Студопедия — КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ






Лекция № 1. Тема: Научно-практические предпосылки исследования теоретико-методологических основ казахской этнопедагогики

1.Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов, общественных деятелей

Теоретические истоки этническая педагогика берет в классической педагогике, представитель которой Я. А. Коменский, обобщив опыт домашнего воспитания в трудовых семьях и опираясь на него, выдвинул и разработал идею "материнской школы". В школе родного языка он видел один из путей подъема национального самосознания народа и развития национальной культуры. При обосновании принципа "природосообразности" он также опирался на народный опыт. Содержание образования пансофической школы по Коменскому: рассказы на моральные темы, могущие быть заимствованными из устного народного творчества; проведение состязаний по отгадыванию загадок; изучение обычаев народа; его прошлого, исторического пути развития. Идея Я. А. Коменского о школе родного языка нашли свое дальнейшее творческое развитие в трудах классика русской педагогики К. Д. Ушинского, который в своей педагогической системе воплотил основные черты русской классической педагогики, обосновал принцип народности. К. Д. Ушинский дифференцированно подходил к принципу народности, подразделяя его на: 1) принцип народности в педагогической науке; 2) принцип народности в воспитании. «Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она общая для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни». Принцип народности Ушинского, характеризуется стремлением к сохранению: 1) национального «Я», выраженного в идеале совершенного человека: а) языка; б) самосознания; в) характера; 2) самобытности; 3) приемственности: а) истории; б) культуры; в) народа; 4) единства народа (соединение отжившего, живущего и грядущего в одно великое, историческое живое целое). Именно в этом своем истинном смысле, принцип народности не только не утратил своей актуальности, но требует свою творческого возрождения.

Таким образом, реализация принципа народности, выдвинутого Ушинским в современном воспитании, предполагает руководство следующими его положениями, которые не утратили своей актуальности:

1) общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории;

2) у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным;

3) как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдуманна. Каждый народ в этом деле должен пытать собственные свои силы.

В связи с этим, принцип народности Ушинского в основе своей предполагает дифференциацию на принцип социальности (воспитание детей простого народа, рабочих, интеллигенции, аристократов, баев, биев и т. д.) и принцип этничности (воспитание казахов, русских, т. е. учет особенностей воспитания у представителей различных этнических общностей). В реальной жизни социальность и этничность находятся между собой в диалектическом единстве, тесно переплетаются между собой, не теряя каждый свою особенность. Образцы научного подхода к народным традициям оставили также и другие представители русской педагогики, в том числе Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко придавал большое значение воспитательным традициям и в этой связи, как бы предостерегая от отказа от духовного наследия, в своей Педагогической поэме писал: Не разрушение традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием - вот что необходимо.

Проблемы национального образования, а также науки об образовании глубоко волновали ученого-педагога, философа, публициста С. И. Гессена, издавшего свою книгу Основы педагогики в 1923 году будучи в эмиграции. По его глубокому убеждению, педагогика есть ничто иное, как осознание воспитания... это - наука об искусстве деятельности... наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как мы должны поступать. В этом смысле, казахская этнопедагогика также может быть отнесена к науке о должном, о том как мы должны поступать, потому что средства, методы воспитания в казахской этнопедагогике, основанные на воспитательных традициях, обычаях, обрядах и ритуалах играют нормативно-регулирующую. Казахская этнопедагогика также исследует цель приобщения к культурным ценностям народа, истоки которого коренятся в его философии, народной мудрости, фольклоре.

2. Развитие этнопедагогический идей казахской педагогики в 20-30 гг. (Ж.Аймауытов, М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев)

Таким образом, основу казахской этнопедагогики, как отрасли педагогического знания, составляют казахская философия, обуславливая ее содержание, этнопсихология, ибо материал воспитания - живой человек, развивающийся субъект этноса, обладающий только ему присущими особенностями характера, самосознания, обусловленной его этнопсихологией.

В трудах Жусупбека Аймауытова наиболее полно рассматривается также принцип народности (этничности). Как и многие он придает огромное значение роли родного языка.

Он считал, что при изучении языка следует уделять внимание не заучиванию слов и правил, а разъяснению многочисленных значений слов и вложенного в них смысла. Он был убежден в том, что не верно разделять обучение предметным знаниям и языку. Сохранению самобытности народа, по его мнению, будет способствовать формирование чувства любви к родной земле путем ознакомления детей с местными достопримечательностями, традициями, обычаями, нравами родного народа. Осознавая роль и значение формирования национального самосознания и чувства гордости, он в то же время предостерегал от проявления национального эгоизма, последствия которого плачевны. Заботиться о расцвете своей нации, Родины - это хорошее дело, - пишет Ж. Аймауытов, - но отрицательным является то, что при проявлении заботы только о своем народе, с другой стороны, возникают раздоры, тяжбы и войны с другими народами. Здесь уже не смотрят, правильны или неправильны их действия, просто не признают других мнений... Национально ограниченный человек может не задумываясь проявить насилие, пролить кровь, лишь бы это касалось интересов его нации. И как следствие национализма - соперничество, раздоры, грызня. Это уже эгоистическое себялюбие. Эгоистичный человек не может быть широким душой, а если не может быть широким, то чаще становится злоумышленником, вредителем. Жизнь не дает народам замыкаться в себе. И быть националистом бесчеловечно. Таким образом, исходя из анализа трудов казахских общественно-педагогических деятелей, мы вычленили наиболее актуальные идеи, которые можно положить в основу модели современной казахской школы:

Цель школы:... не только обучать, но и воспитывать... (М. Дулатов).

Задачи:... вливать в сознание ребенка национальный дух, обучить родному языку, без национального эгоизма (М. Дулатов).

…воспитатель обязан воспитывать в национальном духе, так как каждый ребенок живет в своей национальной среде и будет служить своей нации (М. Дулатов):

Содержание: Чтение и письмо, религия, национальный язык, национальная история, счет, ремесло, рукоделие, география, естествознание; (А. Байтурсынов.).

Методы и средства: Интеграция литературы, истории и географии в предмет Мое Отечество (Ж. Аймауытов),...прежде всего, необходимо начать обучать истории своего народа в связи с ежедневным образом жизни детей... (Ж. Аймауытов).

Результат: у таких детей, где бы они ни были не померкнет величие национального духа (М. Дулатов).

Возникая из практических потребностей человеческого общества, этническое воспитание в критических ситуациях выступает чаще как инструмент сохранения самобытности этноса как исторической личности, т. е. каждый этнос независимо от его численности предстает "исторической личностью", в формировании которой огромную роль играет самобытная система воспитания, оригинальная педагогическая культура.

Развитие этнопедагогических идей в период с 1921-1991 гг. характеризуется его упадком и смещением в сферу семейного этнического воспитания. Так, с 1991 года в условиях становления независимого Казахстана создаются предпосылки для возрождения подлинно национальной казахской школы, открываются возможности для исследования и объективного анализа, а также оценки историко-педагогических фактов, для разработки казахской этнической педагогики. Реальное состояние казахского этнического воспитания на сегодняшний день оставляет желать лучшего, хотя никак нельзя умалять значения тех достижений, которые в последние годы имели место.

 

Лекция № 2. Тема: Научно-практические предпосылки исследования теоретико-методологических основ казахской этнопедагогики.

 

1. Состояние и тенденции развития этнопедагогических исследований в современных условиях.

Термин «этнопедагогика» был введен в научный оборот Г. Н. Волковым. Определив этнопедагогику как науку Волков поясняет, что «этническая педагогика исследует особенности национального характера, формировавшиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся в национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа». Народная педагогика, не наука, но для науки представляет огромный интерес, т. е. она составляет объект научного исследования, предмет науки этнопедагогики. «Термин «народная педагогика» можно обозначить и отрасль науки, изучающую педагогические знания и опыт народа, а также сам предмет исследования...», «народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанных тысячелетним опытом». Волков пишет: «Плодотворным является рассмотрение этнопедагогических изысканий как составной части этнопедагогических (этносоциальных) исследований. Такое единство позволит глубоко познать и объективно оценить практику народного воспитания, которая до сих пор остается вне поля зрения многих исследователей». «Если строго подойти к термину «народная педагогика», то этот термин сферу исследования опыта воспитания сужает географически и исторически рамками самых крупных и позднейших этнических образований и допускает игнорирование - во всяком случае, не требует изучения - педагогики более мелких и ранних этнических общностей рода, племени, отчасти даже и народности». Важным ориентиром исследования служит идея Г. Н. Волкова о включении «этнопедагогики в орбиту взаимосвязей и взаимовлияний многочисленных общественных, гуманитарных и психологических наук. Это позволит этнопедагогике расширить материал и источники, вооружить ее методами наук, имеющими большую историю и опыт, создаст благоприятные условия для больших теоретических обобщений». Предметом термина «этнопедагогика», по Волкову, является «педагогическая культура рода, племени, народности, нации, сказывающаяся в конечном счете, и на «общности психического склада» той или иной этнической группы». По мнению Г. Н. Волкова, «этическое воспитание- это воспитание в семье, роду, племени- оно и в отдельности и вместе, воспитание - народное». Как видно из данного тезиса, понятия «этническое» и «народное» автор употребляет как синонимы. Волков, подчеркивает, что народное воспитание более однородно, нежели народная педагогика. Не существует прямолинейного, однозначного соответствия международной педагогикой и народным воспитанием, между идеей и действительностью в сфере воспитания, между педагогической мыслью и педагогической практикой. Можно сделать заключение, что народное воспитание - жизнь, действительность в сфере воспитания, педагогическая практика, народная педагогика - идея, педагогическая мысль. Мудрость ученого, опытного исследователя Г. Н. Волкова заключается также и в том, что он, как бы предостерегая своих последователей, педагогов-практиков, учит: «путь к общечеловеческой культуре лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее их познание, через максимальное использование их прогрессивных элементов. В то же время учет национального момента в воспитании предполагает создание таких педагогических условий, которые бы препятствовали передаче из поколения в поколение национальных предубеждений, предрассудков, суеверий, национальных пережитков, национальной ограниченности и замкнутости». Хотя эти идеи высказаны почти 30 лет назад, они актуальны и по сей день. Педагогам-практикам, педагогам-исследователям, родителям, всем, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения в качестве методологического ориентира могут быть взяты его слова: «народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным, то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация». «В понятиях «народность», «народная педагогика», классовость, сословность далеко не на первом плане», и как бы разъясняя данный тезис, он пишет: классовый подход к культуре в целом и к педагогическому опыту не позволял до конца и во всех проявлениях выявить значение и содержание народного опыта воспитания». «В настоящее время приобретает особую актуальность преодоление без национального характера так называемого интернационального сознания и поведения. Национальное, народное, истинно демократическое и гуманистическое должно быть в центре всех без исключения педагогических сочинений». Наибольшую актуальность сегодня представляют теоретическое и практическое изучение этнопедагогических особенностей культуры воспитания и вооружение ими широкой общественности...». Исходя из этого, ученый ставит следующую исследовательскую задачу: «данное обстоятельство выдвигает необходимость целенаправленного изучения наиболее типичных способов жизнедеятельности различных наций, национальных групп, этносов. При таком подходе национальное воспитание предстает как часть всего комплекса основных сфер жизнедеятельности народных масс или этнической общности. Следовательно, во избежание неверных выводов при исследовании этнопедагогических особенностей воспитания необходимо обращение к широкому комплексу социокультурных и этнокультурных ценностей». «Культура - есть форма одновременно бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур». Ю. А. Рудь, в своем исследовании в качестве исходной придерживается следующей точки зрения: «Народная педагогика, как духовное образование, является результатом коллективного творческого вклада людей труда в культурное богатство общества», в то же время в объекте исследования «народная педагогика - это эмпирические знания и воспитательный опыт трудящихся масс». Свою исследовательскую позицию автор поясняет следующим образом: «При обращении к народному педагогическому творчеству с целью его научного осмысления и анализа под социологическим углом зрения следует прежде всего учитывать, что в своей глубочайшей сущности понятие «народ» есть категория социально-историческая. Хотя в существующем слово употреблении понятия «народ» сливается с более широким - «нация», в строго научном смысле социальная и национальная стороны этого понятия рассматриваются марксистской теорией с учетом определенной связи, существующей между ними».

2. Подходы к определению понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика».

Среди ученых существуют различные подходы к определению понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика» и оспаривается даже само право на существование слова «этнопедагогика». По Е. Л. Христовой: «народная педагогика - классовое педагогическое сознание народных масс - часть их педагогической деятельности, выражающая интересы трудящихся и направленная на формирование человека борца за социальное равенство». В отличие от нее, «традиционная педагогика» - этническое педагогическое сознание определенной национальной общности, которое входит в непрофессиональную, бытовую педагогическую деятельность каждой национальной». Расшифровку этих определений можно получить с помощью этнографического и социологического подходов. Этнографический подход выявляет специфику воспитания и педагогической мысли различных национальных общностей и рассматривает народную педагогику как общеэтническое явление.

Социологический подход связан с изучением творчества народных масс, который в классово- антагонистических обществах отличается от официальной теории и практики и понимается как «простонародная». Культурологический подход выделяет народную педагогику в качестве компонента народной культуры. Как культорологи, так и этнографы обращаются к понятию «народная педагогика», но в обоих случаях под одним термином подразумевают различные явления. По определению группы российских ученых под руководством профессора В. А. Пятина, «...Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого создается конкретная личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, поговорках, играх, игрушках и прочих в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс социо- и историко-культурного формирования личности». Методологические аспекты этнопедагогики находятся в поле зрения и казахстанских ученых. В частности, анализу основных идей о воспитании, отраженных в казахской народной педагогике и в наследии мыслителей дореволюционного Казахстана XVIII – первой половины XIX в. в., а также выявлению особенностей народной педагогики казахов-кочевников (уточнению различий терминов «этнопедагогика» и «этнопсихология», «народная педагогика» и «народная психология» посвящены отдельные главы диссертационного исследования профессора К. Б. Жарикбаева «Развитие педагогической мысли в дореволюционном Казахстане»). «Народная педагогика - область эмпирических педагогических знаний и опыта народа, выражающая господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания. Разработкой ее общетеоретических основ занимается специальная отрасль научной педагогики – этнопедагогика». «Народная педагогика- это совокупность знаний, умений, навыков народа в области воспитания и обучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение преимущественно в устной форме, через народное творчество (устное народное и декоративно-прикладное». Анализ многочисленных трудов и диссертации профессора С. К. Калиева «Научно-педагогические основы воспитания и обучения в народной педагогике казахов», представленного на соискание степени доктора педагогических наук в форме научного доклада, показывает, что автор внес значительный вклад в развитие педагогической науки Казахстана, в частности, в развитие научно-педагогических основ воспитания в казахской народной педагогике.

3. Отличительные особенности воспитания казахов

Первую группу отличий в воспитании казахов он связывает с особенностями их национального мышления, национальной психологии, сформировавшихся в условиях сурового кочевого скотоводства. Передача детям «секретов» кочевого скотоводства, воспитания трудолюбия, выдержки, терпения; воспитание таких качеств, как защита чести рода, Отчизны; воинская храбрость, знание родословной; почитание предков и сохранение обычаев и традиций народа; уважение к старшим, почитание родителей, гостеприимство; особое почтение к соседям; воспитание чувства родства, что способствовало сплочению рода, этнической группы. В результате у казахов сформировался особый стиль мышления и такие отличительные черты характера, как защита чести и достоинства ценою собственной жизни (жаным арымньщ садагасы); широта души, жизнерадостность, честность, доброта.

Вторую группу отличий он связывает с особенностями национальной психологии казахов с гносеологической точки зрения – их взглядов на восприятие окружающей среды («Ата мекен» - родная земля, «Земля предков», «Родной народ» - ел журт и т. д.).

Третья особенность психологии мышления казахов: высокая оценка родного языка, по представлению народа - материнского (анна теле), искусство слова. Казахи ценили искусство речи – ораторское искусство как бесценное наследие, ценили находчивость, остроумие, импровизаторский дар. Это отражено в казахских пословицах и поговорках. Предание высокой оценки и внимания родному языку, искусству слова...

Четвертая особенность национальной психологии казахов связана с кочевым скотоводством. С животноводством, кочевым образом жизни, которая считается ее национальным базисом и надстройкой».

Характеризуя соотношение народной педагогики с научной, С. Калиев сравнивает требования народа к воспитанию с принципами научной педагогики:

1) учет возрастных особенностей детей;

2) учет индивидуальных особенностей ребенка;

3) влияние среды, где родился и вырос ребенок, его родителей, старших и родственников;

4) умение ставить перед ребенком высокие цели и задачи, большие требования;

5) по мнению автора идеи развивающего обучения в современной педагогике связаны с требованием народной педагогики развивать в детях умение фантазировать, мечтать;

6) важнейший принцип народной педагогики - целостность;

7) народная педагогика придерживается принципа воспитания детей с рождения до самой смерти;

8) народная педагогика основана на идее коллективного воспитания, когда в воспитании принимают участие все: начиная со старших детей в семье до аксакалов.

Мысли и взгляды о национальном воспитании, обычаях и традициях народа, впервые отраженны в трудах и путевых заметках демократов-просветителей (Ч. Валиханова, И. Алтынсарина), ученых-этнографов и путешественников во второй половине XIX в, (Э. С. Вульфсон, П. С. Памас, А Вамбери, А. Левшин, В. Радлов, А. Янушкевич, Г. Потанин, Н. Л. Зеланд и др.) В 20-е - 30-е годы XX в. специально обращались к этому вопросу А. Диваев, А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, Н. Кулжанова, М. Ауезов. Труды просветителей (Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина), а также путевые заметки путешественников и произведения крупных общественных деятелей, писателей, которые были написаны по зову души, в силу их внутренней тяги к проблеме, как выразителей чаяний народа, знатоков национальной психологии, истории, культуры, фольклора, народной жизни мы относим к источниковедческой базе казахской этнопедагогики. Созданы теоретические предпосылки к формированию казахской этнопедагогики в трудах М. Жумабаева, А. Байтурсынова, Ж. Аймауытова, М. Дулатова, X. Досмухамедова. Профессор С. К. Калиев считает, что «народная педагогика - это совокупность прогрессивных национальных обычаев и традиций в воспитании потомков, продолжающихся в течении нескольких веков на эмпирической основе... Этнопедагогику рассматривает как составную часть педагогической науки, изучающую содержание и сущность, методы и приемы передового опыта народов в воспитании подрастающего поколения.

Основным объектом исследования этнопедагогики являются обычаи, традиции, национальные игры, искусство, виды блюд, быт, мысли, взгляды на жизнь и своеобразные методы, приемы и деятельность в воспитании подрастающего поколения каждого народа.

Таким образом, обзор проведенных исследований в этой области, показывает, что существует различные подходы в определении этнопедагогики, ее объекта и предмета. Только отдельными учеными поднимался вопрос о статусе этнопедагогики. В сегодняшнем Казахстане наблюдается подмена термина «этнопедагогика» словосочетанием «народная педагогика», а в содержание употребляемого понятия «народная педагогика» современники включают то, что целиком и полностью относится к категории «народное воспитание». Наименование дисциплины должно отражать специфику и особенности ее предмета. Таким образом, следует помнить, что «пренебрежение» научной терминологией приведет к смешению понятий, что в конечном итоге, отражается на категориальном аппарате науки, а это в свою очередь вводит в заблуждение исследователей.

 

Практическое занятие №2. Проблемы этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования

Основные программные идеи национального воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации изложены в Послании Президента страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Казахстана»: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально азиатским Барсом... Это будет Казахстанский Барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым... Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой... Он будет мудр в воспитании потомства... заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовить к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении... Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире». «...Но даже среди приоритетов - образование занимает особое место, так как...по сути образование стало проблемой национальной безопасности». В докладе Министра образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан К. Е. Кушербаева на заседании Правительства Республики Казахстан «О работе Министерства образования, культуры и здравоохранения по реформированию системы среднего образования и выполнению поручений Президента» прозвучало сообщение о том, что главной миссией образования является воспитание у юного казахстанца, казахстанского патриотизма, чувства гордости, любви и уважения к своей Родине, внедряется система мер по пропаганде и изучению Конституции Республики Казахстан, государственных Символов - Флага, Герба, Гимна. Наряду с этим отмечено, что школы недостаточное внимание уделяют внедрению предметов по выбору, таких как: Мировая художественная литература, История религии, История национальной философии, Экология края, История казахской культуры, Абаеведение и т.п., которые несут в себе большой гуманистический потенциал. Вместе с тем имеется тяжелое положение, которое испытывает казахская школа, что если при самом минимуме требований необходимым для школы является учитель, учебник и средства на финансирование, то даже этим минимумом казахские школы, к сожалению, не обеспечены. Если Обращение Президента республики к народу «Казахстан-2030» воспринято как обозначенная перспектива в развитии национального образования, то доклад министра, характеризующий реальное положение дел в этой сфере на сегодняшний день, более чем наглядно демонстрирует противоречия между потребностями общества, государства в полноценной национальной, казахской школе, способной приобщить молодое поколение к общенациональным и общечеловеческим ценностям, способствующей возрождению национальной культуры и традиций народа. Не разработана также оригинальная, целостная учебно-методическая система обучения на казахском языке как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, таким образом, проблема заключается в разрешении указанных противоречий и совершенствовании учебно-воспитательного процесса в казахской школе, оказании со стороны государства заботы о ней. Сложное состояние положения дел в современной казахской школе является, во-первых, следствием наследия недалекого прошлого, когда содержание образования воспитательной работы и всей учебно-методической системы находилось в полном подчинении союзного министерства. Казахские школы фактически копировали школы России в методологическом плане, без всякого учета национальных, региональных, геополитических особенностей, а также различий в культуре, языке, науке и т. д. Во-вторых, проблемы казахской школы связаны с трудностями социально-экономического порядка, возникающих в условиях переходного периода в жизни страны, т. е. так называемые трудности роста. Таким образом, в целях этнопедагогического осмысления состояния учебно-воспитательного процесса в современной казахской школе в условиях обновления ее содержания нами был проанализированы концепции, принятые в последние годы. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан (1994), Концепция государственной политики в области образования Республики Казахстан (1995), Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан (1996), утвержденные Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Также были проанализированы: Концепция общего среднего образования в Республике Казахстан (проекты, 1990, 1994), оба проекта которой подготовлены временным научно-исследовательским коллективом и действуют на сегодняшний день в качестве альтернативного варианта; Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возрастов (1995); Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан (1996); Концепция содержания общего среднего образования (1996); Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан (1996), который действует по настоящее время. В 1997 году увидела свет Концепция развития среднего образования Республики Казахстан, которая широко обсуждалась педагогической общественностью и была ею принята, однако до настоящего времени еще не утверждена. Были подвергнуты анализу программы, ориентированные на использование в учебно-воспитательном процессе школ республики материалов казахской этнопедагогики и опыт школ республики. По анализу концепции образования в РК серьезное внимание отведено реализации этнопедагогического аспекта в организации учебно-воспитательного процесса. Главная особенность начальной школы заключается в ее ярко выраженной национальной направленности, призванной формировать национальные черты характера у детей и прививать им добрые семена национального самосознания через свой родной язык. Набор предметов должен проявить себя в учебном плане таким образом, чтобы субъекты учебно-воспитательного процесса могли гармонически сочетать в себе естественнонаучную культуру с гуманитарной культурой, с одной стороны, и общечеловеческую культуру с национальной культурой - с другой. Выбор методов и приемов в обучении должно строиться с учетом особенностей национальной психологии детей, их характера, максимально способствующих их полноценному развитию, содержание дополнительных учебно-методических средств также должно способствовать формированию национального самосознания учащихся. Основной задачей является воспитание уважения к различным культурам и народам, этническим, национальным и религиозным группам, терпимости к инакомыслию и чужому мнению - формирование чувства ответственности перед будущими поколениями за сохранение мира, человеческой цивилизации, экологии. При разработке новых учебных дисциплин и программ рекомендовано обратить внимание на усиление его воспитательного потенциала. В учебный план предложено ввести такие учебные дисциплины, как «Искусство и этика» (VI-VIII классы). «Народные обычаи и традиции» (VIII-IX классы), «История национальной культуры» (X-XI классы). Как показывает анализ, в республике отсутствует единая типовая программа по этим предметам, исходя из которой можно было бы приложить к ним различные варианты в зависимости от типа школ. Кроме того, в действующих учебных планах на эти дисциплины не отведены часы, поэтому руководство школы по выбору учащихся или по своему усмотрению может вносить их в школьный компонент учебного плана. Поэтому, в целях исследования основных проблем казахской этнопедагогики и научно-методического обеспечения исследователей-педагогов на базе Казахского института проблем образования имени И. Алтынсарина создана с 1994 года научно-исследовательская лаборатория по теории воспитания и этнопедагогике (руководитель С. К. Калиев), которая проводит исследования и вносит большой вклад в разработку программ, учебных пособий по данной проблеме. В соответствии с решением Коллегии Министерства образования при ВУЗах, СУЗах, школах, институтах усовершенствования были созданы научно-исследовательские лаборатории и кабинеты. Являясь структурным подразделением института, лаборатория осуществляет научно-исследовательскую, научно-методическую и учебную работу. Лаборатория сыграла немалую роль в выявлении путей и условий наиболее эффективного использования воспитательных и познавательных средств этнопедагогики казахов и других народов (русских, корейцев, уйгур), результаты исследования внедрены в учебный процесс учреждений образования республики. Анализ подводит к такому выводу, что включение предметов этнопедагогического цикла в учебный план школы будет возможным при условии, если будет разработан комплекс документов о статусе казахской начальной школы, содержание образования которой в первую очередь требует включения и разработки научно-обоснованных программ, учебных пособий, учебников и т. д., что автоматически повлекут за собой совершенствование подготовки педагогических кадров, их этнопедагогического образования. Анализ показывает, что проблемы этнопедагогики, его идеи пронизывают учебно-воспитательный процесс учреждений системы образования республики. На сегодня существует несколько альтернативных концепций, ориентированных на учет этнических особенностей детей в процессе обучения и воспитания, множество программ, почти половина из которых - авторские. В целях целенаправленного внедрения их в учебно-воспитательный процесс школ, было отведено по 1-2 недельному часу, что очень мало. Отсутствуют подготовленные кадры, которые могли бы квалифицированно, с учетом современных условий, организовать этническое воспитание. Все это позволило бы избежать использования учителями материалов низкого научно-методического уровня, которые оказываются им более доступны, нежели научно-обоснованные, рекомендованные Учебно-методическим Советом Министерства образования.

 

Лекция № 3. Тема: Методологические основы Казахской этнопедагогики

 

1. Методология педагогики как ориентирующая основа казахской этнопедагогики.

Краевский писал: «Неясность начинается с самого определения методологии и её задач. Чтобы разобраться в сущности методологической проблематики, необходимо определить отправной пункт анализа, который применительно к нашей науке позволил бы соединить широкое и узкое понимание: как учения о методе научного познания и преобразования мира и учения о принципах, построении, формах и способах научно-исследовательской деятельности». Отмечая, что деятельностный аспект в подобных работах специально не выделялся, В. В. Краевский пишет: «Так как наука уже давно не отождествляется с систематизированным знанием, наряду с аспектом знания в ней представлен и деятельностный аспект». Исходя из представления о связи трех видов деятельности в области педагогики: практической, специально-научной и методологической, осуществляемой в двух формах – методологического обеспечения и методологического исследования, В. В. Краевский пытается ответить на следующие вопросы: «Что значит заниматься методологией педагогики? Кто должен заниматься мето







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 5247. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия