Студопедия — Древнегреческая политико-правовая мысль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнегреческая политико-правовая мысль






 

В Древней Греции политико-правовое сознание начинает формиро­ваться на рубеже II и I тысячелетий до н.э. с возникновением государ­ственности, которая здесь, как известно, представляла собой своеобразную систему самостоятельных и независимых го­родов-государств (полисов), пребывавших в постоянных меж­доусобицах. Небольшие масштабы городов-государств не способствовали формированию бюрократии и армии, что ли­шало полисы стабильности и вело к ожесточенной борьбе за власть. Это находило свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм прав­ления: аристократии (власти старой или новой знати, при­вилегированных слоев), олигархии (власти богатых и иму­щих), демократии (власти народа, т.е. взрослых свободных граждан; уроженцев данного полиса – не рабов) или тира­нии.

Эти процессы получали свое отражение и теоретическое ос­мысление в политико-правовых учениях Древней Греции, сыг­равших исключительную роль в становлении европейской ци­вилизации.

Развитие древнегреческой политико-правовой мысли можно разделить на три этапа:

– Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) – время возникновения древнегреческой государственности, заметной рационализации политико-правовых представлений и формирования философ­ского подхода к проблемам государства и права.

– Период расцвета (V- первая половина IV в. до н.э.) – вре­мя расцвета древнегреческой философской и политико-право­вой мысли.

– Период эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.) – время начавшегося упадка древнегреческой государственнос­ти, подпадения греческих полисов под власть сначала Македо­нии, а затем и Рима.

Политико-правовая мысль Древней Греции оформилась и развивалась как идеология свободных людей. Свобода являлась фундаментальной ценностью, главной целью усилий и основным предметом заботы мыслителей и политиков. Но это была ограниченная свобода – не для рабов и не греков, ко­торые находились вне политики и закона и удел которых – преж­де всего физический труд. Политика как дело свободы – это форма жизни и сфера усилий свободных людей. Из этого не­зыблемого принципа исходили даже самые выдающиеся мыс­лители Древней Греции. Иначе говоря, политико-правовой иде­ологии Древней Греции свойственны обоснование господства свободных людей и апология рабства.

Важно отметить и еще одну особенность древнегреческой политико-правовой мысли: в процессе развития она во многом отошла от мифологического восприятия мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Именно древ­негреческие мыслители заложили основы эмпирико-научного и историко-политического исследования проблематики госу­дарства, права и политики, сформировали понятийный ап­парат современной политической науки. Ими были введены в оборот такие понятия, как политика, государство, право, мо­раль, власть, республика и др.

Античные политико-правовые концепции отличает от пред­шествующих еще одна особенность. Если в этико-политических учениях Древнего Востока речь в основном шла о той или иной интерпретации общинной, коллективной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью мо­рального выбора и субъективной стороной поведения челове­ка. Опора на идеи нравственной свободы индивида позволи­ла древнегреческим мыслителям сформулировать ряд важных положений о равенстве граждан и условном (договорном) про­исхождении закона и государства.

Особенности политико-правовой мысли античной Греции, о которых шла речь выше, отчетливо проявились уже на ран­нем этапе её развития. В эти времена у древних греков домини­рует представление о том, что утверждение начал справедливо­сти, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов с Олимпа во главе с Зевсом.

Идея справедливости как основа обычного права и закона – писаного права – широко представлена в поэмах Гомера и Гесиода. Древние мифы у них теряют свой сакральный харак­тер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно трактовке Гомера и Гесиода борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровож­далась сменой принципов их правления, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отноше­ниях к людям, во всем порядке, формах и правилах земной об­щественной жизни.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рацио­нализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальней­шее развитие в творчестве знаменитых семи мудрецов Древней Греции: Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. В своих кратких изречениях (гномах) они сфор­мулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции практической мудрости, настойчиво подчеркивая основополагающее значение господ­ства справедливых законов в полисной жизни. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, когда граж­дане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана. «Повинуйся законам» – призыв Хилона, начертанный на храме Аполлона в Дельфах.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах высту­пили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для пони­мания роли права как равной меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. Справедливость, считал Пифагор, состоит в воздаянии равным за равное.

Пифагорейские представления о том, что человеческие от­ношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведе­ны в надлежащий порядок и гармонию, если будут править «луч­шие» и будет царить законопослушание, в дальнейшем вдох­новляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающих­ся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собствен­ность всех граждан.

Пифагор и Гераклит – сторонники аристократического правления, но не наследственной (родовой) аристократии, а аристократии лучших, способных познать мировой разум и волю богов и на основе этого создавать законы. Выбор ими интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный», оказал заметное влияние на последующих мыслителей.

Пик древнегреческой цивилизации связан с расцветом афин­ской демократии, доказавшей свою жизнеспособность в греко-персидских войнах. Небольшая Греция отстояла право на су­ществование в борьбе с огромной Персидской империей. Пос­ле победы последовал период небывалого всестороннего рас­цвета античной жизни, в том числе и политико-правовой мыс­ли. её развитию в этот период в значительной мере содейство­вало углубление философского и социального анализа про­блем государства, политики и права, объяснение происхожде­ния человека и общества как части естественного процесса ми­рового развития.

Одну из первых попыток такого объяснения предпринял Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он пришел к выводу, что люди приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни, в ходе естественного процесса, под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт. А потому общество, полис, законодательство возникли искусственно, но их происхождение пред­ставляет собой естественно-необходимый, а не случайный про­цесс.

Критерием справедливости в этике, политике, праве, соглас­но Демокриту, является правильно понятый характер свя­зи искусственного с естественным. В этом смысле несправедли­во все то, что противоречит природе. Деление людей на рабов и свободных Демокрит считал естественным и свободным.

Государство, как полагал Демокрит, воплощает общее бла­го и справедливость; следовательно, заботы граждан должны быть направлены на его лучшее устройство и управление. За­коны призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе. Но, чтобы достичь этого, люди должны повиноваться законам, власти, обуздать присущие им зависть, раздоры, стре­миться к умеренности во всем, ко взаимному сочувствию, взаи­мопомощи, взаимозащите.

Демокрит отдавал предпочтение демократии. Но считал ес­тественным подчинение «умственному превосходству». «Глу­пым, – утверждал он, – лучше повиноваться, чем повелевать. По самой природе управлять свойственно лучшему».

В развитие античной политико-правовой мысли заметный вклад внесли софисты. Название «софист» происходит от сло­ва «софос» (мудрый). Одним из наиболее известных среди них был Протагор выдающийся мыслитель, великий мастер дис­куссий и блестящий оратор. Именно он сформулировал тезис «человек – мера всех вещей», который воспринимался совре­менниками как своеобразное кредо софистов. Из этого поло­жения он делал вывод о правомерности и справедливости де­мократического строя.

Софисты пополнили политико-правовую мысль идеей оди­наковой причастности людей к мудрости, добродетели, поли­тическому искусству и определением закона как договора, как совместного установления граждан, или народа. Закон, по оп­ределению Гиппия, – это «то, что граждане по общему согла­шению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться».

В русле естественно-правовых представлений софисты рас­сматривали и многие проблемы политики, считая её областью проявления человеческих сил и интересов, сферой человеческо­го, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования они видели в вы­годе сильнейшего. Справедливо то, утверждал Калликл, что лучший выше худшего и сильный выше слабого.

Тема разумно-справедливых основ государства и права по­лучила дальнейшую разработку у Сократа (464-349 гг. до н.э.). Критикуя субъективизм софистов, он сосредоточил внимание на поиске рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера нравственной природы государства и права, тем самым став основоположником собственно теоре­тического исследования в названной области. На этом пути Сократ пришел к выводу о непосредственной связи разумного, справедливого и законного. Он прямо отождествлял знание (мудрость) и добродетель.

Для Сократа лишь мудрый есть истинно добродетельный человек. Править должны только знающие, компетентные люди. Только они способны познать разумное начало, к кото­рому восходит и справедливое, и позитивное право.

Отстаивая свой политический идеал, Сократ неоднократ­но сталкивался с властями, был в оппозиции и подвергался го­нениям и при демократии, и при правлении тридцати тиранов. В 399 г. до н.э. его обвинили в безбожии, нарушении законов и развращении молодежи. Но и осужденный на смерть, Сократ не изменил своим принципам – не нарушать закона, не отве­чать несправедливостью на несправедливость. Он отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы и принял яд.

Большое внимание обоснованию принципа компетен­тного управления уделял ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.), один из величайших мыслителей не только античного мира, но и всей истории человеческой цивилизации. В своих главных сочинениях «Государство» и «Законы» он разрабаты­вает модель идеального, или «совершенного», государства, в основу которого положено его учение об идеях, о душе, нрав­ственности и справедливости.

Платон сравнивал индивидуальный человеческий организм с обществом. Душа каждого человека состоит из разумной, яро­стной и вожделеющей (низменной) частей. В государстве ра­зумное начало преобразуется в совещательное, яростное – в за­щитное, вожделеющее – в деловое. Трем началам соответству­ют три основных сословия: правители (философы), воины и производители (земледельцы и ремесленники). Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужествен­но – стражами, рассудительно – повиновением людей. Спра­ведливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: философы правили, воины охраняли, подчиняясь правителям, ремесленники и земледельцы содержали два пер­вых сословия и самих себя.

Обосновывая модель идеального общества, Платон реша­ет ряд теоретических проблем. Государство возникает, по его мнению, по причине стремления людей жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Государство у Платона стоит над гражданином и именно в этом он также усматривал справедливость: что хорошо для государ­ства, то хорошо и для гражданина. Но, как отмечал он, отно­шения между личностью и государством должны быть сбалан­сированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны обладать по отношению к государству чрезмерной свободой. Первое ведет к тирании, второе – к анархии, причем анархия тоже чревата тиранией, так как всякая крайность обо­рачивается своей противоположностью.

Очень важно, чтобы в государстве, по мнению Платона, было отсутствие разногласий среди правителей, господство за­кона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества на бедных и богатых. Чтобы правители и воины в идеальном государстве отдавали все свои силы и время служению обще­ству, их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов. Он предлагал упразднить среди них частную собственность, организовать их жизнь на началах общности имущества и быта, даже жены и дети у них должны быть общими, при этом женщины пользуются одина­ковыми правами с мужчинами.

Эти предложения явились основанием для того, чтобы счи­тать Платона первым идеологом коммунизма, что, однако, спорно. Платоновский «коммунизм» не для всех, а лишь для узкого круга избранных – для потребителей, но не производи­телей. Платон не выступает за равенство, за устранение соци­альных различий. Наоборот, речь идет о сословном, кастовом коммунизме. Социалистические учения, возникшие позже про­екта Платона, ориентированы на защиту угнетенных, проник­нуты стремлением покончить с социальной несправедливостью.

Платон же преследует цель только рациональной организации общества, основанного на неравенстве.

Платон сконструировал не только модель идеального го­сударства, но и рассмотрел те модели, которые, по его мнению, представляли собой отклонение от идеала. Их четыре: арис­тократия, тимократия, олигархия, демократия. Каждая после­дующая модель наносит все больший ущерб государственнос­ти. Вырождение аристократии из-за падения нравов приводит к появлению частной собственности. Возникает тимократия, правление честолюбцев, где господствует «яростный дух». За­тем идет олигархия, где, как говорил Платон, «у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в управлении». Наконец, де­мократия, где власть распределена среди большинства и где правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Безграничная свобода в условиях демократии приводит к тирании.

Следовательно, в основе политической власти должны ле­жать знания и мудрость. Идеальное государство Платона- это справедливое правление философов, лучших, т.е. аристократов. Аристократический тип государственного устройства, по Пла­тону, может быть двух видов: если среди правителей выделяет­ся кто-то один – это царская власть (монархия), если же правят несколько человек – это аристократия. Как видим, только две формы правления Платон считал хорошими: монархию и ари­стократию. Другие же даже не считал за государственное устройство и рассматривал как длительную междоусобицу.

Платон подробно описывает, какими качествами должны обладать правители, как их готовить к осуществлению функ­ций управления, как испытывать в практических делах, с како­го возраста они могут управлять государством и в каком воз­расте должны отойти от дел. Правителю, по его мнению, долж­ны быть присущи следующие качества: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Пла­тон называет их одним словом – добродетель. Кроме того, не­обходима также способность охранять законы и обычаи госу­дарства, правитель должен быть глубоко религиозным и иметь соответствующие физические данные.

Одним из главнейших во всей системе воззрений Платона является вопрос о законах. Он связывает понятие закона со спра­ведливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой. За­кон – это та основная несущая опора, на которой держится го­сударство. Но Платон предостерегает от абсолютизации роли закона, так как последний имеет пределы, обусловленные вре­менем и ситуацией. Разум человеческий должен стоять выше закона, корректируя его в случае необходимости или заменяя на новый. Платон называет два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. На страже законов сто­ит правосудие. Всякое государство, считал Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены должным об­разом.

От Платона многое перенял его прославленный ученик и самый универсальный мыслитель в истории Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель следовал учению своего на­ставника критически. Именно ему принадлежат крылатые сло­ва: «Платон мне друг, но больший друг – истина». Воззрения Аристотеля изложены в трактатах «Политика», «Афинская по-лития», «Этика» и др.

В отличие от Платона, конструировавшего идеальную, на его взгляд, модель государства, Аристотель перенес проблему государственности из абстрактно-теоретической области в практически-политическую. Он указал на то, что наилучший тип государства следует не измысливать, а выводить из кон­кретно-исторических условий времени и места, поскольку оно имеет не божественное, а естественное, т.е. земное происхожде­ние.

Если в основе учения Платона лежало представление о ча­стях человеческой души, то для Аристотеля главным является учение о справедливости и её двух видах: распределительном (предоставление благ по достоинству и пропорционально лич­ному вкладу в дела общества) и уравнительном (каждому рав­ное). Первый вид предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном, говорившим о спра­ведливом неравенстве. Этот вид справедливости может господ­ствовать только между свободными гражданами. Второй вид основан на равенстве. Область его применения – гражданско-правовые сделки, имущественные отношения и вопросы нака­зания.

Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие большого разрыва между богатством и бедностью, золотую середину. Его этический принцип – ничего чрезмерно­го. По Аристотелю, лучшие люди в полисе, его надежная опо­ра – это люди среднего достатка, не бедные, но и не богатые, так как только они способны понять общее благо, не впадая в крайности. Он также стремится достигнуть равновесия между простыми людьми и аристократами, людьми заурядных ум­ственных способностей и мудрецами-философами. Потому Аристотеля иногда называют идеологом здравого смысла сред­него класса.

Аристотель сделал политику предметом рационального анализа, основанного на обобщении огромного эмпирическо­го материала, поэтому с его именем связывают зарождение по­литической науки. Но политику Аристотель понимал значитель­но шире, чем понимают её сейчас. Его политика охватывает право, экономическую и социальную сферы жизни, которые органически связаны с этикой. Научное понимание политики предполагает развитие представления о нравственности (доб­родетели), знание этики: нравов, традиций, правил, которые регулируют жизнь общества. Этика, таким образом, предстает у Аристотеля как начало политики, введение к ней. Цель этики и политики одна – счастье, благосостояние человека и полиса. Объектами политической науки, как и этики, являются прекрас­ное и справедливое. её назначение – «придать гражданам изве­стного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступаю­щими прекрасно».

В отличие от Платона, полагавшего, что государство сво­им возникновением обязано воле Всевышнего, Аристотель под­ходит к возникновению государства исторически, выявляя в его развитии различные этапы. Человек – существо общественное, политическое. Он всегда стремится к совместной жизни. Пер­вой формой такого общежития была семья, в которой склады­вались троякого рода отношения: супружеские, родительские, господские. Эти разновидности отношений патриархальной семьи Аристотель переносит и на государство в целом, возник­шее естественным путем по мере эволюции семьи, роста потреб­ностей и обмена. Государство – высшая форма общения. Его назначение – благо всех граждан. Для решения этой задачи оно должно обладать соответствующей организацией – формой.

Разработка учения о формах государства – несомненная заслуга Аристотеля. Формы государства, считал он, зависят от того, кто признается гражданином. По его мнению, нельзя при­знавать гражданами всех, кто необходим для государства, а только тех, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Из числа граждан, пола­гал Аристотель, нужно устранить тех, кто не способен само­стоятельно приходить к разумным решениям. Вместе с измене­нием понятия «гражданин» и, следовательно, формы государ­ства, изменяется и само государство.

Если форма государственного устройства, по Платону, обусловливалась тем, кто стоит у власти, то, по Аристотелю государственная форма определяется не только числом властву­ющих (один, немногие, большинство), но и тем, в чьих интере­сах осуществляется власть, т.е. к «арифметическому» принципу он прибавляет качественный и этический. Кроме того, он раз­личает правильные и неправильные формы государства. В пра­вильных формах, к которым он относил монархию, аристокра­тию и политию, правят соответственно один, немногие, все, но это делается в интересах всех. В неправильных – тирания, оли­гархия, демократия – правление осуществляется в личных (или групповых, но не всеобщих) интересах. Аристотель допускал, что при определенных ситуациях могут возникать и смешан­ные формы государства, а каждая форма может иметь много разновидностей, различные комбинации формообразующих элементов. Самой правильной формой государства Аристотель считает «среднюю» политию, неправильной – тиранию. Исхо­дя из этого задачу политики он видел в том, чтобы обеспечить существование наилучшей из возможных форм правления, из­бежать гражданской войны, возмущений и переворотов, основ­ная причина которых заключена в имущественном неравенстве, усилении одного из классов, слабости среднего класса, абсо­лютизации принципа, лежащего в основе разных форм правле­ния.

При демократии – это абсолютизация равенства. Олигар­хия, наоборот, абсолютизирует неравенство. Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Лучшим спо­собом обеспечения стабильности он считает установление политии смешанного строя, укрепление среднего класса. Этому же должны служить право и законы, ибо политическое правле­ние есть правление законов, а не отдельных людей.

В своем правопонимании Аристотель солидарен с Сократом и Платоном, отождествлявшими право и справедливость. Право олицетворяет собой политическую справедливость и слу­жит регулирующей нормой политических отношений между людьми. В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это значит, что вне полити­ческого общения права не существует. Политическое право де­лится им на естественное и условное. Естественное право – «то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от при­знания или непризнания его». По смыслу его концепции к пред­писаниям естественного права относятся все общественные яв­ления, существующие «от природы»: семья, рабство, частная собственность, война и др. Под условным правом Аристотель понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как законы писаные, так и неписаное обычное право. Естествен­ное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель был сторонником стабиль­ности права и искусство законодателя видел в том, чтобы со­здавать законы, соответствующие государству, а не подчинять государственный строй к придуманным законам.

Все усилия античных мыслителей, все богатство их идей не предотвратили тем не менее кризиса древнегреческой государ­ственности. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала в зависимость от Македонии, а затем Рима. С походов Александра Македон­ского начинается эллинизация Востока и формирование элли­нистических монархий как переходной ступени к рабовладель­ческой империи.

Утрата государствами независимости породила среди граж­дан настроения упадничества, неуверенности, что проявилось и в учениях о государстве и праве. Теоретическое изучение по­литики и права деградирует, уступая место моральным настав­лениям или религиозной мистике.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое вы­ражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) по своим философским воззре­ниям был сторонником атомистического учения Демокрита, считавшего, что природа развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов. Он полагал, что право и государство существуют не от природы, они суть продукты договора, результат соглашения. Государство создается для обеспечения безопасности людей и условий для разумной, а следовательно, приятной и нравственной жизни, и, будучи ре­зультатом договора, оно охраняет справедливость. Однако Эпикур подчеркивал относительный и условный характер спра­ведливости, воплощенной в законах различных государств. Для каждого места и времени, утверждал он, есть своя справедли­вость – свое «естественное представление о справедливости».

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений призывом избегать политической деятельности. Своим после­дователям он предлагал «жить незаметно и посвятить жизнь моральному самоусовершенствованию». Счастье человека Эпи­кур усматривал в удовольствиях, в отсутствии страданий, без­мятежном спокойствии духа, в независимости от общества. Эти положения, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безраз­личие к политике и были характерны для идеологии периода эллинизма.

Против эпикуровской философии и этики выступила шко­ла стоиков,основателем которой является Зенон (336-264 гг. до н.э.). Стоики, как и Аристотель, утверждали, что обществен­ные порядки и государство коренятся в том, что человек от при­роды склонен к общению. Государство, следовательно, высту­пает у стоиков как естественное объединение, а не как искусст­венное, условное, договорное образование.

Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, которая отождествляется с божественным естественным зако­ном, человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиняться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Отталкиваясь от универ­сальной сущности естественного закона, стоики обосновывали космополитические представления о том, что все люди – граж­дане единого мирового государства, а человек – гражданин все­ленной.

Акцентируя внимание на универсальной ценности и безус­ловной силе естественного закона и мирового государства, сто­ики обесценивали тем самым смысл и роль полисных законов, порядков и установлений. Но в противоположность эпикурей­цам они не отрицали общественную, политическую деятель­ность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо инди­вида. Более того, они заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву обще­ству.

Идеи древнегреческих стоиков получили свое дальнейшее развитие в римском стоицизме. Исходя из космополитических представлений, положений о всеобщей обязательности миро­вых законов, Сенека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. до н.э.), Марк Авре­лий (121-180 гг. н.э.) и другие развили идею о духовном равен­стве людей независимо от их этнической принадлежности и об­щественного положения, идею о государстве с равными для всех законами, государстве, «управляемом согласно равенству и рав­ноправию всех», что, однако, отнюдь не исключало социаль­ного и политического неравенства. Согласно воззрениям сто­иков, рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоре­чит общему закону и мировому согражданству людей. Но го­воря о несостоятельности рабства, они имели в виду лишь ду­ховные и этические, а не социально-политические аспекты это­го явления.

Одним из последних крупных мыслителей Древней Греции был Полибий (210-123 гг. до н.э.). Его воззрения отражены в написанной им знаменитой «Истории в сорока книгах».

Свою трактовку политического процесса Полибий основы­вает на представлениях стоиков о циклическом развитии соци­ально-политических явлений. Историю возникновения государ­ственности и последующей смены форм государства он изоб­ражает как необходимый естественный процесс, совершающий­ся по «закону природы». Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния становления, расцвета и, нако­нец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала.

Круговорот политической жизни проявляется в последова­тельной смене шести основных форм государства: царской вла­сти (монархии), тирании, аристократии, олигархии, демокра­тии и охлократии.

Преодолеть этот круговорот может только мудрый зако­нодатель, способный установить смешанную форму государ­ства, сочетающую начала монархии, аристократии и демокра­тии, чтобы каждая власть служила противовесом другой. Толь­ко при таком сочетании обеспечивается наибольшая устойчи­вость государства.

Рассуждения Полибия о смешанной форме правления пред­восхитили идеи возникших позднее теорий «сдержек и противовесов». А в целом его концепция стала одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 2006. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия