Студопедия — Ванечкина И.Л. В скрябиноведческой литературе стала общим местом констатация особых философских интересов у великого композитора
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ванечкина И.Л. В скрябиноведческой литературе стала общим местом констатация особых философских интересов у великого композитора






В скрябиноведческой литературе стала общим местом констатация особых философских интересов у великого композитора. При этом, одни оговаривают, что этой философией напрямую опосредовано все его творчество, и что сама его музыка есть своего рода "философия в звуках". Другие же склонны считать, что музыка его вполне самодостаточна и понимание ее не нуждается в знании философских увлечений композитора. Налицо крайности оценок, а между ними - проблема. Теософия для Скрябина была, очевидно, лишь одной из идеологических детерминант его мировоззрения и творчества. Из многих учений прошлого и современности композитор выбирал, впитывал те моменты, которые объясняли или оправдывали бы "обреченность" его на высокий подвиг - единолично реализовать уникальную художественную акцию (он называл ее "Мистерия"), способную силой своего воздействия совершить коренное преобразование всего человечества. Здесь налицо понимание художника как некоего теурга, то, что называли иначе художническим мессианством, орфизмом (причудливое преломление идей Фихте, Шопенгауэра, Ницше), Как бы то ни было, эти сверхзадачи требовали для своего решения привлечения соответствующих "сверхсредств". Отсюда родился замысел материального Всеискусства, органически объединяющего возможности всех видов творчества, причем, с "участием всех", разрушением границ между "сценой" и "залом", исполнителями и слушателями. Среди нетрадиционных средств, которые Скрябин решил привлечь, т.н. "световая симфония", первая генеральная репетиция которой и была предпринята в "Прометее" ("Поэма огня", 1910 г.). Скрябин был первым, кто изначально ввел в партитуру самостоятельную партию светового инструмента - "Luce". Как показывает наш анализ, в нотную запись "Luce" вынесены основные тона звучащих аккордов, смена которых трактовалась им как смена тональностей. Таким образом, в световой строке "Luce" им осуществлялась визуализация тонального плана музыки - согласно его собственной системе "цветного слуха". Как и почему композитор пришел к этой идее? В лексиконе теософского словаря, как известно, одним из базовых является понятие "ауры". Считается, что любой человек окружен неким бесплотным ореолом, своего рода цветовой визуализации души, видимой только для посвященных. Причем, аура у примитивных личностей "простая" (грязного, красного, низменного цвета), а у духовных личностей - "сложная" (синего, чистого, возвышенного цвета). У самого А. Скрябина термин "аура" в контексте искусства не встречается. Но английский ученый Сирил Скотт, знавший о скрябинском интересе к теософии и сам близкий к ней, в своей работе "Философия модернизма" (1919 г.) делает очень тонкое замечание: аурой может обладать не только человек, но и продукты его творчества. И в качестве примера он приводит именно прометеевскую "Luce". На самом деле, при совместном анализе строения "Luce" и философской программы "Прометея" бросается в глаза то, что воплощению этой программы (низвержение Духа в Материю с последующим его возрождением) в равной мере подчинен и тональный план и цветовая динамика в "Luce". В тональном плане это движение от "духовной" тональности (Fis) к "материальной" (С) с последующим восхождением опять к "духовной" (Fis). Отвечают, соответственно, этому и изменения колорита: от "духовного" синего через красный снова к синему, фиолетовому. Таким образом, "Luce" и на самом деле можно считать материализованной аурой музыки "Прометея". Но если перевести это на обыденный язык, то и Скрябиным, и теософами здесь, по сути дела, эксплуатируется банальная цветовая символика, основанная на элементарных ассоциациях ("простота" красного, теплого, земного цвета и "сложность" синего, холодного, небесного цвета что отмечается даже в восприятии детей и примитивных народов). Не удивительно, что, признавая теософское происхождение или, так сказать, "ауральный" генезис прометеевской "Luce" со всей очевидностью можно считать этот факт преходящим, случайным - как для истории светомузыки, так и для самого Скрябина. Дело в том, что в послепрометеевских замыслах он вообще отказался от идеи цветового дублирования музыки, обращаясь уже к слухозрительному контрапункту, причем включающему в зримое не только цвет, но сложную пластику форм. А это уже требует искать более серьезных оснований идей синтеза (см. о них в нашей монографии: "Поэма огня", Казань. 1981).   Опубликовано в кн.: Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сб. статей по материалам науч. конф. 21-22 янв. 1991, - М.: Изд-во МГУ, 1992, с.14-16 (конференция организована кафедрой эстетики МГУ совместно с СКБ "Прометей" КАИ

 


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 199. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия