Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этапы развития эргономики.





Современное производство, авиация, водный и наземный транспорт, системы обслуживания, да и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных ситуациях на пределе психофизиологических возможностей.

Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать и о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр. В современном средовом (архитектурно-дизайнерском) проектировании необходим максимальный учет человеческих факторов.

Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

 

Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке наук о человеке и технике. В разных странах она получила разное название: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии — «антропотехника» и» др. Сейчас практически повсеместно распространен английский термин.

В 1960-е годы эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники.

70-е годы XX века стали эпохой развития эргономики потребительских товаров и услуг, в это время в процессе формообразования предмета все большее место начали занимать вопросы удобного и безопасного пользования бытовыми изделиями, предотвращения бытового травматизма. Особое внимание обращалось на проблемы создания безопасного окружения ребенка, росло движение в защиту прав потребителей, стала обязательной экспертиза новых промышленных изделий.

В 1980-е на первое место выходит эргономика компьютеров, встают вопросы их проектирования: от простейших видов — формы мониторов и клавиатур — до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, т.е. вопросы «когнитивной эргономики», от проектирования рабочих мест до создания рабочих станций.

Последние десятилетия приоритетными являются направления эргономики информации, досуга.

Экономист Б. Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:

Е годы — военная эргономика;

Е годы — промышленная эргономика;

Е годы — эргономика потребительских товаров и услуг;

Е годы — эргономика компьютеров;

Е годы — лидируют направления эргономики информатизации (новые информационные технологии), досуга и космоса.

 

Примеры архитектурно-дизайнерских областей, в которых значительное место принадлежит эргономическим знаниям:

• т.н. «умный дом» — проблема управления домом на современном этапе развития средств электроники и управления (проблемы централизованного считывания информации о работе систем, определение и локализация возникающих неисправностей, безопасность и комфорт, минимизация временных затрат, уход за престарелыми, детьми и т.д.);

• сфера досуга (новые типы игровых «симуляторов» и «имитаторов», новые типы тематических развлекательных парков — «диснейленды», «аквапарки» и т.п.);

• транспорт третьего тысячелетия (оборудование; проблемы безопасности и комфорта);

• образовательные программы (нетрадиционные обучающие комплексы в детских садах, интерактивные системы в школах и проч.);

• нетрадиционные приемы экспонирования в выставочных и музейных комплексах (индивидуальные, интерактивные приемы и др.);

• домашние кинозалы (восприятие и переработка аудио- и видеоинформации);

• рабочие места в кухнях и офисах третьего тысячелетия;

• альтернативные виды спорта (пространство и оборудование) и др.

Общая тенденция развития архитектурно-дизайнерской эргономики гуманистична и направлена на:

• совершенствование архитектурной среды обитания с точки зрения потребителя;

 

 






Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 345. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия