Студопедия — РОЛЬ СИНЕСТЕЗИИ В ИСКУССТВЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РОЛЬ СИНЕСТЕЗИИ В ИСКУССТВЕ







Б.М. Галеев

1. Нами уже было показано ранее, насколько различно проявление и значение синестезии в разных искусствах (особенно при разделении их на моно- и бисенсорные). Особый интерес представляет анализ искусства слова, которое, будучи лишено чувственной непосредственности других искусств, оказывается "вынужденным" вербализовать и фиксировать все возможные синестезии в виде разного рода стилистических фигур и образных выражений. Наиболее легкий, но безрезультатный для исследователя путь - считать синестетические обороты элементарной катахрезой (А. Квятковский), в то время как явление "переноса", лежащее в их основе, делает их очевидным приемом иносказания, опирающимся на сходство и связь разномодальных явлений. Возможны синестезии-метафоры ("Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего" - В. Маяковский), синестезии-симфоры ("О небо синее, моцарть!" - В. Хлебников), синестезии-сравнения ("И гудят как шмели золотые глаза" - А. Вознесенский), синестезии-эпитеты ("Флейты звук зарево-голубой" - К. Бальмонт). Они вместе с тем из-за своей необычности могут считаться и гиперболой, особенно если это качество акцентировано ("сумасшедшие краски... пронзительно кричат на меня" - Г. Гейне). Менее очевидна возможность синестезий метонимической конструкции, но они, хоть и редко, тоже встречаются - например, синестезии-синекдохи ("сеть лиан, где длинные цветы, теряясь в небе, кончались хриплым криком попугаев" - Д. Перс). Синестетические тропы - не изобретение поэзии. Известны лексические синестезии, среди них есть даже языковые универсалии, металогичность которых незаметна, стерта, превращена в штамп, и они воспринимаются уже в номинативном значении (яркий звук, низкий тон) - их истока кроются, вероятно, в синкретическом прамышлении. Функции синестетических тропов в поэзии те же, что и у других тропов. Отмеченная исследователями иерархия в направлении "переноса" (характеристики более тонких органов чувств - к менее тонким) объясняется не имманентными свойствами синестезий-метафор, а невольным стремлением к "онагляживанию", "уточнению" - за счет зрительных и осязательных определений - тех сенсорных впечатлений, собственный словарь которых оказывается недостаточным ("Есть запах девственный, как луч, он чист и свят, как тело детское высокий звук гобоя" - Ш.Бодлер). 2. Метафоры и метонимии обладают всеобщностью как фундаментальные формы сознания (в их основе, как известно, лежат ассоциации - соответственно "по сходству" и "по смежности"). Этo позволяет распространить некоторые выводы о синестетических тропах и на другие искусства. Известны заключения о принципиальной метафоричности музыки и о метонимичности живописи, где реальный цвет выступает как принадлежность предмета, как "часть вместо целого" (К. Леви-Стросс). А если смотреть шире, понимая под "целым" мир в его слухозрительном единстве, то тотальной синестезией-метонимией, конкретно синестезией-синекдохой, являются все изобразительные моносенсорные искусства (живопись, графика, немое кино, радиотеатр). Но если их синекдотичность, так сказать, вынужденная (хотя мы знаем, что в том их специфика и источник возможностей), то в недавно родившемся жанре синтетического бисенсорного (!) искусства - в представлениях "Звук и Свет" - синекдотическое использование звука осуществляется уже преднамеренно, что является тем исходным условием "реализации чуда", которое, как было показано нами ранее, лежит в первичном, "магическом" слое любого искусства. Подобный "магический" акт лежит и в основе светомузыки, где внешне происходит материализация синестезии-метафоры (иллюзия реально невозможного превращения звука в свет). Разумеется, этим не исчерпывается суть данных искусств (единственный вид искусства, содержанием которого является реализация чуда - здесь "овеществление" гиперболы, - это цирк). 3. Изучение слухозрительных синестезий для бисенсорных искусств необходимо, но не для рецептуализации творчества, как это делала нормативная эстетика (теория аффектов в музыке и светомузыке, начало звукового кино). Основным содержательным приемом синтеза является слухозрительная полифония, которая основывается на наличии ожидаемых синестезий и сознательном преодолении их (или следовании им - вырождение в унисон). Еще большие ресурсы открываются при учете феномена "внутренней полифонии", связанной с наличием "внутренней синестезии" (которая, кстати, обусловливает возможность "внутреннего контрапункта" и в моносенсорных искусствах). Но и нельзя при таком сложном синтезе полностью полагаться на контекст в оценке выразительных средств (концепция "сверхцелостного" анализа, по А. Мазелю). Ддя того чтобы достичь эффекта контрапункта (пункт против пункта) и управлять им, необходимо знать прежде всего - когда эти "пункты" не противостоят друг другу (а это как раз и определяется синестезией).   Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". Тез. докл. 24 - июня-4 июля 1979. - Казань: КАИ, 1979, с.90-92.

 


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия