Студопедия — Ванечкина И.Л.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ванечкина И.Л.






После того как исследователям стало ясно, что понятие "цветной слух" включает в себя два разнородных явления, соответственно наметилось два направления исследований: навязчивого цветного слуха – активно, в клинических условиях; цветного слуха ассоциативного происхождения – пассивно, путем статистического анкетного опроса, анализа произведений искусства и т.п. Одним из конструкторских бюро был проведен анкетный опрос по исследованию закономерностей цветного слуха среди всех членов Союза композиторов СССР. Были поставлены вопросы о наличии цветовых и графических представлений при сочинении, исполнении и восприятии музыки. Так как графическое движение света трудно фиксировать (в памяти, на бумаге) и описывать, в ответах оказалось мало конкретных примеров пространственно-слуховых ассоциаций. Поэтому определенные выводы можно было сделать лишь в отношении цвето-световых характеристик различных музыкальных выразительных средств. У всех опрошенных отсутствует "видение" цвета отдельных тонов. Но многими отмечается разделение тонов по светлостному признаку: низкие – темные, высокие – светлые, что, кстати, подтверждает вывода других авторов. Распространенной оказалась аналогия "тембр – цвет". Имеется несколько конкретных подробных шкал соответствия цветов инструментам. Притом опять-таки общей оказывается лишь светлостная характеристика – инструментам, используемым обычно в низком диапазоне, соответствуют цвета темные (коричневые, фиолетовые, черные); в высоком – светлые (голубые, розовые, желтые, оранжевые). Причем, почти всегда отмеченным проявлениям цветного слуха сопутствуют обонятельные и осязательные синестезии (восприятие размеров звука, прозрачности, шероховатости и т.д.). При сравнении с данными других подобных исследований, мы приходим также к выводу, что непроизвольное привязывание внеслуховых характеристик тембрам происходит через эмоциональную оценку данного тембра, сложившуюся в художественной практике каждого композитора, и что случай некоторых совпадений, вероятно, объясняется возможностью закрепления общих ассоциаций, связанных с содержанием произведений, где употребляются обычно данные инструменты, с цветом самого инструмента и т.д. Наиболее распространенным и разработанным в ответах оказалось наделение цветосветовыми характеристиками тональностей (некоторые музыканты, кстати, отмечают, что в условиях атонального мышления это ощущение "колорита" музыки пропадает). И в данном случае – как и в цвете-тембровых соответствиях – в проявлениях цвето-тонального слуха можно с уверенностью отметить существование общности лишь в светлостных характеристиках: цвета мажорных тональностей светлее тех же параллельных или, в некоторых случаях, одноименных минорных. Полное совпадение взглядов оказалось также в определении диезных тональностей яркими, активными и бемольных – блеклыми, пассивными тональностями. В отношении же цветовых характеристик тональностей при составлении сравнительной таблицы совпадения "видения" заметить не удалось, за исключением двух тональностей: До мажор, который почти все "видят" белым и Ре мажор – преимущественно желтым. Некоторые опрашиваемые объясняют причину такой окраски До мажора непроизвольным сопоставлением "простой, здоровой" тональности с простым по восприятию белым цветом. Другие же в объяснение восприятия цвета До мажора приводят хрестоматийные доводы эффекта "белых клавишей". Что касается Ре мажора, то все композиторы в определении цвета этой тональности исходят из ее утвердившейся в композиторской практике эмоциональной оценки, как радостной, весенней, солнечной тональности (хотя и в данном случае есть попытки объяснить это цветом клавишей). Итак, на основе анализа проявления цвето-тонального слуха можно сделать вывод, что закрепление за тональностью цветовых характеристик определяется, в конечном итоге, эмоциональной и смысловой оценкой тональности, установившейся в творчестве данного композитора, которая во многой мере обусловлена воспитанием. Нам, например, удалось отметить наличие двух тенденций в обосновании цвето-тонального "видения". Первая – выведенная умозрительно, возникшая и закрепленная (по признанию самих музыкантов) под влиянием Скрябина шкала "квинтовый круг – спектр". Вторая – основанная на непосредственном художническом "видении" и связываемая чаде всего с именем Римского-Корсакова, влияние которого в некоторых случаях настолько сильно, что музыканты даже не могут "видеть" тональности иначе, чем Римский- Корсаков. Наряду с наделением цветом тембров, тональностей, часты случаи "видения" цвета отдельного произведения или даже всей музыки отдельного композитора. К сожалению, имеющегося у нас материала недостаточно, чтобы проверить, связана ли эта общая окраска с тембровой и ладовой организацией произведения. Кроме приведенных выше выводов по ответам на поставленные в анкетах вопросы, нам интересно было отметить совпадение некоторых (выходящих за рамки опроса) моментов, отмеченных нашими корреспондентами, с теми выводами, к которым мы пришли из непосредственной практики создания и исполнения светомузыкальных композиций: невозможно связать однозначно цвет и звук на любом уровне соответствий. И главное – даже если это и было возможным, это не решило бы проблему синтеза музыки и света, так как видимая музыка – не буквальное воспроизведение зрительных представлений цветного слуха, и композитор вправе отступать от общепринятого "видения", если этого потребует художественный образ, пользуясь световым материалом так же свободно, как и звуковым.   Опубликовано в кн.: VI Всесоюзная Акустическая Конференция (сб. тезисов докл.). – М., 1968, без паг.

 


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия