Студопедия — Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ






Жак Боссюэ (1627-1704) — французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным про­поведником, воспитателем французского дофина, епи­скопом. Как идеолог Контрреформации, противник про­тестантизма, выпустил ряд сочинений, в том числе: «Из­ложение католической доктрины» (1671);«Рассуждения о всеобщей истории» (1681); «Политика, основанная на Священном Писании» (1709).

Боссюэ в своих работах опирался на идеи Аристотеля и Гоббса. Он утверждал обязательность жизни человека в государстве, поскольку вне государственности люди ут­рачивают представления о пределах и границах собствен­ных желаний. А это ведет к анархии, которая является худшим из всех общественных зол. Государственная власть накладывает разумные ограничения на проявления чело­веческих страстей, обуздывает своеволие и поощряет ра­зумные и добропорядочные связи между людьми.

Граждане, живя в государстве, отказываются от оп­ределенной доли своих свобод, от попыток демонстра­ции своих сил, предоставляя их в распоряжение прави­теля. Силы всех граждан соединяются под эгидой госу­даря в одно общее целое и становятся мощным средством их защиты от различных опасностей.

В основе всех предписаний, которым подчиняется жизнь государства, лежат естественные законы разумнос­ти и справедливости. Над этими законами царит власть Бога, который правит вселенной и чье господство вечно и неизменно. По образцу божественной власти скроены и власть отеческая или патриархальная, и власть монарха, являющегося наместником Бога на земле. Из всех форм правления монархия — самая естественная. Она отлича­ется от остальных рядом преимуществ, в том числе силой, прочностью, способностью устранять опасность междо­усобной вражды. Наиболее предпочтительна наследствен­ная монархия с правом первородства, где сама природа назначает очередного правителя и тем самым возводит препятствие для разгорания споров, раздоров и козней.

Среди всех свойств монархической власти наиболее важны четыре следующих: 1) сакральность; 2) отеческая

• 147 •


природа; 3) абсолютность; 4) подчиненность законам разума. Монарх не вправе злоупотреблять властью, дан­ной ему Богом, и обязан пользоваться ею сдержанно и разумно. Его сила должна служить защите слабых. Она не вправе ни допускать произвола, ни пренебрегать ею же самой установленными законами. Монарх призван поддерживать законы, оберегающие свободу и собствен­ность подданных. Если же он будет несправедлив и жес­ток, его настигнет наказание свыше.

ДЖ. ЛОКК:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Джонн Локк (1632-1704) — классик английской фи­лософской мысли. Он родился в пуританской семье. После окончания Оксфордского университета служил воспита­телем и секретарем в семье графа Шефтсбери. Вместе с ним эмигрировал во Францию, а затем в Голландию. Там познакомился с философским учением Декарта. После провозглашения Вильгельма Оранского королем Англии возвратился на родину.

Основные труды Локка: «Опыт о человеческом разу­ме» (1690); «Два трактата о государственном правле­нии» (1690); «Мысли о воспитании» (1693); «Исследова­ния мнений отца Мальбранша о видении всех вещей в Боге» (1694); «Разумность христианства» (1695); «О поль­зовании разумом» (1706).

Естественное и гражданское состояние общества

В сочинении «Два трактата о государственном прав­лении», состоящем из двух частей (трактатов), Локк выступил против традиционных взглядов на верхов­ную власть, согласно которым Бог дает избранным вла­ствовать над другими людьми и делает это право насле­дуемым и неотъемлемым. По его мнению, власть в го­сударстве имеет не божественную, а земную, светскую сущность и является результатом общественного дого­вора. Несоблюдение властителем принципов договора дает подданным право на сопротивление и борьбу за свои права.

• 148*


В первой части Локк ведет полемику с английским роялистом Р. Филмером, критикуя его сочинение «Пат­риарх: защита естественной власти королей против не­естественной свободы народа» (1630), выступая против принципов абсолютизма. Вторая часть охватывает ши­рокий спектр философско-правовых и социально-поли­тических проблем, касающихся естественного состояния, войны, собственности, гражданского общества, форм го­сударственности, деспотической власти и др.

Для Локка историческое состояние, предшествую­щее возникновению государственности, — это состояние свободы и равенства, когда каждый распоряжался своей личностью и собственностью в границах законов приро­ды, не допуская беспредельного своеволия и заботясь о сохранении себя и рода. Люди пребывали в естествен­ном состоянии до тех пор, пока между ними не возник­ло общее согласие, позволяющее перейти к гражданско­му состоянию с установленными законами, наличием властей и судебных учреждений, позволяющих разре­шать возникающие конфликты.

Локк не проводил отчетливого разграничения между гражданским обществом и государством; они для него соединялись в единое целое как историческую антитезу естественного состояния. Для него естественное состоя­ние, при всей его привлекательности, — низшая ступень человеческого общежития, не позволяющая в полной мере пользоваться преимуществами частного владения соб­ственностью. Это обстоятельство делает необходимым и желательным переход к цивилизованной государствен­ности как гаранту возможностей мирного и безопасного пользования своей собственностью. Властные функции государства предстают как продукт многосторонних кон­венций, предполагающих относительное равновесие сил, готовность сторон к диалогам и компромиссам.

Государство предполагает наличие законодательной, исполнительной и федеративной власти, которые исполь­зуют всю свою силу для сохранения общественного це­лого от разрушений. Но существуют и превратные фор­мы государственной власти (например, тираническое правление), не отвечающие главным и истинным целям цивилизованного общежития граждан.

• 149 •


Договорные отношения являются оптимальной моде­лью социального взаимодействия: они способны уравно­вешивать как потребности сторон в свободе, так и взаим­ные обязанности субъектов, ограничивающие их свободу. Возникающая при этом возможность соблюдения есте­ственных прав на жизнь, свободу и собственность состав­ляет основу правопорядка. Важнейшее значение Локк придавал праву на собственность, утверждая, что она свя­щенна: генерал, который может приговорить солдата к смерти за неповиновение самым безрассудным приказам, не может, при всей своей абсолютной власти, присвоить хотя бы один фартинг из его имущества.

Важный атрибут гражданского состояния — равен­ство, которое для Локка выступало как равенство при­тязаний и возможностей, имеющихся в распоряжении граждан. Этот подход не отвергал естественных разли­чий между людьми. Развивающаяся промышленность, сопутствующая ей конкуренция в производстве, торгов­ле, финансах требовали признания в каждом конкурен­те свободного, равноправного субъекта. Естественные раз­личия способностей и талантов сочетались с равными условиями конкурентной борьбы.

Социализация личности

Согласно Локку, миром руководит высшая сила, вра­щающая небесные светила, зажигающая звезды и пред­писывающая, кому жить, а кому умирать. Это есте­ственная необходимость, выступающая в виде всеоб­щих законов природы, через которые обнаруживает себя божественная воля. Люди, как частицы мироздания, пре­бывают во власти этих законов, и у них есть разум, пред­писывающий им жить в согласии с их требованиями.

Локк выступил против учения Декарта о «врожден­ных идеях», утверждая, что источником знаний являет­ся внешний опыт. Человек рождается без каких-либо идей, знаний и представлений о моральных принципах и правовых нормах. Мозг новорожденного — это «tabula rasa» (лат., чистая доска), которая на протяжении жиз­ни заполняется приобретаемыми знаниями, идеями, пред­ставлениями о морально-правовых нормах. У человека нет врожденной предрасположенности к моральному,

• 150*


законопослушному поведению; способность соблюдать социальные нормы обретается им вместе с накоплением социального опыта.

Главная задача социализации состоит в том, чтобы научить индивида всегда поступать в соответствии с ве­лениями разума. Руководствуясь накопленным опытом, действуя по собственному разумению, он обязан разви­вать свою способность совершать поступки, соответствую­щие моральным и правовым предписаниям. Эти идеи Локк развил в своей работе «Мысли о воспитании». В те­чение семи лет, начиная с 1684 г., он писал письма-размышления, письма-рекомендации, касающиеся проб­лем воспитания, Э. Клэрку и его жене. В 1693 г. эти размышления были изданы отдельной книгой, в кото­рой исходный тезис имел антидекартовскую направлен­ность и гласил, что люди с врожденными положитель­ными моральными качествами — редкое явление, что большинство из них обладают лишь задатками доброде­телей, нуждающимися в развитии. Воспитание, социа­лизация — необходимое условие развития у личности тех качеств, которые необходимы обществу.

Логика процесса социализации должна подчиняться принципу рационализма, который предполагает, что че­ловека необходимо с колыбели учить самодисциплине, т. е. умению при любых обстоятельствах следовать пред­писаниям разума. Путь к добродетельному и законопос­лушному поведению пролегает через способность побеж­дать сомнительные страсти и отказываться от многих желаний. Разум обязан строго контролировать тело и душу, которые должны, в свою очередь, обрести привыч­ку подчиняться его дисциплинарным предписаниям.

Другой важный принцип социализации — это прин­цип просвещения, суть которого в том, чтобы ничего не скрывать от взрослеющего человека. Молодой джентль­мен, входя в самостоятельную жизнь, не должен пребы­вать в неведении относительно того, что в ней существу­ют зло, пороки, преступления. Если его держать с завя­занными глазами, то это приведет к тому, что он окажется подверженным опасности стать жертвой пороков, чужих или своих. Воспитатели обязаны постепенно приподы­мать завесу, за которой прячется зло, подстерегающее

• 151 •


каждого человека, и одновременно обучать способам про­тивостояния всему темному и порочному. Подобно тому, как моряк должен знать о камнях и мелях у него на пути, молодой джентльмен обязан научиться распознавать лю­дей и отличать среди них тех, кто является воплощением благоразумия, а кто — носителем зла. Но самым главным фактором в процессе социализации, его альфой и омегой является формирование в душе молодого человека истин­ного понятия о Боге как творце сущего, от которого люди получают все блага и который любит людей.

Идеи Локка, касающиеся естественных прав челове­ка, договорной природы конституционализма, разделе­ния властей и др., были подхвачены в последующие де­сятилетия как социальными мыслителями, так и прак­тическими политиками. На них опирались создатели европейских конституций нового времени.

Б. МАНДЕВИЛЬ: ИДЕЯ ПОЛЕЗНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА

Бернард Мандевиль (1670-1733) — английский пи­сатель, философ. Окончил Лейденский университет, был доктором медицины. Прославился как автор философско-сатирического сочинения «Басня о пчелах».

Взгляды Мандевиля на социальную жизнь в целом с ее государственностью и законами, человеческими не­достатками и пороками привлекли внимание современ­ников своей парадоксальностью. Он утверждал, что в богатых государствах с развитой промышленностью раз­нообразные прихоти и каприьы имущих способствуют раз­витию экономики, росту производства и что темные сто­роны социальной жизни и порочные свойства человечес­кой природы способны в конечном итоге приносить пользу обществу. Так, украденные из сундуков деньги пускают­ся в оборот, а сломанные грабителями замки дают работу ремесленникам и изобретателям новых запоров. Преступ­ники своей опасной для общества деятельностью обеспе­чивают занятость полиции, судей и тюремщиков.

В целом пороки, правонарушения, преступления и вся система средств борьбы с ними создают состояние общей сбалансированности социального целого. Государ­ство, разбогатевшее в результате преступлений своих


граждан и правительств, нуждается в надежных зако­нах, эффективном правосудии, которые охраняли бы при­обретенные богатства.

Согласно Мандевилю, преступления возникают преж­де всего там, где имеются возможности для их соверше­ния, будь то плохо запертые дома, слишком мягкое за­конодательство или продажные судьи. В этих условиях преступники надеются избежать наказаний и легко идут на нарушение законов. Чтобы этого не было, в государ­стве должен господствовать принцип неотвратимости на­казания, способный привести к уменьшению числа пре­ступлений и казней. «Там, где законы просты и суровы, всякие послабления при их выполнении, мягкость при­сяжных и частые помилования в основном представля­ют собой гораздо большую жестокость по отношению к густонаселенному государству или королевству, чем при­менение дыбы и самых изощренных пыток». Управле­ние с помощью законов должно быть таким, чтобы со­держать народ в страхе не перед насилием, а перед си­лой справедливого правосудия.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия