Студопедия — Ванечкина И.Л.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ванечкина И.Л.






Б. Асафьев обладал ярко выраженной способностью к слухозрительным аналогиям, являющимся одной из форм синестезии. Проявлялось это в наличии четких цветотональных ассоциаций, зафиксированных самим композитором, и в синестетических аналогиях более широкого характера, нашедших отражение в его творческих трудах. Это, прежде всего, обобщенные синестетические параллели между искусствами (балеты А. Глазунова сравниваются им с пышной архитектурой растреллиевских дворцов, а чеканные формы партитуры "Золотого петушка" Н. Римского-Корсакова - с изысканными красочными гравюрами; "В искусстве Борисова-Мусатова природа становится лирическим романсом"; "Слово в чеховской "Чайке" звучит как живопись Борисова-Мусатова!"), а также сопоставления конкретных произведений разных искусств ("Беседа взглядами "Девушек у водоема" Борисова-Мусатова звучит как шумановское "Зачем?"). Эволюция синестетического фонда, как известно, шла от пространственных, графических аналогий к цветовым. Асафьев очень чутко уловил это и показал в работе "Русская живопись" на примере развития русской музыки: "Для Чайковского,- писал он,- симфония ощущалась лирической драмой, но его сознание всегда искало выхода в экспрессивном. Глинка жизненно-живописное любил претворять в музыкально-лирическое. Римский-Корсаков уже мыслил музыкально-цветово, его тональное чувство было всецело красочным, он слышал и видел тональности одновременно. Скрябин уже мыслил параллельными цвето-слуховыми образами". Конкретизируя свои наблюдения над воплощением слухозрительных ассоциаций у этих композиторов, Асафьев сопоставлял рисунок - с мелодией, светотень - с гармонией, инструментовку - с перспективой. (Об инструментовке "Кащея Бессмертного" он писал, что голосоведение в нем "становится сплетением разноцветных нитей, цветением рисунка..." В исследованиях о М.И. Глинке постоянно встречаются такие синестезии: "ласковая волнистая мелодия", "гибкая" сочная прелесть гармонии", "развертывание ритмоконструкций в звуковую перспективу", "пламенность Ре мажора", "остывающий зной" Сибемоль мажора".) Исключительно важны для светомузыкантов выводы: "Рисунок же, как и мелодия в музыке - это ключ, а вернее, рычаг к образному пересозданию действительности". Вместе с тем, анализ красочных синестезий, конкретно, цветотонального слуха Асафьева, показывает, что эти его аналогии ярки, прочувствованны, образно-конкретны. (Так, Соль мажор представлялся ему как "изумруд газонов после весеннего дождя или грозы", а Ре мажор - как "солнечные лучи, блеск, именно как интенсивное излучение света (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)"; Ми мажор - это "ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное", а соль минор - "цвет рассыпающейся ртути"; Ре-бемоль мажор - "кожа зрелого апельсина".) Некоторые тональности вызывали у него скорее настроение, нежели цветовое ощущение (так, Ля мажор - "радостный, пьянящий"). По сравнению с цветотональным слухом А. Скрябина, ассоциации Б. Асафьева носят более непосредственный характер. В этом он близок Н. Римскому-Корсакову, причем показательно, что окраска некоторых тональностей у них совпадает (Ре, Ми, Ми-бемоль мажор). Цветотональные ассоциации нашли отражение в композиторском творчестве Асафьева. Это выразилось в синхронном следовании модуляций литературным ремаркам. Например, в "Кавказском пленнике", на словах "уже сверкает солнце за горами" сразу появляется солнечный Ре мажор. Или в балете "Бахчисарайский фонтан" - трагический образ Марии характеризуется прежде всего тональностями Ре-бемоль мажор ("красное зарево", согласно его ассоциациям) и Ля-бемоль мажор ("цвет вишни, если ее разломать"). Особенно ярко действие цветотональных аналогий в раннем балете "Белая лилия" ("золотая бабочка" порхает преимущественно в солнечном Ре мажоре, а озеро закрывается туманом синего Ми мажора). Заметно их влияние и в романсах композитора, особенно в пейзажных зарисовках. Непосредственность цветотональных ассоциаций Асафьева сказалась и в его музыковедческих работах, где он с восторгом пишет о чуткости использования М. Глинкой, П. Чайковским, И. Стравинским определенных тональностей, совпадающих в характеристике чувств и явлений видимого мира с его собственными образными и цветовыми представлениями (в "Черевичках" П. Чайковского "прелестный" Ля-бемоль мажорный бархатный менуэт звучит в нежных темно-малиновых переливчатых тонах, звучит легко, как будто звук никнет в изобилии роскошных нарядов"). Синестетическое мышление пронизывает и научное, и композиторское творчество Асафьева. И там и здесь он оперирует синестетическими аналогиями естественно и содержательно.   Опубликовано в кн.: Синтез искусств в эпоху НТР. Сб. тезисов науч.-техн. семинара, 20-30 сент. 1987. - Казань: КАИ, 1987, с. 97-99.

 


 

СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА
В ОПЕРЕ "СНЕГУРОЧКА";

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 278. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия