

Повесть написана между первой и второй частью в 46 году. Подзаголовок: "О душевных болезнях вообще и об эпидемическом развитии оных в особенности". Две части, разные по стилистике. Проблема чка и его ориентации в мире. Прз полемично, и полемика направлена на защитников русского гос устройства. Главные противники Герцена - славянофилы и хападники. Славянофилы считали, что госво создано для пользы народа. Западники ждали улучшения, защиты личного начала от буржуазных реформ. Герцен облекает свою полемику в художественную форму. Гоббс (1588 - 1679), "Левиафан" - две стороны: критика буржуазного начала, промышленного роста в Англии, критика так сильна, что сравнивают с трагедиями Шекспира в изображении пороков. Вторая сторона, с к. спорит Герцен, высоко оценив первую, - вывод: чтобы чкство не самоуничтожилось в сумасшествии буржуазного развития, оно должно создать искусственного вождя, к. правил бы ими и спас бы чкство от сумасшествия.

 

Былое и думы - энциклопедия русской идейной жизни. Прз автобиографическое, т.ч. многое для понимания идейной жизни западников. Былое и думы - оч. личное прз: за каждой строкой и фактом - события его жизни, "всё это горит и жжёт". Создавались около 15 лет: 1852 - 1867. Творческое осмысление опыта личной и общественной жизни. 52 год - выход из духовной драмы и потребность подытожить, нарисовать перспективы.

Первый период работы - 52-55 годы, второй - 56-58, последний - 65-67.

Идейно-художественная система определяется жизненным опытом Герцена, но это и явление русской клт и лтр. Отражение общих эстетических и художественных закономерностей того времени. Когда Герцен начал писать, завершался Гоголь-с период, и лтр вступала в новый период, к. будет определён русским романом. Натуральная школа ставила акцент на обусловленности личности средой, то в начале 50-х годов появился новый вопрос, к к. вышел Герцен, вопрос о возможностях самой личности, становление и развитие личности. Герцен начинает свою книгу на этапе, когда русская лтр охвачена новой трактовкой понимания чка. В 1852 году своё творчество начинают с одной и той же темы - становление чка - Толстой "Детство" и Герцен. Начинается тема детства и духовного развития чка. Герцен оказывается в центре этой проблематики.

Проблема жанра. Мемуарная лтр, фсфско-психологический роман (т.к. ист героя русской жизни), историческая хроника. Герцен не определил жанр. Гинзбург: своеобразная эпопея, в к. обобщающая аналитическая мысль (фсфская, ист, мемуарная) становится живой тканью художественного прз.

Признаки эмопеи:

1. В основе эпопеи всегда лежит событие, к. определяет судьбу народа и эпохи. Событие военное, но для полноты нужен и мир.

2. Размах хронотопа.

3. Свободная композиция - с отступлениями, отходами, замедленным ритмом.

4. Общая точка зрения.

Историзм и диалектичность - особенности фсфского мышления Герцена. "Былое и думы" - ключевой текст для формирования русского лтрного и ист сознания.

Композиция

Герцен назвал "Былое и думы" отражением ист в чке. Т.о. специфика его художественного метода определяется историзмом. Эпоха, воспитавшая Герцена, была проникнута историзмом. Цикл статей "Дилетантизм науки": "Мы живём на рубеже двух эпох", - каждый момент переходен. Концепция борьбы, движения, постоянного изменения личности, развития получила выражение в "Былом и думах". Первые пять частей - романная структура. В них выражается концепция борьбы нарождающегося нового сознания с сознанием отмирающим. Эпическое событие, к. является предметом размышлений Герцена, - событие духовного содержания: рождение новой идеологии. Каждая часть и каждая глава - ист становления и борьбы идеолога русской жизни, революционера.

Глубина ист проблематики и художественного обобщения создают новый тип героя, к. появляется в начале 50-х годов. В первых пяти частях Герцен показал, как формируется личность лучшего представителя русской жизни под влиянием обств и постоянного движения самой русской жизни, развивающиеся события. В 7 и 8 частях линия главного героя исчезает, уходит роман, и вместо романной структуры на первый план выходят очерки. После 61 года он, разочаровавшийся в дворянской интеллигенции, увидел новую силу не в личностях, а в народе. Его идея изменения жизни была связана уже не с интеллигенцией, а с самим народом. Он был идеологом дворянской революционности, а стал идеологом демократии. Развитие его ист сознания выразилось в композиции.

Принцип историзма воплотился не только в композиции, но и определяет построение художественного образа. Отражение ист в чке. Как судьба чка становится зеркалом, в к. отражается ход жизни. В обычных мемуарах в большинстве случаев личность повествователя с её душевной жизнью изображается на фоне времени и среды, все остальные пжи всегда второстепенны. У Герцена нет такого фона: люди предстают "каждый раз как самоценное явление". Почти каждый его пж - "проводник ист течений", каждый может стать примером или фокусом для харрки эпохи, в к. он живёт. Это соотне ист и чка определяет структуру портретирования. Каждый пж имеет биографию.

Герои романов похожи на анатомические препараты из воска: восковой слепок может быть выразительнее, нормальнее, типичнее, в нём может быть всё, что знал автор.

Герцен был мастером лтрного портрета. Лаконичен, два-три маленьких эпизода, и всё погружено в его размышления. Былое - личность, и думы о ней.

Историзм, связанный с созданием художественных образом. Как историзм сплавляется с характерологией. Отец - русский вольтерьянец, мыслящий, образованный, начитанный, знакомый с фр жизнью и фр театром, и в то же время русский помещик с соответствующим бытом. Фсфский, соц, ист детерминизм. Отражение ист в судьбе каждого чка.

Вопрос об ответственности чка. У Герцена есть иерархия ценностей его героев, и в зависимости от места в ней авторская позиция выражается в зависимости от того, какую ценность представляет это лицо. Три группы:

1) идеальные герои. Их он не подвергает аналитическому исследованию, а даёт как образец. Огарёв, Наталья, Белинский. Эталон эпохи, указывают масштаб Герцена.

2) дилетанты и фанатики рабства. На них направлена только сатира. Тюфяев, Н1, третье отделение, Бенкендорф, не только конкретные лица, но и целые события, связанные с госной системой Р или Фр. Не анализировать, а припечатать.

3) образы, созданные аналитическим способом: объяснить, оправдать это явление. Чаадаев, славянофилы, западники.

Стиль повествования

Тон Герцена - своеобразная форма исповеди, но оч. сложной: много ист и научных наблюдений, фсф, само содержание - итог научных наблюдений. Композиция: конкретный матл обычно пропитан оценочными рассуждениями. Диалектичность заключается в том, что сам харр повествования - ассоциативный: он постоянно соотносит разных людей, эпохи, факты. Ассоциации, с одной стороны, научны, а с др. стороны, художественны, т.к. подаются в форме художественных образов. Стиль оч. метафоричен. Метафора у него всегда научна и всегда художественна. Комическое и трагическое. Н1 - самодержавный экспедитор (низший чин).

Историзм как определяющий художественный метод Герцена определяет структуру всей книги, что проявляется в композиции, выдвижении на первый план двух проблем: становление личности - идеолога рев-и в процессе русской жизни - и проблема народного движения и героя, связанного с ним - очерковая структура книги. Само портретирование и создание художественного образа тоже определяется историзмом. Для эстетики Герцена важна ориентация на реальный документальный матл с причинно-следственными связями. Авторская позиция.

 

Тема консультации - роман "Кто виноват". В пять во вт.

 

Сергей Тимофеевич Аксаков

Герцен и Аксаков - создатели двух утопий, революционной и национальной. Близки по замыслу, хотя разное содержание. Создание больших эпических полотен. Это почувствовал Тургенев, увидел близость двух мемуаров, восхитился тем и другим и заметил: правдивая картина русской жизни, но с двух разных т.з. Аксаков был отцом двух известных славянофилов, дом Аксакова был цитаделью, где собирались и западники, и славянофилы, но сам Сергей Тимофеевич не был ортодоксальным славянофилом.

 

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859)

Семейная хроника - эпическая концепция развития Р, но не в революционном варианте, как у Герцена.

Старинная дворянская семья. Гоголь провёл много дней в доме Аксакова. Детство Аксакова прошло в Уфе. Его отец служил прокурором верхнеземского суда. Детство Аксакова было связано с природой, детские годы прошли на лоне природы, и любовь к ней В 1801 году поступил в казанскую гимназию, а в 1805 - в казанский универ. В нём рано появилась любовь к театру, и он всё время хотел быть актёром. Был интересным рассказчиком. Раннее творчество - рмт и снт. Его первые прз появились в рукописных жлах. В 1808 году приехал в Пб и стал чиновником, но главным была уже лтр. Познакомился с выдающимися актёрами того времени. С 1811 года публикуется. В 1816 году женился на дочери суворовского генерала Ольге Заплатиной и уехал с ней в имение Новое Аксаково, где родилось десять детей. С 26 года, когда пришла пора учить детей, семья переехала в Мск. В 43 году купил имение Абрамцево, где жили летом.

Интерес к жизни в деревне, к русской ист и клт. Аксаков участвовал в дискуссиях, разделял позитивные славянофильские идеи, но никогда не был ортодоксальным славянофилом: при опоре на нац. почву нужен контакт с западом, не разделял противопоставления Р и запада.

Где-то в сороковые годы стало ухудшаться его здоровье. С этого времени вынужденная внутренняя сосредоточенность. Выходят его классические прз. В 47 году "Записки об ужении рыбы". Сочетание деловых сведений, записок натуралиста с поэтическими картинами русской жизни. У Герцена было соединение ума и художественности, а здесь - знания природы и художественности. В 48-51 году - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Тургенев написал рецензию, к. стала программой его "Записок охотника", выдвинул тему охоты. Охота приближает нас к природе. "Записки охотника" - природа, увиденная глазами русского чка, охота как явление, в связи с к. проявляются особенности русского харра. Тургенев видит эпический харр таланта Аксакова. Тургенев насыщает свою статью наблюдениями об охоте разных стран. Охота с её страстностью, непредсказуемостью, вольностью, естественностью подходит русскому чку как выражение его души. Охота сближает людей, становится символом естественного существования чка в природе.

О манере письма Тургенев сказал, что много художников и поэтов, к. любят рисовать пейзажи. Естественное ненапряженное отне к жизни, синтез прозы с поэзией, и поэзия не рмт, а натуральное, уважительное отне к природе.

В 1856 году он написал и опубликовал "Семейную хронику". В 1857 вышли "Аленький цветочек" и "Лтрные и театральные воспоминания", в 1857 году - "Детские годы Багрова-внука".

Тургенев о "Семейной хронике": "Вещь положительно эпическая". Тургенев пришёл в восторг от "Молодых в Багрове", в это время Тургенев завершил работу над "Дворянским гнездом".

Пять отрывков-очерков, к. составляют эпическое целое. Целостность формируется стремлением дать представление о русском нац харре, о русской нац жизни и путях развития России. Положительная сила у него - семья. Традиция: Гринёвы, Калитины, Ростовы. Семья - это не только свои дети, но и воспитание в родовых преданиях, в памяти об укладах, в развитии того, что было всегда. Коренные нравственные основы. Каждый очерк создаёт крупный харр, а в совокупности они дают представление о разных гранях русского нац харра.

Главное лицо первого очерка - Багров-дед, Степан Михайлович. Конец 18 - нач. 19 века. Он крепостник, но хранитель ценностей и чк с огромными потенциальными возможностями. Поэтому в нём всё масштабно. Нравственное чутьё.

Второй очерк - о Куролесове. Тоже знаковая фигура для понимания русского харра. Аксаков вписывает его в ист: он был родственником Суворова. Тоже служил в полку, хороший хозяин, но у него нет нравственного чувства. Аполлон Григорьев: Куролесов объясняет фигуру И4. Две бездны русского харра: бездна самого зловонного падения и самого высокого чувства.

3 и 4 отрывки посвящены новому поколению. Пути преобразования, центральная тема - современный тип героя. Третий очерк - о том, как Алексей Степанович завоёвывает Софью Николаевну. Софья - образованная, культурная. Алексей - почти Митрофанушка, но у него чистота чувств, непосредственность, преданность, к. выражается в любви к природе и к Софье. После несогласия отца и матери дать благословение он пригрозил своей смертью и добился разрешения. У Софьи большая практическая школа, где она не сломалась. "Это была нравственная натура". Тема материнской любви.

Четвёртый отрывок - "Молодые в Багрове". Первая размолвка: Софья не любит деревню, не чувствует природу, не родственна душе своего мужа. Рациональный и чувствующий харры - две грани. Так Аксаков наметил возможный кт, но, в отличие от Тургенева, не углубил его. Россия со своими духовными возможностями должна двигаться в клт. В "Хронике" - идеальное представление о путях развития русского харра. Тургенев разводит Аксакова с его детьми-славянофилами.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 570. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия