Студопедия — Понятие «норма» в воспитании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие «норма» в воспитании






Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно со­стоит в том, что психические черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которо­го он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующие усилия.

В. П. Кащенко

Норма (от лат. установленное) — это нечто постоян­но существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует уста­новленному образцу. Бесспорное, устоявшееся, образцовое, ти­пичное, общепринятое — это тоже характеристики нормы.

Трудно даже представить, сколько опровергнуто аргументов в многовековой дискуссии о том, что есть норма, что есть отклонение от нее и где проходит граница между ними. Конечно, если человек убил или украл и вина его доказана, то здесь отклонение от нормы поведения очевидно и не нуждается в доказательствах. Но такие очевидные случаи встречаются не часто. Массовое явление — не­значительные отступления, поведение «на грани», которое может повернуть куда угодно — как в лучшую, так и в худшую стороны.

Понятие нормы очень неопределенное, зыбкое, подвижное. То, что еще вчера считалось ненормальным, вызывало осуждения, се­годня может стать нормой, а завтра опять выйти за ее пределы. Не могло быть и речи когда-то, чтобы ребенок не уступил место взрослому, неуважительно к нему отнесся, не прислушался к заме­чаниям. Теперь это печальная норма нашей жизни. Во всех сферах жизни, в том числе и нравственной, произошло замещение преж­них норм новыми. Старшее поколение считает, что все перемени­лось к худшему. Поэтому так болезненно переживается падение нравов. Впрочем, нормы всегда были причиной конфликтов между поколениями; пожилые и молодые смотрят на одно и то же разны­ми глазами прежде всего потому, что они по-разному воспитаны и жили в неодинаковых условиях. Трагедии из этого делать не следу­ет до тех пор, пока нормы остаются в известных и безопасных пре­делах, пока они не угрожают нормальному течению жизни.

Нормы — это правила общепринятого и ожидаемого поведе­ния. Нормы описывают, как поступает большинство. «Нормы ог­раничивают и контролируют нас так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование», — пишет американский психолог Д. Майерс1.

Норма воспитания — золотая середина. Дети, выросшие в усло­виях постоянных ограничений, часто становятся бездушными, жестокими людьми. В их поведении легко усматривается агрес­сивность, перенесенная из безответного детства во взрослую жизнь. Если потакать всем капризам ребенка, он легко может превратиться в маленького тирана семьи. Из таких детей нередко вырастают эгоистичные, истероидные натуры, неспособные к упорному труду, лишенные самокритики, живущие по принципу: «лишь бы сейчас было хорошо». Все в меру — это и есть норма воспитания.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 237.

Абсолютная норма — такая же абстракция, как «идеальный че­ловек». В реальной жизни мы не сможем отыскать его. Потому под нормой и понимаются такие характеристики, которые прису­щи большинству людей. Основой практической, оценки нормы является ее пригодность, приспособленность к обычным услови­ям существования. Норма то, что определяет жизнь большинства в существующих реалиях. Изменяются реалии — пересматрива­ются нормы.

Норма не может быть субъективной. Неправильно говорят, что норма — это мнение каждого отдельного человека. Нет, это как раз одобряемый и поддерживаемый большинством людей образ жизни, деятельности, человеческих отношений. Когда в Японии вспыхивает очередная дискуссия о модернизации школьного вос­питания, именно большинство людей требует сохранить все как было раньше — учебник по этике не переиздавался в этой стране уже несколько столетий.

При оценке нормы часто пользуются собственными представ­лениями. Оценивая поведение других людей, чаще всего основы­ваются на личных мнениях о хорошем и плохом. Подвержены этому и учителя. Одни педагоги тяготеют к постоянным общече­ловеческим нормам, другие руководствуются существующими в жизни критериями. То, что для одного воспитателя не выпадает из нормы, для другого может показаться вопиющим нарушением. Для одних важнее всего соблюдение общих правил, для других — поведение в конкретной ситуации. К тому же и поступки детей оценивают по взрослым нормам, часто забывая соотнести их с пе­риодом развития. Хотя и знаем: не позволено школьнику то, что естественно для трехлетнего ребенка. Поведение ребенка с малых лет оценивают по взрослым меркам: не выполнил, например, сво­его обещания, значит, лжец, будь тебе хоть 4, хоть 14 лет.

Сказать, что поведение ребенка нормальное или ненормаль­ное — значит ничего не сказать. Например: ребенок ведет себя тихо, скромно, незаметно, никого не обижает. Норма? Трудно сказать, пока не поймем, что за этим скрывается. Может быть, ду­шевная тонкость, благородство, большая внутренняя культура, но, может быть, и чрезвычайная робость, застенчивость, отсутст­вие собственного мнения, страх, «бесхребетность».

В современной педагогике понятие «норма» часто выступает синонимом понятий «средний», «обычный», «ничем не примеча­тельный». Спросите учителей: какой он, «нормальный» уче­ник? — и чаще всего они подтвердят, что норма — это середина между крайними отклонениями. Чаще всего так называемые «нормальные» дети — это средние типы, ничем не примечательные. Но если следовать такой логике, то каждый, кто обращает на себя внимание, — это ненормальный, и в эту категорию попадают миллионы. Педагогика должна определиться, за кого она. До сих пор все ее теории создавались для «среднего» воспитанника, а усилия практиков, руководствовавшихся ими, — на воспитание «среднего», «нормального» человека. Всеми силами некоторые учителя пытаются яркую, самобытную, неординарную личность свести до уровня безликого, серого, незаметного, «нормального» существа. К этому ли нужно стремиться? «Средних» людей быть не должно. И педагогика для «средних» тоже должна отойти в прошлое. Коррекционная педагогика — это педагогика личностно ориентированного воспитания для «ненормальных» детей. Пусть их будет больше, и пусть они вырастут нормальными, а не средними людьми.

С древнейших времен и до наших дней воспитание направля­ется на то, чтобы сформировать человека в соответствии с приня­той в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы — главная практическая цель любого воспитания. Воспи­тание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения.

Из этого обобщения можно сделать несколько выводов:

нормы выражают главные ценности, цели и задачи воспитания;

нормы подвижны, изменчивы, поскольку цели и задачи воспи­тания не остаются неизменными на различных этапах и в разное время общественного развития;

главная задача школьного воспитания — довести развитие и воспитание каждого ученика до установленной общественной нормы.

Как же все-таки выделяют норму? Не иначе как на основании теоретических представлений о характерных для каждого возраста особенностях протекания нервных процессов возбуждения и тор­можения, о содержании и направленности главной деятельности, ее целях и способах их достижения в том или ином возрасте. С од­ной стороны, эти теоретические представления являются итогом обобщения опыта детского поведения, с другой — результатом новых научных открытий. Существуют различные подходы к ус­тановлению нормы воспитания:исторический, социологический, статистический, практический. Но ни один из них не является бесспорным и надежным.

Общим подходом к установлению нормы является стандарти­зация. Это процедура выделения главных признаков и сведения их в итоговый документ — стандарт.

В его основу должны быть заложены общечеловеческие ценности христианские заповеди: не укради, не убей, не обманывай, не нарушай слово, уважай старших и др. — безусловно сохраня­ются и в наши дни. Естественное течение жизни дополнит его но­выми особенностями, но основу сегодня, как и в прошлом соста­вят вечные и нерушимые ценности воспитания. Практика воспитания без боязни ошибиться должна опираться на них по­стоянно. Учитель, работающий с особыми детьми, за норму вос­питания должен взять формирование общечеловеческих ценностей: честности, вежливости, уважения к старшим, верности слову, уважения прав другого. Если они существенно нарушаются, то это и будет отклоняющееся поведение.

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с то­бой—в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности в догматах хри­стианской веры выделяются верность поставленной цели; спо­собность к состраданию; участливость; чувство надежности, безо­пасности; убежденность; стремление сотрудничать с другими; мужество; упорство в достижении цели; энтузиазм, активное отношение к жизни; справедливость; вера; верность; чувство товарищества; способность прощать; дружелюбие; вежливость; великодушие; готовность прийти на помощь; святость; честность; стремление; инициативность и находчивость; оптимизм; доброта; любовь; преданность в дружбе; послушание; терпение; миро­любие; настойчивость; целеустремленность; способность к раскаянию; умение не падать духом; уважительное отношение к окружающим; чувство ответственности; почтительность; спо­собность к самодисциплине; мудрое отношение к своему достоянию; чувство благодарности; готовность доверять; надежность; бескорыстие; мудрость; поклонение Богу.

Проблема ценностей и норм привлекает все большее внима­ние педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения вы­сказали ведущие российские ученые Б.С. Гершунский, Н.Д. Ни-кандров, М.В. Богуславский, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова и другие. Предельно обобщенно рассматривает вопрос известный педагог-практик В.А. Караковский. Его набор ценностей — че­ловек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир1.

Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников.

1 Караковский Б.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. Этот вывод нельзя смешивать с требовани­ем придавать воспитанию национальный характер. Оно было все­гда актуальным для российской школы, важность его не снижает­ся ив условиях современных рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенден­ции, способствующие снижению национальных чувств, стира­нию национальных особенностей.

В старых трактатах по воспитанию понятия целей и задач употреблялось мало, зато нормы проходят красной нитью через всю историю школы. Воспитателя Я.А. Коменский сравнивал с садовником: и тот и другой стоит на страже нормы. Садовник обязан выпрямлять криво растущие деревья, воспитатель — от­клоняющееся поведение детей. В результате общество (сад) фор­мируется нормально.

Чтобы ответить на вопросы, кем и как создаются нормы, сле­дует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административ­ный, педагогический, социальный, корпоративный. На методоло­гическом уровне нормы выводятся из общечеловеческих ценно­стей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровне требования к воспитанию формируются в программных докумен­тах перспективного развития общества, его экономики, социаль­ной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанно­сти, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руко­водства страны. Административные нормы конкретизируют наме­рения политиков, воплощая их в социальный заказ — государст­венные документы, законы и положения. На педагогическом уровне происходит преобразование общих положений в практиче­ски выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологиче­ская поддержка для их реализации, решение проблемы перево­дится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и в свою очередь корректирует соци­альный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются.

Нормы, проектируемые разными институтами, не всегда и не во всем совпадают. Это большая общественная и педагогическая проблема. Педагоги находятся в очень сложном положении: чего же хочет общество? какого человека и для каких целей необходи­мо формировать в школах? для какого будущего? каких норм перспективного общественного поведения придерживаться? «Ввиду невозможности дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы, — пишет В.П. Кащенко, — за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встре­чающееся значение»1.

Перейдем теперь к непосредственному практическому выде­лению педагогической нормы воспитания и прежде всего по­пытаемся ответить на вопрос: какое поведение школьников считать нормальным, а какое '— выпадающим из нормы, от­клоняющимся?

Общим признаком отклоняющегося поведения является неаде­кватное,т. е. неправильное, неестественное, лишенное смысла реагирование ребенка на возникшую ситуацию. Что бы мы сказа­ли о взрослом, который поет частушки во время похорон или чи­тает заупокойную молитву на свадьбе? Только то, что он неадек­ватно реагирует на ситуацию, его поведение не отвечает ситуа­ции. Это означает, что поведение ребенка нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией,конкретными условиями. Укради ребенок конфету — мы его осудим, но если это сделает голодный мальчик-беженец, не каждый осмелится осуждать его. Если брать в единстве поведение и ситуацию, будет меньше ошибок. Обычно учитель видит последствия, т. е. само отклоняющееся поведение, но мало или ничего не знает об условиях, его вызывавших. Отсю­да масса ошибок. Каждый студент приведет примеры ошибок своих учителей. Каждый побывал в ситуации, когда учитель не понял, не разобрался, не захотел понять, почему возник тот или иной проступок, наказал несправедливо. Детей это особенно ра­нит, их ответом часто становится уже преднамеренное отклоняю­щееся поведение.

Свобода поведения в норме всегда адекватна ситуации. Под­рался ребенок, защищая свое достоинство, — это норма. Так сло­жилась ситуация. Но если ситуация не требовала тех или иных его действий, изменения формы поведения — это уже отклонение. Поэтому главное, что необходимо внушать детям, — вести себя сообразно условиям. Кричать, когда нужно кричать, бегать и прыгать, когда есть для этого причина, вымазать мелом стул не­любимой учительнице, грубить и хамить насильнику — это тоже норма. Вчитайтесь, что пишет Я. Корчак: «Теоретизируя, мы за­бываем, что обязаны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только

1 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков харак­тера у детей и подростков. М., 1994. С. 27.

уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущать­ся, не только подчиняться, но и бунтовать».

Возрастная норма: что позволено пятилетнему, осуждается в поступке девятилетнего; что может первоклассник, запрещено выпускнику. Не может быть приемлем человек, сотканный из од­них достоинств, так же как с одними только недостатками. Все должно быть в меру, все в сочетании, все в гармонии.

В психологии и педагогике опробован статистический метод установления нормы. Он основан на обработке значительного ко­личества наблюдений. Математики доказали, что для определе­ния нормы и ее описания достаточно знать два показателя: сред­нюю арифметическую (X) и так называемое стандартное отклоне­ние (а). Значение последнего не зависит ни от единиц измерения, ни от общего числа случаев. Закон нормального распределения показывает, что существующие отклонения от некоторой средней величины как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения будут равноудалены (рис. 2).

Путем многократных проверок установлено, что в пределах а и -а находится 68 % всех случаев, или по 34 % с каждой стороны от нормы (на графике — т. 0). За этими пределами, т. е. в интервале +2а и —2а находится еще 32 % случаев, или по 16 % с каждой сто­роны от нормы.

Такое понимание нормы широко используется при определени­ях, например, умственной одаренности и отсталости. Американская ассоциация по изучению умственной неполноценности признает четыре уровня умственной отсталости, которые устанавливаются по стандартному отклонению. Если его значение находится в пределах ±2а, то это классифицируется как легкая степень умственной от­сталости, ±3а дает уже средний уровень неполноценности, ±4сг — тяжелую и ±5а — глубокую умственную неполноценность.

Этим методом могли бы воспользоваться учителя, если бы уда­лось выделить и описать параметры нормального поведения. Для этого знать X — средний показатель нормы, вычислить его, среднюю арифметическую величину составляющих, но пока в точности ученые не знают, из каких компонентов складывается нормальное поведение школьников.

Педагогическое понимание нормы поведения. В центре ее свобо­да ребенка. Он по праву рождения свободен в своих действиях и поступках. Ему никто и ничего не может запретить. На собствен­ном опыте ему предоставляется возможность учиться, как нужно поступать, выяснять для себя, какое его поведение будет наиболее выгодным для него самого. Он должен выбирать сам. Норма — обоснованность выбора.

Японские родители никогда ничего не запрещают детям. Они только предостерегают: это может быть опасно, это очень опасно. А дальше действуй как хочешь. Набравшись синяков и шишек, ребенок очень скоро начинает понимать, что предостережения не были напрасными. К 10 годам он уже не просто понимает своих родителей, а чтит, боготворит их за то, что они подсказывают ему, как жить. Так же воспитывают и в школе.

Метода, равного свободе выбора по силе воздействия, нет, осо­бенно тогда, когда он поддерживается всеми другими методами воспитания. В западном мире на помощь призывают закон. Права человека (ребенка, в частности) гарантируют ему очень широкий диапазон личного поведения. Ученик может приходить в класс и уходить, когда захочет, он может отвечать, а может и отказаться. Никто не вправе ограничивать его права. И он это знает.

Но поступать, как ему вздумается, он может только теоретиче­ски. Практически он зажат общественными нормами, законом. Американцы говорят: «Ваше право курить заканчивается там, где начинается мой нос». «Ваше право опаздывать, — говорит американ­ский учитель, — заканчивается перед дверью нашего класса. Опазды­вайте, если хотите, но мы не намерены из-за вас нарушать работу». Такой подход, когда нормы доведения не навязываются, а поддер­живаются всем обществом, всеми людьми, достаточно эффективен.

В таком подходе — уважении прав и свобод ребенка, с одной стороны, и необходимостью согласовывать свое поведение с дру­гими людьми, у которых тоже есть права, — с другой, и заключа­ется главный смысл нормального поведения. На этом стоит гума­нистическая коррекционная педагогика: не запрещать, не нака­зывать, не ограничивать, а выражать ребенку общественную необходимость в требованиях вести себя так, чтобы не мешать другим людям, не ограничивать их прав и свобод. Если один ребе­нок, к примеру, громко кричит, то своим криком он нарушает права других детей на тишину во время занятий.

«Не кричи!» — требует учитель. «Почему не кричать?» — не­доумевает ученик. Ему хочется кричать. Он имеет право кри­чать. Требование учителя он воспринимает как его личную пре­тензию, как необоснованную придирку. Но если учитель ска­жет: «Своим криком ты нарушаешь мои права, права других детей», то ребенок вынужден будет притормозить, он интуитив­но чувствует, что права собственности, права многих людей на­рушать нельзя. Ученик традиционно воспринимает замечания учителя как его личные претензии. Перестановка акцентов с личного на общественное меняет это отношение: «Я выражаю тебе не свои личные претензии, а требование всех людей. Если ты будешь продолжать нарушать их права, они могут тебе этого не простить».

Итак, норма поведения есть то, что поддерживается боль­шинством людей. В основе нормального поведения — соблю­дение общечеловеческих требований, христианских запове­дей. Не воруй, не обижай младших, уважай старших, не лги, будь верен данному слову, выполняй свои обязанности, чти своих родителей, будь готов выполнить долг перед людьми и страной — вот вечный набор ценностей, на которые будет ориентироваться воспитатель. Отклонение поведения ребенка | от этих норм рассматривается как девиантное.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия