Студопедия — Лекция № 10
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция № 10






Тема: Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы

1.«Этнопедагогическое образование студентов высшей школы» .

Настоящая Концепция подготовлена диссертантом в соавторстве с профессором С. А. Узакбаевой. Тема: «Этнопедагогическое образование студентов высшей школы». Содержание данной концепции. I. Этнопедагогическое образование - основа гуманизации подготовки будущих учителей. В процессе обновления и демократизации общества, в условиях приобретения республикой суверенитета, когда переосмысливается история нашего общества, деятельность многих его социальных институтов, возвращаются забытые или запрещенные в свое время явления духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является этническая педагогика с ее богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Социокультурные и духовные ценности народа, его традиции всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравственных и трудовых качеств, в социализации личности в целом. Поэтому так необходимы сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение формирующего влияния различных воспитательных институтов. Знание, осмысление и переработка педагогической культуры прошлого помогут в успешном решении сложных проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без изучения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности. Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых культурных традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки. Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. В современных условиях возрастает объективная необходимость формирования личности полноценного учителя - гуманиста, патриота, его специальной теоретической и практической этнопсихологической и этнопедагогической подготовки. Программное, обязательное изучение общей этнопедагогики предполагает расширение, углубление знаний по национально-региональной и частной этнопедагогике. Первоначальные, пропедевтические сведения по этим частным отраслям этнопедагогических знаний сообщаются как иллюстративный материал в курсе общей этнопедагогики. На следующем этапе изучаются особо – на спецкурсах, спецсеминарах, факультативно, по выбору - национально-региональная культура воспитания и частная этнопедагогика. Национально-региональная этнопедагогика позволяет детально, как отмечает автор, разобраться в общности народных педагогических культур, в их духовно-нравственных взаимных связях. Спецкурсы, по мнению автора, могут быть как обширными, так и специализированно узкими: Этнопедагогика народов Российской Федерации, Этнопедагогика славянских народов, Этнопедагогика народов Средней Азии, Этнопедагогика народов Северного Кавказа, Этнопедагогика тюркских народов, Этнопедагогика народов Сибири и Дальнего Востока, Воспитательные традиции буддизма и др. Все вышеизложенное дает основание рассматривать казахскую этнопедагогику как самостоятельную учебную дисциплину, исследующую процесс обучения и воспитания с учетом особенностей казахского этноса. Концепция предполагает непрерывное совершенствование содержания образования, стимулируя тем самым развитие педагогического творчества в параллельных и альтернативных направлениях, а также отказ от этнопедагогического образования по одинаковым учебным планам и программам.

2.Факторы, для реализации концепции

При этом необходимо учитывать такие факторы, как 1) специфика факультета, 2) национальный состав студентов, 3) интересы студентов. Затем дифференцировать, в зависимости: от специфики факультета; от пола; от того, из какого региона они приехали (сельские, городские); от демографических условий (из многодетных семей; единственный ребенок; у кого воспитывался: у бабушки, дедушки; в полной семье; в неполной семье); с учетом этнической психологии очень тщательно относиться к отбору этнопедагогического содержания. Для того, чтобы этнонедагогические дисциплины раскрыли свой воспитательный потенциал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в высшей школе, при которой этнопедагогика как конкретная научная дисциплина, хотя и включена в учебный план, однако по целому ряду причин не выполняет своего предназначения - открыть двери в сокровищницу народной мудрости. Напротив, современное состояние преподавания этнопедагогики нередко полностью отбивает охоту познать этнокультурное наследие своих предков. Работники системы образования зачастую не осознают, что этнопедагогика как самостоятельная дисциплина способна стимулировать процесс гуманизации личности будущего учителя, вводя его в мир человеческих отношений окружающих его людей, в историю людей разных эпох и народов, их культуры, традиций, обычаев, в мир красоты и нравственности. И делает это лучше, легче и естественнее, чем другие дисциплины, так как она организует обучение и воспитание с учетом этнических особенностей определенной этнической общности (Е. Л. Христова). Этнопедагогическое образование по самой сути своей может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира будущего учителя, его духовно-нравственного облика. Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа. В основу содержания этнопедагогического образования студентов могут быть положены теоретические и методологические принципы разрабатываемой экспериментальной программы по этнопедагогике; концепции этнокультурного образования; идеи казахской философии; принципы народности, природосообразности, культуросообразности, приоритета родного языка. Структура содержания этнопедагогического образования должна обеспечить связь его целей и задач в соответствии с возрастными периодами развития личности на всех этапах обучения в вузе. Содержание этнопедагогического образования можно реализовать через различные формы аудиторных занятий: лекции, семинарские, лабораторно-практические занятия, спецкурсы, спецсеминары; внеаудиторных занятий: педпрактика, УИРС, НИРС, курсовые работы, рефераты, дипломные работы, встречи, тематические вечера, круглый стол, музыкально-литературные лектории, экскурсии, диспуты, конференции, конкурсы, КВН, олимпиады. Методы: рассказ, беседы, интервью, тренинги, тестирование, объяснение, обсуждения, показ, упражнения и т.д. Средства: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство; национальные игры (детские спортивные, конно-спортивные, молодежно-развлекательные), традиции и обычаи; ритуалы, церемонии и т.д. Результат: теоретическая готовность, практическая готовность, нравственно-психологическая готовность будущего учителя к использованию материалов казахской этнопедагогики в практической деятельности.

 

Лекция № 11 Тема: Казахская этнопедагогика в системе образования.

1.Научно-методическое обеспечение внедрения концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы

В ходе исследований большое внимание уделялось этнопедагогической подготовки будущих учителей, поскольку этническое воспитание учащихся зависит от подготовленности к данной работе учителя. Выявление уровня знаний у студентов по казахской этнопедагогике и их умения использовать материалы казахской этнопедагогики в своей практической деятельности, проводилось по следующим критериям: наличие положительного отношения к знаниям по казахской этнопедагогике; знание сущности основных этнопедагогических понятий и терминов, знание сущности прогрессивных традиций и обычаев; владение навыками использования материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе. Результаты показали недостаточную подготовку студентов казахской этнопедагогике. В целях реализации Концепции разработаны Дополнения к использованию материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин, где систематизируются по отдельным разделам и темам данных курсов необходимые материалы казахской этнопедагогики. Целью Дополнений было ознакомление студентов с прогрессивными идеями казахского народа в области воспитания, с педагогическим опытом, собранным им в течение своей многовековой истории, которое позволит будущим учителям использовать средства и методы воспитания казахской этнопедагогики в своей воспитательной деятельности. Цель программы: ознакомить студентов с традициями воспитания детей казахов, с уникальными обычаями, методами и приемами воспитания. Содержание программы имеет задачу приобщить студентов к системе этнопедагогических знаний; последовательному изучению материалов, способствующих формированию этнопедагогических умений и навыков, и их творческое использование в педагогической деятельности. Например, студенты реализуют полученные знания в процессе педагогической практики, подготовки научно-методических докладов, рефератов. Исследование доказывает эффективность применения Дополнений. В итоге у студентов повысился интерес к казахской этнопедагогики в целом, в частности к традициям, обычаям народа, к методам и средствам воспитания детей у казахов. Возникла потребность в их усвоении, сформировалась положительное отношение к культуре казахского народа, к изучению понятий и терминов казахской этнопедагогики. В дополнение предлагается использовать материалы казахской этнопедагогики в 11-ти темах лекций. Из них в разделе Общие вопросы педагогики - в двух темах; в разделе Теория воспитания - восьми темах; в разделе Школоведение - в одной теме. А также в 5-ти темах семинарских занятий. Предлагаемые темы семинарских занятий новые, построены в русле казахской этнопедагогики.

2. Перспективы исследования и внедрения казахской этнопедагогики в систему непрерывного образования республики

В настоящее время приобретает особую актуальность преодоление без национального характера так называемого интернационального сознания и поведения... Исследователи глубже стали проникать в сущность понятий народное и национальное (Р. В. Рудь, М. И, Стельмахович), поясняя при этом, что этнопедагогика связана с конкретной этнической принадлежностью (М, И. Стельмахович). Намечен методологический подход в выборе оснований этнопедагогики. Акцентируя внимание на том, что народная педагогика составная часть народной культуры (Е. Л. Христова), ученые обосновывают культурологический подход к исследованию этнопедагогики. Определения этнопедагогики четко подчеркивают ориентированность этой дисциплины на учет этнических особенностей в воспитании и обучении. В целях улучшения качества исследования по этнопедагогике, важно обратить внимание на следующие ориентиры, предложенные В. М. Полонским. В развитии педагогики он выделяет два направления: перспективное и ретроспективное. Оба взаимосвязаны и не могут существовать независимо друг от друга. Первое ориентируется на получение новых знаний, разработку инновационных технологий в образовании. Второе нацелено на систематизацию и анализ уже наработанного материала, строит свое знание на фундаменте знаний, накопленных предыдущими поколениями ученых и практиков. Для этого исследователь должен уметь классифицировать результаты исследований по уровням, которые отражают место полученных знаний в ряду известных:

1. Уровень конкретизации: когда результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся педагогики, методики и т.д.

2. Уровень дополнения: когда полученный результат расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны, но в целом картину не меняет.

3. Уровень преобразования подразделяется на: а) дискуссионно-гипотетическую новизну, когда результаты еще не вполне доказаны, встречают еще противодействие у части ученых; б) общепризнанную новизну, когда сомнения исчезают на этом этапе.

Для обогащения и дальнейшего развития этнопедагогики как самостоятельной научной дисциплины необходимо:

-разработать концептуальные основы этнопедагогики как научной дисциплины:,

-уточнить специальную терминологию, добившись ее однозначности;

-определить связи этнопедагогики со смежными науками, ее место в системе наук о человеке;

-установить взаимосвязь и взаимодействие эмпирического и теоретического в этнопедагогическом познании.

Назрела необходимость развивать исследования в следующем русле, позволяющем углубиться в сущность взаимосвязей: этнопедагогики и этнопсихологии, этнопедагогики и этнокультурологии, этнопедагогики и философии, этнопедагогики и педагогики, этнопедагогики и социальной педагогики. Разработка методологических основ высветила необходимость исследований проблем казахского менталитета в аспекте взаимосвязи этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии. В настоящее время работа по внедрению материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школ осуществляется целенаправленно через воспитательные системы школ. В этом плане проводится большая работа в масштабе республики, на сегодняшний день стало традицией проведение республиканских семинаров-панорам моделей воспитательных систем школ.

Лекция № 12 Тема: Отражение психологии народа в народном фольклоре, в традициях и обрядах.

1.Устное народное творчество как наиболее характерное для кочевой культуры.

Духовное раскрепощение личности способствует значительному повышению интереса к ценностям культуры, сохранению памятников старины, углубленному изучению народного творчества. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье о детях, о воспитании подрастающего поколения. В любой пословице всегда присутствует психологический, педагогический момент – назидательность.Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные, производственные, эстетические, нравственные и др. Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалом, ожиданиям и чаяниям. Пословицы и поговорки – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально- исторический опыт. Пословица

создается всем миром, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину.

2. Национальные традиции, обычаи, обряды казахского народа.

Система обычаев и традиций любого народа- результата его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Таким образом, обычаи, традиции в своем статическом состоянии- это своего рода «пакет», содержащий соответствующие идеи, духовные качества и обрядовые акты, которые старое поколение передает молодому в совместной с ним деятельности, чтобы направить действия, мысли и чувства молодого поколения. Найболее эффективной стороной развития обычаев и традиций является их обрядовая сторона. Обрядовая форма возникает только тогда, когда все остальные составные части обычая, традиции уже более или менее прочно утвердились в общественной и личной жизни.

Обычаи- простые нормы общественных отношений нацеленные на соблюдение порядка отношений в повседневной жизни.

Традиция- система сложных общественных отношений, нацеленных на формирование важнейших духовно- нравственных качеств личности.

 

Лекция 13 Тема: Психологические идеи Аль-Фараби.

  1. Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения Аль-Фараби.

Абу Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Тархан Узлаг Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т.е второй после Аристотеля),родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюрской семье.Руководимый жаждой знания, Аль- Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он проводит в Багдаде – политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно наполняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующиее положение. Но у догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а главное – оппозиция ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов Аль-Фараби был вынужден покинуть этот город.О Богдаде и его роли в духовном формировании Аль- Фараби следует сказать особо. Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в ней пересечение различных культурных традицей и влияний сказалось с найбольшей силой. Языческие верования, иудейство, христианство, ислам, культуры разных народов создвали импульс для становления мыслей, их шлифовки, возвышение над локально- этнической узостью.Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали школы, вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и унижения. В творчестве Аль-Фараби исключительное место занимает Аристотель.

2.Исходные мировоззренческие позиции

Аль-Фараби стремится создать синтетическую картину мира, охватывающую космос, человека, его разум и находящую выход для человеческого бытия религиям. Имея в виду это обстоятельство, и мы начнем анализ его мировоззрения с изложения основных исходных принципов, которые связаны у него с общей концепцией строения Вселенной.

Для развития науки в Халифате в особенности были характерны две черты, которые в полном мере проявились в творчестве Аль- Фараби – это энциклопедизм и рационализм. У Аль- Фараби мы видим критическое отношение к токой науке, как астрология в формировании которой религиозные мотивы, пророчество сыграли немалую роль. Аль- Фараби скептически настроен к предсказаниям судеб человека по расположению небесных тел. Аль- Фараби, отдавал предпочтение философии, занимался многими частными и прикладными дисциплинами. Стиль мышления Аль- Фараби отличается рационалистическим максимализмом, уверенностью в предназначении человеческого разума решить не только проблемы познания, но и этики и политики. Ярко выраженной чертой творческого почерка Аль- Фараби является методологизм. Все общефилософские проблемы он доводит в конечном счете до методологического уровня, до выяснения способов и форм постижения реальности. Нельзя не считаться с элементами эзотеричности зашифрованности в изложении мысли. Сам Аль-Фараби об этом говорит неоднократно, считая что истина во всей своей глубине вначале не всегда может понятно и поэтому ее следует оберегать от вульгаризации, опошления. Жесткие рамки дозволенного, определенные ортодоксией, должны быть приняты как «правила игры». Философские воззрения Аль-Фараби могут быть правильно поняты в их самобытности, если мы воспримем их конкретно- историческую систему положений, связанную с определенной эпохой и отражающую ее. У Аль- Фараби форма в целом мыслится как особая умопостигаемая сущность. В «Ответах на разные вопросы,заданные Аль- Фараби» говориться о трояком существований формы: 1) в сочетании с чувственным восприятием (восприятие формы вещи вместе с матерей)

2) В сочетании с интеллектом (абстрагирование формы от материи) 3) в сочетании с телом (вещь и ее форма). Аль- Фараби последовательно отстаивает положение о вечности мира.

3.Вклад в теорию познания.

Концепция разума является основой теории познания Аль- Фараби, благодаря ей былди созданы предпосылки для разработки гносеологии в восточном перипатетизме. Для Аль- Фараби приоритет разумного познания бесспорен. Весьма важно и то, что он предпосылает ему чувственное познание как низшую, но необходимую ступень. В теории познания Аль- Фараби четко обрисовываются и материалистические и идеалистические тенденции: с одной стороны, человек предстает как обладатель творческого начала которое ведет его к познанию мира, а с другой стороны, исходный и конечный пункт познания заключаются в первой причине всего сущего. Цель теоретического знания по Аль-Фараби является изучение существующих вещей, теоритическое знание включает знания вещей, о которых он не знает, как и откуда они возникли. Аль- Фараби их называет первыми знаниями. Все остальные знания основываются на них и получаются «путем размышления,изучения, исследования, учения и обучения.»Чувственная ступень познания по Аль-Фараби, связана с воздействием внешнего мира на органы чувств человека. В формировании следующей- абстрактного мышления – решающая роль отводится разуму. Таким образом, мы видим в творчестве Аль- Фараби единство философского и естественнонаучного знания, создающее стройную картину мира на основе тщательно разработанной теории познания и методологии.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1688. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия