Студопедия — СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ






Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не безгранич­ны. В те моменты, когда это обстоятельство осознава­лось с наибольшей отчетливостью и остротой, рожда­лись грустные сентенции, вроде известного сократовского признания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Возникали болезненные состояния человеческого духа, пронизан­ные чувствами бессилия и подавленности и получившие благодаря Декарту название интеллектуальной печали.

Вывести дух из подобного состояния помогает такая познавательная способность как интеллектуальная интуи­ция. Там, где социологический разум бессилен перед не­постижимостью тайн социального бытия, интеллектуаль­ная интуиция, активно использующая скрытые резервы подсознания и сверхсознания, позволяет продолжать по­гружение человеческого духа в глубины этих тайн.

• 15


 


Для интеллектуальной интуиции все сущее, каждый фрагмент социальной реальности живет и движется не только в пределах наблюдаемых физических измерений. Она позволяет предполагать, что у всякого социального феномена имеется, кроме очевидной, еще и другая, не­наблюдаемая, тайная жизнь.

В отличие от разума, нередко идущего на сознатель­ный разрыв с мифологией, мистикой, религией, интел­лектуальная интуиция никогда не теряет с ними связи и готова выступать в роли их преемницы. Если язык разу­ма денотативен, т. е. стремится обнажать скрытые смыс­лы, то язык интуиции коннотативен, т. е. предполагает присутствие смысловых подтекстов, которые до конца словесно невыразимы.

Социологическая интуиция, как одна из модифика­ций интеллектуальной интуиции, предполагает непос­редственное, внерациональное проникновение в средото­чие разномасштабных социальных реалий. Ее познава­тельный потенциал особенно важен на первых стадиях исследования, когда идет процесс формулировки гипотез и очерчиваются примерные контуры исследуемых пред­метов. Она незаменима там, где необходимо мысленно соотнести предмет анализа с объектом, а объект — с со­циальным целым, с задаваемыми этим целым норматив­ными, ценностными и смысловыми координатами.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Теоретическое воображение представляет собой спо­собность творческого сознания к достраиванию недостаю­щих связей между исследуемыми реалиями, а также между ними и авторским «я». Творческое воображение способно дорисовывать до необходимой полноты карти­ну исследуемого предмета, окрашивать интересующую исследователя реальность в те тона, каких она, сама по себе, не имеет. Когда для построения социологической модели отдельного социального факта, явления, процес­са не хватает уже существующих, готовых к использо­ванию и ранее использовавшихся другими исследовате­лями объяснительных компонентов смыслового, ценно­стного, нормативного характера, то социолог вправе


прибегнуть к компонентам воображаемым. В итоге в определенное место воздвигаемой концептуальной кон­струкции, будь то базовое причинное основание или вен­чающие все сооружение смысловые своды метасоциоло-гических выводов, вместо реальных содержательных бло­ков вписываются блоки виртуальные, измышленные автором или заимствованные им из других культурных контекстов. Привнесение их туда, где никто ранее в таком функциональном преломлении их не использо­вал, может считаться прямой заслугой творческого во­ображения исследователя.

Достаточно распространенной является точка зрения, будто бы в науке, в отличие от искусства, воображение не играет существенной роли и потому в нем нет особой надобности. Не делается исключения и для социологии как одной из рядовых социогуманитарных дисциплин. Так, например, французский исследователь Ж. Карбо-нье писал, что социолог, в отличие от писателя, не дол­жен пропускать изучаемый объект сквозь призму своего воображения. Но американский социолог Ч. Р. Миллс утверждал противоположное в своей работе «Социологи­ческое воображение». Согласно его позиции, исследова­тель социальных проблем не должен сдерживать свое социологическое воображение. Напротив, он обязан как можно активнее привлекать его ресурсы к творческому освоению исследуемых проблем.

Воображение выполняет важную функцию в модели­ровании социальных коллизий, при выстраивании мыс­ленных экспериментов. Без сомнения, оно сыграло оп­ределяющую роль для М. Вебера, когда тот создавал кон­цепцию идеального типа. Ведь идеальный тип вбирает в себя то, что разрознено, разбросано по частям в социаль­ном мире, и в качестве целостности он появляется имен­но как плод теоретического воображения ученого.

Социологическое воображение имеет еще более важ­ное значение там, где социология обнаруживает ограни­ченность своих познавательных средств. Когда социоло­гические построения наталкиваются на непреодолимые методологические препятствия в виде ограниченных воз­можностей принципа социального детерминизма, ког­да каузальный вектор намерен устремиться за пределы


социальной реальности, но при этом обнаруживается не­хватка исходного материала и несовершенство социоло­гического инструментария, на помощь приходит твор­ческое воображение.

В подобных ситуациях социологии не следует сторо­ниться метафизики, помня об их общих культурно-исто­рических корнях. Если в пределах сугубо социологиче­ских, преимущественно рассудочных построений вооб­ражение играет в основном вспомогательную роль, то при выходе на метафизический уровень его роль стано­вится ведущей, что предопределено различными свой­ствами социологических и метафизических средств по­знания. Так, если социологию интересует прежде всего мир реального, то метафизике интересен еще и мир воз­можного (равно как и невозможного).

Социология исследует социальные реалии, будучи прочно привязана к ним, крепко стоя на почве фактов и имея весьма скромные возможности для полетов теоре­тического воображения. Метафизическое же воображе­ние, как правило, не рефлексивно и далеко не всегда связано с результатами непосредственного созерцания. Имея свои цели и прокладывая свои пути к ним, оно, в силу своей природы, более свободно и раскованно в по­летах и играх творческой фантазии.

Метафизика готова делиться с социологией резуль­татами собственных изысканий, вносить свою специфи­ческую лепту в концептуальные блоки будущих теоре­тических построений социологической теории.

Если социология с ее пристрастием к социальным фактам чем-то напоминает живопись импрессионистов-пуантилистов, поскольку ей присущ интерес к «точеч­ным» фактам и сиюминутным состояниям социальной среды, то метафизика — это нечто вроде живописи пост­импрессионизма, ибо она стремится разглядеть за соци­альными реалиями их сверхфизические сущности и обо­значить их концептуальные контуры при помощи соб­ственных изобразительных средств.

Когда позитивистски ориентированные социологи об­виняют кого-либо из мыслителей прошлого, например, ученых немецкой школы, в метафизической умозритель­ности их теоретических построений, то они, по сути,


обрушиваются на методологию метафизического вообра­жения. Их не устраивает то, что мыслитель имел сме­лость поместить исследуемую реалию в контекст, гораз­до более широкий, чем социальность, что он решился вообразить некие дополнительные каузальные зависи­мости сверхсоциального, универсального характера. Меж­ду тем, умение соединить, синтезировать творческие по­тенциалы социологии и метафизики является одним из высших проявлений способности к социологическому воображению. Образцы такого умения содержатся в твор­честве таких писателей-мыслителей, как Бальзак, Каф­ка, Оруэлл и др., умевших искусно соотносить интере­сующие их социальные факты с метафизическими уни­версалиями. Интерес к общезначимому позволял им в ходе социально-художественного анализа воссоздавать не столько характеры, сколько типы. При этом в каждом из таких типов, как правило, отчетливо просматривается и социальное, и метафизическое содержание. Взаимно до­полняя друг друга, эти компоненты создают эффект нео­бычайной глубины постижения сущности отношений человека с социальным миром.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия