Студопедия — ЭКСПРЕССИОНИЗМ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКСПРЕССИОНИЗМ 6 страница






Роман «Время жить и время умирать» (Zeit zu leben und Zeit zu sterben, 1954) —один из лучших в творчестве Ремарка, знаменующий собой новый этап в идейно-художественном развитии писателя. В этом произведении дано гневное осуждение фашизма, покрывшего себя бесчисленными преступлениями. Автор показал, как гитлеровцы несли смерть и разрушение народам нашей страны, привели к национальной катастрофе Германию. Писатель ставил вопрос об ответственности фашистов за их преступления.

Главный герой романа Эрнст Гребер — качественно новый для Ремарка персонаж. От героев предыдущих романов его отличают активные поиски правды, истинного пути в жизни. Убедившись в преступности фашизма, он упорно ищет ответа на вопрос «что же делать?»

Гребер — солдат гитлеровской армии, воевавший в ее рядах в ряде стран Европы, пока судьба не забросила его на советско-германский фронт. Образ его дан автором в развитии. Вначале Гребер ничем не отличается от других солдат, оболваненных нацистской пропагандой: «Осенью 1941 года фюрер заявил, что с ними (русскими. — И. Ш.) покончено. Казалось, так оно и есть. Осенью 1942 года он заявил это вторично, и тогда еще все казалось, что так оно и есть. Но потом произошло что-то необъяснимое...»

Под влиянием поражений на Восточном фронте Гребер постепенно начинает прозревать. В конце концов он приходит к выводу о неизбежности поражения гитлеровской армии, ее ответственности за совершенные злодеяния и своей собственной причастности к этим преступлениям.

Ремарку удалось нарисовать широкую и разностороннюю картину Германии периода второй мировой войны, ее армии и тыла. Писатель глубже, чем в предыдущих романах, проникает в суть ряда важнейших социально-политических процессов этой эпохи. Когда-то в своем первом романе Ремарк писал о фронтовой дружбе солдат первой мировой войны. Сейчас он более трезво показывает гитлеровскую армию в условиях отступления. Среди солдат наблюдаются острые противоречия и разногласия. Рядом с профашистски настроенными солдатами писатель показывает и таких, которые больше не верят Гитлеру или начали прозревать, как Гребер.

Среди солдат есть коммунист Иммерман, связанный с антифашистским подпольем, солдат Фрезенбург, который помогает Греберу понять обреченность гитлеризма.

Свою ненависть к фашизму писатель вложил в образы гитлеровцев, действующих в армии и в тылу. Приехав в отпуск, Гребер встречает бывшего школьного товарища Биндинга, ставшего видным нацистом. В то время как кругом голодают, кладовые Биндинга полны награбленного добра и продуктов.

Особенно резко очерчен фашист Штейнбреннер, «девятнадцатилетний юноша с лицом готического ангела». За красивой внешностью этого человека скрывается извращенная душа убийцы и шпиона. Он подслушивает разговоры солдат и доносит об этом начальству. Несколько раз он доносил на Иммермана. Кое-кто из солдат уже поплатился за излишнюю откровенность. Штейнбреннер жесток и беспощаден, особенно с пленными, которых он всегда расстреливает.

На романе «Время жить и время умирать» видно, как изменилось отношение писателя к войне. Оно перерастает рамки пацифистского отрицания ее. Ремарк осуждает разбойничью войну фашистов, оправдывая во многом освободительную борьбу русского народа.

Поиски Гребером ответа на вопрос «что делать?» приводят его к решению убить Штейнбреннера. В конце романа показано, как этот фанатик пытается расстрелять арестованных партизан. Гребер воспротивился этому и застрелил Штейнбреннера, одновременно освободив партизан. Но сам Гребер был убит одним из освобожденных им партизан. В этом эпизоде снова проявились противоречивость и ограниченность писателя, оставшегося в плену философии скептицизма и индивидуализма, не видевшего истинных путей борьбы с фашизмом.

Вышедший посмертно роман Ремарка «Тени в раю» (Schatten in Paradies, 1971) посвящен тяжелой судьбе немецких эмигрантов в Соединенных Штатах Америки. Американский «рай» встретил их неприветливо. Порой «тени» прибывали в Америку, не зная ее языка, не имея надлежащих документов, и жизнь их здесь была очень трудной. Нелегкой оказалась она и у одного из главных героев Роберта Росса, которому угрожает высылка (он приехал в США с временной визой).

Образ Росса, человека одинокого и неприкаянного, типичен для Ремарка. Он презирает мир собственников, но его положительные взгляды крайне расплывчаты и неопределенны. Больше всего его привязывает к жизни любовь к Наташе Петровой, тоже одинокой и несчастной эмигрантке. После окончания войны Роберт решает вернуться в Германию. Но что он будет там делать, какой будет его позиция — все это остается неясным.

Американские бизнесмены пользуются трудным положением многих эмигрантов и бессовестно эксплуатируют их. Так, один из прожженных дельцов Силверс с большой выгодой для себя использует познания Росса в искусстве. Сам Силверс мало понимает в картинах, равнодушен к ним. Для него предметы искусства — очень ходкий и прибыльный товар, при продаже которого он не гнушается самых жульнических приемов. При изображении американской действительности Ремарк верен традициям критического реализма.

Трагически завершается жизнь Кана, единственного из эмигрантов, кто активно борется против фашизма. Но Кан при всем его мужестве и отчаянной смелости типично ремарковский герой. Он внутренне опустошен и не верит в силу организованного антифашистского движения. Он предпочитает бороться в одиночестве. Под видом испанского дипломата Кан совершает ©о Франции ряд смелых операций против гитлеровцев и гибнет.

В романе «Тени в раю» Ремарк повторяет отдельные мотивы «Трех товарищей», «Триумфальной арки», «Времени жить и времени умирать».

Сильные стороны творчества Ремарка — в гуманистическом осуждении фашизма и войны, в мастерском изображении душевного мира простого человека.

ЛИТЕРАТУРА ГДР

 

После разгрома фашистской Германии в жизни немецкого народа начинается новый этап. Из эмиграции на родину возвращаются такие известные писатели-антифашисты, как И. Бехер, Б. Брехт, В. Бредель, Э. Вайнерт, А.,Цвейг, Ф. Вольф, А. Зегерс, Куба, С. Хермлин, Г. Циинер, М. Циммеринг и др. Из тюрем и концлагерей вышли на свободу Б. Апиц, К. Шног, О. Готше. В создании новой демократической немецкой культуры приняли участие жившие в Германии во время фашизма Г. Гауптман, Б. Келлерман, Г. Фаллада.

В 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика, которая прочно встала на путь мирной жизни, энергично взялась за искоренение нацизма, за восстановление хозяйственной и культурной жизни страны.

Одной из важнейших задач молодого государства явилось создание новой демократической немецкой культуры. В 1945 г. патриотические силы интеллигенции создают «Культурбуид» — массовую организацию деятелей немецкой культуры, поставившую своей целью искоренить нацистскую идеологию и содействовать развитию социалистической немецкой культуры. Коммунистическая партия Германии, созданная потом Социалистическая единая партия Германии, начиная с первых послевоенных лет уделяли решению этой задачи самое пристальное внимание. В 1946 г. в демократическом секторе Берлина состоялась Первая конференция КПГ по вопросам культуры. На ней обсуждались первоочередные задачи культурного строительства новой Германии. В речи В. Пика на конференции освещались основные задачи обновления немецкой культуры, развития в ней идей «воинствующего гуманизма, подлинной свободы и демократии и общественного прогресса»1, решительной борьбы с идеологией нацизма. Культура, по словам В. Пика, должна стать достоянием всего народа, все слои населения должны пользоваться духовным богатством, созданным человечеством. В 1947 г. создается Союз немецких писателей. Оставшиеся за рубежом Г. Манн, Т. Манн, Фейхтвангер поддерживают тесную связь с ГДР.

Важнейшей задачей молодой демократической литературы явилось глубокое и реалистическое изображение социальных процессов, строительство новой жизни в Германской Демократической Республике. Об этом говорилось на писательских съездах, на товарищеских дискуссиях, в печати. В 1956 г. в ГДР состоялся IV съезд писателей. На нем с докладом, который назывался «О величии нашей литературы», выступил Иоганнес Бехер. Он говорил о том, что, несмотря на известные достижения демократической литературы, произведения, посвященные современности, в целом еще оставляют желать много лучшего. Бехер остановился на необходимости повышения писательского мастерства, более строгой требовательности писателя к своему творчеству.

С докладом на съезде выступила также Анна Зегерс, остановившаяся на основных вопросах литературы ГДР, на повышении ее идейно-художественного уровня.

«Нашей литературе не хватает сюжетов, основанных на подлинных конфликтах,—отмечала Зегерс.— Читателей разочаровывает, порой даже возмущает, что их писатели, от которых они ждут правды, делают вид, будто они не замечают острых жизненных конфликтов» 2.

В качестве примера романа, в котором изображаются не надуманные, а острейшие жизненные конфликты, Зегерс привела «Тихий Дон» М. Шолохова.

Полемизируя с недоброжелателями литературы ГДР, которые отдельные неудачи писателей объясняли тем, что они пишут в духе социалистического реализма, Зегерс подчеркнула плодотворность и богатство метода социалистического реализма3.

В решениях IV съезда отмечалось, что только этот метод дает возможность изобразить новое в жизни, показать нового человека во всей его преобразующей силе.

Одной из особенностей литературы ГДР является то, что она развивается в противоборстве с реакционными тенденциями, которые проводят в своем творчестве некоторые писатели ФРГ.

Большую помощь в становлении новой культуры постоянно оказывает ведущая партия трудящихся ГДР — СЕПГ. Конкретным проявлением этой идейно-политической помощи явилось проведение Биттерфельдской конференции представителей творческой интеллигенции и рабочего класса в апреле 1959 г. Конференция поставила цель ближе связать литературу с жизнью, особенно с жизнью рабочего класса. Вторая Биттерфельдская конференция (апрель 1964 г.) отметила, что писатели ГДР добились успехов, осуществляя «Биттерфельдский путь» развития литературы.

Огромную роль в утверждении литературы ГДР на позициях нового реалистического искусства сыграли выдающиеся немецкие писатели — Бехер, Брехт, Вольф, Зегерс, Вайнерт, Бредель и др.

 

Примечания.

1 Pieck W. Um die Erneuerung der deutschen Kultur. Reden und Aufsatze. Bd. 2. Berlin, 1950, S, 4. 9.

2 «Иностранная литература», 1956, № 3, с. 187.

3 См.: «Иностранная литература», 1956, № 3, с. 197.

Иоганнес Бехер (Johannes Robert Becher, 1891—1958)

 

Иоганнес Бехер — выдающийся немецкий писатель. Он был не только крупным поэтом, но также и романистом, драматургом, теоретиком литературы социалистического реализма. Он прошел сложный творческий путь от экспрессионизма к вершинам социалистического реализма в немецкой литературе.

Бехер родился в Мюнхене. Его отец был обер-прокурором Баварии, типичным верноподданным кайзеровской Германии.

Будущий поэт еще в детстве испытал на себе деспотизм отца, школьных учителей, столкнулся с попранием чувства человеческого достоинства и проникся отвращением к миру лжи и лицемерия.

Когда началась первая мировая война, Бехер покинул родительский дом и решительно порвал со своим классом. В Берлинском и Иенском университетах Бехер изучал философию, филологию, медицину.

Писать Бехер начал рано. На начальном этапе творчества (1911 —1918) он примкнул к левой группе немецких экспрессионистов. Первый сборник стихов и прозы Бехера «Распад и торжество» (Verfall und Triumph, 1914) включал лучшие его произведения, печатавшиеся в экспрессионистских журналах «Акцион» (Aktion), «Новое искусство» (Die neue Kunst) и других периодических изданиях. Каждая строка сборника была проникнута резким отрицанием уродливой действительности. Гневный протест, бросаемый молодым поэтом-бунтарем миру обмана и наживы, был искренним. Но в то время Бехер еще не понимал социальной природы отвергаемого им мира, не знал путей к другой, новой жизни, о которой смутно мечтал. Это была борьба одинокого, не связанного с народом мелкобуржуазного интеллигента, для которого весь уклад тогдашней жизни казался страшным и непостижимым. Отсюда постоянное ощущение трагического одиночества, отчаяния. В стихотворении «Город мук» (Die Stadt der Qual) поэт спрашивает:

 

Кто я, разрушающаяся стена,

Безгласная колонна у обочины дороги?

Или дерево печали,

Свисающее над пропастью?

 

(Пер. Н. Лопырева)

 

Неопределенности бунтарских устремлений поэта, порывающего с установившимися литературными традициями, соответствовала и хаотичность формы стихов, нарочитая затуманенность мысли.

Первая мировая война и усилившееся под ее влиянием рабочее движение в Германии политически активизировали Бехера и направили его ненависть в русло антивоенной борьбы. В сборниках этих лет — «К Европе» (An Europa, 1916), «Братание» (Verbrüderung, 1916) и «Песни против современности (Рöаn gegen die Zeit, 1918) поэт резко выступает против империалистической войны, клеймит ее антинародный характер, провозглашает идеи абстрактного гуманизма и интернационального братства народов. С чувством искреннего возмущения говорит он о поджигателях войны в стихотворении «Долой»:

 

Втоптать их в землю! В молние атаках

Всклубить их пылью над кипящим полем брани!

Внезапный залп орудий. Грохот бомб.

Насильники! Убийцы! Кайзеры (иль как там вас еще)!

Долой!.. Долой!..

 

(Пер. В. Луговского)

 

И хотя протест по-прежнему был облечен в экспрессионистскую форму, все же общая политическая ориентация поэта была правильной.

Великий Октябрь сыграл решающую роль в политическом развитии поэта. В 1917 г. он вступает в «Союз Спартака», а затем в Коммунистическую партию Германии. В отличие от своих сподвижников-экспрессионистов, отошедших от борьбы после поражения Ноябрьской революции и провозгласивших «новаторством» отказ от социальной направленности искусства, Бехер остался верным делу революционного класса и сохранил эту верность до конца своей жизни. Он критически пересматривает собственный творческий опыт и от анархического отрицания старого мира переходит к сознательной борьбе за победу пролетариата.

Первым смелым шагом Бехера от экспрессионизма к новому революционному искусству, рожденному борьбой, явился сборник «Всем» (An alle, 1919), название которого было откликом на глубоко потрясший его ленинский призыв о мире — «Всем, всем, всем!», переданный по радио. Посвящение сборника — «Розе Люксембург, К. Либкнехту и революционному пролетариату» — уже говорило о многом. Поэт стремится выразить величие революционных событий и бороться своим поэтическим словом против капитализма, хотя он еще и не может освободиться от экспрессионистской формы. Он пишет «Гимн Розе Люксембург», создает реквием «Смерть Спартака», посвященный немецким рабочим-спартаковцам, погибшим за дело революции. Но главное место в сборнике занимает программное стихотворение «Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной Социалистической Республике» (Gruß des deuischen Dichters an die Russische Föderative Sowjet republik, 1918). Бехер одним из первых писателей Запада послал свой поэтический привет большевистской России, в образовании которой он увидел осуществление мечты человечества. «С Востока льется свет»,— так начинается приветствие. Поэт клеймит милитаристов и выражает твердую уверенность в торжестве освободительного движения народов. Завоевания Октября он считает победой трудящихся всего мира и призывает к бдительности:

 

Но будьте непреклонны. Будьте тверды!

Друзья, еще не кончен с прошлым счет,

Круши! Освобождай! Тогда лишь гордый

Воспрянет мирный человечий род...

Я вам кричу: убийцам нет прощенья!

Еще на ранах кровь— не забывай!

Лишь вы дадите миру исцеленье,

Лишь ваше людям сладостно ученье,

Лишь вы народу создадите рай.

 

(Пер. В. Нейштадта)

 

В начале 20-х гг. Бехер внимательно изучает труды Ленина, которые помогают ему лучше разобраться в социальной действительности своей страны. «... Ленину я обязан тем, что научился видеть вещи такими, как они есть. Ленин светом озарил для меня исторические просторы, в которые до тех пор не проникала моя собственная мысль»,— писал он. К трудам Ленина Бехер обращался потом всю жизнь, и ленинская тема сопутствовала ему на всех этапах его творчества. Этапным в творческой эволюции поэта на пути к преодолению экспрессионистской усложненности образов явилась поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924).

Подобно «150 000 000» Маяковского, над переводом которой Бехер как раз в это время работал, поэма его построена на контрастном сопоставлении противоборствующих социальных миров. Если в эпизодах, относящихся к буржуазной Германии, заметны следы экспрессионистской абстрактности, гротескной заостренности, то там, где идет речь о революции и рабочем классе, о Советской стране,— все передается просто, ясно, конкретно. Образ Ленина дан на фоне тщательно отобранных реальных деталей советской действительности. Ритм стиха замедленный, свободный, интонация суровая, сдержанная,

Поэма «У гроба Ленина» знаменует новый период в идейно-художественном развитии Бехера, период, который он сам назвал потом «пролета рско-революционной фазой». Этот период, однако, представлял собой длительный и сложный процесс. Сознательное подчинение своего творчества практическим задачам классовой борьбы пролетариата вызвало необходимость серьезной эстетической перестройки — преодоления экспрессионистской усложненности, перехода к ясности и простоте литературного стиля, к углублению и упрощению революционного искусства, понятного широким массам и отвечающего задачам классовой борьбы. Содержанием всего творчества Бехера становится тема борьбы немецкого народа, рост сил революционного пролетариата. Для сборников стихов «Труп на троне» (Der Leichnam auf dem Thron, 1925), агитационной драмы-оратории «Рабочие, крестьяне, солдаты» (Arbeiter, Bauern, Soldaten, второй вариант), «Гимнов» (Hymnen, 1924), сатирической повести «Банкир объезжает поле битвы» (Der Bankier reitet uber das Schlachtfeld, 1926) и романа «Люизит» характерна ясная партийная позиция писателя по коренным вопросам, волновавшим немецкий парод,—война или мир, империализм или социализм. Страстно обличая капитализм, для которого войны стали обычным «бизнесом», Бехер выступает пропагандистом нового, социалистического мира. Нo стремясь к ясности и конкретности стиля, к преодолению индивидуализации, он впадает в другую крайность —нарочитую упрощенность, схематизм, отказ от изображения живого реалистического образа человека-борца. Лицо отдельной личности теряется в безымянных пролетарских массах.

Роман «Люизит, или Единственно справедливая война» (Levisite oder Der einzig gerechte Krieg, 1926) —один из первых немецких пролетарских революционных романов, в котором автор глубоко проник в социальный и государственный механизм империалистических держав в годы относительной стабилизации капитализма, разоблачил их тайную подготовку к новой империалистической войне и вместе с тем показал напряженность социальных конфликтов и историческую неизбежность социалистической революции. Действие романа часто перебрасывается из одной страны в другую, репортаж сочетается с элементами романа-утопии об ужасах будущей империалистической бойни. Герой романа Петер Фридъюнг, выходец из буржуазной семьи, порывает со своим классом и примыкает к лагерю борцов за пролетарское дело. Среди борющихся пролетариев он обретает силу не только для разоблачения отдельных милитаристов, но и для борьбы за превращение развязанной империалистами войны в войну против самого империализма, в «единственно справедливую войну».

Несмотря на схематичность образов, роман «Люизит» имел большой успех и предвосхитил основное направление в немецкой революционной литературе конца 20-х — начала 30-х гг. За роман «Люизит» и сборник «Труп на троне» власти Веймарской республики подвергли Бехера преследованию, обвинив его в государственной измене. В защиту Бехера выступили передовые люди Европы и Америки. Среди них был Горький.

Однако никакие преследования реакции не заставили Бехера замолчать. Во второй половине 20-х гг. он становится не только ведущим поэтом немецкого пролетариата, в творчестве которого все прочнее утверждается метод социалистического реализма, но и активным общественным деятелем. Он явился одним из организаторов созданного в 1929 г. Союза пролетарско-революционных писателей Германии и его руководителем. Он также был одним из организаторов печатного органа этого Союза — журнала «Поворот влево» (Die Linkskurve), одним из редакторов органа ЦК КПГ «Роте фане».

В сборниках стихов конца 20-х — начала 30-х гг. «Голодный город» (Die hungrige Stadt, 1927), «Человек нашего времени» (Ein Mensch unserer Zeit, 1929), «Серые колонны» (Graue Kolonnen, 1930), «Человек, идущий в строю» (Der Mann, der in der Reihe geht, 1932) поэт становится лириком-агитатором, с глубоким сочувствием повествующим о тяжелом и безрадостном существовании рабочих, рисующим конкретные картины классовой борьбы немецкого и международного пролетариата. В стихах его все еще преобладает образ коллективного героя, поступь безымянных «серых колонн» рабочих. Но все чаще и чаще появляются и живые образы революционных борцов в конкретных обстоятельствах борьбы. Таков руководитель забастовки американский рабочий Джек в балладе «Оружие» (Gewehr), стойкий и непримиримый борец. Он отказывается сказать, где спрятано оружие, и бесстрашно заявляет на суде:

 

Ну, а ружья у нас

В надежном месте хранятся.

Могу вас заверить: настанет час —

Они еще нам пригодятся.

И выстрелы мир разбудят,

Буржуям расплату неся.

Так было. Так снова будет.

Вот вам и правда вся.

 

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Бехер снова обращается к теме Ленина. В выразительном по языку и динамичном по форме стихотворении «Он мир от спячки пробудил» (Der an den Schlaf der Welt rührt — Lenin, 1928) образ вождя раскрывается в его непреходящем значении, в величии его дел:

 

Он мир от спячки пробудил

Словами, что стали машиной,

Что домами растут, нефтевышкой растут,

Ходят трактором, рвутся миной.

Что стали металлом и стали углем

И стучат, стучат в цехах,

И неугасимым горят огнем

Во всех человечьих сердцах.

 

(Пер. В. Нейштадта)

 

О всемирном значении Ленина поэт говорит и в стихотворении «Тысячелетний Ленин» (Tausendjähriger Lenin, 1929). Вождь революции сравнивается здесь с могучим деревом, корни которого, разветвляясь по всем направлениям, простираются сквозь времена и поколения во все концы земли.

Бехер обращается и к теме Советского Союза как твердыни мира и социализма. В стихотворении «Октябрь 1927» написанном после первого посещения СССР, поэт с большим волнением говорит об успехах строительства повой жизни, которые наполняют его силой и уверенностью.

В поэме «Великий план» (Der grope Plan, 1931) Бехер первым на Западе горячо откликнулся на первую советскую пятилетку и воспел значение свободного созидательного труда для становления нового мира. Поэма проникнута мыслью об историческом значении социализма, создающего предпосылки для всестороннего развития человеческих талантов и способностей и означающего конец войнам, голоду и страданиям.

В первые же дни после прихода к власти гитлеровской клики Бехеру, как и другим писателям-антифашистам, пришлось надолго покинуть родину. Через Австрию, Чехословакию, Швейцарию, Францию его путь лежал в Москву. Десятилетнее пребывание в СССР— с 1935 по 1945 г.— явилось для Бехера самым плодотворным периодом в его творчестве. Он достигает высокого художественного мастерства, политической глубины и последовательности, вырабатывает глубокий взгляд на проблему художественного новаторства и культурного наследия.

Все, что создал Бехер в годы эмиграции, было посвящено борьбе против фашизма. Тема «двух Германий» —Германии фашистской и Германии борющейся, антифашистской — проходит через все его творчество. Одним из первых произведений на эту тему явилась поэма «Германия. Песня о рубке голов» (Deutschland. Ein Lied vom Köpferollen und von den nützlichen Gliedern, 1934).

Наиболее значительные произведения этого периода — поэтические сборники «Искатель счастья и семь грехов» (Der Glücksucher und die sieben Lasten, 1938), «Сонеты» (Gesammelte Sonette), «Возрождение» (Wiedergeburt, 1940). Все они отличаются высоким художественным мастерством, политической и философской глубиной, широтой патриотической тематики и пафосом социалистического гуманизма. Это уже действительно была «новая поэзия», о которой поэт говорит в стихотворении «Мечта о новой поэзии» (Traum von einer neuen Dichtung).

В послевоенных изданиях своих произведений Бехер объединил избранные стихи периода эмиграции под общим названием «В поисках Германии» (Auf der Suche nach Deutschland), подчеркнув тем самым важность темы борьбы за другую, поруганную, но не перестающую бороться Германию, за которой будущее.

В центре большинства этих произведений — лирический герой, патриот, передовой человек Германии, труженик, борец. Патриотическое чувство героя отличается многогранностью; оно включает в себя и глубокую привязанность к родному краю, к его природе, и гордость лучшими гуманистическими традициями «страны философов и поэтов», и смертельную ненависть к поработителям немецкого народа— фашистам, опозорившим его родину.

 

Я немец. Но я знаю: немцем быть —

Не значит в муки повергать полсвета.

От этих немцев мир освободить —

Вот в чем я вижу высший долг поэта.

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Подобные чувства наиболее ярко выражены в лирической поэме «Деревянный домик» (Das Holzhaus, 1938). Здесь, «в доме деревянном под Москвою», поэт вспоминает всю свою жизнь, взвешивает все свои собственные поступки и действия, ищет ответа на волнующий его вопрос: «Почему фашистам удалось захватить власть?»

Критический пересмотр пройденного до 1938 г. пути, когда ненависть к буржуазии нередко заслоняла от поэта живой облик народа, приводит Бехера и к пересмотру его эстетической программы. Более широким становится для него понятие Родины. Теперь оно вмещает в себя не только классовую борьбу пролетариата, но и освободительное движение народа на протяжении веков, не только суровую красоту марширующих «серых колонн», но и красоту родной природы, ибо все, что любишь,

 

С тобой общаться хочет: лист лепечет,

Чуть шепчет мох и не безмолвны камни.

(Пер. Н. Вильмонта)

 

Сурово осуждая всех, кто повинен в том, что произошло с Германией, поэт выражает непоколебимую веру в светлое будущее своей родины. «Деревянный домик» заканчивается оптимистической картиной свободной весенней Германии, образом нового человека, живущего в социалистической стране, где

 

... Цветенье

 

Деревьев и протяжный ветерок

Та вечная весна, которой пел

Когда-то Гельдерлин святые гимны.

 

Лишь теперь, в годы вынужденной разлуки с родиной, поэзия Бехера становится подлинно народной. Поэт осознает себя певцом народа, продолжателем лучших традиций немецкой национальной культуры.

Новое понимание прекрасного в природе и обществе Бехер выразил и в «Гимне красоте» (Hymne an die Schönheit, 1942) — одном из своих лучших стихотворений по глубине мысли и совершенству формы. В годы своей поэтической молодости, наблюдая, какому осквернению подвергается красота в буржуазном обществе, где

 

Одни, чтобы добыть себе хоть малость

Прекрасного, до гроба гнули спину.

Другим бесплатно красота давалась...

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Бехер пришел было к отрицанию красоты вообще:

 

Я проклял бредни о «красивой жизни»

И ненавидел эту красоту.

 

Теперь красивое поэт видит в активном созидательном труде на благо народа, в борьбе за уничтожение социального, морального и эстетического уродства, ибо люди тогда лишь красивы, когда прекрасно созданное ими общество. Тогда и природа выступает в гармоническом единстве:

 

Красиво жить— не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, — тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

 

Тема немецкой природы лежит в основе и многих отдельных стихотворений, вошедших в послевоенный сборник «Прекрасная немецкая родина» (Die schöne deutsche Heimat).

В своих стихотворениях Бехер все чаще обращается к образам революционеров, самоотверженных борцов против фашизма. Один из них — герой баллады «Человек, который молчал» (Der Mann, der schwieg). Это мужественный революционер, глубоко убежденный в правоте своего дела, испытывающий муки, погибающий, но все же одерживающий победу над врагом. Баллада полна напряженного драматизма. Герой, подвергаемый нечеловеческим пыткам, молчит или думает про себя. И в этом молчании и внутреннем монологе раскрывается его величие и моральное превосходство над палачами. Вслух говорят лишь палачи, озлобленная, отрывистая речь которых похожа на звериный рык, сливающийся с ударами: «Schweig, Нund»(Молчи, собака!), «Den Namen, Hund» (Имя, собака!). Баллада глубоко лирична, чувства поэта слиты с мыслями и переживаниями героя. Строки:







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия