Студопедия — Проповедь и богослужение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проповедь и богослужение






Иногда проповедь и богослужение противопоставляются, как если бы это были совершенно разные вещи. Это неверное противопоставление. Богослужение включает в себя проповедь. Проповедь есть часть богослужения, а не нечто, добавленное к нему. Более того, в протестантских церквях она занимает центральное место. Прежде чем мы начнем говорить о месте, роли и значении проповеди в богослужении, необходимо дать определение богослужения:

Богослужение - это подчинение всего нашего естества Богу. Это пробуждение нашего сознания Его святостью; питание ума Его истиной; очищение воображения Его красотой; раскрытие сердца навстречу Его любви; покорение воли Его намерениям - и все это в обожании как наиболее бескорыстном чувстве, на которое способна наша природа; оно же, это чувство, является самым действенным целительным средством от той самопоглощенности, которая проявила себя в первородном грехе и стала источником всех других грехов (William Temple).

 

Наше богослужение требует того, чтобы его реанимировать, чтобы проповедь вновь стала тем, что связывает воедино всю общину верующих людей.

 

Это опасно, когда служители думают о себе, что они являются “свободными художниками”, забывая при этом, что они обращаются со словом к церкви, что они ответственны за то наследие, которое она имеет в себе и которое не принадлежит им. “Кафедра принадлежит пастору настолько же, насколько ему принадлежит стол Господень” - Bernard Manning. Поэтому кафедра это не место для эксцентричного индивидуализма, не место для демонстрации на публике нашего ненасытного эго. Также это не место для выражения колкостей, тиражирования слухов и упражнения в поверхностной религиозности. Это недопустимо вести себя на кафедре таким образом, будто Бога нет вообще, а в зале присутствуют одни только глупцы и бесчувственные люди.

 

Павел неоднократно подчеркивает, что благовестие было вверено нам. Он воспринимал себя не как родоначальника Евангелия, а как того, кто верно передает его. Проповедник должен всегда самым серьезным образом относиться к церкви как общинной памяти. Вера, которую мы проповедуем, есть достояние всей общины. Авторитет, которым мы облечены, не является чем-то, что принадлежит всецело нам, но он относится к общему опыту церкви. Проповедь становится живым, динамичным исповеданием веры всей церкви. Этим мы не хотим сказать, что каждая проповедь должна подтверждать ряд “шибболетов” или путем нетворческого повторения выражать ее догматические постулаты. Henry S. Coffin говорит об этом так:

 

проповедь Слова - это коллективное дело, в котором участвуют проповедник, община и длинная цепь их предшественников, тянущаяся через глубь веков к подлинному событию, сообща подтверждая то истолкование этого события, которое содержится в Писании.

В руки проповедников было дано то, чего они не создавали и не изобретали - Слово Божие. И оно стало их словом,

 

поскольку скорее слово проникло в них, чем они в слово, скорее оно познало их, чем они его...

Проповедь есть (опосредованное) продолжение Божьих благодатных деяний. Авторитет слов проповедника определяется не его личностью, и даже не тем, как он толкует весть, но Божественным действием, которое предшествует всему, что делается и говорится. Прежде чем Евангелие начало провозглашаться, оно было явлено в деле. Поэтому проповедь усиливает / воскрешает то, что некогда достиг Бог делом Своим. Проповедь есть продолжающийся акт искупления людей Богом. Каждую субботу проповедник, глядя на лица людей, должен читать в них слова Корнилия: “теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога” (10:33). Слово должно повелевать нами, а не мы словом - вот самое необходимое условия для авторитетного возвещения Слова.

 

Проповедь всегда имеет отношение к богослужению. Богослужение включает в себя исповедь, заверение в прощении, благодарение, прошения, ходатайство, утверждение веры, посвящение жизни. Проповеди должны содержать в себе все это (разумеется, не одновременно и не в равной степени).

 

Проповедуя, мы не возвышаем себя над людьми в своем благочестии. Мы не вправе допустить то, чтобы наше слово носило оттенок осуждения. Всегда нужно помнить слова A.C. Craig:

 

Парадокс кафедры заключается в том, что тот, кто стоит на ней, является грешником; его право стоять там обрекает его на пожизненное чувство, что он не имеет на то право, и, стоя на кафедре, он находится там по благодати Божьей, будучи объектом Божественного суда.

Осознание этого изменит очень многое в проповеднике и поможет ему избежать морализации в своих проповедях. Главная посылка морализирующих проповедей состоит в том, что, дескать, все можно исправить, приложив для этого хоть малые усилия. Легко говорить о любви, не видя всего того, что мешает ясно понять, как она должна проявить себя в той или иной запутанной ситуации. Как часто наши проблемы лежат в “сером” пространстве этических требований. Это горько, если подтекст проповеди таков: “Вот, я сказал вам что делать, теперь идите и делайте”. Может это есть одна из причин, почему слово “проповедовать” иногда употребляется в смысле морализации.

 

Теперь давайте посмотрим на проповедь в ее отношении к богослужению как приношению. Псалмист: “Приносите приношения и приходите во дворы Его” (). Апостол вторит: “Всегда принося приношения Господу” (). Печально, что христиане редко мыслят себя теми, кто сообща приносит единое приношение Богу. Мы склонны думать, что верующие собираются вместе для взаимного назидания и для славы Божьей. Жан Кальвин твердо придерживался того, что истинное богослужение не должно корениться в человеческих устремлениях и нуждах, что для него было проявлением простой религиозности, но в торжественном приношении исповеди и благодарения. Богослужение есть приношение себя Богу.

 

Проповедь есть приношение Богу тоже. Она есть часть не только общего богослужения, но и личного богопоклонения проповедника. Восприятие проповеди как приношения Всемогущему Богу самым решительным образом повлияет на ее подготовку проповедником и расширит ее функцию на богослужении. Раз проповедь есть приношение, тогда подготовка ее есть акт нашего devotion. Псалмопевец: “Пошли Твой свет и Твою истину и пусть ни ведут меня... к святой горе Твоей” ().

 

Служители, которые выходят за кафедру неподготовленными, проявляют таким образом не только неуважение к слушателям, но и ужасное непочтение к Самому Богу. Экспромт на кафедре - это публичное оскорбление Бога. Как это будет горько, если о наших проповедях кто-то скажет: “...армия благочестивых фраз, марширующих по земной поверхности в поисках идеи” (Warren G. Harding). Простое Евангелие и упрощенное - не одно и тоже. Пусть басни показываются в кино, мультфильмах, мелодрамах, но не в проповедях!!!

 

Говоря о проповеди как о приношении Богу, нельзя не процитировать вновь P.T. Forsyth: (см. первое определение). Готовя проповедь, мы должны всегда спрашивать себя: является ли она достойным приношением Богу, “агнцем непорочным”, приносимым согласно воли Его?

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия