Студопедия — Тема 16. Искусство «золотого» века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 16. Искусство «золотого» века






В центре русской культуры «золотого века» находится литература, и прежде всего роман. Русская культура достигла своих вершин в петербургский период, тогда как в Киевском и Московском периодах она выражала себя прежде всего в зодчестве и иконописи.

С течения западников (П. Я. Чаадаев) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) начинается устойчивая традиция русской мысли. Этобыло начало отечественной философии. Но несмотря на возникновение врусской культуре XIX века общественной мысли и первых ростков философии, она оставалась прежде всего культурой художественного слова.

Классическая литература XIX века была уникальным явлением культуры, она выполняла миссию социальных наук. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Напряженность литературных процессов первой половины века отразилась в стремительной смене направлений: сентиментализма, романтизма, реализма.

Романтизм в России был порожден глубокой неудовлетворенностью дворян положением дел в стране. Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира. Отвергнутому миру романтики противопоставляли иную правду – правду чувств (отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных душевных состояний).

Становление романтизма в литературе России связано с творчеством В. Жуковского,Д. Давыдова, А. Дельвига, Е. Баратынского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Тютчева. Но судьба романтизма не закончилась к 30-м годам XIX столетия. Спустя десятилетия в других исторических условиях писатели и поэты также часто обращались к романтическим образам (А. Грин, М. Горький и др.)

В середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм. В творчестве А.С. Пушкина впервые с огромной художественной силой отразились русская жизнь, русский национальный характер. Русская литература второй половины XIX века становится самой философской и социальной в Европе. И если русская мысль не нашла в полной мере своего выражения в научных трактатах, то со всей силой была выражена в творчестве Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова.

В русской живописи начала XIX века утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма. Наиболее ярко романтический идеал воплотился в творчестве О. Кипренского. С именем А. Венецианова связано рождение русского бытового жанра. Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты В. Тропинина с бытовым жанром. Пересечение классицизма и романтизма произошло в творчестве К. Брюллова. Центральной фигурой середины века был А. Иванов. Его творчество отражает глубокие философские и нравственные проблемы, волновавшие художника. Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. Федотова. Наиболее полно раскрылся талант этого художника в жанровой живописи.

Ярким явлением в истории русской культуры были молодые художники, объединившиеся в 1870 году под руководством И. Крамского в « Товарищество передвижных художественных выставок », в деятельности которого большую роль играли В. Стасов и П. Третьяков.

Диапазон творчества передвижников был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Передвижники ввели элементы новой эстетики в пейзаж – обращение к неброским русским ландшафтам и внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение.Эти идеи продолжили пейзажисты И. Шишкин и А. Саврасов. Необычайными световыми эффектами отличались полотна А. Куинджи. Крупнейшими представителями реализма в русском искусстве были И. Репин и В. Суриков.

Первая треть XIX века отмечена небывалым размахом градостроительства. Это целая эпоха в развитии городского архитектурного ансамбля. Это время синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Архитектурные проекты дополнялись указаниями о характере живописного и скульптурного декора, убранства интерьера. Если в XVIII веке основными постройками были храмы и усадьбы, то теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания. Это было время высокого классицизма, который часто называют русским ампиром. Ведущими архитекторами были К. Росси, О. Бове, А. Воронихин, А. Захаров.

Трудно представить архитектурный облик Петербурга без Исаакиевского собора (архитектор - А. Монферран), Москвы – без здания Большого театра или храма Христа Спасителя. Много строили и в провинции, там было больше свободы для выдумки и творчества.

Но отдельной страницей в культуре XIX века является архитектура Москвы. Она пленяет своим лиризмом, теплотой и человечностью. Для нее были характерны не столько крупные правительственные здания, сколько небольшие уютные особнячки; сооружения общественного назначения также приобретали чаще всего камерный и интимный отпечаток. Неровность городского рельефа способствовала живописности архитектурных композиций, еще более усиленной обилием зелени. Множество старинных церквей и монастырей неизбежно включались в общий ансамбль.

Но к середине века архитектура классицизма переживает кризис, утрачивается ансамблевое мышление, начинается период эклектики. Появляются строения с элементами барокко, мотивами итальянского Возрождения или русско-византийского стиля. Распространяется псевдорусский стиль. Фасады построек отделывали под русский стиль (шатры, башенки, фигурные наличники).

Все более заметную роль в культурной жизни России играл театр. В 1824 году в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: Малый и Большой театры. В Петербурге в 1832 году открылся знаменитый Александрийский театр. В провинции широко распространялись крепостные театры, которые часто славились талантливыми актерами и музыкантами.

В истории театра яркие страницы оставили такие актеры, как П.С. Молчанов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова. С 50-х годов театр неразрывно связан с именем А. Н. Островского.

В музыке первой половины века романтизм ярче всего выразился в романсе. Благодаря своей задушевности, искренности, мелодической красотеромансы пела вся Россия, а некоторые считались народными песнями: « Вдоль по улице метелица метет» (А. Варламов), «Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв) и др. Самыми значительными представителями русского романса были А. Верстовский, А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.

Но возникновение национальной школы в русской музыке прежде всего связано с именем М. Глинки. В своем творчестве он блистательно соединил богатства народного мелоса и высочайшие достижения европейской музыки. Младшим современником и последователем М. Глинки был А Даргомыжский, который сумел в музыке передать душевные переживания простого человека и интонации живой человеческой речи.

В 1859 году А. Рубинштейн возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862-м создал первую в России консерваторию. Тогда же была организована и Бесплатная музыкальная школа. В 1866 году открылась консерватория в Москве. Ее возглавил брат А. Рубинштейна – Н. Рубинштейн. В работах А. Серова, В. Стасова, А. Лароша закладывались основные принципы русской музыкальной критики.

Блестяще продолжили идеи реализма композиторы «Могучей кучки» (содружество талантливых композиторов, названных критиком В. Стасовым). Руководил кружком М. Балакирев. Вокруг него объединились: военный инженер Ц. Кюи, офицер Преображенского полка М. Мусоргский, учившийся в Морском корпусе Н. Римский-Корсаков, профессор химии А. Бородин.

Наивысшего расцвета русская музыка достигла в творчестве П. И. Чайковского. Его гениальный дар отразился прежде всего в передаче психологии человека. Непревзойденный симфонист, реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии, онсоздал новый тип оперы.

В конце века новые образы и идеи привнесли в музыку А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, В. Калинников.

XIX век принято называть «золотым веком» русской культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины. К середине XIX века русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия.

Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры «золотого века», глубокий культурный раскол, в значительной степени вызванный петровскими преобразованиями, не был преодолен. По данным переписи населения в России, в 1897 году было немногим более двадцати процентов грамотных.

Равновесие двух линий в культуре страны нарушилось. К концу века стали преобладать радикальные модернистские идеи в культуре. Начался процесс разделения идеологии и культуры. Но там где они перекрещивались, соединялись, русская культура неизменно проигрывала. Искусство приобретало тематическую заданность и поучительность, далеко уводящие от художественных задач.

«Золотой век» русской культуры подошёл к своему завершению. Хотя был еще «Серебряный век», но культурный, созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать поднимающуюся волну революционного нигилизма.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Правомерно ли, что XIX век называют «золотым веком» русской культуры?

2. Охарактеризуйте дворянство как своеобразный феномен русской культуры.

3. Каковы основные доминанты культуры русского романтизма?

4. Какова общественная роль интеллигенции во второй половине XIX века?

Иллюстративный материал по теме:

1. Примеры произведений А. Пушкина («Метель»), стихи М. Лермонтова, отрывки из произведений Н. Гоголя и др.

2. Живопись: репродукции картин О. Кипренского (Портрет А.С. Пушкина), В. Тропинина («Гитарист», «Портрет сына»), Ф. Васильева («После дождя»), В. Перова («Тройка», «Утопленница»), П. Федотова («Завтрак аристократа», «Приезд гувернантки в купеческий дом»).

3. Фрагменты из музыкальных произведений М. Глинки («Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», романсы), А. Даргомыжского (романсы), М. Мусоргского («Картинки с выставки»), Н. Римского-Корсакова («Шехерезада»).

 

Тема 17. Искусство «Серебряного века»

«Серебряным веком» принято называть в истории русской культуры период конца XIX - начала XХ века. Искусство этого времени было практически вне идеологии революционализма и тем более вне связи с самодержавием и государством, которые к тому времени давно перестали быть культурной силой.

Понятие серебряный век само по себе говорит о некоторой нисходящей ступени развития культуры. Но подобная логика применительно к русской культуре последних 20–25 лет петербургского периода, нуждается в корректировке. Конечно, достоинства «классики» принадлежат «золотому веку», но и у «серебряного» были свои преимущества.

Это преимущество – в большей утонченности и изощренности. Русская культура шире и глубже осваивает собственную культуру. Именно серебряный век вновь открывает для себя творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского; архитектура, иконопись Киевской и Московской Руси перестают быть чем-то архаичным и чуждым.

Второе преимущество серебряного века перед золотым состоит в том, что он выразил себя полнее и шире в различных областях культуры. Вершина «золотого века» – русская словесность, тогда как всё остальное в русской культуре, как бы оно ни было значительно, имеет почти исключительно национальное, а не европейское и всемирное значение. Применительно к серебряному веку практически невозможно отдать приоритет какой-либо одной сфере русской культуры. По-прежнему остается очень высоким уровень художественной литературы (правда, теперь ее достижения имеют отношение прежде всего к поэзии). Бурный расцвет переживают драматический и музыкальный театры. Свою некоторую провинциальность преодолевает изобразительное искусство, в частности живопись.

И, наконец, третье преимущество серебряного века состояло в невиданной ранее в русской культуре интенсивности творческой жизни. Золотой век при всех своих достоинствах отличался тем, что в нем существовало резко выраженное несоответствие между вершинами-шедеврами и всем остальным, созданным в ней. Такого разрыва между «вершинами» и «средним уровнем» серебряный век не знал. Например, обратившись к поэзии, можно перечислить имена очень многих великих: А. Блок, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилев, К. Бальмонт, В. Хлебников, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Ахматова, Ф. Сологуб и др.

Небывалая творческая продуктивность этого времени странным образом оставляла его бессильным перед идеологией и миром политики. Культура серебряного века была равнодушна к государственным интересам. Те, кто создавал ее, были прямыми потомками и наследниками «лишних людей». Но теперь они вовсе не ощущали себя «лишними». Таковыми в их глазах выглядели представители власти и государства. Россия шла к революционной катастрофе. Ее не могли предотвратить ни культура, ни самодержавное государство. В глазах деятелей серебряного века культура превращалась в нечто уязвимое и эфемерное, бессильное изменить жизненную ситуацию.

«Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», – писал реформатор театрального искусства К. С. Станиславский. Меценаты – это люди, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю отечественной культуры лишь потому, что способствовали ее развитию, обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. Это были яркие самобытные личности - выходцы из московского купечества, представители богатых промышленных и торговых династий страны. Свой семейный капитал они использовали не только для преумножения богатства и развития производства, но и для благотворительных целей, для развития культуры и науки. Делали они это, как писала Марина Цветаева, по разным причинам – из непосредственной любви к искусству, просто «для души» и даже для ее спасения.

Заслуженным почетом и уважением окружена легендарная фигура П. М. Третьякова – основателя всемирно известной художественной галереи. Немало книг написано о нем и его семье, о его преданности национальной идее и заботе о русском искусстве. Он завещал Москве свою картинную галерею, создание которой было делом его жизни. Известен и другой московский меценат – С. И. Мамонтов. Он собрал вокруг себя плеяду замечательных русских талантов. Мамонтов разглядел и помог раскрыться гению Ф. Шаляпина. Горячо поддерживал М. Врубеля, В. Серова, покупая их картины.

Менее известны потомкам те меценаты, которые после 1917 года эмигрировали из России. Их имена в советское время практически были забыты. А ведь среди этих знаменитостей был и великий – С. И. Щукин! Он, как и его братья, был коллекционером современной западной живописи, которая еще не получила признания не только в России, но и у себя на родине. Он одним из первых приобрел работы Клода Моне, Поля Гогена. Как и П. Третьяков свою коллекцию С. Щукин передал в дар Москве.

Немного известно и о меценатской деятельности Н. Тарасова, А. Бахрушина. Но всех этих людей объединяет страстная любовь к искусству, а их деятельность – это неотъемлемая часть нашей русской культуры.

К концу XIX века, ощутив первые раскаты надвигавшегося социального кризиса, русская интеллигенция оказалась перед выбором: искать ли обновление России на пути социальных преобразований (которые неминуемо сопровождались бы насилием) или направить силы на духовное просветление нации.

Бoльшая часть русской интеллигенции предпочла насилие. Но возникло и противоположное течение, которое часто называют русским религиозно-философским Ренессансом. Оно отмечено целым созвездием блестящих мыслителей: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

В центре этого философского течения в 1890 году стал В.С. Соловьев. Опираясь на идеи Достоевского, он отверг возможность какого-либо обновления без обращения к внутреннему миру человека. Так появилась его концепция нравственного совершенствования, основанного наразвитии духовных ценностей, выработанных религией и искусством. Длячеловека, полагает В.С. Соловьев, естественно стремление разумом – к истине, волей – к добру, чувством – к прекрасному.Но достижению нравственной гармонии мешало сопротивление грубо материалистического начала – эгоизма. Тут без одухотворения человеческой психики, безприобщения эмоционального мира человека к миру прекрасного не обойтись.Отсюда отношение к художнику как к своего рода священнослужителю, жрецу искусства, а к самому искусству – как к священному таинству, роль которого в жизничеловека совершенно исключительна.

Значение творчества В.С. Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии и культуры. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества. Его идеи составили основу мироощущения и творчества всех хоть в какой-то мере талантливых представителей искусства рубежа веков.

Реалистическое направление в литературе рубежа двух веков продолжили Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, темой творчества которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами.

Но основной водораздел века серебряного и века золотого проходил в литературе не по линии философско-нравственных основ. Напротив, понимание их незыблемости и роднит эти две эпохи. Разделение проходит по линии поэтики и эстетики литературы. Свое новаторство в поэтике и стихосложении сами поэты всячески акцентировали, демонстративно подчеркивая свой разрыв с традицией и объявляя себя создателями совершенно новых поэтических школ.

Первой и наиболее значительной из них стал символизм. Символистам удалось разработать стих, построенный на совершенно иных принципах, во многом противоположных классическим. Символисты стремились к туманности, неопределенности смысловой стороны слова, всячески выдвигая на первый план музыкальность. Целым рядом приемов символисты пользовались для того, чтобы оторвать внешнюю звуковую оболочку слова от его смыслового содержания.

Другая черта новаторства символистов – новая система поэтической образности. Ясный, рельефно вычерченный образ классической литературы не удовлетворял символистов своей однозначностью и определенностью. Он, по их мнению, лишал поэзию тайны. Вот и пытались они заменить образ символом. Поиск приемов, рождающих образы-символы, – это основное содержание творчества символистов. Эти поиски далеко не всегда оказывались художественными. За это их так часто и критиковали. Творчество А. Блока, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус составляют исключительно важный пласт русской поэзии.

Поэзия серебряного века не ограничивалась символизмом. Его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Кузьмин) стремились освободить поэзию от символизма и возвратить ей ясность. Но им присущи и отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Акмеисты были не столько определенным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Иной характер творчества был у футуристов (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк, Б. Пастернак, В. Хлебников). В отличие от символистов, которые хотели преобразовать мир средствами искусства, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для них было отрицание традиций в культуре. Скандальную известность получило требованиефутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» (манифест “Пощёчина общественному вкусу»).

Были в это время яркие индивидуальности, которых невозможно отнести к определенному течению: М. Волошин, М. Цветаева, Д. Мережковский, А. Ремизов, Л. Андреев. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия творцов, которые были уверены в собственной исключительности.

Период рубежа веков был очень ярким и плодотворным в истории театра. В 1898 году в Москве был открыт художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко.

В 1904 году открылся театр Веры Комиссаржевской. В 1914-м А. Я. Таиров основал московский камерный театр. В 1915-м Е. Вахтанговым была создана третья студия МХАТа, которая позднее стала театром его имени.

Лучшими музыкальными театрами России считались Петербургский Мариинский и Московский Большой театры, а также частная опера С. Мамонтова. Развитие лучших традиций исполнительского искусства связано сименами Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Н. Неждановой. Реформаторами балета стали балетмейстер М. Фокин и балерина А. Павлова.

Музыкальное искусство рубежа веков представлено творчеством Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, С. Рахманинова, А. Скрябина.

Именно в последние 10–11 лет своей жизни Н. Римский-Корсаков создает десять опер. Профессор Петербургской консерватории по классу композиции, он воспитал целую плеяду талантливых учеников (А. Глазунов, А. Лядов, Н. Мясковский и др.) Отход от социальной тематики и усиление интереса к философско-нравственной тематике наблюдался в творчестве композиторов молодого поколения – С. Рахманинова и А. Скрябина.

Сергей Рахманинов (1873–1943) считается последним выдающимся представителем позднего русского романтизма. Пользовался огромной популярностью как пианист (в том числе и как интерпретатор творчества Шопена и Листа). Февральскую буржуазную революцию 1917 года Рахманинов поддержал пожертвованиями новому правительству. После октября 1917 года его положение значительно ухудшилось. Приглашение выступать с концертами в Скандинавии было спасительным выходом. Переселился в США.

В 1931 году в «Нью-Йорк таймс» появилось открытое письмо, подписанное в том числе и Рахманиновым, где остро критиковалось советское правительство. Москва отреагировала запретом на исполнение произведений Рахманинова.

Для популяризации русского искусства за рубежом много сделал С. Дягилев. В 1907 году им были устроены в Париже «исторические концерты» русской музыки с участием Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Шаляпина и других выдающихся музыкантов.С 1908–1909 годов начались «Русские сезоны» Дягилева, оперные и балетные.

На рубеже веков продолжают творить многие мастера, начавшие свой путь в искусстве ранее. Это И. Репин, В. Суриков,многие передвижники. Поиски новых выразительных средств в изобразительном искусстве, характерные для этого времени, связаны с творчеством других художников. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл М. Врубель. Образ Демона, в течение многих лет волновавший художника, воплотил неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Элементы импрессионизма появились в творчестве художника К.Коровина. В.Серов во многом унаследовал и развил художественный психологизм своего учителя – И.Репина.

В конце 90-х годов в Петербурге возникло художественное объединение «Мир искусства». Название кружку дал журнал, издававшийся на средства княгини М. Тенишевой. К «мирискуссникам» принадлежали художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, К. Добужинский.

Это объединение художников противопоставляло себя и официальной Академии, и передвижникам, поставив во главу угла свои критерии качества живописи. Их творчество было реакцией творческой интеллигенции на чрезмерную публицистичность изобразительного искусства, на политизацию всей культуры в целом. Именно «Мир искусства» познакомил русских живописцев и любителей искусства с новыми для России течениями – импрессионизмом, постимпрессионизмом, модерном. Сосуществование импрессионизма, модерна и академизма образовало тот сложный сплав, который оказался выражением русского варианта стиля модерн.

Позже в Москве возникли и другие крупные художественные объединения – «Бубновый валет», «Голубая роза». В русское искусство всё настойчивее входят элементы футуризма и абстракционизма.

Рубеж XIX–XX веков Н. Бердяев назвал временем культурного Ренессанса в России, имея в виду расцвет поэзии и философии, «напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения, необычайный творческий подъем в изобразительном искусстве».

Сорокалетний век, названный серебряным, – явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но кризис в данном случае – не упадок, провал или тупик в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивного поиска новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом – самый весомый вклад России в мировую культуру.

С особой силой в творчестве, как и в социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно проявилось в самых разных аспектах – личность и свобода, личность и культура, трагедия интеллигенции, её одиночество и раздвоение.

«Серебряный век» справедливо называют временем великого синтеза, когда искусство мыслилось единым целым. Идеалом времени стал художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. В представлении творческого человека той эпохи театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь – вечная игра, спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре...

Художественный уровень, открытия и находки серебряного века дали большой творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра. Но не случайно академик Д.С. Лихачев заметил однажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу начало нашего века...».

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. В чем уникальность искусства рубежа веков?

2. Какие модернистские течения в русском искусстве начала ХХ века получили мировое признание?

3. Какие художественные принципы объединяют древнерусскую иконопись и живопись модернистов?

4. Назовите выдающиеся имена «Серебряного века».

Иллюстративный материал по теме:

1. Стихи А.Блока, И. Северянина, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой и др.

2. Фрагменты музыкальных произведений С. Рахманинова (Концерт №2 для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на темы Паганини), А. Скрябина (Этюд №12), И. Стравинского («Петрушка») и др.

3. Видеофильм «Русский театр на рубеже веков».

4. Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия