Студопедия — СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ






Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и мо­дерна. Как рациональные методологические модели вы­сокой степени обобщенности, обладающие императив­ной силой для исследователей, эти парадигмы пред­писывали или продолжают предписывать разработку конкретных проблем социальной теории в русле опре­деленных исходных мировоззренческих и познаватель­ных принципов.

Функциональное своеобразие парадигм заключает­ся в их способности к параллельному сосуществованию в социокультурном времени-пространстве с поперемен­ным доминированием какой-либо одной из них. Так, социокультурная триада парадигм классики, модерна и постмодерна подчинена историческому ритму маят­никовых колебаний. Если первые две парадигмы обо­значить двумя крайними точками, то между ними об­наруживается амплитуда колебаний исторического ма­ятника. Эта амплитуда, если ее брать в тот момент, когда маятник двигался от «пункта» классики к «пунк­ту» модерна, служит графическим обозначением мар­гинальной стилевой формы, обозначаемой понятием протомодерна. Когда же маятник устремился в проти­воположном направлении от модерна к классике (нео­классике), то он оказался в социокультурном простран­стве постмодерна.

Каждая парадигма обладает свойством доводить до логического конца все имеющиеся в ее распоряжении творческие ресурсы и потенциалы. Так, классика дове­ла до конечного пункта логику нормативности, пафос дисциплинарности. Модерн выявил все доступные со­зерцанию и пониманию творческие резервы анорматив-ности.

1 Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных ус­тановок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.


Некогда, на исходе средневековья Фома Аквинский создал трактат «Сумма теологии», в котором попытался дать завершающую, «суммарную» формулу социокуль­турного, духовного опыта, накопленного европейской христианской цивилизацией за предыдущее тысячеле­тие. Аналогичным образом на историческом излете эпо­хи классики должны были появиться подобные «Сум­мы». И они действительно возникли. Самым характер­ным оказалось то, что их возникновение имело авторскую мотивацию именно такого же рода, как и в «Сумме теологии» Аквината. В философии XIX в. на роль по­добной «суммы» могла бы претендовать грандиозная ге­гелевская система. В европейской литературе — это мас­штабные эпопеи Бальзака и Золя. В русской литерату­ре — это начатый, но не завершенный Достоевским проект многотомного сверхромана «Житие великого грешника» и т. д.

ПАРАДИГМА КЛАССИКИ.

ОСОБЕННОСТИ

КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Обозначим наиболее характерные особенности клас­сической эпохи, ее цивилизации и культуры, имеющие определяющее влияние на формирование методологи­ческого инструментария социальных исследований.

Парадигма классики:

1) совпала в своем развэртывании и в логике самооб­
наружения своих духовных возможностей с историей
доиндустриального общества и длилась в Европе, начи­
ная с «осевого времени» (VIII—II вв. до н. э.) до середи­
ны XIX в.;

2) не культивировала тоталитарных форм социаль­
ности, относилась к ним как к чему-то экзотическому в
теории (жанр утопии) и эпизодическому, периферий­
ному в политической практике (например, империя
инков);

3) имела разработанную, дифференцированную, по­
лиморфную систему устойчивых стилевых качеств и при­
знаков, отчетливо обозначившихся в содержании ряда

■36


гаких «больших» стилей, как ренессанс, барокко, клас­сицизм, рококо, романтизм и т. д.;

4) вектор классических культуротворческих интен­
ций был устремлен в направлении от хаоса к порядку;
в классическом сознании доминировала уверенность в
продуктивности порядка и гибельности хаоса, который
рассматривался как начало, враждебное человеку, куль­
туре, цивилизации;

5) классический культурный космос — мир строгой
нормативности запретительного характера; царящему в
нем духу дисциплинарности соответствовал политико-
юридический тезис «запрещено все, что не разрешено»;
доминирующими парадигмами, при помощи которых в
западном культурном сознании строились картины мира,
выступали теодицея и антроподицея;

6) логика теоретической изобразительности была ус­
тремлена по направлению к симфонизму, позволявшему
упорядочивать материал, подчинять его строгим компо­
зиционным нормам;

7) социальное знание стремилось к системности;

8) всякая мысль, в каком бы тексте — философском,
юридическом, педагогическом или художественном —
она ни присутствовала, никогда не представала в своей
изначальной, вненормативной «наготе», а непременно
была облачена в социокультурные «одеяния» из множе­
ства нормативных условностей;

9) господствовала вера во всесилие рационального
мышления, переходящая в устойчивый эпистемологи­
ческий оптимизм, рассчитывающий в любом фрагменте
реальности непременно обнаружить либо типовые зна­
чения, либо эксклюзивные смыслы и при этом приори­
тетное место отводилось первым;

 

10) была привязана к традициям;

11) характеризовалась общей конструктивной устрем­
ленностью к культуротворческой деятельности; на про­
тяжении всей классической эпохи, от Платона до Геге­
ля, социологическое знание развивалось в единстве с
метафизикой; плоды метафизического воображения пре­
обладали над результатами эмпирического познания, а
метафизическая дедукция довлела над практикой ин­
дуктивных обобщений.

• 37 •


ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА

КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Традиционное общество — это исторически первая фор­ма цивилизованного социума, пришедшая на смену пат­риархально-родовому, догосударственнному, доправовому, естественному состоянию и отличающаяся абсолютным доминированием аграрной экономики. По отношению к нему используется также определение «доиндустриальное общество», поскольку традиционное общество имеет свой­ство трансформироваться в общество индустриальное.

В марксизме концептуальный аналог традиционного общества именуется докапиталистическим обществом, включающим две исторические ступени — рабовладель­ческую (античный социум) и феодальную (средневеко­вый социум).

Сущностные признаки традиционного общества:

1) преобладание натурального хозяйства, слабая раз­
витость рыночных отношений;

2) устойчивость социальных структур, институтов,
типовых моделей межсубъектных отношений;

3) господство традиционных форм социального пове­
дения и культурных образцов нормативно-ценностного
характера; консервативность общественной психологии
и индивидуального мышления, негативное отношение
субъектов к большей части социальных инноваций;

4) доминирование в ранних его фазах духа патриар­
хальной общинности, предполагающей слабую развитость
личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженно­
го трансгрессивного духа и стремления к противопо­
ставлению индивидуального «я» общинному «мы»;

5) высокий социокультурный статус ценностей и норм
корпоративной морали и, соответственно, низкая социаль­
ная оценка попыток к обретению личностной автономии;

6) отсутствие специальных общественных механиз­
мов по культивированию пространства социальной и ду­
ховной свободы;

7) жесткая иерархическая поляризованность струк­
туры социума, состоящего не из равноправных граждан,
а из вертикально ориентированных социальных диад
противоположных сословий и слоев — землевладельцев


и крестьян, сеньоров и вассалов; существование право­вых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права), препятствующих переходам индивидов с одного уровня на другой;

8) преимущественная опора институтов государствен­
ной власти на механизмы внеэкономического принуж­
дения; активное использование авторитета религии для
укрепления политического господства властвующих
субъектов;

9) сакрализованный характер абсолютного большин­
ства политико-правовых акций, осуществляемых госу­
дарственными институтами;

 

10) единство политических стратегий светской и цер­
ковной власти, чьи институты увенчивают социальную
пирамиду;

11) высокий авторитет духовенства и важная роль
института церковного суда в социальной жизни;

12) преобладание монархического типа властвования
над всеми остальными в силу его близости стереотипам
патриархального мировосприятия и мироотношения.

РЕНЕССАНС — ПЕРВЫЙ КРИЗИС

ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

j" Ренессансом (от франц. renaissance, итал. rinasci-I mento — возрождение) именуется эпоха с XIV по XVI в. * в истории европейской цивилизации и культуры. Тер-| мин «возрождение» был введен в середине XVII в. италь­янским художником и историком искусства Джорджо < Вазари. В своем фундаментальном труде «Жизнеописа­ния наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зод­чих» он противопоставил два стиля — средневековый, «варварский», не имевший представлений об истинной красоте, и новый, возникший на основе обращения к античным образцам художественного совершенства и фактически возродивший их.

В середине XIX в. швейцарский историк искусства Я. Буркхардт, автор известного исследования «Культура Возрождения в Италии» отделил Ренессанс не только от предшествовавшей ему средневековой культуры, но и от пришедшего ему на смену стиля барокко. Таким образом,


ренессансная культура обрела достаточно определенную ] локализованность в социальном пространстве и времени. Она предстала как исторический симбиоз трех начал — античного, средневеково-христианского и собственно ре-нессансного. Слившись воедино, они породили удиви­тельный по своей выразительности и одухотворенности культурный стиль. Греко-римский натурализм вместе с христианским спиритуализмом оказались подчинены стремлению искать высшую красоту не на небесах, а на земле.

В Италии, на своей родине, Возрождение прошло несколько этапов. Первый период — XIII век («тречен­то») или Проторенессанс (букв, «предренессанс»). Вто­рой период — XIV век («кватроченто») или раннее Воз­рождение. Третий период — XV век («чинквеченто») вобрал в себя фактически два этапа — высокое и позд­нее Возрождение, когда создавали свои шедевры круп­нейшие итальянские мастера Леонардо да Винчи, Рафа­эль, Микеланджело, Тициан, Джорджоне.

На протяжении Ренессанса совершался переход от феодального средневековья к современному типу запад­ной цивилизации, происходила смена типов культуры, систем ценностей и форм миросозерцания. Это была пе­реходная и потому чрезвычайно противоречивая эпоха, когда совершался целый ряд радикальных социокуль­турных метаморфоз в европейском нормативно-ценност­ном сознании. И хотя К. Ясперс утверждал, что сущ­ность Ренессанса, где бы он ни заявлял о себе, состоит в том, что в культуре возникает воспоминание о возмож­ностях и ценностях «осевого времени» и желание возро­дить их, все же инновационное начало в нем доминиру­ет над традиционным, консервативно-ретроспективист-ским. Новообразующаяся цивилизация, пытающаяся припасть к своим истокам, приобщиться к ценностям «осевого времени», в итоге получает мощный творче­ский импульс для своего дальнейшего развития и энер­гично устремляется вперед.

Основные социокультурные метаморфозы, сопутство­вавшие Ренессансу:

1) изменилась модель мироздания — средневековая картина конечной Вселенной сменяется умозрительной

•40«


 

моделью бесконечного Космоса, возникла идея самодви­жения космической материи, в результате которой ис­чезает необходимость в Боге как перводвигателе и пер­воисточнике миропорядка;

2) произошла смена моделей культуры — человек
поставил себя в центр мироздания, теоцентризм начал
уступать место антропоцентризму;

3) заявил о себе новый социокультурный тип лично­
сти с явно выраженными трансгрессивными наклоннос­
тями, рвущийся к неизведанному и запретному, страст­
но жаждущий самореализации и самоутверждения;

4) раздвинулось пространство социальной свободы.
Ренессансная и постренессансная мысль обнаружила

острый интерес к тому, что находится «под» структура­ми человеческого сознания, т. е. имеет субструктурный характер. Это перемещение поиска происходило вместе с утверждением в европейской культуре новой, антропо-центристской модели мировосприятия. Индивидуальное «я» становится главным предметом внимания для мыс­лителей, писателей, поэтов, художников. Открыв новую главу, западная культура как бы «проваливается» в че­ловека, в глубины разверзшейся перед ее испытующим взором субъективной реальности. Мысль о том, что чело­веческое сознание представляет собой абсолютную реаль­ность, пребывающую в основании всего сущего, все проч­нее утверждается в европейской философии. У Р. Декар­та, а затем И. Канта она предстала в виде стремления рассматривать любую предметность не саму по себе, а как данную человеку через сознание и его формообразую­щие усилия. В XX в. она оформилась в самостоятель­ный феноменологический метод, который оказался на­целен на отыскание безусловных первоначал всякого зна­ния в глубинах трансцендентального «эго».







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия