Студопедия — Инструмент для обработки поверхности 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 4 страница






Рис. 5.11. Порядок вырезания броши «Жук на листе»: а – контур тела, вид сверху; б – вид сбоку; в – контуры лап; г – детали спинки и лап; д – вид сбоку; е – рисунок листа; ж – булавка; з – вид сбоку готовой броши

Найдите булавку по размеру жука или сделайте ее из пружинной проволоки самостоятельно. Вырежьте с обратной стороны листа паз, стараясь не прорезать слой древесины насквозь. Вклейте булавку на место эпоксидной смолой.

На следующий день, когда клей подсохнет, прошлифуйте брошку вращающимся войлочным кругом, покройте воском, протрите тряпочкой или чистой щеткой. Через час процедуру повторите. Надеюсь, блеск и красота вашего изделия порадуют вас и того, кому вы его подарите!

Фото 53. Жуки-броши, черепаха. Скумпия, можжевельник

Увеличив рисунок до 90 мм в длину, можно вырезать такую же заколку для волос.

Для изготовления брошей можно использовать как реальные образы, так и абстрактные формы, но желательно, чтобы они по размерам, цвету, форме соответствовали наряду и облику предполагаемой хозяйки, радовали бы ее.

Заколка для волос

Иногда на улице, в общественном транспорте встречаются женщины с красивыми длинными волосами, прихваченными металлической застежкой от сломавшейся и, видимо, потерявшейся заколки. Застежка эта нисколько не украшает голову, так и хочется подарить ей новую жизнь, собственными руками сделав к ней другую заколку, еще лучше прежней.

Рис. 5.12. Варианты заколок для волос

Предлагаю для полета вашей фантазии несколько разработанных мною эскизов (рис. 5.12).

Заколки можно вырезать из однотонных пород, украшая затем контурным, рельефным орнаментом или всевозможными образами, заимствованными из живой природы. При использовании текстурных пород хороши рельефы, а также абстрактные формы – они наилучшим образом выявляют красоту слоев. Готовые изделия тщательно полируем и покрываем воском или лаком.

Форму и размер декоративного, выполненного из дерева элемента заколки выбирают в зависимости от соответствующих параметров металлической застежки. Внутреннюю его поверхность делают вогнутой, чтобы застежка прилегала как можно плотнее, толщину оставляют такую, чтобы можно было вкрутить закрепляющие винтики. В местах расположения винтиков я делаю композиционные утолщения в виде желудя, жука, мотылька и т. п.

Существует и другая конструкция заколки: довольно сильно изогнутая пластина с двумя отверстиями, в которые вдевается закрепляющий волосы стерженек. Деревянная пластина в этом случае изогнута сильнее, чем у заколок предыдущей конструкции, поэтому выполняйте резьбу вдоль слоя – изделие будет прочнее на изгиб. Такие заколки тоже можно украсить декоративными образами, рельефами, пластическими формами.

Оригинальны в пучке волос на голове модницы палочки 12–18-см длины из красивых пород, иногда соединенные в пару.

Кольцо и перстень

С давних пор женщины, а подчас и мужчины украшали пальцы рук кольцами и перстнями из разных материалов, чаще всего металлическими – от меди до золота, с камнями и без них. В последнее время нередко встречаются подобные украшения, целиком вырезанные из самоцветов, а также из пород дерева с красивой текстурой и окраской, гладкие и с оригинальной резьбой. Для вырезания колец подходят: яблоня, груша, слива, фисташка, скумпия, белая акация, можжевельник, красное и черное дерево, кизил и, конечно, береза, дуб, самшит и т. п.

Тонкие, абсолютно круглые, одинаковой толщины кольца вытачивают на токарном станке или режут специальной фрезой. Если нет станка или хочется разнообразить форму кольца, украсить его рельефом, режьте вручную.

На гладких кольцах из текстурных пород я делаю небольшое утолщение сверху. Это увеличивает прочность изделия и дает возможность наилучшим образом выявить красоту материала. Располагать кольцо в массиве древесины лучше всего вдоль слоя (рис. 5.13, а, б). Тогда на боковых стенках окажутся продольные волокна. Утолщенная верхушка плотнее и прочнее боковых сторон, что позволяет выполнять на ней тонкую рельефную резьбу, надписи, орнаменты, образы.

Рис. 5.13. Кольца, перстни: а – изготовленные на токарном станке; б – рукодельные; в – из текстурной древесины; г – инкрустированные другой древесиной; д – украшенные резьбой

Фото 54. Кольца. Скумпия, бакаут, кебрачо, маньчжурский орех, с использованием малахита, янтаря, турмалина

Выбрав подходящий по твердости и текстурному рисунку кусочек породы, определите, где будет верх. Вырежьте форму с допуском в 2–3 мм. Просверлите с тангентальной стороны 5-мм сверлом отверстие, затем расширьте его 8–10-мм сверлом. Сверлить сразу толстым сверлом опасно, не всякая порода выдержит – может лопнуть.

Затем наметьте окончательный диаметр внутреннего отверстия, который должен соответствовать толщине пальца. Расточите отверстие до намеченной линии ножом, овальной стамеской или круглым напильником. Закрепленными в патроне двигателя абразивной головкой-фрезой в форме пальца или цилиндром, обернутым шкуркой, доведите и отполируйте поверхность. Если этих приспособлений у вас нет, то накрутите шкурку на карандаш или круглую палочку чуть меньшего, чем внутреннее отверстие, диаметра и проведите доводку вручную.

Края отверстия чуть заовальте, чтобы кольцо легче снималось с пальца. С помощью ножа, напильника, шкурки придайте утолщению окончательную форму. Напильником, шкуркой доведите толщину стенок ободка до 3 мм, заоваливая края.

Окончательную доводку поверхности и полировку делайте вручную. Рука – более тонкий инструмент и лучше чувствует поверхность миниатюрного кольца. Самой мелкой шкуркой отполируйте изделие до блеска, покройте воском.

У некоторых пород текстура выразительнее с тангентальной стороны или в диагональном разрезе. Если древесина достаточно крепкая, рискните расположить кольцо в массиве так, чтобы отверстие оказалось поперек направления волокон, а наиболее выигрышный текстурный узор пришелся на верхушку.

Любой вид резьбы, выполненный на утолщении и ободке, придает кольцу дополнительную декоративность и переводит его в разряд уникальных. Иногда я по просьбе заказчиц инкрустирую кольцо другой породой, вставляю художественные камни. Так, красное дерево хорошо смотрится с малахитом и тигровым глазом, белая акация – с лунным камнем, лазуритом, амазонитом, ферамбук – с турмалином, рубином.

Браслет

Заметным украшением на руке будет оригинальный по рисунку текстуры, форме, с красивой резьбой, выполненный целиком из куска дерева или собранный из отдельных деталей браслет. Его можно выточить на токарном, фрезерном станках или вырезать вручную. В первом случае у вас получится абсолютно круглое, с одинаковой толщиной стенки (6 мм и более) изделие. Во втором случае вы можете варьировать форму по вашему желанию.

Кисть и запястье человека в поперечном сечении больше напоминают сплющенный овал, чем круг. Абсолютно круглый браслет свободно вращается на руке (при достаточном диаметре, конечно), и зафиксировать его положение, чтобы продемонстрировать оригинальность и красоту какого-либо фрагмента, не представляется возможным. Наоборот, овальный или прямоугольный браслет, надетый наиболее выгодной стороной вверх, будет являть миру красоту.

Рис. 5.14. Варианты браслетов, их конструкция: а – токарная основа; б, в – ручной работы; г – сборный, из элементов, соединенных эластичным шнуром; д – отдельный элемент; е – запор из металла (нейзильбера); ж, з, и – способы соединения элементов

Вручную браслет изготавливается примерно так же, как и кольцо. Отличие – в размерах.

Внутренность браслета можно вынуть двумя способами: либо выпилить лобзиком, предварительно просверлив для него отверстие, либо насверлить близко расположенных друг к другу отверстий вдоль внутренней кромки, а затем с помощью ножа или стамески соединить их в единый прорез и удалить лишнюю массу древесины. Отходы не выбрасывайте – из вынутых кусочков можно вырезать брошь, серьги, кольцо в комплект к браслету. Внутреннюю поверхность браслета зачистите стамеской, напильником, шкурками, подгоняя под размер руки заказчицы. Внешнюю поверхность доведите до необходимой формы и толщины. Если порода текстурная, зашкурьте и отполируйте. При необходимости украсьте плоскорельефной резьбой.

Составной браслет (рис. 5.14, г, ж, з, и) сделайте из отдельных деталей с тщательно подогнанными краями. Возможны различные способы соединения. При одном способе (рис. 5.14, г, и) во всех деталях на одинаковом уровне просверливают по 2 отверстия. В одной из деталей отверстия необходимо раззенковать. Детали последовательно соединяют круглым эластичным шнуром (галантерейной резинкой) и, замкнув браслет, концы связывают, узелки прячут в расширения раззенкованных отверстий. Можно соединить детали крепкой нитью или леской – в этом случае понадобится запор-застежка. На рис. 5.14, ж, з представлен способ осевого соединения элементов.

Рис. 5.15. Варианты орнаментов для браслетов

Фото 55. На выставке

Завершая раздел украшений, хочу отметить, что это рукоделие имеет бесконечные возможности и с художественной, и с технической точки зрения. Все, предложенное мной, – очень малая доля того, что можно создать. Многое диктует мода, художественный и социальный прогресс. Кроме перечисленного, вы можете самостоятельно собрать оригинальные бусы, изготовить красивые пуговицы, запонки, украсить резьбой ручку ложки для обуви, трости, посоха, по технике составного браслета вырезать четки и т. д.

Эти вещи являются предметами обихода, но благодаря вашей фантазии и умелой обработке они могут стать красивым, уникальным изделием, художественным произведением.

Мундштук

Я противник курения даже самых дорогих и редких сортов табака, будь он в папиросах, сигаретах или сигарах. Но если вы имеете такую вредную привычку, предлагаю принять некоторые меры, чтобы курение наносило меньший вред здоровью. Используйте, например, мундштук. Самое главное его полезное свойство заключается в том, что часть никотина при вдыхании дыма задерживается на его стенках. Кроме того, мундштук придает некоторую элегантность виду курящего человека (если уж вы травитесь, то делайте это хотя бы красиво и эстетично).

Мундштуки изготавливают разными по форме и назначению. Они бывают, например, мужские и женские. Последние отличаются изяществом и большей длиной. Мундштук для мужчины имеет обычно длину 6–10 см, женский 12–16 см. Выбор материала также существен – уместно использовать текстурные породы, которые дают неповторимый рисунок и цвет. Вам повезет, если приобретете древесину с приятным стойким запахом. Это ферамбук кирпично-красного цвета, бактерицидный можжевельник, сандаловое дерево, бакаут, который при нагреве довольно сильно пахнет ванилью и, если хорошо отполирован, отражает тлеющий огонек сигареты. Возможно, вы найдете и другие породы. Желательно, чтобы они были плотные, не трухлявые, не поврежденные древесными жучками.

Рис. 5.16. Схема резьбы для мундштука

Изготовление мундштука несложно. Возьмите брусок нужного размера, например, как показано на рис. 5.16, 15 x 15 мм. Просверлите в центре по всей длине сквозное отверстие диаметром 3 мм. Если нет сверла подходящей длины (10–15 см), аккуратно прожгите отверстие раскаленной проволокой. С конца, в который вставляется сигарета, расширьте отверстие 6-мм сверлом на глубину 20 мм. Край раззенкуйте до 7 мм, примерьте сигарету. Диаметр отверстия должен быть таким, чтобы сигарета входила в него с небольшим усилием и не выпадала. Теперь займитесь наружной формой, при этом следите, чтобы внутреннее отверстие по-прежнему оставалось в центре. Сужая мундштук в сторону загубника, не прорежьте слой древесины насквозь. Если изготавливаете для себя, подгоните форму и размер загубника, примеряя, удобно ли держать в зубах. Готовую форму отполируйте и покройте воском.

Предлагаю и другой вариант изготовления мундштука.

Заготовьте 2 брусочка одной или разных пород необходимой длины с сечением 6 x 15 мм. Подгоните их так, чтобы они плотно прилегали друг к другу широкими гранями. В каждом точно по центру по всей длине овальной стамесочкой, царазиком шириной 3 мм и глубиной 1,5 мм прорежьте канавки для будущего отверстия. Затем смажьте брусочки клеем и плотно сожмите их, совместив канавки. После склейки проверьте сквозное отверстие, продев в него жесткую проволоку. Остальная обработка такая же, как и в первом варианте.

Оправа очков

Иногда приобретенные в аптеке или сделанные по заказу очки по неосторожности ломаются. Когда это случилось у меня, решил попробовать своими руками вырезать из прочной, красивой породы оправу, стекла-то остались целыми.

Вырезал из скумпии форму с отверстиями для глаз, чтоб их середины были на расстоянии 6 см, что соответствовало расстоянию меж центрами моих зрачков. Это обязательное условие узнал у врача. Если решились делать оправу, советую и вам узнать это расстояние.

С внутренней стороны отверстий по краю вырезал паз. Смазал эпоксидной смолой и вклеил стекла. Затем вырезал заушники по размеру до обхвата ушей. Соединил их с оправой металлической осью впотай. Получились оригинальные очки в единственном экземпляре.

Фото 56. Оправы очков. Скумпия, акация, махагон, амарант с использованием малахита, турмалина

Позже из акации, красного дерева, ферамбука и амаранта вырезал и другие варианты оправ. Для украшения в некоторые меж стекол вставлял турмалин, малахит, тигровый глаз. Форма оправы зависит от фантазии исполнителя. Породу дерева можно подобрать по вкусу, цвету лица, волос, одежды. Очки на лице значительное украшение, так что угадать с формой и цветом желательно.

Работы посложней

Шкатулки

Изготовление шкатулок, коробочек, ларцов представляет для любителей-резчиков немалый интерес – они невелики по размерам, изящно выглядят, полезны в быту, да и работа не представляет особой сложности, хотя определенный навык приобрести, конечно, необходимо.

Существует несколько способов изготовления этих изделий.

Первый – вырезание из целого куска дерева. Для этого пригодится подходящих размеров брусок, срез ствола с корой и без нее, сувель или кап.

Начните с простого. Вырежьте из бруска необходимую форму. Срежьте сверху пластинку в 1,5–2 см толщиной для будущей крышки с расчетом, что на ней будет размещен орнамент. Выберите емкость коробочки, зачистите шкуркой. По краю крышки сделайте выступ, чтобы она плотно входила во внутренний объем. Проследите за точностью подгона, чтобы не было зазоров. Крышку можно крепить подвижно с помощью навесных петель, винтовой оси или вырезать пазы для выдвигания ее, как в пеналах. Рассмотрите рис. 5.17. Способ поворота крышки в сторону с помощью винтовой оси и внутреннего ограничителя удобен для коробочек, вырезанных из срезов толстых сучков. Пригодятся для коробочек петли от старых сломанных очков. В корпусе и крышке подготовьте углубления, на концах петель сделайте насечки и с клеем (эпоксидной смолой) вставьте на место.

Рис. 5.17. Способы крепления крышек шкатулки: а – навесная петля; б – защелка-запор; в – петля от очков; г – винтовая ось

Устройство защелки-запора вы видите на рис. 5.17, б. Она состоит из пружинки, захвата, крючка с кнопкой, врезанных в кромки крышки и емкости шкатулки.

Другой способ – шкатулку составляют из отдельных, чисто обработанных столярным способом дощечек. Если не нашлось красивой породы в массиве, но имеется шпон хорошего качества, то вырежьте шкатулку из липы, березы или сосны. После окончания покройте пластинами однородного шпона или из небольших кусков выложите орнамент, мозаику. Если работа будет выполнена аккуратно, после окончательной отделки изделие произведет впечатление красивой вещи.

Оригинальные коробочки получаются в виде того или иного образа. Это может быть гриб, у которого шляпка – крышка, черепашка с крышкой-панцирем, жук, сидящий на пеньке гном, яблоко, груша и другие варианты. В работе, кроме стамесок, пригодятся клюкарза, грибок со шкуркой. Верхнюю кромку емкости сделайте по возможности ровной.

Фото 57, 58. Шкатулки с «кудринским» орнаментом

Нижнюю сторону крышки также выровняйте. На листе бумаги сделайте оттиск отверстия коробочки. Вырежьте его и, приложив к нижней стороне крышки, обведите. С допуском 2 мм срежьте край, создавая выступ высотой 8–10 мм, который будет вставляться в отверстие коробочки. Аккуратно подгоните выступ крышки к отверстию.

Умелец может попробовать свои силы и в изготовлении оригинальной, украшенной орнаментом деревянной хлебницы. Ее основой является та же коробочка, но больших размеров. Она собирается из отдельных дощечек толщиной 10 мм, плотно пригнанных друг к другу столярным способом. Внутри имеется одно или два отделения: для черного и белого хлеба. Плотно закрывающиеся крышки устроены по-разному. Одни откидываются вверх, вниз или в сторону, другие (гибкие) – вдвигаются под верхнюю часть или в боковые стенки. Делают такие створки из отдельных дощечек шириной 1,5–2 см и толщиной 5–8 мм. Дощечки соединяют, наклеивая на материал или скрепляя леской. Такие дверцы двигаются во внутренних пазах. Эта техника сложнее, но с ее помощью достигается удобство и более эффектный внешний вид. Боковые стенки и дверцу украшают резьбой. Иногда в том же стиле вырезают столовый набор для специй.

«Птица счастья»

На севере России есть традиция дарить на свадьбу молодым «птицу счастья». Вешают подарок на видное место в комнате, где потоки воздуха приводят ее в движение. «Птица счастья» вдохновляет на светлые мысли, добрые дела, приглашает к творческому полету. Этот обычай пришел к нам из далеких времен и жив по сей день. Особенность подарка заключалась в том, что даривший сам его и мастерил. Окружающие леса всегда были богаты елью, сосной. Так что материала предостаточно, а умение и мастерство передавались из поколения в поколение.

Понадобится хвойное дерево с прямыми слоями. Лучшая порода – ель. Ее слои близко расположены друг к другу. Это дает возможность резать тонкую щепу. Используют и сосну, пихту. Прежде всего потренируйтесь в расщеплении нетолстых палочек.

Отколите от чурки длиной 30 см два бруска. Первый для крыльев сечением 6 x 2 см, второй для туловища 6 x 4 см. На узкой грани первого бруска сделайте разметку будущих крыльев. Если древесина сырая, рисуйте химическим карандашом – простой плохо виден. Выберите профиль, используя плоскую или полукруглую стамески шириной 1,5 см, сделайте замки и закруглите концы крыльев, уголком декорируйте. Если древесина свежесрубленная, расщепляйте крылья без предварительного распаривания. В противном случае следует пропарить. Подержите в кипящей воде половину бруска в течение 5–7 мин и расщепляйте. Для этого положите брусок в упор и остро заточенным тонким ножом разделите до середины на дранку толщиной около 1 мм. Дранки расщепленного конца стяните бечевкой или резинкой. Это не даст им сломаться в момент расщепления второго крыла. Распарьте вторую половину и расщепите. Теперь вновь опустите на 2–3 мин крыло в воду и зацепите перья одно за другое с помощью замков, как показано на рис. 5.18. Второй брусок разделите условно на две части. С одного конца вырежьте тело и головку птицы, зашкурьте. Вырежьте на спинке паз для крыльев. С другого конца вырежьте профиль хвоста. Запарьте хвостовую часть, расщепите на дранки: чем тоньше, тем больше перьев. Пока пластинки влажные, отогните их поочередно, цепляя одну за другую посредством замков. Расправленные крылья и хвост зажмите в прищепы для дальнейшей просушки. Высохнув, они обретут форму, заданную прищепами. Снимите последние, переплетите перья цветной ниткой для закрепления и декора. Приступайте к сборке птицы: вставьте с клеем крылья в паз на спинке. Зажмите струбциной через матерчатую прокладку, чтобы не повредить туловище. После высыхания снимите струбцину и зачистите изделие шкуркой. По традиции цвет оставляют натуральный. При желании попробуйте тонировку и даже раскраску. Это может придать изделию неожиданно новое решение. Покрытие лаком не обязательно. Втыкая иголку с ниткой в спинку, определите центр тяжести. В этом месте просверлите отверстие диаметром 3–4 мм, вставьте шкант на клею. Подвяжите к нему крепкую нитку и подвесьте в комнате к потолку. Ваша «птица счастья» готова в полет. Прихожу домой, любуюсь на свою, и на душе становится теплее. Висит над рабочим столом у окна и всегда в движении, как бы приглашая не стоять на месте – работать.

Рис. 5.18. Схема изготовления «птицы счастья»: а – крылья; б – тело и хвост; в – в собранном виде

Фото 59. «Птица счастья». Ель, 30 x 30 см

Видел я у одного резчика и прекрасно вырезанную огромную птицу Сирин в такой же технике исполнения, но она стояла ножками на подставке. Очень красивое зрелище. Аналогичным способом делают деревянные веера и даже цветы. Возможностей для творческих рук предостаточно, только работай.

На этом завершим описание способов освоения техники резьбы. У вас есть начальные навыки обработки древесины режущим инструментом, вы накопили некоторый опыт, можно попробовать свои силы и в более сложных работах.

Глава 6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ РЕЗЬБЫ

Виды рельефа

Значительное место в работе по дереву занимают различные рельефы. Выполнение их требует определенного навыка. Чем рельеф сложнее, тем больше мастерства необходимо. Рельеф – это полуобъемное изображение, размещенное на плоскости и в разной мере выступающее над ней. В зависимости от высоты выделяют три вида рельефа. Низкий рельеф располагается над самым фоном, барельеф выступает до половины своего объема, горельеф выделяется более чем наполовину. Встречается и обратный рельеф, то есть врезанный в основной фон. Его называют контррельефом. Рельеф широко применяется для украшения мебели, настенных панно, декоративных тарелок, рам для живописи и зеркал, для отделки ваз, шкатулок – всего не перечтешь.

Материал

Первые рельефные работы советую делать в мягком материале. Здесь выручит универсальная липа. Береза – тоже неплохой материал, дает чистый блестящий срез, но она колкая, требует заметных физических усилий и мастерства. Когда освоите рельефные работы в мягких породах, обращайтесь к твердым, с красивым однотонным цветом древесины, и прежде всего к красному дереву, грецкому ореху. При крупных деталях орнамента неплохо себя покажут и текстурные породы: дуб, ясень, боярышник и даже сосна.

Порядок выполнения работы

Прежде всего приготовьте заготовку с ровной поверхностью. По ее размеру нарисуйте на бумаге эскиз, пролепите в натуральную величину в пластилине, уточните детали, их соотношение, композицию, расположение, высоту. Если необходимо, поправьте рисунок и переведите на заготовку. Чтобы в работе с большими площадями он не стирался, линии карандаша обведите кисточкой, смоченной в клеевой воде. Надрезка и подрезка контуров рельефа в основе такие же, как в технике контурной резьбы, только делаются значительно глубже, так как образовавшийся фон опускают или снимают совсем.

После опускания фона приступайте к обработке самого рельефа. Некоторые детали его могут располагаться выше других. Надрезка и подрезка их делается менее глубоко, чем нижних. Если древесина очень твердая или фон расположен низко, то одной подрезки бывает недостаточно. Ее следует повторить до необходимой глубины, расширив фаску подрезки. Когда придется выполнять горельеф, высоко отстоящий от фона, возможно применение полукруглых стамесок с вертикальным врезанием и ударами киянкой. Делайте это на расстоянии 2–3 мм от контура рисунка. После подчистки краев деталей произведите подборку фона, начиная с больших его площадок. Срезать лучше отлогими стамесками или такими же клюкарзами в удобном направлении по отношению к слою, а где возможно, предпочтительнее резать поперек него (особенно это относится к стадии завершения). Так больше гарантии выполнить фон чистым, с меньшим количеством задиров. Следите, чтобы глубина была везде одинаковой. Уместным будет и применение ручного фрезера с установкой площадки необходимой высоты. Теперь можно приступить к вырезанию форм рельефа. Начните с заоваливания или закругления краев контура, где это необходимо. Подрежьте детали второго плана, выделяя первый. Уточните их контуры. Если есть третий план, повторите подрезку.

При необходимости кусок древесины той же породы приклейте, располагая по волокнам основы. Затем вырезайте недостающие детали. Если композиция или рельеф рамы высокий, можно приклеить дополнительный материал на всю заготовку после резьбы нижнего слоя.

Высокий орнамент режьте сначала начерно, приближаясь к требуемой глубине до 3–5 мм. Затем стамеской необходимого профиля и ширины снимайте начисто, одним срезом создавая форму и окончательную поверхность. Решите вопрос: есть ли необходимость в проработке фона или рельефа шкуркой, циклей? Нередко резные детали оставляют со следами резца. При таком способе работа становится более контрастной и живой. Зритель лучше чувствует особенности дерева как материала, видит, каким инструментом работал художник, может оценить его мастерство. Если есть необходимость сильнее подчеркнуть края деталей, сделайте еще раз надрезку и подрезку контура уже по опущенному фону. Сам фон оставьте гладким или со следами стамески, одинаковыми по всей поверхности. В другом случае фон заполняют сеткой с помощью пуансона-чекана.

Если срезы по контуру рельефа обрезать перпендикулярно фону и после их не заоваливать, получится эффект, будто весь рельеф как бы поднят над фоном. Так нередко делают профессиональные резчики.

Если фон гладкий, а толщина и площадь его позволяют, при желании и для большей убедительности можно вырезать на нем дополнительные детали орнамента, врезаясь в его глубину, но следя, чтобы не прорезать, если нет необходимости, насквозь. Орнамент может быть вырезан и способом контррельефа. Такое дополнение сделает композицию более художественной, а значит, убедительней. Оно демонстрирует широкие возможности рельефной резьбы, а также мастерство автора.

Тонировку применяйте по необходимости. Светлые, однотонные породы часто подкрашивают, текстурные имеют свой красивый оттенок и менее нуждаются в этом. Лак применять предпочтительнее жидкий – густой затягивает мелкий орнамент, создает неестественный блеск, располировывать его сложно. Восковое покрытие равномерно впитывается, располировывается щеткой с длинным ворсом, усиливает естественный блеск срезов. Работа выглядит контрастной, цельной, приятной на глаз.

Композиции рельефов

Рассмотрите тарелку с рельефной резьбой (фото 60). Осиновая заготовка, в диаметре 36 см, выполнена на токарном станке. Образ ромашки, с повторяющимися элементами, напоминает солнце, с надеждой, что в финале изделие будет вызывать добрые и теплые чувства. Я протер шкуркой только середину композиции. Тарелку заморил, завощил, с усилием протер щеткой, и подсолнух ожил.

Второй рельеф на доске красного дерева 37 x 27 x 4 см (фото 61). И вновь солнечное настроение – дело было в детском лагере Анапы. Для впечатления легкости композиции ветку местами отделил от фона. Жучок для равновесия с отдельной вишней. Лучи от центра сделал с желанием прибавить свет и тепло. Зашкурил только ягоды, жука и ореол.

 

Фото 60. Тарелка «Ромашка». Осина, 36 см

Фото 61. Композиция «Вишня». Махагон, 37 x 27 x 4 см

Фото 62. Кувшин, ваза. Махагон, 22, 24 см

Рис. 6.1. Композиция для рельефной резьбы

Неплохо украшает рельеф и поверхность формы предмета. В данном случае кувшинчик и ваза из красного дерева 22 и 24 см (фото 62). Ветки винограда и дуба, обнимая поверхность, ползут вверх. Повторите мои примеры или придумайте свои. Верю, у вас получится неплохо.

Прорезная рельефная резьба

Вид художественной резьбы со снятием фона мы уже разбирали в разделе плоских орнаментов. В случае рельефной резьбы техника усложняется, что, с одной стороны, создает определенные трудности для не слишком умелого резчика, с другой стороны, расширяет возможности опытного мастера, позволяя усилить художественный эффект благодаря объемности.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 2313. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия