Студопедия — К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 1 страница






ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебное пособие для студентов вуза

 

Барнаул


Печатается по решению кафедры истории и философии

протокол № 3, от 7 ноября 2005 г.

 

Рекомендовано к изданию методическим советом факультета художественного творчества 14.11.2005, протокол №4

 

Отечественная история: Учебное пособие для студентов вуза / сост. А.Р. Ивонин и Л.А Комаристая; АлтГАКИ, кафедра истории и философии. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 176 с.

 

Учебное пособие содержит материалы по истории Отечества в соответствии с Государственным стандартом подготовки специалистов в высших учебных заведениях Федерального агентства по культуре и кинематографии. Предназначено для студентов 1 курса, всех специальностей, изучающих курс "Отечественная история».

 

Составители: д.и.н., профессор А.Р.Ивонин,

к.и.н., доцент Л.А.Комаристая

 

Рецензент: доктор исторических наук, профессор

кафедры политичеcкой истории АлтГУ В.А.Должиков

 

 

© Издательство АлтГАКИ, 2006


Предисловие  
Введение  
Древнерусское государство – Киевская Русь и русские княжества ХП – ХШ вв.  
Русские земли и княжества в ХШ – первой половине ХV вв.  
Россия во второй половине ХV – ХVI вв.  
Россия в ХVII в.  
Российская империя в ХVШ – первой половине ХIХ вв.  
Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.  
Советская страна в 1917 – 1941 гг.  
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны  
СССР в последние десятилетия своего существования  
Современная Россия  
Список литературы  
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Государственными стандартами обучения и учебными планами подготовки специалистов в Алтайской государственной академии культуры и искусств в цикле социально-экономических и гуманитарных наук предусмотрен курс истории Отечества. На сегодняшний день издано довольно большое количество учебных пособий для ВУЗов, но студенту подчас бывает сложно разобраться в обилии точек зрения на те или иные события, в многочисленных трактовках исторического процесса. Между тем, нормативные документы требуют от студентов основательного знакомства с фактами отечественной истории, понимания сущности исторических процессов, ориентации в различных направлениях общественно-политической мысли и т.д.

Предлагаемое пособие призвано помочь при подготовке к устному экзамену разобраться с вышеназванными проблемами. Вместе с тем студент не обязан придерживаться логики подачи материала, представленного в пособии. Оно является по сути дела изложением в самом сжатом и общем виде ответов на экзаменационные вопросы, предлагаемые студентам на экзамене. Работа не ставит своей целью подменить собой многочисленные учебные издания и учебно-методические пособия. Более того, действительную помощь от прочтения нижеизложенного материала можно получить только после прослушивания курса лекций и основательного знакомства с историческими фактами, событиями и процессами, изложенными в учебной и научной литературе. Только в таком случае оно сможет помочь осмыслению материала, предоставляя своего рода конспекты ответов на вопросы экзаменационных билетов.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История – есть наука, включающая всю совокупность знаний о прошлом человечества. Это определяет ее комплексный интегральный характер. Она предстает перед нами, прежде всего как всемирная (всеобщая) история. В силу сложности и противоречивости исторического процесса, наличия бесконечно большого числа исторических фактов возникает необходимость в специализации историков либо по хронологическому (история Древнего мира, история Средних веков и т.д.), либо по территориальному (история Европы, история Востока), либо по смешанному (история доколумбовой Америки, новейшая история Европы и др.) признакам. История включает в себя все многообразие видов человеческой деятельности, поэтому необходима "отраслевая" специализация (экономическая, социальная, политическая история, история науки и техники, история культуры и др.). Первостепенное значение в жизни каждого народа имеет изучение собственной истории, поэтому всемирная история есть также и история отдельных стран.

Всякая наука возникает из потребностей человечества и должна способствовать решению практических задач. Иначе говоря, научное знание должно обладать определенным набором функций. Функциями истории являются: познавательная (дающая возможность составить адекватное представление об окружающем мире), воспитательная (формирование положительных или отрицательных установок в отношении тех или иных лиц, событий, процессов прошлого), функция социальной памяти (позволяющая этносу оставаться активно действующим субъектом исторического процесса, ибо утрата исторической памяти равносильна самоубийству народа) и прогностическая функция (основанная на преемственности развития). Для успешного выполнения этих функций необходимо наличие солидной базы данных и профессиональное владение методами исследования.

Наиболее распространенными методологическими подходами (подход – стержень методологии, определяющий стратегию и пути решения исследовательской задачи) являются формационный и цивилизационный. Сторонники формационного подхода акцентируют внимание на единстве человеческой истории, проявляющемся в последовательной смене пяти общественно-экономических формаций (марксизм) или в прохождении всем человечеством некоторых общих стадий - доиндустриальное или традиционное, индустриальное и постиндустриальное или информационное общество – в теории "модернизации". Представители цивилизационного подхода исходят из дискретности исторического процесса и существования в истории локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенные стадии развития, во многом аналогичные возрастам человека (рождение, становление, зрелось, старость, смерть). Среди факторов, влияющих на развитие цивилизации (культуры, этноса и др.), решающими являются: природно-географические, хозяйственные или способ ведения хозяйства и религиозно-конфессиональные. Последним обычно отводится первое место.

Отмеченные подходы - две стороны одной медали. Для выявления общих тенденций исторического развития определяющее значение имеет формационный поход, для определения роли и места той или иной культуры во всемирно-историческом процессе следует прибегнуть к услугам подхода цивилизационного.

Содержание подхода определяет использование совокупности исторических методов. Историко-генетический метод показывает этапы развития процесса или явления, историко-сравнительный метод способствует раскрытию сущности явлений, историко-типологический метод имеет своей целью выделение качественно-определенных классов явлений. В современных условиях все большее распространение получает историко-системный метод, базирующийся на том, что историческая реальность является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Кроме того, изучение истории предполагает использование историко-статистических, историко-демографических и т.п. методов, широкое использование компьютерных технологий.

 

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - КИЕВСКАЯ РУСЬ И РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА ХП – ХШ ВВ.

Восточные славяне до образования древнерусского государства

Славяне являются частью индоевропейской языковой семьи вместе с германскими, иранскими, кельтскими, греческими и др. народами. 4-5 тыс. лет назад индоевропейцы занимали (предположительно) северо-восточную часть Балкан и Малую Азию. Все они были скотоводами и в поисках пастбищ расселились по Европе. Постепенно кочевники оседали на землю и во II тысячелетии до н.э. родственные племена образовали большие этнические массивы. Одним из них стали праславяне, расселившиеся широкой полосой от Одера, на северо-западе до Среднего Поднепровья на юго-востоке. Античные историки называли их венеды и считали местами их обитания берега Вислы. Готский историк VI в. Иордан описал жизнь и быт восточных славян-антов. В это время славяне активно включились в «великое переселение народов». Часть их пошла на Балканы и положила начало южным славянам (предки болгар, сербов, хорватов и др.), другая часть осела на западе (поляки, чехи, словаки, лужичане), третья - оказалась на Восточно-европейской равнине (предки русских, украинцев, белорусов).

В ходе расселения шло разложение родового строя и возникновение племенных союзов: полян, северян, древлян, радимичей и др. Соседями восточных славян были: на западе - балтийские племена (ливы, чудь, весь), западные славяне и венгры (угры); на северо-востоке - угро-финские племена (мордва, мурома, меря); на востоке - волжские булгары. На Нижней Волге жили хазары, в Северном Причерноморье кочевали тюркские племена печенегов, затем торков и, с середины XI в., половцев (куманов).

Вначале славяне жили родовыми общинами, объединенными в племена. Каждое племя имело народное собрание - вече, избиравшее Совет старейшин и племенного вождя на случай войны. В VI в., в связи с миграцией славян, появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, стали выделяться малые семьи. Родовая община сменилась соседской или территориальной («мир» - на юге, «вервь» - на севере). Земли, леса, угодья и водоемы оставались во владении всей общины, но каждая семья получала в пользование участок пахотной земли - надел. Повышение производительности труда приводило к увеличению прибавочного продукта и развитию торгового обмена. Возникало имущественное неравенство. В условиях почти постоянных войн и частых военных походов усиливалась роль военачальника - князя и его дружины (группа воинов - боевых сподвижников князя). Появляется военно-дружинная знать. Она присваивает себе власть и богатство, облагает соплеменников данью (налогом). Военнопленных обращают в рабов, но рабство носит патриархальный характер. Пленники - рабы считались как бы неполноправными членами семьи, а через какое-то время и вообще получали свободу.

Славяне вели комплексное хозяйство. Его основу составляло хлебопашество: перелог - в лесостепи, подсека - на севере. Держали скот: лошадей, коров, свиней, овец, коз. Занимались огородничеством. Вспомогательными отраслями были охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда диких пчел). Реки служили транспортными артериями. По Днепру лежал знаменитый путь «из варяг в греки». Волжская речная система выводила на восток, к Каспийскому морю. При слиянии рек возводились города как центры торговли и перевалочные базы. В городах находилась резиденция князя, селились ремесленники.

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, поклонились Сварогу - богу неба, Даждьбогу (Яриле, Хорову) - богу солнца, Перуну - богу грома, молнии и войны, Стрибогу - богу ветра, Велесу - (Волосу) - покровителю скота. Богиня плодородия звалась Мокошь (Мать - Сыра земля). В лесах жили лешие, в озерах и реках - русалки. С особым почтением относились к предкам. Изображения богов ставились в определенных местах - капищах, им приносились жертвоприношения - требы. Служители культа именовались волхвами.

Пройдя длительный исторический путь развития, восточные славяне к IX в. вплотную подошли к образованию государственности.

 

Образование древнерусского государства в IX в.
Первые упоминания о «руси» («роси») относятся к V- VII вв. Часть исследователей выводит его от названия реки Роси (приток Днепра), где сложился мощный племенной союз, из которого к началу IX в. вырос «каганат руссов» с центром в Киеве. Другие ученые полагают, что термин «рос» - «русь» скандинавского происхождения, но о воинственных руссах византийцы, например, знали задолго до прихода скандинавов-варягов.

Общественной устройство у восточных славян VIII- первой половины IX вв. принято называть «военной демократией». При этом порядке племенной вождь превращается в князя - правителя племени или союза племен. Рядом с ним находится предводитель войска - воевода, дружинники превращаются в воинов- профессионалов. Война для них - постоянное занятие. От рядовых общинников обособляется знать - главы родов и больших семей. Вместе с тем сохраняются элементы родового строя (вече, племенное ополчение, обычай кровной мести и др.). Период «военной демократии» является переходным от родоплеменной организации к государственной, характерными чертами которой являются сильная центральная власть, стоящая над разделенным на социальные группы обществом, более или менее четко очерченная территория с административным, а не племенным делением, сложившаяся относительно упорядоченная система сбора налогов.

Под 862 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о призвании в Новгород на княжение варяга Рюрика и его братьев. Многое здесь носит легендарный характер, но сам факт правления Рюрика никем не оспаривается. На этом основывается так называемая «норманнская теория». Ее основоположниками были Г.Байер, Г.Миллер, А. Шлецер - немецкие ученые, приглашенные для работы в Россию при Анне Иоанновне. В дальнейшем, эта теория нередко привлекалась для обоснования тезиса о неспособности славян к самостоятельному государственному управлению. Безусловно, варяги сыграли свою роль катализатора в становлении государства, но само оно есть резуль­тат внутреннего развития славянских протогосударственных структур. Не следует путать вопрос о происхождении династий (первые князья, несомненно, варяги) и вопрос о возникновении государства.

Киевская Русь при первых князьях

По некоторым данным Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Власть перешла к его родственнику или воеводе Олегу. Собрав большую рать из словен, кривичей, чуди, мери и веси он захватил путь «из варяг в греки», взял Смоленск, Любеч, а в 882 г. хитростью овладел Киевом, убив княживших там Аскольда и Дира. Объявив Киев «матерью городам русским» Олег положил начало образованию единого восточнославянского государства - Киевской Руси.

Он обложил данью подвластные территории, обязался ежегодно вы­плачивать варягам по 300 гривен «мира деля», совершил успешные походы против древлян, северян, радимичей, отбил притязания Хазарии на русские земли. В 907 г. состоялся победоносный поход на Царь-град (Константинополь). Греки выплатили денежную контрибуцию и обязались давать ежегодную дань. Русские купцы получили пра­во беспошлинной торговли в империи, бесплатное содержание во время торгов, включая возможность посещения терм (бань). Эти условия были закреплены договором 911 г.

В 912 г. Олег внезапно исчез. Киевским князем стал Игорь (912 - 945 гг.). Он вновь завоевал древлян, отбил натиск печенегов и заключил с ними мир. На Таманском полуострове возникла русская колония, что обострило отношения с Византией (она опасалась за судьбу своих владений в Крыму). В 941 г. русское войско морем и сушей подошло к Константинополю, но было отброшено «греческим огнем». В 944 г. Игорь повторил поход. Византийцы запросили мира. Договор 944 г. подтверждал большинство статей прежнего договора 911 г., но русские лишались права беспошлинной торговли.

Княжеская казна пополнялась не только походами, но и сбором дани. Ежегодно, глубокой осенью, князь с дружиной объезжал свои владения и собирал с населения меха, мед, воск, лен и другие про­дукты. Это называлось полюдьем. Поход продолжался всю зиму, а после вскрытия рек полученную дань везли в Царь-град на продажу. Сбор дани не был строго фиксирован. В 945 г. это привело к драматический развязке. Игорь отправился по требованию дружины соби­рать дань с древлян. По завершении экспедиции он отправил боль­шую часть дружины домой, а сам с небольшим отрядом остался для дополнительного сбора. Древляне перебили дружину и казнили князя.

После гибели Игоря власть в Киеве (из-за малолетства сына Святослава) перешла к его жене Ольге. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, но одновременно изменила порядок сбора дани. Была установлена твердая норма – «урок» и определены места сбора. В новгородской земле учреждались погосты, куда население обязано было везти продукты и товары. Это была первая на Руси налоговая реформа. Упорядоченный сбор дани пришел на место анархического полюдья, напоминавшего грабительский налет. В 957 г. Ольга посетила Константинополь, провела переговоры с императором и приняла Святое Крещенье, положив начало распространению православия в княжеской среде.

К началу 60- х гг. X в. Святослав возмужал и принялся за расширение и укрепление границ Руси. Он подчинил племена вятичей, в 964- 966 г. разгромил волжских булгар и надолго отнял возможность нападать на русские земли. Мощным ударом своей дружины он уничтожил враждебную Хазарию, привел к покорности племена Кавказа. В 967 году Святослав двинулся в Болгарию, разбил войско царя Петра, присоединил к своим владениям нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец. Сюда он хотел перенести свою столицу, но вынужден был вернуться в Киев для отражения печенежской опасности. В 969 г. он вновь вступил в Болгарию, но на сей раз, его противником стал новый император Византии Иоанн Цимисхий. Стороны не смогли одолеть друг друга и в 970 г. был заключен мир, подтверждающий условия прежних договоров. Весной 971 г. боевые действия возобновились. Дружина Святослава была осаждена в крепости Доростол и, несмотря, на героизм сопротивления, вынуждена была согласиться на переговоры о мире. Святослав отказывался от всех завоеваний в Болгарии и должен был покинуть Дунай. На обратном пути, в 972 г., он попал в засаду на днепровских порогах и был убит печенегами.

Эпоха Владимира I (980- 1015 гг.). Принятие христианства на Руси

Отправляясь в Болгарию, Святослав «посадил» своих сыновей наместниками в разных городах. Ярополк остался в Киеве, Олег получил землю древлян, Владимир был отправлен в Новгород. После гибели Святослава Русь фактически распалась на три части и между братьями вспыхнула междоусобная война. Победителем из этой «первой усобицы» вышел Владимир. В 980 г. он утвердился в Киеве и, будучи ярым язычником, велел установить на холме близ княжеского дворца статуи основных племенных богов. Главным богом был «назначен» Перун. Сыновья Владимира были разосланы наместниками по городам Руси.

Владимир воевал с Польшей из-за Червенской Руси и сумел включить ее в состав Киевской державы. Но самая большая опасность исходила от печенегов. Чтобы оградить Русь от набегов номад Владимир приказал построить на дальних подступах к Киеву несколько линий крепостей. На эти «заставы богатырские» отправляли служить воинов из всех городов Руси. За заботу о сохранности русской земли Владимир удостоился чести попасть в народные былины и почетного прозвища «Красное Солнышко».

Самым выдающимся событием в правление Владимира было принятие христианства. Вообще-то православие среди русичей распространялось с IX века. При Игоре в Киеве уже была церковь пророка Ильи, а значит, существовала и христианская община. Бабка Владимира, Ольга, сама была христианкой. Но все это были переходы в новую веру в индивидуальном порядке. Между тем, жизнь требовала присоединения к мировой религии. Во-первых, потому, что иначе Русь оказалась бы изолированной от христианских государств, и осталась бы их языческой окраиной. Во-вторых, новая религия укрепляла центральную власть, провозглашая необходимость подчиняться ей не только за страх, но и за совесть. В-третьих, христианство призвано было укрепить общественные связи, подчеркивая равенство всех перед Богом, осуждая кровавые жертвы, отстаивая прочность семейных уз. В-четвертых, приобщение к христианству способствовало бы усвоению достижений цивилизации (философия, литература, архитектура, иконопись и др.). В-пятых, христианство облегчало человеку жизнь, примиряло с социальным неравенством, выдвигая на первый план духовные ценности. Смысл жизни открывался не в обладании вещами, а в способности совершать благие поступки, в стремление к нравственному совершенствованию.

В 987 г. состоялись русско-византийские переговоры. Греки просили помощи в подавлении восстания, Владимир потребовал взамен руки принцессы Анны с обещанием креститься. Князь выполнил обещание, но Византия не торопилась исполнить свою часть договора. В ответ Владимир, в 988 г., осадил центр ее владений в Крыму, Херсонес (Корсунь), и принудил город к капитуляции. Вскоре в Крым прибыла Анна. Владимир обратился в православие и женился на ней. В 990 г. он приказал креститься населению Киева. Поскольку киевляне были довольно хорошо знакомы с обрядами христиан, крещение прошло в спокойной обстановке. Однако языческий Новгород Добрыня (дядя Владимира) крестил «огнем и мечем».

Поначалу христианство даже при поддержке князя распространялось медленно. Потребовались века, чтобы Русь стала действительно христианской страной, но и потом язычество не сдалось окончательно. Сложилось двоеверие. Усвоив догматы и обряды православия, русские продолжали отмечать праздники Коляды и Купалы, которые слились с христианскими праздниками, продолжали верить в домовых, леших, русалок и упырей.

Христианство оказало серьезное влияние на жизнь древнерусского общества. Монастыри стали рассадниками грамотности и образованности, монахи-подвижники показывали пример добродельной жизни, влияли своим авторитетом на окружающий мир. Глава церкви - митрополит - являлся духовным наставником князя, способствовал предотвращению междоусобиц. На Руси смягчились нравы, уходили в прошлое наиболее грубые обычаи (похищение невест, многоженство, изощренные казни). Убийство раба стало считаться грехом и подлежало церковному наказанию. Через Православие Русь вошла в тогдашнее мировое сообщество государств.

Князь Владимир был личностью сложной и противоречивой. Закоренелый язычник, в молодости он действовал насилием грабежами, вероломством, клятвопреступлением. Однако, утвердившись в Киеве, он показал себя дальновидным правителем. Приняв христианство, князь настолько проникся его духом, что даже некоторое время не решался казнить неисправимых и злостных преступников, В молодости он любил буйные пиры, став христианином, полюбил совместные трапезы. За крещение Руси он был признан святым и равноапостольным.

 

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054)

После смерти Владимира в 1015 г. его сыновья начали «вторую усобицу». Святополк «Окаянный» коварно убил братьев Бориса и Глеба, захватил власть в Киеве. Новгородский князь Ярослав, опираясь на варягов и ополченцев, разбил Святополка в 1016 г. у Любеча и вынудил его бежать в Польшу к королю Болеславу I. С помощью поляков Святополк вернулся в Киев, а Ярослав бежал в Новгород и хотел эмигрировать в Швецию. Новгородцы вновь оказали ему поддержку, и в 1018 г. на р. Альте произошло генеральное сражение. Святополк и союзная ему печенежская рать были разбиты наголову. Ярослав торжественно въехал в Киев. Правда, ему не сразу удалось восстановить единство Руси. До 1036 г. он управлял Правобережьем Днепра и Новгородом, а его брат Мстислав - Левобережьем с резиденцией в Чернигове. В 1036 г. Ярослав стал князем всей Руси. Подобно своим предшественникам Ярослав разослал своих сыновей по городам и требовал от них полного повиновения. Он издал свод законов - «Русскую Правду». Ее статьи строго наказывали за умышленное убийство. Еще допускалось родовое право кровной мести, но был ограничен круг мстителей (отец, сын, брат, племянник, дядя). Если близких родичей не оказывалось, то убийца платил княжескую виру в 40 гривен. Специальная плата полагалась за увечья, побои и проч. Закон защищал всех, но в нем уже заметны проявления социального неравенства. За преступление холопа виру платил господин, свободный человек мог безнаказанно убить обидевшего его раба.

Широкое распространение получила православная церковь. Сам князь славился набожностью, любил читать и толковать книги. При нем был заложен в 1037 г. каменный собор Св. Софии. В середине XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь. В 1051 г. собором русских епископов был избран митрополитом русский инок Иларион.

Ярослав проводил активную внешнюю политику. С помощью династических браков он породнился со многими правящими домами Европы и с Византией. В 1036 г. его войско нанесло сокрушительное поражение печенегам под Киевом, там, где стоит храм Св. Софии. Печенежская опасность исчезла навсегда, но на их место вскоре пришла новая орда половцев. В 1043 г. Ярослав отправил войско в поход против Византии. Поход оказался неудачным, и только в 1046 г. смогли заключить мирный договор.

Сословный состав населения отличался большой сложностью. На вершине социальной пирамиды стоял киевский князь, которому подчинялись его сыновья - управители отдельных княжеств. Аристократию представляла дружина. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили бояре, и княжьи мужи - ближайшее окружение князя, его советники и соратники. Младшая дружина состояла из гридей, отроков, детских. На войне они были главной силой княжеского войска, в мирное время выполняли административные и судебные поручения. К середине XI в. определилась тенденция «оседания» на землю князей и бояр. Образуется княжеский домен, т.е. личные земли князя (его зачатки прослеживаются в X в.). Потомки родовой знати превращаются в бояр-вотчинников с правами наследных собственников. Князь наделяет землями и доходами монастыри и церкви.

Значительное развитие получила городская жизнь. Выросло количество купцов разных категорий: от «гостей», ведущих торги с иноземцами до мелких разносчиков. Укрепляли свои позиции ремесленники. В ряде случаев горожане объединялись в корпорации, подобные западноевропейским цехам и гильдиям.

Подавляющее большинство сельского населения состояло из смердов – лично свободных общинников, плативших в казну ренту - налог. Появилось полусвободное население. Это - закупы, лица, взявшие ссуду - «купу» и обязанные отработать ее с процентами. Сбежавший до этого срока закуп обращался в холопа. Рядовичи заключали с господином «ряд» - договор и до выполнения условий договора они находились в личной зависимости от хозяина. На господских землях трудились наймиты (работники за плату), на церковных землях работали прощеники, т.е. те, кому были прошены их долги или преступления. Довольно многочисленной была категория рабов - холопов. Основными источниками холопства были плен, кабала за долги и рождение от холопа. Кроме того, холопом становился женившийся на рабыне, сбежавший до срока рядович или закуп. Часть холопов «сидела» на пашне - они были отдаленными предками крепостных, но часть их, конечно меньшая, неплохо устраивалась при дворе князя или боярина. Холопами были огнищане - управители хозяйства, тиуны - заведующие отдельными отраслями его (коневодство, охота, пашня и др.), ключники - хранители кладовых, амбаров и вообще мелкие администраторы. «По ключу - холоп» - такова была норма «Русской Правды». С течением времени увеличивалась прослойка боевых холопов - дальних предков русских дворян.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия