Студопедия — Дарение ® мена ® рынок®пострынок
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дарение ® мена ® рынок®пострынок






Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком.

продуктообмен

Товар - товар (товарообмен)

дар - дар (дарообмен ценностями)

добро - добро (нравственность поведения)

 

Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.

Даяния ┌──────┴─────┐ по­дар­ки® воз­да­яния, от­да­ры (возмездные) ┌─────┴────┐ вы­год­ные ® при­бы­льные

Пла­тон на­зы­вал дарс­твен­ный об­мен как про­ти­во­по­лож­ность «тор­го­во­му об­ме­ну». «... Ис­кус­ст­во об­ме­на по обо­юд­но­му со­гла­ше­нию по­средс­твом да­ров, най­ма и про­да­жи...» [105,Т.2, с.279]. Для не­го «дар - об­мен лю­бе­знос­тя­ми» [105,Т.4, с.619]. Осо­бен­но подробно рас­сма­три­вал эти фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний Арис­то­тель. Он ана­ли­зи­ро­вал их как осо­бый тип по­ступ­ков и пы­тал­ся их сис­те­ма­ти­зи­ро­вать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рас­сма­три­ва­ют в ис­то­рии дип­ло­ма­тии и иных ис­то­ри­че­ских ра­бо­тах. Ин­те­ре­сны оцен­ки его зна­че­ния в древ­нем Ки­тае: «Об­мен да­ра­ми для древ­них лю­дей не был, ко­неч­но, обык­но­вен­ной сдел­кой. Он, пре­жде всего, удо­сто­ве­рял со­ци­аль­ный кре­дит че­ло­ве­ка, его по­ло­же­ние в об­щес­тва. Он уста­на­вли­вал, кто стар­ший и кто млад­ший, кто гос­по­дин, а кто слу­га» [78,с.57]. Эти со­об­ра­же­ния ве­сь­ма важ­ны для раз­ра­бо­тки об­щей ги­по­те­зы эво­лю­ции ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

Арис­то­тель рас­сма­три­вал и бес­ко­ры­ст­ные ти­пы да­яний, то есть без рас­че­та на от­дар - бла­го­де­яние в чис­том ви­де. Он обо­со­блял и та­кие, ко­то­рые име­ют вы­го­ды или пред­по­ла­га­ют воз­да­яние (ко­ры­ст­ные). В про­стом слу­чае да­ря­щий ока­зы­ва­ет под­держ­ку дру­гу и на­де­ет­ся на вза­им­ность при сво­их за­труд­не­ни­ях. При этом друзья пред­по­ла­га­ют рав­ное воз­да­яние. Дру­гие же да­ют и ожи­да­ют бо­ль­ших воз­да­яний. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет по­ня­тие «при­бы­ли». «Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос, что сле­ду­ет счи­тать ме­рой, что­бы со­от­ветс­твен­но от­да­вать на­зад: вы­го­ду при­няв­ше­го бла­го­де­яние или же [са­мо] бла­го­де­яние сде­лав­ше­го [до­брое де­ло]?... Не прав­да ли, ме­рой при друж­бе ра­ди по­ль­зы яв­ля­ет­ся вы­го­да то­го, кто ее по­лу­ча­ет? Ведь это он нуж­да­ет­ся, и [бла­го­де­тель] ока­зы­ва­ет ему под­держ­ку, имея в ви­ду по­лу­чить та­кую же. А зна­чит, под­держ­ка бы­ла та­ких раз­ме­ров, как по­лу­чен­ная вы­го­да, и от­да­вать сле­ду­ет сто­ль­ко, ско­ль­ко до­ста­лось, или да­же бо­ль­ше, ибо это пре­крас­ней» [8,Т.4,с.241].

Всесторонне рас­смо­трел этот во­прос Н. Зи­бер в ХIХ ве­ке. При­ве­ден­ный им эт­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал по­ка­зы­ва­ет зна­че­ние да­ре­ния, как и мно­го­об­ра­зие его форм, спо­со­бов и т.п. На­при­мер, ри­ту­ал да­ре­ния мог пред­по­ла­гать пе­ре­да­чу по­дар­ков в пер­вый день по­се­ще­ния ино­стран­но­го ко­раб­ля при от­ка­зе брать что ли­бо в этот день. На сле­ду­ющий же день че­ло­век по­се­щал ко­рабль с пус­ты­ми ру­ка­ми, но пред­по­ла­гал по­лу­че­ние бо­ль­ших по­дар­ков [см.: 52,с.164]. По­ра­зи­те­ль­но оби­лие форм та­ко­го пе­ре­дви­же­ния про­дук­тов тру­да, как и ле­жа­щих в их осно­ве обы­ча­ев. Де­лясь сво­им иму­ще­ством, человек при­об­ре­та­ет жаж­ду де­ле­ния чу­жо­го иму­ще­ства. И про­ис­хо­дит это раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. При этом час­то про­ис­хо­дит об­мен раз­лич­но­го ро­да: про­дукт тру­да ме­ня­ет­ся на труд, что ха­рак­тер­но для по­мо­чей: по­мог­ли вы­пол­нить опре­де­лен­ную ра­бо­ту и вза­мен по­лу­ча­ют уго­щение.

Зом­ло так трак­то­вал это пре­вра­ще­ние да­ра в ме­ну: «Эта юри­ди­че­ская сдел­ка тем по­хо­дит на да­ре­ние, что она с са­мо­го на­ча­ла яв­ля­ет­ся од­но­сто­рон­ним да­ром, ко­то­ро­му со­от­ветс­тву­ет одностороннее по­лу­че­ние с тем, что ве­ли­чи­на это­го да­ра, рав­но как са­мый факт да­ре­ния вы­те­ка­ет из од­но­сто­рон­не­го ре­ше­ния то­го, кто да­ет. Она, од­на­ко, по­сто­ль­ку при­бли­жа­ет­ся к ме­не, по­ско­ль­ку этот факт да­ре­ния про­ис­хо­дит в ожи­да­нии от­пла­ты и обыч­но стро­жай­шим об­ра­зом обя­зы­ва­ет к та­ко­вой. От­но­си­те­ль­но цен­но­сти да­ра и цен­но­сти обя­за­те­ль­ной от­пла­ты су­ще­ству­ют твер­дые обы­чаи. Правильно, по­это­му, эту юри­ди­че­скую сдел­ку обо­зна­чать как да­ре­ние-ме­ну» [131, с.106].

Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622]

В по­след­нее вре­мя ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся ис­сле­до­ва­ние эко­но­ми­ста­ми дарс­твен­ных от­но­ше­ний. Широту ис­сле­до­ва­ний этих от­но­ше­ний мож­но ви­деть на примере ра­бо­ты Н.З. Дэ­ви­са [см.: 44, хо­ро­шая биб­лио­гра­фия]. В ней он по­ка­зы­ва­ет со­от­не­се­ние дарс­твен­ных и ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Дарс­твен­ные от­но­ше­ния, не­со­мнен­но, воз­ни­кли пер­вы­ми и все бо­лее вы­тес­ня­ют­ся ры­ноч­ны­ми от­но­ше­ни­ями. «Ры­нок вы­тес­ня­ет дар» [там же]. В то же вре­мя дарс­твен­ные от­но­ше­ния со­хра­ня­ют зна­че­ние в усло­ви­ях рын­ка. Н.З. Дэ­вис по­ка­зы­ва­ет мно­го­об­ра­зие форм дарс­твен­ных от­но­ше­ний в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции. «Су­ще­ству­ет це­лый ком­плекс пра­вил об­ме­на да­ра­ми, от­но­ся­щим­ся к глав­ным со­бы­ти­ям че­ло­ве­че­ской жиз­ни, та­ким как рож­де­ния, бра­ки, смерть. Та­кой об­мен свя­зы­вал се­мьи меж­ду со­бой и объ­еди­нял их с бо­лее ши­ро­ким со­ци­аль­ным со­об­щес­твом. Су­ще­ство­вал так­же «ка­лен­дар­ный» об­мен да­ра­ми в те­че­ние го­да. Он на­чи­нал­ся с но­во­год­них по­дар­ков...» [там же]. Н.З. Дэ­вис рас­сма­три­ва­ет «го­ри­зон­та­ль­ные» (со­седс­кие) и «вер­ти­ка­ль­ные» (бла­го­род­ные) да­ре­ния. Эти от­но­ше­ния так­же ши­ро­ко бы­ли рас­про­стра­не­ны и в ка­че­стве эле­мен­та воз­на­граж­де­ния за труд: «В сфе­ре тру­да опла­та и по­дар­ки шли как бы бок о бок на всех сту­пе­нях со­ци­аль­ной лест­ни­цы». Вне по­дар­ков не мог су­ще­ство­вать и биз­нес. «Лю­бо­му пред­при­ни­ма­те­лю, до­би­вав­ше­му­ся ко­ро­левс­ких при­ви­ле­гий для сво­ей про­дук­ции, при­хо­ди­лось ис­кать про­тек­ции у ко­ро­левс­ких долж­но­ст­ных лиц, и путь свой от низ­ших сту­пе­ней к выс­шим он дол­жен был вы­мос­тить по­дар­ка­ми» [там же]. Та­кое зна­че­ние по­дар­ки со­хра­ня­ют по на­сто­ящее вре­мя. Они про­ни­ка­ют в ры­ноч­ные от­но­ше­ния, ста­но­вясь их эле­ментом.

Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет от­дар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же вре­мя не лю­бой по­да­рок ста­но­вит­ся ис­ход­ным началом да­ро­об­ме­на. Да­вая по­да­рок, не сле­ду­ет рас­счи­ты­вать на воз­да­яние. Но ес­ли нет воз­да­яний, то сле­ду­ющий раз не бу­дет и по­дарка.

Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра, о чем уже раз­мыш­лял Арис­то­тель. В до­ры­ноч­ную эпо­ху та­кое со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра мог­ло осу­ще­ствля­ть­ся то­ль­ко на осно­ве за­трат тру­да на эти объ­ек­ты. Это подтверждает и следующее по­ло­же­ние Пла­то­на: «... Ре­мес­лен­ник зна­ет дейс­тви­те­ль­ную сто­имость сво­ей ра­бо­ты...» [105,Т.3,с.384]. Ре­мес­лен­ни­ки зна­ют за­тра­ты тру­да на про­из­водс­тво сво­их ве­щей. И это бы­ло кри­те­ри­ем со­по­став­ле­ния зна­чи­мо­сти да­ров и от­да­ров с античности. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки оно про­ис­хо­дит по­средс­твом денежной оцен­ки да­ра и от­да­ра. Имен­но на осно­ве та­ких кри­те­ри­ев и воз­ни­кло пред­став­ле­ние о про­пор­ци­ях об­ме­на. Де­тер­ми­ни­ро­ван­ность про­пор­ций вы­те­ка­ет из от­но­ше­ний лю­дей.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия