Студопедия — Подвижные игры. 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подвижные игры. 2 страница






Ход занятия
1. Организационный момент занятия начинается с усвоения основного правила, предлагаемого логопедом: «Сначала слушай и смотри, запомни все и повтори». Логопед произносит правило на пониженных тонах голоса, слегка замедленно. Дети повторяют.
Раздается стук в дверь, и входит ребенок, одетый почтальоном.
2. Обучение диалогу на отраженной речи. Логопед. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, ленинградский почтальон.
Дети. Это он, это он, ленинградский почтальон.
Логопед. Почтальон что-то нам принес. (Смотрит.) Это телеграмма.
Дети. Это телеграмма.
Логопед. Приезжайте, дети, в Африку скорей. Помогите, дети, вылечить зверей. (Дети повторяют.)
Логопед. Спасибо тебе, почтальон. (Дети повторяют.)
Логопед. Дети, путь в Африку далек. Мы пойдем с сами через поля и леса, поплывем через море. Путешествие наше необычное, в нем будет такое условие: вы будете покорять то, что говорю я.
3. Коррекция общей моторики.
Логопед. Мы отправляемся в далекий-далекий путь. (Дети повторяют.) Вышли мы из сада и пошли. (Дети идут друг за другом по кругу).
Логопед. Шли, шли и вышли за город. А в поле дует ветер, носит белые снежинки-пушинки. На полянки, на лужок тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, закружился наш снежок. Кружатся снежинки, белые пушинки. (Дети повторяют текст по предложениям и выполняют соответствующие движения.)
4. Коррекция общей моторики с использованием релаксации.
Логопед. Сбила нас вьюга с пути, закружила. (Дети идут согнувшись, с усилием, высоко поднимая ноги.) Ребята, послушайте. (Дети замирают на месте.) Слышите, собака залаяла? Значит, близко деревня. Идемте туда. Посмотрите-ка, дом. Кто же там живет? (Дети повторяют.)
5. Воспитание отраженной речи в игре-хороводе. Логопед выбирает ребенка считалкой:
Шел по дорожке ежик без головы и ножек, Кто его нашел, тот вышел вон.
Выбранный ребенок заходит с другой стороны дома, надевает фартучек.
Логопед (за ним — дети). Здравствуйте, хозяюшка.
Логопед (за ним — ребенок). Здравствуйте, дети.
Логопед. Какой у вас красивый дом! Кто там живет? (Дети надевают шапочки домашних животных.) Хозяйке пора кормить животных.
Логопед (за ним — хозяйка). Я буду сейчас всех кормить. Свинка, белая щетинка, иди есть.
Логопед (за ним — свинка). Я, свинка, белая щетинка, хрю-хрю, иду, иду.
Логопед дает образец диалогов хозяюшки с собакой Дружком, с барашком, котом, коровушкой.
Логопед (за ним — хозяюшка). Ты коровушка-Буренушка, умница, молоко деткам даешь, сейчас мы тебе ласковые слова скажем.
Логопед ведет с детьми хоровод, дети по фразе повторяют за ним и выполняют движения.
Дети. Уж как я ль мою коровушку люблю (плавные, поглаживающие движения кистью правой руки), сытно пойло я Буренушке налью (наклоняются, имитируют движение), чтоб сыта была коровушка моя (поворачиваются вокруг себя), чтобы сливочек Буренушка дала (выполняют низкий поклон с движением руки перед собой).
Логопед. Умница, хозяюшка, хорошо за животными ухаживаешь, чистишь их, кормишь. И они тебе за твою работу добром платят. Корова молоко дает.
Ребенок в шапочке-маске коровы повторяет, и далее за логопедом говорит о себе каждый персонаж: барашек, свинка, собака, кот.
6. Формирование функции словообразования. Логопед. Хорошо вам жить у людей, домашние животные? Скажите о себе.
Дети. Хорошо нам жить у людей. Логопед. Кормят вас люди? Скажите о себе.
Дети. Кормят нас люди.
Логопед. Поят вас люди? Скажите о себе.
Дети. Поят нас люди.
Логопед. Чистят вас люди? Скажите о себе.
Дети. Чистят нас люди.
Логопед. Хорошо вам жить у людей?
Дети. Хорошо нам жить у людей.
7. Воспитание мягкой атаки голоса.
Логопед. А где же мои дети? (Дети снимают шапочки-маски.) Вот они! Пока мы смотрели домашних животных, хозяюшка мне сказала: «Идите через тот далекий лес».
Хозяюшка. Идите через тот далекий лес.
Логопед. И пошли дети к лесу. Держитесь ко мне ближе, дети. Эти елочки не простые, а волшебные. Кто за них спрячется, в зверька превратится.
Трое детей прячутся, остальные трое идут за логопедом.
Логопед. Мы, наверное, с пути сбились. Кто бы нам помог? Послушайте, как я позову: «Ау-ау-ау! Лесные жители-и!» (Дети повторяют 2—3 раза.)
8. Воспитание выразительности движений. Логопед. Смотрите, нам на помощь спешат лесные звери: медведь косолапый, зайчик-попрыгайчик и белочка-умелочка. (Дети движениями передают повадки изображаемых животных.)
9. Развитие функции словообразования.
Логопед (за ним повторяют «лесные звери»). Здравствуйте, дети. Мы вам поможем. Только загадку отгадайте. Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? Это... (с продолжающейся интонацией).
Дети. Это волк.
Логопед. Надо быть осторожнее, чтобы его не встретить. А вы звери добрые. Только тяжело вам живется. Скажите о себе.
Звери. Тяжело нам живется.
Логопед. Никто за вами не ухаживает.
Звери. Никто за нами не ухаживает.
Логопед. Бывает вам и холодно и голодно.
Звери. Бывает нам и холодно и голодно.
Логопед. Вы в лесу живете.
Звери. Мы в лесу живем.
Дети проходят по кабинету и выходят из заколдованного леса. Снимают шапочки-маски.
10. Обучение элементам творческой игры.
Логопед. Смотрите-ка, море! Синее-синее! (Дети повторяют.) Теплое-теплое! (Дети повторяют.) А за морем Африка. (Дети повторяют.) Там нас ждут больные животные. Как нам туда попасть? Давайте-ка, ребята, сядем на бережок, подумаем, отдохнем. (Дети садятся на коврики, голову опускают на грудь, руки — вдоль туловища, кисти рук свободно лежат на коленях.) Дети, смотрите: ветер по морю гуляет (дети повторяют) и кораблик подгоняет (дети повторяют.) Это звери о нас позаботились (дети повторяют).
Логопед (за ним — один ребенок). Выберем капитана. Один, два, три, четыре, пять, море нам переплывать. Один, два, три, капитаном будешь ты. Капитан отдает приказ: «Убрать якорь!»
Капитан. Убрать якорь! (Дети имитируют в движениях выбирание якорной цепи.)
Логопед (за ним — капитан). Полный вперед! В море подул ветер. Сначала слабый, а потом сильнее и сильнее: «У-у-у!» (Все дети повторяют.)
Логопед. Помог нам ветер. Вот и Африка. Капитан отдал команду: «Отдать якорь!»
Капитан. Отдать якорь! (Дети имитируют движение.)
В следующей игровой ситуации, развивающейся по сюжету, логопед тренирует плавность выдоха.
11. Развитие плавного длительного выдоха.
Логопед (за ним — дети). Солнце какое жаркое! В Африке никогда не бывает зимы. Давайте подуем. Подуем на плечо. Подуем на другое. Нам солнце горячо пекло дневной порой. Вот мы охладились немного, теперь поспешим: нас ждут больные животные.
Назначаются дети на роли животных и на роль врача. Играющие надевают шапочки-маски.
12. Воспитание интонационной выразительности, паузации.
Логопед. Бедные звери горько плачут: «А-а-а!» (Дети повторяют) «О-о-о». (Дети повторяют.) У бегемотика болит животик (ребенок повторяет) и далее все по очереди: у обезьянки зубы болят. У слоника ангина, горлышко болит. У зебры болит нога.
Логопед (за ним — доктора). Сначала всем ставим градусники. (Дети выполняют.) Подождите, пока нагреется. (Дети — врачи обходят зверей.) Ой, какая высокая температура! Мы дадим вам лекарство и ласково скажем: «Ты микстуру ложечкой пей понемножку». Наташа, слонику шею завяжи. Скажи о себе.
13. Развитие функции словоизменения. Ребенок. Слонику шею завяжу.
Логопед. Коля, зебре ножку забинтуй. Скажи о себе.
Ребенок. Зебре ножку забинтую.
Логопед. Наташа, бегемотику животик погладь. Скажи о себе.
Ребенок. Бегемотику животик поглажу.
Логопед (за ним — доктора). Лечили мы зверей хорошо, они и поправились.
Логопед (за ним — обезьянка). Спасибо вам, дети. Я орех кокосовый вам с пальмы достала. Я бананов вам принесла. Угощайтесь.
14. Воспитание выразительных движений. Логопед. И пошло здесь веселье! Пляшут звери и дети вместе, радуются и солнцу, и морю, и тому, что все здоровы!
Звучит музыка, дети танцуют, имитируя движения животных.
15. Организация окончания занятия.
Логопед. Превратились тут звери в детей и отправились в обратный путь. Море спокойное (дети повторяют), мы быстро доплывем. (Дети повторяют.) До свидания, милая Африка. (Дети повторяют.)
Дети плавно машут кистями рук, садятся в корабль, выходят, проходят по кабинету. Логопед выводит детей из мнимой игровой ситуации, подводит итог занятию, дает оценку поведения детей.
Логопед. Путешествие наше подошло к концу. Вы хорошо соблюдали наше правило: «Сначала говорю я, а потом — вы». Прекрасной, заботливой хозяйкой была Нина, хорошо ухаживала за домашними животными. Скажи о себе.
Ребенок. Я хорошо ухаживала за домашними животными.
Логопед. Корова, овца, лошадь, свинья — домашние животные. (Дети повторяют с указанными паузами.) Веселыми дикими зверюшками были Марина, Лена, Нина. Медведь, лиса, заяц, белка, волк — дикие животные. (Дети повторяют.) Заботливыми докторами были Нина и Коля. Молодцы, дети. В память о нашем путешествии этот кокосовый орех будет лежать в уголке природы, а бананы вы съедите за обедом. Попрощайтесь со мной так: «До свидания, О. А.» (Дети повторяют.) До свидания, дети.
Сюжет приведенного занятия насыщен игровыми ситуациями, элементами творческих игр. На последующих этапах логопед может использовать каждую игровую ситуацию для проведения разных творческих игр, это могут быть «Путешествие в Африку», «Приветливая хозяйка», «Лесные жители», «Храбрый капитан», «В гостях у животных Африки», «Лечим зверей» или «Доктор Айболит».
Мера руководства играми заикающихся детей различна на протяжении курса и в течение одного занятия. Логопед предлагает и организует игру, распределяет роли, помогает каждому ребенку сыграть свою роль и учит правилам игры. Правила в зависимости от содержания воспринимаются и осваиваются заикающимися детьми по-разному.
Вначале осваиваются правила распределения ролей. Логопед обращает внимание детей на значение каждой роли, развивает оценочное отношение у играющих. Сначала при выборе на роль дети руководствуются личными симпатиями и лишь под воздействием логопеда начинают учитывать требования, выполнение которых необходимо для получения роли. Далее осваиваются правила, непосредственно регулирующие взаимоотношения детей. Эти правила сталкивают интересы двух или нескольких детей и побуждают их вступать в те или иные взаимоотношения между собой.
Правила, определяющие качество выполнения игровой задачи, осваиваются детьми достаточно гладко, так как образцом им служит оценочное отношение выполнения роли со стороны логопеда и других детей. Неодинаково выполняются детьми правила, определяющие начало действия по сигналу. Эти правила необходимы, если в группе занимаются дети с повышенной двигательной расторможенностью и возбудимостью. Для осуществления выполнения правил логопед может применить некоторые приемы воздействия на детей: дать задание одному ребенку. Выполняя его, ребенок тем самым ставит задания другим детям (игры «Загадки», «Эхо»). Логопед следит за возникшим общением; предложить детям выполнить игровое задание по очереди (игры «Чудесный мешочек», «Кто ловкий?», «Заинька, попляши» и др.). Логопед побуждает детей следить за действиями товарищей, за правильностью их выполнения; разделить детей на подгруппы по ситуации игры: от правильности выполнения действия каждым играющим зависит общий выигрыш подгруппы. Логопед обращает внимание на взаимоотношения детей, чтобы избежать конфликтов; одновременно выполнить игровое задание: «Мозаика», «Путешествие», игры со строительным материалом. Каждый ребенок занят решением своей игровой задачи и обычно не наблюдает за действиями других. Логопед сам следит за правильным выполнением, а по окончании игры дает оценку поведения каждого ребенка. Чаще других используются правила «Подумай, во что будем играть?», «С кем ты будешь играть?», «Дружно играть». Правило «Подумай, во что будем играть?» нацеливает на игру, предупреждает излишние вопросы, позволяет логопеду задать наводящие вопросы по играм предыдущего занятия, по распределению ролей в них. Правило «С кем ты будешь играть?» (быть в паре, сидеть за столом, разыгрывать диалог) дает установку на коллективность в игре. Правило «Дружно играть» позволяет играть длительно, без конфликтов, продлить нужные, с точки зрения логопеда, установившиеся в игре взаимоотношения детей.
Чтобы дети усвоили указанные правила, логопед проводит игры с небольшими и несложными текстами, приучая их самих следить за выполнением этих правил. О поведении ребенка в игре Л. С. Выготский говорил, что его свобода в игре иллюзорная, поскольку мнимая ситуация всегда заключает в себе правила. Так, если ребенок исполняет роль волка, то у него есть правила поведения волка, дети-гуси соблюдают правила поведения гусей и т.д.; нет игры гам, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к ним.
Во время сопряженно-отраженной речи применяется совместная игра логопеда с детьми. Совместная игра логопеда с детьми позволяет ему быть в контакте с тем, что питает содержание детских игр, помнить о наиболее характерных связях между играми и экскурсиями и ролями детей-«взрослых», между художественными произведениями и играми по их мотивам.
Свое участие в игре логопед планирует. Он соединяет целевую установку игры с индивидуальным влиянием на того или иного ребенка. Свою цель — научить заикающихся детей свободно выражать свои мысли — логопед преследует на протяжении всего курса занятий, но на каждом занятии он обдумывает способы непосредственного и косвенного влияния на детей. Так, помимо планирования всей игры, логопед помечает себе: «Мальчикам напомнить о вежливом обращении с пассажирами в игре «Трамвай»; взять куклу и поиграть с Наташей, прийти к ней в гости; для игры в магазин вещи и предметы подобрать разных цветов и оттенков и обратить на это внимание детей».
Логопед учит детей оформлять замысел игры в речи, для этого он задает им ряд наводящих вопросов-ответов так, чтобы уже на первых занятиях дети с помощью взрослого общались посредством речи. Вопросы логопеда задерживают внимание ребенка, заставляют его сделать паузу, подумать, настроиться на спокойный темп игры. В совместных с детьми играх логопед широко использует одобрение сколько-нибудь удачных опытов ребенка. Если ребенку трудно произнести слова роли, логопед успокаивает его: «Давай скажем, как лиса выгоняла зайца из избушки. Ты правильно хочешь сказать, но, наверное, забыл, что лиса грубо отвечает зайчику: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». Ребенок повторяет за логопедом. «Хорошо. Вот теперь у тебя похоже на лису. Правда, дети?»— говорит логопед.
Одобрение в играх стимулирует инициативу детей. Они начинают более активно участвовать в играх и вне логопедического кабинета, чтобы лучше запомнить игру и показать ее на занятии сверстникам и логопеду. Индивидуальный подход важен и для воспитания лидеров в играх. Назначая на роли, логопед подчеркивает то положительное, что показал ребенок в игре, за что он был назначен водящим. Дети стремятся быть похожими на него. Постепенно к одобрению поведения детей в играх логопед привлекает их самих.
Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства. Дидактическими играми при воспитании облегченных форм речи руководит полностью логопед: сообщает об игре, рассказывает правила игры, помогает выбрать водящего с помощью считалок, произносимых вместе с детьми, сам участвует в игре. Дидактические настольные игры логопед заканчивает объявлением результата: «Кто выиграл». Если выявляется чемпион, игра прекращается сразу. Если победителей несколько, то игра продолжается до тех пор, пока не станет ясно, кто первый, кто второй и т.д.
При организации подвижных игр в начале курса занятий водящего назначает логопед. Детям 4—5 лет в это время игра объясняется более подробно, чем старшим, но тем и другим выразительно и эмоционально. Слова, сопровождающие движения, произносятся четко и неторопливо, последнее слово или фраза — несколько громче, если они служат сигналом. При повторении игры водящим назначается ребенок, ставший в предыдущей игре победителем. Если было несколько выигравших, то водящий выбирается считалкой. Заканчиваются подвижные игры выполнением правил игры и сменой водящего.
При проведении игр с пением следует вначале исполнить игровую, хороводную песню, в которой текст рассказывает о тех событиях, явлениях, действиях, которые детям предстоит выполнить. Важно, чтобы сам логопед был «настроен». Ласковое обращение, красивый показ игры, смена настроения соответственно событиям игры способствуют созданию нужного игрового тонуса у детей. Постановка вопросов также направлена на то, чтобы привлечь внимание детей к основным игровым образам, на развитие этих образов и их соответствие характеру движений.
Сюжетные игры требуют от детей умения «войти в образ», проявить воображение, фантазию, подметить особенности движения людей, повадок животных. Эту основную цель логопед не должен забывать при продумывании бесед, вопросов, пояснений. Можно широко использовать наглядные примеры: на слух (прослушивание песен, музыки), зрительно (научить детей подмечать в действительности те качества, те особенности образов, которые им предстоит изобразить, например, не просто наблюдать кошку, а отметить мягкие, гибкие, вкрадчивые движения). Целесообразно рассматривание картинок в процессе разучивания игр. Наглядным пособием являются и различные атрибуты: шапочки-маски персонажей, оформление различных избушек, домиков, норок, в которых живут и действуют персонажи, использование различных мелких деталей: вожжей для лошадок, кнута для пастуха, ружья для сторожа, лукошек для ягод, грибов и т.д. Можно использовать весьма условные вещи (кубики, палочки), которые по договоренности с детьми изображают то ворота в дом, то кочки на болоте, то грибки на полянке. Все эти наглядные пособия, как и слово логопеда, служат тому, чтобы в представлении детей возникали игровые образы, чтобы дети чувствовали их выразительность и сами стремились ее воспроизвести.
Руководство игрой-драматизацией начинается с подбора материала. Тематический подбор речевого материала для игр перекликается с материалом по развитию речи в детских садах, но несколько запаздывает применительно к возрасту заикающихся детей, чтобы сложность материала не усугубляла технику произношения. Одна и та же игра проводится по всем видам речи. В играх-драматизациях используются костюмы, шапочки-маски, игрушки, фигурки настольного театра, условный атрибутивный материал. При повторении игры исполнители меняются, переставляются декорации в кабинете, чтобы дети изменяли направление движений, ориентировались в пространстве.
Сменой исполнителей преследуется двоякая цель: потренировать каждого ребенка в связной речи — монологе ведущего, а ведущего — в диалоге. Иначе дети привыкнут к положению или «премьеров», или исполнителей второстепенных ролей. Если ведущая роль дается слабому ребенку, которому трудно самому с ней справиться, ему помогает логопед. Это важно и для самого ребенка, который поверит в свои силы, и для других таких же детей в группе.
Играм-драматизациям, как и играм с пением, заикающихся детей надо учить. Приведем несколько приемов обучения этим играм:
• игровые движения, не связанные с образом, но требующие согласованных, совместных действий, ритмические движения с мячами, палками, скакалками, ленточками, флажками, перестроения, повороты при ходьбе;
• игровые движения, связанные с образом: передать образ летящего самолета, едущего поезда, подкрадывающегося к мышам кота, людей, рубящих дрова, забивающих гвозди-, шьющих, умывающихся и т.д.;
• отдельные движения: хлопки, подскоки, медленный бег;
• игры, где есть цельное развитие действия, например «Поезд». После показа игры логопедом дети, способные к подражанию, повторяют отдельные движения, затем движения выполняются поочередно всеми детьми. Логопед наблюдает и отмечает качество исполнения каждым ребенком, поощряя и стимулируя всех детей на лучшее выполнение игрового действия. Все эти приемы приводят к тому, что у детей развивается самоконтроль, основанный на слуховых, кинестетических и зрительных ощущениях.
Руководить творческими играми заикающихся детей сложно, так как, с одной стороны, творческие игры предполагают самостоятельность и творчество самих детей, а с другой — этим творчеством надо руководить в целях перевоспитания поведения и речи детей. В логопедической практике утвердилось положение, при котором творческие игры, да и то в ограниченном количестве, проводятся в конце курса занятий как итог коррекционной работы. Творческие игры, по сути, не используются для перевоспитания личности заикающегося, а служат контрольной пробой результатов коррекции.
Мы считаем, что творческие игры следует вводить с самого начала занятий, поскольку это воспитывает у детей умение творчески подходить к любой игре еще в период облегченных форм общения. Участвуя в играх, предложенных логопедом, дети затем могут любую игру преобразовать в творческую.
Для развития у детей творчества, самостоятельности и активности логопед использует приемы обучающего характера. Приведем некоторые из них.
Логопед загадывает детям загадку: «Иду я по лесу, и вдруг на полянку выпрыгивают (показывает движения)...», а дети разгадывают ее: «Зайчики».
Логопед дает характеристику какого-либо персонажа, а дети должны самостоятельно продумать и показать характерные для него движения.
Логопед предлагает детям проделать упражнения с воображаемыми предметами: «Попрыгай через скакалку», «Прокати мяч», «Поиграй в снежки» и т.д.
Дети, разделившись на подгруппы, соревнуются в лучшем исполнении игр с пением (хороводов) по типу русского народного перепляса с элементами драматизации.
В занятие включаются игры типа «Угадай, что мы показали», «Живые картинки».
Во время подвижных игр, игр с пением логопед вызывает отдельных детей, чтобы выполнить нужное движение совместно.
Логопед во время игр обращается к тому или иному ребенку со словами одобрения, поощрения его действий.
В начале коррекционной работы для руководства творческой игрой используется такой прием, как договоренность с детьми по поводу игры. Этот прием обеспечивает логопеду тесный контакт с детьми, помогает учесть их индивидуальные пожелания. По договоренности с детьми логопед называет нужную игру, принимает отводимую ему роль, воздействуя на детей опосредованно через исполнение роли. Постепенно участие логопеда в играх уменьшается вследствие возрастания самостоятельности детей. Но даже в самодеятельных творческих играх логопед косвенно руководит детьми.
Творческие игры организуются на основе развернутой дидактической игры, игры с пением, подвижной, с правилами, игры-драматизации. Например, дидактическая игра «Наша кукла» (куклу раздевают, укладывают спать, поднимают, одевают, кормят, с ней играют и пр.) перерастает с помощью и при участии логопеда в творческую игру «Наш детский сад». Дидактическая игра с машиной превращается в творческую «Наш гараж» (для детей 4—5 лет), «Мы шоферы» (для детей 5—6 лет), «Скорая помощь» (для детей 6—7 лет). Логопед, обыграв с детьми машину, рассказав о ее назначении и выяснив при этом знания детей о машинах, предлагает построить гараж, в котором машины «отдыхают», ремонтируются, для этого в гараже должны быть заведующий, механик, слесарь и т.д. Распределяются роли, выясняется назначение каждого и пр. Зачин игры всегда дается логопедом, и его присутствие или участие в какой-то роли. Помогает детям развить игру. На последующих занятиях логопед напоминает детям об игре «Наш гараж» и предлагает завести не только грузовые, но и легковые машины. В беседе с детьми выясняются их знания о легковых машинах, дается зачин игры, логопед организует ее начало, подбирает с детьми игровой материал, с помощью вопросов и ответов создает игровую ситуацию.
Игры с пением также включаются в творческие игры, например, в творческой игре «День рождения» исполняется «Каравай» (4—5 лет), в творческой игре «Карнавал» исполняется «Заинька, попляши, серенький, попляши» (5—6 лет). Игры-инсценировки с пением сами служат основой творческих игр. Так, игра с пением «Дома ль, кум-воробей?» разыгрывается затем детьми с другими персонажами не в форме речитатива, а в разговорной манере. При этом дети используют знания, почерпнутые ими из сказок и рассказов.
Подвижные игры с правилами, как и творческие, имеют зачин (начало), развитие и завершение. Усвоенные в них правила поведения облегчают детям выбор игры, распределение ролей. Окончание игры также определяется правилами. При сопряженно-отраженном общении логопед завершает игру логически завершающей действие фразой или переносит действие игры на следующее занятие: «Мы собрали урожай и теперь возвращаемся в детский сад», «Мы собрали не весь урожай, завтра опять поедем на поле». При самостоятельном общении дети сами заканчивают игру: ребенок, исполняющий главную роль или одну из главных ролей, заканчивает игровое действие, которое служит сигналом к ее прекращению. Например, в игре «Детский сад» ребенок-«воспитательница» говорит: «Дети, уберите игрушки, вам пора обедать».
Сначала подвижные игры дают тему для творческих игр и входят в нее, а затем преобразуются уже в непосредственно творческую. Так, подвижная игра «Тук, тук, кто в домике живет?» по предложению логопеда превращается в творческую игру «Лесные домишки», в которой дети строят дома соответственно выбранному животному: собирают припасы на зиму (белка — орехи, зайка — морковку, медведь — мед), ходят друг к другу в гости и пр., а игра «Кто первый?» служит для продолжительной творческой игры «Наши чемпионы» (6—7 лет).
Богатый материал для развития творческих игр дают игры-драматизации прозаического текста и игры в настольный театр, с помощью которых накапливается литературно-драматический материал, число персонажей. Обучая творческой игре заикающихся детей, логопед обязательно дает короткие зачины: в словесном плане или с привлечением игрового материала. Например, играя с детьми со строительным материалом, построив дом, забор вокруг него, невдалеке — дом побольше, а в другой стороне — еще один дом, посадив деревья и пустив по улице транспорт, логопед говорит: «Жил-был мальчик Сережа с мамой и папой. Папа работал на заводе, а мама... Дети, расскажите, что же было дальше. Как мы распределим роли и какие? Как используем наши постройки?» (для детей 4—5 лет).
С детьми 5—6 лет логопед строит хозяйственные постройки, вспоминает домашних животных, привлекает игровой материал, а затем начинает творческие игры «Наша ферма», или «Птичий двор». С детьми 6—7 лет логопед организует творческие игры «Мы строим» или «Наша стройка» на основе их знаний о стройках страны, данных им ранее логопедом.
Темы творческих игр подбираются логопедом в соответствии с программой детского сада и с учетом речевого нарушения. Примерно до середины курса логопедических занятий сюжеты игр подбираются более простые, чем игры, рекомендуемые для данного возраста. Лишь с усвоением правил поведения, с развитием самостоятельности и активности проводятся творческие игры в соответствии с возрастом. Руководя ими, логопед постоянно помнит о положении каждого ребенка в группе играющих. Уже через несколько занятий намечается определенное различие в положении детей друг к другу. Наиболее характерны следующие:
1. пассивность, подчиняемость (ребенок соглашается участвовать в игре безвольно, не возражая против и не высказывая радости);
2. уступчивость (она характерна для детей, избегающих конфликтов, имеющих слабую общественную позицию в группе; обычно они подчиняются воле сильных детей);
3. компромиссность (ею часто пользуются активные дети, стремящиеся к укреплению своей игровой позиции);
4. отдых (ребенок спокойно отказывается участвовать в коллективной игре, играя рядом, как бы снимая свое напряжение, ослабляя внимание, необходимое при общении в коллективе);
5. захват инициативы (способ поведения детей, активных и инициативных в игре, занимающих в группе прочное положение «вожака»);
6. изоляция (редкое явление положения заикающегося ребенка в группе, возникающее чаще всего от недостаточного изучения логопедом игровой способности детей). Общение детей в играх друг с другом и логопедом должно вызывать у них радостное чувство. Поэтому важен тон логопеда — подбадривающий, показывающий заинтересованность его самого в играх. В этом случае детьми безболезненно воспринимаются и замечания, и просьба повторить что-либо в игре.
Логопед руководит и играми, которые проводятся с ребенком в домашних условиях. Организация игр заикающихся детей дома идет по двум направлениям: проводится работа с родителями и отбираются игры для проведения дома. Влияние семьи, правила поведения, внушенные ребенку родителями, находят отражение во взаимоотношениях детей в играх и между собой. Поэтому важно, чтобы родители прониклись значительностью происходящего на логопедических занятиях, уважительно относились к играм своих детей, радовались их успехам.
С помощью игры родители помогают детям организовать их быт, поскольку игра всегда сочетается с другими формами их жизни, в частности с самообслуживанием. Одни и те же вещи часто являются объектом и потребления, и игры. Игровые отношения переходят в неигровые и наоборот. Для проведения дома удобны все дидактические игры с куклой, разборными игрушками, строительным материалом, настольные игры (домино, лото, мозаика, бирюльки и пр.), которые можно проводить вдвоем и с большим количеством играющих. Из игр-драматизаций дома можно разыграть диалоги из сказок, небольшие сценки. Костюмы, шапочки-маски дети берут у логопеда или мастерят дома сами под руководством родителей. Дома можно проводить и игры с пением, и подвижные игры с правилами с любым количеством играющих. Творческие игры в период сопряженно-отраженной речи организовать дома сложно. Но можно задать на дом что-либо нарисовать, слепить, склеить необходимое для развития игры. Дети могут обмениваться игрушками, и на занятии у логопеда появляется возможность организовать творческую игру о том, как игрушки вели себя у нового хозяина. По совету логопеда дома организуются уголки для игр: ребенок, играя один, варит обед, лечит куклу, ремонтирует машину в гараже, летит на самолете и спокойно говорит по поводу совершаемых действий, закрепляя правильную речь.
Ведущая роль при организации игр на занятиях и дома принадлежит логопеду. Можно выделить четыре этапа участия логопеда в играх:
Логопед непосредственно участвует в игре: предлагает ее, объясняет правила, ее возможное развитие, окончание, назначает водящего, распределяет роли, каждому помогает сыграть роль, оформить ее и словесно, и в действиях.
Логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях; под его руководством дети сами выбирают водящего, устанавливают очередность игровых действий, подбирают игровой материал, оформляют результат игры в речи.
Логопед осуществляет общий контроль на занятии. Дети предлагают игру, планируют, развивают и завершают, оценивают поведение товарищей.
Дети рассказывают логопеду о своем досуге, о занятиях и играх в детском саду, дома, на детской площадке. Логопед оценивает навыки самостоятельного поведения детей и правильной речи для переноса их в неигровые ситуации.
Следовательно, обучающее руководство логопеда играми детей заключается в создании условий для проявления их игровой активности, для углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Содержание занятий на разных этапах логопедической работы







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия