Студопедия — Художественная деятельность как социокультурный процесс эстетического бытия человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Художественная деятельность как социокультурный процесс эстетического бытия человека






Говоря об эстетической деятельности, мы одновременно говорим о художественной деятельности как искусстве. Данная точка зрения под влиянием отмеченного выше гносеологизма, не является общепризнанной в современной отечественной эстетике, разделяющей эстетическую и художественную деятельности на две самостоятельные. Для того чтобы доказать, что эстетическая деятельность является также деятельностью и художественной, т.е. искусством, нужно войти в процесс человеческой деятельности и рассмотреть ее структуру. Всякая человеческая деятельность совершается как процесс, состоящий из 3-х взаимосвязанных уровней: распредмечивания действительности, опредмечивания полученных знаний, оценок, эмоций в создаваемом предмете и вторичного распредмечивания в восприятии или потреблении созданного произведения [7]. Эстетическая деятельность как одно из направлений человеческой деятельности, рассмотренная как общественный процесс, также состоит из этих уровней. Рассмотрим этот процесс. 1. Эстетическая субъективация как распредмечивание действительности с позиции эстетической потребности. Возникновение у человека эстетического представления, понимания. 2. Эстетическая объективация как опредмечивание возникшего эстетического сознания, представления, интуиции в каком-либо произведении искусства. Для эстетического воплощения требуются особые средства опредмечивания: орудия труда, материалы, специфические способности. С их помощью в определенном материале, используя специальные средства труда – кисть художника, резец скульптора, инструменты художника-декоратора, слово писателя, звук и инструмент его воспроизведения и т.д. требуется объективировать желаемое эстетическое знание, переживание, представление. Только при условии предметной объективации эстетическое сознание в любой его форме может стать достоянием другого человека, предстать в форме общественного эстетического сознания или в форме художественного предмета (картина художника, декоративная ткань, ювелирное изделие, предметы художественного ремесла и т.д.). Как видим, процесс эстетического опредмечивания требует деятельности художника, владеющего материалом и средствами создания художественно-эстетического произведения, поскольку эстетическое содержание невозможно передать в общественном масштабе без его художественного опредмечивания. Поэтому акт созидания, собственно производства эстетического произведения в любой его форме, называется художественной деятельностью (искусством), и как общественный социокультурный процесс без художественного опредмечивания эстетическая деятельность не возможна. 3. Вторичная эстетическая субъективация уже созданного художественного произведения с целью сделать опредмеченное эстетическое содержание достоянием индивида. Именно таким образом совершается деятельный социокультурный процесс эстетического бытия человека. Поскольку без деятельности эстетического опредмечивания, которое является созданием художественного произведения, деятельностный социокультурный процесс не состоится, то весь процесс вследствие этого должен быть назван эстетико-художественным. Вследствие этого дилемма эстетической и художественной деятельности оказывается несостоятельной. Названные три этапа эстетико-художественной деятельности как целостного общественного социокультурного процесса могут быть только относительно обособлены и предстать как индивидуальное эстетическое восприятие действительности, собственно художественное творчество, эстетическое восприятие созданных художественных произведений. Однако как деятельностный социокультурный процесс они взаимосвязаны, и без их взаимосвязи не состоится социокультурное эстетическое духовное бытие человека.

Рассмотренный выше деятельностный эстетический процесс и есть эстетическое бытие человека, осуществляемое через эстетико-художественное творчество. Создание художественного произведения не является самоцелью человека, а художественное произведение не является лишь производимым «доминионом культуры», а способом духовного эстетического бытия человека, осуществляемого через созидание и освоение художественной культуры. За художественными объективациями культуры стоит эстетически развивающийся человек. Через многообразные культурные объективации – художественные произведения – мы должны увидеть производимого эстетического человека, иначе мир производимых художественных артефактов оказывается бессмысленным.

Способом эстетического бытия, развития и воспитания человека выступает художественная культура, сама по себе самоцелью не являющаяся. Имея в виду языковой водораздел между понятиями «эстетический» и «художественный», американский философ Джон Дьюи, рассматривая искусство как общественный опыт, создаваемый эстетической деятельностью, специально обратил внимание на трудность соотнесения понятий эстетического и художественного. «В английском языке, – писал он, – мы не можем найти единого слова, которое определенно содержит в себе то, что обозначается посредством двух слов – «художественное» и «эстетическое». Поскольку художественное относится в основном к акту созидания, а эстетическое к акту восприятия и наслаждения, то отсутствие термина, обозначающего оба процесса, вместе взятые, это несчастье. Во всяком случае, имеются словесные затруднения в том, что мы иногда вынуждены использовать термин «эстетическое», чтобы охватить всю область, а иногда для того, чтобы ограничить его воспринимающей стороной целого процесса» [8, р.46]. Различие между эстетическим и художественным, считает Дьюи, – не может быть проведено таким образом, чтобы разделить единый практический процесс, в котором акт созидания, исполнения непременно «предполагает тех, кто воспринимает и наслаждается выполненным продуктом» [там же, р. 47]. Указанное затруднение касается не только английского языка, но и русского.

Художественная деятельность имеет в качестве синонима для своего названия искусство, хотя искусство разнообразно не только по видам и жанрам, но и по типам деятельности (самостоятельное и прикладное, о чем речь пойдет ниже). Эстетическое созерцание, т.е. эзотерический внутренний мир человека развивается в той мере, в какой она предложена экзотерическим уровнем общественной художественной практики. Пушкин, Тютчев, Левитан и мн. др. научили нас тоньше понимать не только природу, но «чувства» природы. Таким способом «разрозненный мир получает единство в культуре», общественный универсум становится реальным коррелятом индивидуального сознания, а форма общественной воплощенности эстетического сознания принимает форму художественности. Еще Гегель в своей «Эстетике» говорил, что человек не может ограничиться созерцанием природы, природно-человеческих форм и форм повседневной действительности, потому что в этой бесконечности единичного существования господствует произвол и случайность, а также неполнота проявления единичного, где многообразию случайных форм нет конца. Из эмпирического мира трудно вычерпать истинное эстетическое содержание, так как это мир господства конечного, преходящего и относительного. И лишь в искусстве оно получает характер всеобщности в отличие от природной разрозненности. Возможностью остановить прекрасное мгновение обладает искусство во всех своих разновидностях.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 572. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия