Студопедия — Запрет на инверсию ценностных полюсов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Запрет на инверсию ценностных полюсов






Любая культура всячески препятствует ценностным инвер­сиям (произвольному оборачиванию полюсов добра и зла, прекрасного и безобраз­ного, высокого и низкого, героизма и предательства, нормального и извращенного и т.д.), причем это здоровое культурное сопротивление тем сильнее, чем иерархи­чески выше ценностная модальность в верхней пирамиде и соответственно ниже ее категориальный антипод в пирамиде антиценностей. И наоборот: чем ближе обе бинарных категории к совмещающимся основаниям ценностных пирамид, вроде витально-телесных модальностей «вкусно – невкусно», «удобно – неудобно», «нравится – не нравится», тем равнодушнее к их инверсиям относится и культу­ра в целом, и индивидуальное ценностное сознание. Ясно, что кому-то нравится красный цвет и не нравится зеленый, а другому – совсем наоборот; кто-то любит вареную, а кто-то копченую колбасу. Такая вариативность витально-телесных при­страстий и их многочисленные инверсии даже в жизни одного человека – дело совершенно естественное, а для общества – несущественное. Здесь ценностный релятивизм вполне уместен и обоснован.

Совсем по-другому обстоят дела, когда речь идет о высших ценностных мо­дальностях, особенно этического плана. Негативное отношение в обществе к их инверсиям совершенно не зависит от того, что конкретно – идеально-содержа­тельно – понимает та или иная культура, социальная группа или конкретный индивид под добром, злом, красотой, благородством и т.д.1 Даже в преступной группе, бытие которой проходит под знаком доминирования явных антиценно­стей (корысти, страха, насилия и т.д.), все равно существует приверженность к четкой фиксации каких-то важных для нее «позитивных» ценностных полюсов, например ценности невыдачи своего товарища и абсолютного зла «стукачества», недопустимости обмана членов группы и т.д. Инверсия этих полюсов даже в такой среде считается недопустимой и заслуживающей наказания. Напомним, что в религиозной христианской традиции дьявол как раз и живет «выворачива­нием ценностного мира наизнанку», т.е. незаметной подменой добра злом, вы­дачей безобразного за эталон красоты, осмеянием и поруганием морального че­ловека.

В связи с этим интересной, хотя и не до конца разработанной, является теория ценностной загруженности человеческих собственных имен, как она разрабатыва­лась П.А. Флоренским. По его мысли, все человеческие имена имеют специфиче­ский ценностный верх и некоторый ценностный низ, соответствующие каким-то позитивным и негативным человеческим качествам, стремлениям к реализации вполне определенных ценностных модальностей, скажем, социальной справедли­вости, нравственной доброты или героизма на поле брани.

 

1 Тут возникает свой пучок чисто содержательных ценностных коллизий, связанный с бытием или небыти­ем объективных и абсолютных ценностных содержаний. Ниже мы коснемся этой важнейшей проблемы.

 


Приведем здесь большую цитату из самого отца Павла, весьма гипотетиче­скую и несомненно связанную с его общим религиозным мировоззрением, но при этом отвечающую какому-то естественному внутреннему ощущению, что имя неравнодушно к сущности человека, который его носит. В повседневной жизни каждый сталкивался с ситуацией, когда ощущаешь явное несоответствие облика человека и его имени, а многие бывают недовольны именем, данным им от рожде­ния, и даже меняют его в зрелом возрасте. «Каждое имя, – пишет П.А. Флорен­ский, – есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. Верхний полюс имени – чистый индивидуальный луч боже­ственного света, первообраз совершенства, мерцающий в святом данного имени. Нижний полюс того же имени уходит в геенну, как полное извращение божествен­ной истины данного имени, но и тут остается инвариантным. Преступник и злодей направляются к этому полюсу. Между верхним и нижним полюсом помещается точка нравственного безразличия, около которого... собираются обычные средние люди... Три предельные точки и, сообразно им, три типических разряда носителей данного имени»1.

Прав, не прав ли в своих «ономатологических» построениях П.А.Флорен­ский, но бинарно взаимоисключающий характер ключевых ценностных оппози­ций он выявил абсолютно точно, и человек всегда обречен на принципиальный ценностный выбор между высшим полюсом святости 2 и низшим полюсом сознательного злодейства. Не восходя вверх, не совершенствуясь (пусть крайне медленно и постепенно), он обязательно начинает ниспадать вниз, как бы притяги­ваться к низшей ценностной модальности. Эту важную закономерность ценност­ного бытия, о которой мы еще поговорим в дальнейшем, весьма точно подметил B.C. Соловьев, писавший, что «человек, который довольствуется своей человече­ской ограниченностью и не стремится выше, неизбежно тяготеет и ниспадает до уровня животности»3. Можно было бы добавить, что в этом случае человек может стать даже хуже зверя, ибо зверь не знает нравственных пороков, сознательного изуверства, а также поэтизации извращенных телесных страстей.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия