Студопедия — Определение терминов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение терминов






Один игумен пришел к старцу за советом:

-Отче, какой должна быть проповедь?

-Проповедь, - отвечал старец, - должна иметь хорошее начало и хороший конец. А затем тебе нужно как можно больше сблизить их друг с другом.

 

“... благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих”.

 

Юродство проповеди! Какой проповедник никогда не чувствовал, что в проповеди действительно присутствует элемент юродства / сумасшествия? Слова... слова... слова! В моменты депрессии проповедник не может не сравнивать себя с теми людьми, которые не говорят, а делают что-то: архитектор и его воплощенный замысел; композитор и написанное им произведение; конструктор и его взмывающее в небо детище; домохозяйка, моющая посуду...

 

Юродство проповеди... “Я перестал проповедовать, - говорил один некогда многообещающий проповедник, - потому что я видел: проповеди уже не оказывают влияние на людей, как и стук дождевых капель по крыше”.

 

В каждом веке христиане вообще и проповедники в частности должны быть готовы к тому, что их будут воспринимать как юродивых / шутов /глупцов Христа ради. Здесь можно провести аналогию с цирком и это поможет нам понять, что значит быть юродивым Христа ради. Нельзя сказать, что юродство клоунов есть что-то иррациональное, как нельзя утверждать и того, что оно является каким-то недоразумением. Как это ни странно, но, глядя на фиглярство (ужимки, шалости) клоунов, мы видим себя в более верном свете. Такого рода юродство всегда требовалось и будет требоваться от христиан и служителей. Да, христиане - это в какой-то степени странные люди, живущие не по законам, ценностям и обычаям этого мира; да, не каждая часть христианского вероучения может быть исчерпывающе объяснена; да, многое в обычаях, богослужении и поведении христиан мирскими людьми не воспринимается как “нормальное”. Но нельзя отрицать и то, что, соприкоснувшись с христианством, человек не может уже не смотреть на себя по-другому.

 

Как бы там ни было, факт остается фактом: и сегодня Богу благоугодно то, чтобы юродством проповеди спасать верующих. Конечно, никто не отрицает других путей, используемых Богом для спасения людей, тем не мене главным средством спасения людей на земле остается проповедь. В этом смысле первостепенную роль играет содержание / весть /сущность проповеди. Как передать это - это уже второстепенный вопрос. Самым же главным является то, что должен сказать проповедник от имени Бога.

 

Одной из трагедий, которую можно видеть сегодня в церкви, является то, что человек, который на то и поставлен, чтобы обращаться к людям с вестью от Бога, создает впечатление, что у него нет этой вести. Если, появляясь перед людьми с правом, принятым, как он считает, из пронзенных рук Спасителя, проповедник говорит без убежденности, вяло, дрябло, пресно, поверхностно, равнодушно, примитивно и, что хуже всего, говорит отсебятину, то разве удивительно то, что его, с позволения сказать проповедь, не оказывает должного влияния на паству. Когда такой проповедник скажет все, на самом деле он не сказал ничего. И если бы простая крестьянка по-домашнему спросила кого-то из церкви: “А о чем говорил этот человек там, на кафедре?” - даже грамотный прихожанин затруднился бы с ответом.

 

Отсутствие вести у проповедника делает его шарлатаном. Если у вас нет вести, то гомилетика скорее будет вам во вред, чем пойдет на пользу. Почему? Зачем нужен скальпель человеку, не являющемуся хирургом? Для чего глупцу власть или невежественному трибуна? Если вы утратили из виду, или никогда вообще не соприкасались с величием Божьей любви, с вестью об этой любви, если вы переживаете кризис вести или глубоко сомневаетесь в ней, тогда, скажите, зачем вам гомилетика?

 

К великому сожалению, мы опустились, мы не трудимся по-настоящему над своими проповедями, мы довольствуемся скудными крохами чужих мыслей, наспех и некритично заимствованных у других людей. У нас нет времени для молитвенного и вдумчивого чтения Слова Божьего, мы спешим к комментариям, пожираем кипы какой угодно литературы пусть даже богословского характера, но обходим стороной то, что вызвало на свет всю эту литературу - Библию. Мы хотим проповедовать так, чтобы наше слово вызывало в людях покаяние, чтобы оно несло им спасение, чтобы оно исцеляло их души, но в то же время мы упрямо отказываемся от того, чтобы должным образом трудиться над этим словом. Каждый бы не прочь подержать на руках розовенького, здорового и смышленого младенца. Но много ли есть тех, кто согласен безропотно вставать ночью, чтобы успокоить этого ребенка, кто не побрезгует тем, чтобы пойти и подмыть его, кто не посчитает для себя чем-то занудным знакомить ребенка с миром, все показывать, рассказывать..?

 

Призываю вас смело посмотреть вперед, исполниться решимости стать настоящими проповедниками Слова Божьего, Благой вести. Призываю вас к прилежному, неутомимому труду. Капли пота и слез, которые вы прольете на проповедническом поприще, станут спасительной росой для многих сотен и тысяч душ. Если мы не верим в это, нам нечего делать на гомилетике.

 

Итак, что такое проповедь? Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Давайте рассмотрим эти вопросы таким образом. Вот человек, стоящий на кафедре и что-то говорящий. В зале же сидят люди и слушают. Что происходит? Что это такое? Почему этот человек стоит на кафедре? Какова его цель? Почему церковь поставила его туда? Почему эти люди пришли туда? А что ожидается от стоящего там человека? Что он пытается достичь? Что ему следует делать? Вновь мы задаемся вопросом: что такое проповедь? Вот несколько определений:

 

· “Проповедь (Слова Божьего) есть Слово Божие” (Лютер + 1 Фес. 2:13).

· “Проповедь - это Слово благовестия, с исповедью возвращающееся к Богу, Который послал его. Действительно, оно адресуется людям, но на самом деле оно приносится как жертва Богу. Адресованное людям, но принесенное в жертву Богу - в этом и состоит гений проповеди” (P.T. Forsyth).

· “Истина, выраженная личностью” (Ф. Брукс);

· Проповедь - это откровение Личности через личность личностям (то есть откровение Христа через проповедника слушателям);

· “Выражение воплощенного Слова из / на основе написанного Слова”

· -

· -

 

 

Чем же проповедь не является? Она не есть:

 

· размышление на тему: какими должны быть отношения в семье; как нужно питаться, чтобы долго жить; можно ли купаться в субботу в озере или море...

· нравоучение по поводу того, как хорошо быть хорошим и как плохо быть плохим;

· автобиографический очерк;

· рассказ о моей семейной идиллии;

· рассказ о том, как мне тяжко жилось в прошлом;

· доклад о моих последних изысканиях в области древнееврейского или древнегреческого языков;

· набор цитат умных и знаменитых людей;

· политинформация;

· комментарий на отдельную книгу, главу и стих Библии

· -

· -

 

1. Проповедь: ее важность, цель и содержание







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия