Студопедия — политики и технократы в постиндустриальном обществе 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

политики и технократы в постиндустриальном обществе 4 страница






В. Университеты и научно-исследовательские институты

Г. Социальная сфера (больницы, службы быта и т.д.)

Д. Военные Ш.Контролирующая система: политическая организация общества

А. Высший эшелон власти

1. Аппарат президента

2. Лидеры законодательной власти

3. Руководители бюрократии

4. Высшее военное руководство

Б. Политическе группы: социальные объединения и группы давления:

1. Партии

2. Эдиты (научная, академическая, деловая, военная)

3. Мобилизованные группы:

а) функциональные группы (деловые, профессиональные, группы, выделяемые на основе специфики труда)

б) этнические группы

в) узконаправленные группы:

(1) функциональные (мэры городов, бедняки и т.д.)

(2) группы носителей специфических интересов

(молодежь, женщины, гомосексуалисты и т.д.).

С точки зрения статуса (престиж, признание и, возможно, до­ходы) класс профессионалов может стать высшим классом нового общества, но в самой его структуре отсутствует потенциал для формирования нового класса как на основе корпоративных харак­теристик нового экономического класса, так и нового политиче­ского класса, претендующего на власть. Причины этого становят­ся очевидными после изучения вышеприведенной схемы.

Класс профессионалов, как я его определяю, состоит из четы­рех сословий: научного, технологического, административного и культурного7. Хотя эти сословия в целом связаны общим этосом, они не имеют объединяющих их глубинных интересов, за исклю­чением совместной защиты идеи познания; фактически их мно­гое разделяет. Научное сословие осуществляет фундаментальные исследования и, естественно, озабочено поиском путей защиты условий их проведения, свободных от политического и любого

7 Идея разделения на четыре сословия заимствована из весьма заметной книги: Price D.K. The Scientific Estate. Cambridge (Ma.), 1965. Д.Прайс выделя­ет четыре функции правительства — научную, профессиональную, администра­тивную и политическую — и преобразует каждую из них в качестве идеального типа в отдельное сословие. Мои разногласия с Д.Прайсом лежат в двух плос­костях: я думаю, что сословия могут быть более точно определены как соци­альные группы, нежели как функции; что более важно, я не считаю, что поли­тическая функция логично поставлена в один ряд с другими, так как я рас­сматриваю ее в качестве контролирующей системы всей социетарной структу­ры. В терминологическом отношении там, где Д.Прайс употребляет понятие “профессиональный”, я применяю слово-технологический” (подразумевая при­кладные знания), поскольку использую его для более широкого обозначения всего класса; я также выделяю и культурологическое сословие, чего не делает Д.Прайс. Тем не менее я испытываю по отношению к нему чувство глубокой признательности.

 

другого внешнего влияния. Технократы, будь то инженеры, эко­номисты, физики, основывают свою работу на системе кодифицированных знаний, но применение таковых для социальных иди/ хозяйственных целей оказывается ограниченным политикой об­щественно-экономических структур, к которым они принадлежат. Управленческие сдои заняты руководством организациями, и они связаны как эгоистическими интересами самой организации (ее сохранением и расширением сферы ее влияния), так и выполне­нием социальных задач, и могут входить в конфликт с любой другой профессиональной общностью. Культурное сословие — представители искусств и религиозные деятели — выражает себя в символизме (пластическом иди идейном) форм и понятий; од­нако в том случае, если оно будет в большей степени увлекаться понятийным символизмом, оно может входить во все более враж­дебное состояние по отношению к технократам и управленцам. Как я уже отметил в Предисловии, осевой принцип современной культуры с ее сосредоточенностью на личности является антиномичным и антиинституциональным и потому враждебен принци­пу функциональной рациональности, который в целом определяет специфику применения знаний технологическим и админист­ративным сословиями. Таким образом, в постиндустриальном обществе все больше обнаруживает себя отрыв от социальной структуры, который неизбежно влияет на взаимосвязи и даже ” затрагивает корпоративное сознание четырех профессиональных сословий8.

В то время как классы могут быть расположены горизон­тально по статусному принципу (возглавляемые четырьмя про­фессиональными сословиями), общество организовано верти­кально по принципу разделения на ситусы, которые являются действительным фокусом профессиональной активности и ин­тересов. Я использую не вполне привычный социологический термин ситусы, чтобы подчеркнуть тот факт, что в повседнев­ной деятельности взаимодействие и конфликт интересов проис-

 

8. Легко заметить, что наиболее экстремистские формы “нового сознания”, выраженные, например, в работах: Rozsak Т. The Making of a Counter-Culture. [N.Y., 1964] или Reich Ch. The Greening of America. [N.Y., 1970], — отличаются

открытой враждебностью не только по отношению к сайентизму, но и к науке в целом.

 

Ходят скорее между организациями, к которым относятся люди, нежели между более расплывчатыми классами иди статусными группами. В капиталистическом обществе собственники иди бизнесмены, взятые как класс, сосредоточены исключительно в коммерческих фирмах иди корпорациях, и, таким образом, ста­тусные и ситусные группы совпадают. В постиндустриальном обществе, однако, члены четырех профессиональных сословий входят в состав различных ситусов. Ученые могут работать на предприятиях, в государственном аппарате, университетах, в сфере услуг иди в военной области (хотя значительная часть “чистых” ученых может быть найдена в университетах). Анало­гичным образом распределены технократы и управленцы. Из-за этого “разброса” вероятность чистого корпоративного созна­ния, способного к яркому политическому выходу, имеет тен­денцию к уменьшению.

Наконец, если важнейший исторический поворот последней четверти века сводится к подчинению экономической функции социальным целям, то политическая система неизбежно превра­щается в контролирующую структуру общества. Но кто управля­ет ею и в чьих (или каких) интересах? Прежде всего это измене­ние может означать, что традиционные социальные конфликты просто сместились из одной сферы в другую, что борьба тради­ционных классов в сфере экономики, где люди добивались срав­нительных преимуществ в статусе, привилегиях и влиянии, в на­стоящее время переместилась в сферу политики, и по мере этого процесса группы носителей специфических интересов и этниче­ские группы (бедные и черные) сейчас стремятся подучить по­средством политических действий привилегии и преимущества, которые они не в состоянии приобрести в экономической сфере. Именно этот процесс происходил в последние годы, и он будет продолжаться в будущем. Второй, и в структурном отношении более глубокий, сдвиг сводится к тому, что в постиндустриаль­ном обществе ситусы в большей мере, чем статусы, будут пред­ставлять собой зоны сосредоточения основных политических интересов. В какой-то мере это проявляется в уже знакомом фе­номене групп давления. Однако в постиндустриальном обществе более вероятно, что именно ситусы достигнут больших корпора­тивных связей между собой и станут главными претендентами на общественную поддержку и основными факторами, определяющими государственную политику9. И тем не менее те же силы, которые восстановили примат политической системы в техноло­гическом мире, создали обстановку, при которой потребовалось определить ряд взаимосвязанных целей этого процесса и четко сформулировать общественную философию, которая представ­ляла бы собой нечто большее, чем сумму политических амбиций людей, объединенных по принципу единой сферы общественной деятельности иди социальных групп. В попытках создания этой взаимосвязи можно обнаружить зачатки конституирующих прин­ципов профессионального класса постиндустриального общества.

Новая социальная система, в отличие от того, что утверждает К.Маркс, не всегда зарождается в недрах старой, но в ряде слу­чаев вне ее. Основу феодального общества составляли дворяне, землевладельцы, военные и священнослужители, чье богатство было связано с собственностью на землю. Буржуазное общество, зародившееся в XIII веке, сложилось из ремесленников, купцов и свободных профессионалов, чья собственность состоит в их квалификации или их готовности идти на риск и чьи земные цен­ности совершенно несовместимы с уходящей театральностью ры­царского стиля жизни. Однако оно зародилось вне феодальной землевладельческой структуры, в свободных общинах иди горо­дах, которые к тому времени уже освободились от вассальной зависимости. И эти маленькие самоуправляющиеся общины ста­ли основой европейского торгового и индустриального общества10.

9 Ограниченность данного анализа определяется тем, что хотя постиндуст­риальное общество по своей социетарной структуре становится в значительной степени функциональным обществом, политическая система не организована по функциональному принципу. Так, существующие традиционные географи­ческие районы и соответствующее рассредоточение людей означают, что поли­тические вопросы в каждый конкретный момент более всепроникающи, чем интересы какой-либо статусной или ситусной общности. Это также указывает на то, что ситусные группы, как и группы давления, действуют прежде всего через лоббирование законодательной и исполнительной власти, нежели воздей­ствуют напрямую через механизм выборов. Реальность серьезно усложняет любые идеальные представления.

10 Парадокс состоит в том, что прогресс этого общества начался только после того, как его корни, уходящие в замкнутую хозяйственную жизнь общи­ны, были подорваны широкомасштабной индустриализацией, когда появление отдельных отраслей промышленности дало возможность покупать сырье в од­ном городе и продавать продукцию в другом, процессом, который пробивал

себе путь как сквозь отжившие феодальные порядки, так и регулирующие огра­ничения цехового строя, и развертывался параллельно с политической центра­лизацией нарождающегося национального государства в рамках абсолютной монархии.

 

 

Такой же процесс происходит в настоящее время. Корни пост­индустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство, возникшем в основном в ходе преобразо­вания электроэнергетической и химической отраслей промыш­ленности в начале XX века. Но, как заметил Р.Хейдбронер: “на­ука, как мы знаем, зародилась задолго до капитализма, но не получала своего полного развития до тех пор, пока капитализм прочно не встал на ноги”. И наука как квазиавтономная сила будет развиваться и после капитализма. Исходя из этого можно сказать, что научное сословие — его форма и содержание — яв­ляется монадой, содержащей в себе прообраз будущего общества*.

2. БУДУЩЕЕ НАУКИ

ЭТОС НАУКИ

Хотя идея науки восходит еще ко временам Древней Греции, организация научных работ в основном начинается в XVII веке созданием академий или научных обществ, находившихся на со­держании богатых меценатов и развивавшихся вне университет­ской системы, с целью поощрения научных исследований. Ин-

 

* Этот подход предложен Р.Хейдбронером (см.: Heilbroner R. The Limits of American Capitalism. N.Y., 1966. P. 115). Он утверждает: “...Аналогично первым проявлениям зарождающегося рынка в эпоху средневековья, наука и созданная на ее основе технология возникают как огромная подземная река, извилистое течение которой прорывается на поверхность в эпоху капитализма, но которая берет начало из весьма далеких истоков. Однако сходство на этом и заканчива­ется. При наличии рыночных отношений река научных перемен, выходя на по­верхность, должна прокладывать свое русло в сложившемся социальном ланд­шафте, что, как и в случае денежных отношений в период средневековья, глубо­чайшим образом изменяет привычные очертания местности. Таким образом, если мы зададимся вопросом, существует ли какая-то сила, которая может стать со временем достаточно мощной, чтобы подорвать систему привилегий и функ­ций капитализма и создать на ее месте собственные институты и социальные структуры, Мы должны признать, что только одна сила является решающей в

 

 

ституционализация научных работ, однако, развивается только с учреждением национальных академий, как во Франции в конце XVIII столетия, и развитием наук в университетских центра, начавшемся в Германии в XIX веке, а также с созданием науч­ных лабораторий при университетах, которые стали центрами научных сообществ в конкретных областях знаний12

Несмотря на то, что университеты действовали в рамках госу­дарственной системы — в Германии и Франции университеты и академии были государственными организациями, а их профессо-

 

12 Вопрос о начальных стадиях организации науки кратко, но ясно изложен в работе: На;; A.R. The Scientific Revolution, 1500-1800. L., 1954. Chap. 7; об институционализации науки в последние два столетия см.: Ben-David J. The Scientist's Role in Society. Englewood Cliffs (N.J.), 1971. И.Бен-Дэвид следующим образом описывает новую роль университетов: “Начиная с середины XIX века, лаборато­рии ряда немецких университетов стали научными центрами, а в некоторых слу­чаях виртуальным средоточением первоклассных научных умов того времени, ведущих исследования в тех или иных областях. Либих в Гессене и И.Мюллер в Берлине, вероятно, первыми приходят на ум среди ученых такого уровня, кото­рые работали совместно с огромным количеством талантливых учеников и после­дователей в своей узкой области в течение долгого времени, всецело отдаваясь своему делу до тех пор, пока не добивались ведущих позиций в мировой науке. К концу века лаборатории некоторых профессоров стали настолько известными, что самые способные выпускники университетов со всего мира приезжали сюда на некоторое время. Перечень студентов, работавших в этих лабораториях, зача­стую включал практически всех видных ученых следующего поколения...

Эти незапланированные и непредсказуемые процессы были более решитель­ным шагом в деде организации науки, чем предшествовавшая ему реформа на­чала XIX века. Исследовательская работа становится регулярной сферой дея­тельности, и ученые в целом ряде областей начинают создавать более тесные сети общения между собой, чем раньше. Их ядрами стали университетские ла­боратории, готовившие многих талантливых студентов и способствовавшие ус­тановлению между ними личных взаимоотношений, эффективных форм тес­ных связей, что положило начало сознательно сконцентрированным и скоорди­нированным исследованиям в отдельных областях науки” (Ben-David J. The Scientist's Role in Society. P. 124-125).

 

pa были государственными служащими, — истинная автономность науки, как самоуправляющегося сообщества, распространялась на выбор направлений исследования, дискуссии относительно значи­мости того иди иного знания, признание научных заслуг и при­суждение званий и степеней. Эта автономия является центром этоса — и организации — научной деятельности.

И тем не менее, хотя моральная сила науки заключена в этосе саморегулирующегося научного сообщества, рост научного со­словия в годы после окончания второй мировой войны, когда и зародилось постиндустриальное общество, изменил науку в та­кой степени, что возник коренной разрыв между сутью и тради­ционными методами организации науки и реальностью ее струк­туры и роли как Большой науки. Именно это разделение ставит вопрос: не может ли парадокс возникновения капитализма (см. примечание 10) быть повторен во взаимодействии науки и госу­дарства и не могут ди традиционные этос и имидж науки иметь иное значение в постиндустриальном обществе?

Научное сообщество — уникальное явление человеческой ци­вилизации13. У него нет идеологии, так как у него нет набора постулируемых догм, но у него есть нравственные устои, кото­рые предопределяют неписаные нормы поведения. Это не поли­тическое движение, в которое можно вступить по желанию и стать полноправным членом только на выборной основе, но движение, для принадлежности к которому необходимы талант и убежде­ния. Это не церковь, где элемент веры базируется на догме и уходит в таинство, однако вера, страсть и таинство присутству­ют, хотя они направлены на поиск объективных знаний, пред­назначение которых состоит в том, чтобы проверять и ниспро­вергать старые верования. Как почти каждое человеческое уч­реждение, оно имеет свою иерархию и систему привилегий, но

13 В своем изложении традиционного имиджа — и внутренней логики — науки я основывался главным образом на работах: Polanyi M. The Logic of Liberty. Part 1. L., 1951; Weber M. Science as a Vocation // From Max Weber. N.Y., 1946;

и Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe (111.), 1957. Chap. 15 и 16.

Это представление является идеальным типом и, как таковое, иногда про­тиворечит действительности. Скептическая точка зрения по этому вопросу со­держится в работе: Rothman R.A. A Dissenting View on the Scientific Ethos // British Journal of Sociology. Vol. XXIII. No. 1. March, 1972.

 

этот порядок уникальным образом базируется исключительно на результатах и их одобрении научными авторитетами, а не на на­следовании, возрастном цензе, грубой силе или изощренных ма­нипуляциях. В общем, оно представляет собой разновидность социального контракта, но в форме, которую не предвидели Т.Гоббс иди Ж.-Ж.Руссо, так как, хотя и существует доброволь­ное подчинение сообществу и возникающее на этой основе мо­ральное единение, суверенитет не возникает насильственным пу­тем, а совесть остается индивидуальным делом каждого. По сво­ему образу научное сообщество ближе всего к идеальному древ­негреческому полису — республике свободных мужчин и жен­щин, объединенных общей целью поиска истины.

Наука, как и религия, определяет ступени на жизненном пути. “Человек становится членом гражданского общества самим фак­том своего рождения и оказывается полноправным гражданином, достигая определенного возраста. Но иначе обстоит дело в науч­ной Республике, где необходимо тщательно искать своего места, которое даруется только избранным”. Именно так Б. де Жувенель описывал начало этого процесса. Человек живет в рамках великой традиции, сформированной из ошибок и успехов прошлого. Пер­вой значительной ступенью становится университет. В школе уче­ник может заучивать доктрины, научные истины, “мертвые азы” науки. Университет же стремится к тому, чтобы студент осознал всю относительность знания и его вечно изменяющийся характер.

Быть ученым — значит быть учеником. Как и в искусстве, здесь иногда встречаются оригиналы или самоучки, но человек достигает научной квалификации благодаря руководству учите­ля. “В великих шкодах науки, — пишет М.Полани, — привива­ются наиболее важные навыки научного поиска. Повседневная деятельность учителя раскрывает их способному студенту и пе­редает ему также некоторые интуитивные знания, которыми он руководствуется в своей работе... Вот почему нередко великие ученые следуют за своими великими учителями в качестве учени­ков. Работа Э.Резерфорда несет на себе четкий отпечаток школы Дж.Дж.Томсона. Между тем не менее четырех Нобелевских лау­реатов в свою очередь являются непосредственными учениками Э.Резерфорда...”

Если существует наставничество, то есть и последователи. До­статочно познакомиться с книгой В.Гейзенберга “Физика и за ее пределами”, чтобы понять, что в 1920-х годах специалистам-ядер­щикам передалось все мироощущение авангардистского движения. Молодые физики устремились в Гёттинген, Берлин, Копенгаген и Кембридж учиться у великих ученых и участвовать в захватываю­щей перестройке вселенной. Они ощущали свою принадлежность к особой системе и поддерживали близкие личные взаимоотноше­ния. Впечатляет атмосфера сотрудничества и в то же время сопер­ничества, в которой ученые, работавшие на передовых рубежах физики, такие, как Н.Бор, П.Дирак, Э.Шрёдингер, В.Гейзенберг, В. Паули находили друг друга, чтобы обменяться идеями и погово­рить о физических проблемах; где такие корифеи, как Н.Бор, чув­ствовали возможности молодых и приглашали их к сотрудниче­ству либо вели с ними продолжительные беседы, позволявшие про­верить и прояснить их взгляды14.

Ключевым моментом науки является определение предмета исследования. Последнее есть попытка решить вопрос, который не “задан”, но сам по себе составляет проблему. Начало иссле­дования основывается на предположении, что доныне неизвест­ные, но реальные силы являются связующим звеном совершен­но различных феноменов, и научный метод сужает проблему до нескольких альтернатив, дающих возможность проведения опыт­ной проверки. Теория — это не механический алгоритм, кото­рый лишь перебирает все возможные перестановки или комби­нации, а представляет собой гипотезу, которую необходимо про­верить. Если ученому не удалось провести этот эксперимент с особой тщательностью, то он, может быть, и приблизится к ис-

14 В этом отношении наука подобна многим интеллектуальным иди художе­ственным сообществам, где живописцы иди писатели творчески общаются друг с другом, а чувство общего интереса активизирует их работу. Примером может служить сообщество живописцев-абстракционистов 1950-х годов, когда такие художники, как Хофман, Подлок, де Кунинг, Стидл и Мазерведд, доведи техни­ку нанесения краски — то есть эффект текстуры как измеритель живопи­си — до формальных пределов самой живописи и таким образом по существу исчерпали эту парадигму. Тем не менее, несмотря на то что они общались друг с другом (хотя Стилд и был отшельником), они не образовали сотрудничающей группы для решения художественных проблем или придания завершенности некоей стадии интеллектуальной традиции. Наука же — это проверка скоорди­нированных знаний в рамках устойчивой парадигмы. Сколь бы ни были индиви­дуализированы исследования, их результаты призваны дать исчерпывающее из­ложение, если не доходчивые ответы, в определенной области.

 

тине, но не сделает научного открытия в полном смысле этого слова.

Чтобы открытие было признано, оно должно подвергнуться жесткой критической оценке. Имеются “арбитры” первой ступе­ни, чье благоприятное мнение способствует публикации резуль­татов исследований в научных журналах. Существуют и высшие авторитеты, чьи слова приносят уважение и признание. В науч­ном сообществе, как и в других институтах, есть старейшины, которые зачастую входят в состав академий или других органи­зованных структур и являются его неофициальными управите­лями. “Следуя их совету, — как отмечает М.Полани, — могут затормозить или ускорить исследования на новых направлени­ях... Присуждая премии и иные поощрения, они могут наделить перспективного первопроходца авторитетом и независимостью... В течение десяти лет или около того путем подбора соответству­ющих кандидатов на профессорские должности, которые ранее были вакантными, может быть образована новая научная школа. Эта проблема может быть решена даже более эффективно созда­нием новых профессорских должностей”.

Наряду с этим процессом развивается и этос науки, осно­ванный на нормах свободного исследования. Он воспринимает­ся как обязательный "не потому, "что по техническим или проце­дурным соображениям эффективно способствует прогрессу на­учной работы, хотя это и так, но потому, что считается пра­вильным с моральной точки зрения. Этот этос, систематизиро­ванный Р.Мертоном, состоит из четырех элементов: универса­лизма, коммунального характера, бескорыстия и всепроникающего скептицизма.

Универсализм требует, чтобы карьера была доступной каж­дому талантливому человеку. Он отвергает притязания по прин­ципам личных связей или социальной принадлежности индиви­дуума, таким, как раса, национальность, происхождение или класс. Коммунализм предполагает, что знание является обще­ственным продуктом, взятым из общего наследия прошлого и свободно передаваемым будущим поколениям наследников. При­суждение в науке вновь открытому закону имени его открыва­теля (как, например, газовый закон Бойля) — это увековечение его памяти, а не право собственности. Можно запатентовать изобретение и извлечь из этого прибыль, но не теорию, которой руководствовались при данном открытии15. Научная теория пред­ставляет собой общественное достояние, и в этом смысле сво­бодное и открытое общение — необходимое условие для про­гресса знаний.

Бескорыстие — это вопрос не личной мотивации (ученые так же ревнивы в своем отношении к славе, как и другие люди, если не в большей степени, поскольку слава — их главное вознаграж­дение), а нормативных императивов. Фактическое отсутствие лжи в летописи науки — отличительная ее черта от всех других сфер общественной деятельности — в меньшей степени объясняется личными качествами ученых, нежели самой природой научных исследований. “Требование бескорыстия/ — пишет Р.Мертон, — прочно зиждется на общественном и верифицируемом характере научного знания, и это обстоятельство, как можно предположить, способствует цельности личности ученых”.

Культивируемый скептицизм подчеркивает беспристрастную скрупулезность, самоотказ от веры, разрушение стены между свя­тым и мирским, что так присуще науке. Научные знания — это не идеология (хотя они могут быть приспособлены для подоб­ных целей), а система объяснения, подлежащая постоянной про­верке. Физика Эйнштейна, как утверждали советские идеологи 30-х годов, являлась воплощением “буржуазного идеализма”, но. именно советская идеология, а не физика Эйнштейна, потерпела крах. Если наука заявляет абсолютные права на автономию и свободу, то она добивается этого посредством открытости своих результатов.

Наука — это особый вид социальной организации, предназ­наченной для достижения, по выражению Дж.Займана, “рацио­нального консенсуса мнений”. Такой же в идеале является и фун­кция государства; отличия здесь лежат на уровне процедур. В науке истина достигается через споры и критику, в процессе ко­торых вырабатывается единственно правильный ответ. В поли­тике консенсус достигается посредством торга и уступок, и окон­чательные решения являются компромиссом.

15 Так, И.А.Раби со своей работой по молекулярному излучению и Ч.Таунс г его концепцией излучения создали теорию, которая непосредственно привела к изобретению лазера. В то время как промышленные корпорации могут полу­чать из этого прибыли, наградой И.А.Раби и Ч.Таунсу явилось научное призна­ние; оба они стали лауреатами Нобелевской премии.

 

Так как ни одна комиссия, не имеющая прямого отношения к науке, не может предсказать ее будущего прогресса, кроме экст­раполяции существующих парадигм, то он может направляться только самими учеными. Таким образом, научное сообщество — это группа горячих приверженцев знания, признающих автори­тет друг друга, работающих внутри одной самоуправляющейся общины и несущих ответственность скорее перед собственными идеалами, нежели перед обществом в целом.

Процесс и этос порождают призвание. Это призвание пото­му, что, как отмечает М.Вебер: “Наука... предполагает, что ее результаты важны с той точки зрения, что "это следует знать", даже если само утверждение не может быть доказано научными методами и должно быть соотнесено с ценностями, на которые ориентируется человек. Поэтому посвящение себя науке требует качеств, имеющих надет "святости", и этос науки можно опи­сать в терминах "харизматического сообщества" ”.

Ключевым понятием в этом описании выступает сообщество науки. Именно этот термин высвечивает характерную социальную раздеденность, возникшую в последней четверти нашего столе­тия. Сообщество с точки зрения социологии — это Gemeinschaft, первичная группа, объединенная по принципу личных связей и регулирующая себя посредством традиций и убеждений. Проти­вовесом Gemeinschaft, в знакомой социологической дихотомии, выступает Gesellschaft, обезличенное общество, состоящее из вто­ричных организаций, руководимых бюрократическими правила­ми, где люди управляют другими под страхом их увольнения. Сегодня наука представляет собой как Gemeinschaft, так и Gesellschaft. Существует научное сообщество, система признания авторитетами выдающихся открытий, имеющих качества хариз-матических творческих начинаний и отвечающих нормам беспри­страстных знаний. Но существует и “профессиональное обще­ство” — широкомасштабная экономическая структура, чьей нор­мой является “полезная отдача” обществу иди предприятию (не­коммерческому или ориентированному на получение прибыли) и которая становится все больше и больше, грозя поглотить науч­ное сообщество.

Черты “профессионального общества” очевидны. В его глу­бине кроются явные черты бюрократизации: масштабы, диффе­ренциация и специализация, — исходящие от которых опаснос­ти Г.М.Эйзенбергер назвал “индустриализацией ума”. Предпри­ятие управляется — в меньшей степени в университетах, в боль­шей в исследовательских лабораториях — формальной иерархи­ей и обезличенными правилами. Люди теряют представление о целостности проблемы, решая сиюминутные задачи, утрачивают контроль над общим процессом. В результате мы имеем очевид­ное отчуждение на рабочем месте.

Внешне наука зависит от финансовой поддержки государства (“Вне всякого сомнения, — пишет Д.Прайс, — ненормальным явлением в эпоху Большой науки являются деньги”), а также от требования подчинить ее развитие “национальным нуждам”,' будь то научно-исследовательские работы в военной сфере, внедрение новых технологий, охрана окружающей среды и т.п. Вместо сво­бодного научного поиска появляется “научная политика”, кото­рая неизбежно превращается в форму “планирования” науки, планирования, не отделимого от таких экономических вопросов, как масштабы расходов на науку, измеряемых как доля в вало­вом национальном продукте, относительное распределение средств среди отраслей науки, определение приоритетов в научных ис­следованиях и т.д. Сообщество может требовать автономии, но любая значительная бюрократическая система подлежит обще­ственному или государственному контролю, или, как и любое другое финансируемое учреждение, сама ищет пути влияния на политические решения в угоду своим интересам и претендует на определенную роль в политической системе.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия