Студопедия — Религиозная система Междуречья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозная система Междуречья






Долина рек Тигра и Евфрата[41] в древности называлась греческим именем Месопотамия, что означает Междуречье. Междуречье считается самой древней государственной системой, состоявшей из нескольких государственных образований.

«Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими, и развитие это протекало в значительной степени параллельно. Поэтому, хотя прямые исторические связи между Египтом и Двуречьем были слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, между тем формы религии в обеих странах имели очень много общего; конечно, были и существенные различия.

Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанные на оросительном земледелии и регулировании течения рек восходят к четвёртому тысячелетию до н.э. Она принадлежала шумерам — древнейшему досемитическому населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остаётся ещё не совсем ясной.

У каждой общины — вначале был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины — патеси (энси). Этот патеси был одновременно и вождём и жрецом.

Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху — до начала третьего тысячелетия — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в ещё более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп»[42].

 

Из этого описания хорошо виден процесс перехода от культуры общинной магии, с присущей ей общинной замкнутостью, на родоплеменные культы местных божеств с их племенными служителями (вождями, шаманами и жрецами) — к ведически-знахарской культуре с её концентрированным управлением психологией верующей толпы с вершины храмовой иерархии, единой для целого народа, или даже нескольких народов и управляемой храмовыми “жрецами” авторитетом вождей и «национальных» богов. Видно, что подобный путь концентрации религиозного управления прошли большинство древних племён и народов мира, прежде чем войти в период устойчивого толпо-“элитаризма”, под покровом религиозной веры.

 

«Уже в шумерийскую эпоху (четвёртое-третье тысячелетия до н.э.) образовались, путём такого слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях, общенародные божества.

Первоначальные шумерийские образы богов очень трудно очистить от последующих семитических наслоений. В семитическую эпоху [43](с середины третьего тысячелетия до н.э.) древнешумерийские божества были сохранены в значительной мере под своими прежними именами. Но появился ряд новых богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени.

Со времени возвышения г. Вавилона [44], с начала второго тысячелетия до н.э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистского учения.

Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться».

 

Как видно из этого отрывка, переход к монотеизму в период становления ведически-знахарского толпо-“элитаризма” был чуть ли не первоочередной задачей верховных “жрецов” и правителей древнейших национально-государственных религиозных систем. Проблема наивысшей концентрации цивилизационного и государственного управления в руках узкой группы высших посвящённых заставляла искать пути к возвышению единого бога из уже существовавшего пантеона, а затем — к опусканию в низшие религиозные сферы всех остальных прежних богов.

 

«Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединённого Двуречья, начиная с Саргона[45], претендовали на особую близость к небесным богам, правили от их имени.

Вавилонские и другие жрецы поддерживали культ царей, ибо этот культ им самим обеспечивал устойчивость привилегированного положения. Они не соперничали с царями, как это порой делали египетские жрецы».

 

Середина второго тысячелетия до н.э. — тот период развития древнейших и “продвинутых” региональных цивилизаций, когда перед верхушками их иерархий как никогда остро встал вопрос об единоначалии. Только древнейшая цивилизация Междуречья исторически так и не смогла породить религиозную систему устойчивого монотеизма по двум основным причинам:

 

· Крайняя рассредоточенность и многообразие возвышения религиозных культов на всей её территории, что сказалось на невозможности “жрецов” главного государственного культа обуздать “жрецов” местных культов и возвысить единственного государственного бога до уровня устойчивого монотеизма.

· Историческая неустойчивость государственной власти в Месопотамии. В Месопотамии с её множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи…) достигали немалой власти и признанного могущества, серьёзных централизованных “деспотий” в этом регионе, как правило, не было.

 

Однако, как мы видим, несмотря на исторические неудачи, религиозный монотеизм — как самый эффективный способ управления психологией верующей толпы, остался “на повестке дня” высших “жрецов” древнейших иерархий посвящений древнего толпо-“элитаризма”.

Можно сказать, что первого крупного успеха в этом деле достигли “жрецы” древнего Египта, “продвинутой” цивилизации, развивающейся параллельно цивилизации Междуречья. Однако, самое важное то, что исторически первая официально зарегистрированная религиозная система монотеизмаиудаизм — в том виде, как мы её знаем, сформировалась под влиянием не столько религиозных мифов древнего Египта, сколько под влиянием религиозных мифов и иллюзий древнего Вавилонского царства в период так называемого «вавилонского плена» евреев (VI в. до н.э.), а затем — под влиянием религиозной культуры захвативших Вавилонское царство персов и присоединения земель Вавилона к Персии. Как известно иудейские мифы вошли в Ветхий Завет. Но Ветхий Завет — лишь первая часть Библии. Во вторую часть Библии, Новый Завет, также попали многие мифы, известные из древних цивилизаций, и в первую очередь — из Вавилонии, Египта и Персии. Так что и вторая по хронологии религиозная система строгого монотеизма — “христианство” — тоже не возникла на пустом месте.

Рассмотрим некоторые древние мифы и религиозные культы Междуречья, которые были предшественниками библейских мифов и легенд.

 

«Наряду с официальным культом богов — покровителей государства и культом царей сохранились и другие, несомненно глубоко древние и чисто народные культы, прежде всего земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Почиталось женское божество, богиня плодородия, известная под тем же именем Иштар, как и богиня — покровительница одного из шумерских городов, и потому впоследствии с ней, видимо, слившейся. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини: например, в тексте древней поэмы о Гильгамеше этот герой сурово упрекает её в сладостной жестокости к своим любовникам. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (более известный под именем — Таммуз) — олицетворение растительности. Существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю, но миф этот известен только по отрывкам.

Из всего этого видно, что Думузи — земледельческое божество, смерть и воскресение его — олицетворение земледельческого процесса (параллель египетскому культовому мифу об Осирисе и Исиде)».

 

С глубокой древности (ещё до образования первых крупнейших национально-государственных образований, при переходе от культуры общинной магии к ведически-знахарской культуре) в регионах, где преобладало земледелие и люди жили его плодами — земледельческие циклы прочно связывались с соответствующими божествами. Расцвет и увядание природы (соответственно ранней весной и поздней осенью) соотносились с рождением и смертью (иначе: воскресением и смертью) соответствующих божеств. Не удивительно, что с успехом земледельческих работ и сбора урожая суеверными людьми, зависящими от “капризов природы”, соотносились благосклонность, либо злоба божеств. Кроме этого многовековые наблюдения за звёздами позволяли шаманским и жреческим верхушкам соотносить звёздные циклы с плодородием тех или иных культур (в зависимости от текущего звёздного года) и погодными катаклизмами. Последнее стало основой для именования звёзд и созвездий именами богов, особенно в древней Греции.

Помимо этих пережитков древнейших суеверий, устойчиво вошедших в культуру древних племён, а затем и народов — с ещё более глубокой древности (из культуры первобытного шаманизма) известен ещё один смысл религиозного культа смерти-воскресения.

Из культуры шаманизма известно, что прежде, чем стать шаманом, инициируемый ученик обычно проходил стадию шаманской болезни — шаманки. Течение шаманской болезни как правило полностью совпадало с циклом инициации, этапы которой получили название: страдание, смерть и последующее воскресение. Только культура шаманизма наглядно и подробно демонстрирует нам весь важнейший механизм инициации будущего шамана, заключающийся в последовательности «страдание, смерть и последующее воскресение». Мало того, эта культура сохранилась у некоторых народов до сих пор и в определённой мере можно посмотреть, что происходит с инициируемым и в наше время. В момент этой болезни инициируемый (будущий шаман) становится в определённой мере невольником-«зомби» того эгрегора, через который проходит инициация его психики [46]. После чего бóльшая часть психики шамана управляется тем эгрегором, который его инициировал. В этом “ключ” к пониманию всех субкультур разноликой ведически-знахарской культуры, которая исторически сменила древний шаманизм.

Будучи наследниками древних шаманов, и обладая в совершенстве навыками эгрегориальной магии (но уже не сколько бессознательно, как древние шаманы, а в некоторой мере осознанно), храмовые “жрецы” крупных национально-государственных религиозных систем — объединили привычные (вошедшие в генетику) для народов древние культы смерти-воскресения, связанные с природными циклами и богами, с сутью шаманской инициации в новых исторических условиях. В результате “жреческие” иерархи, употребляя имена верховных богов (или одного возвышающегося бога) научились устойчиво творить в отношении толпы верующих магию инициации этой толпы в главный эгрегор религии и соответствующую ему систему религиозных культов для устойчивого управления психологией толпы. Нетрудно догадаться, что после такой инициации психика верующей толпы смещалась в сторону «зомби» той религии, бог которой мог чудесно умирать и воскресать. Но именно таким мы знаем исторически сложившееся библейской христианство, в котором считается, что Иисус Христос умер на кресте и потом воскрес.

Обряд смерти и воскресения верховного бога был хорошо известен и иудейским “пророкам”:

 

«Любопытно, что вавилонские жрецы пытались перенести культ погибающего и воскресающего Думузи на своего Мардука: в одном тексте именно Мардук (Бэл) гибнет у ворот подземного царства и жена-богиня возвращает его к жизни[47].

Семиты назвали Думузи-Таммуза «Господином» — Адони (в греческой и латинской форме — Адонис), культ его впоследствии широко распространился по всей Передней Азии. Известен мифологический рассказ о гибели Адониса на охоте от клыков дикого кабана. Ещё еврейский пророк Иезекииль видел в Иерусалиме женщин, плачущих по Таммузе (Иез. 8:14); вероятно, это были женщины-вавилонянки. А «садики Адониса», с быстро произрастающими растениями ещё гораздо позднее разводились в странах Востока.

Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы — прислужники храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях — не иметь физических недостатков.

Наряду с жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар, практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С другой стороны, той же Иштар служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски».

 

Как известно из истории, евнухи[48] издревле употреблялись в первую очередь в так называемых «восточных деспотиях» для присмотра за гаремами. Множественные случаи употребления евнухов зафиксированы в древних китайской и персидской цивилизациях, что соответствовало всем строгостям иерархического порядка имперских режимов. Массовое употребление евнухов при дворе было исторически точно зафиксировано в персидской империи в VI веке до н.э. Но, как видно, они употреблялись и гораздо раньше этого для сохранения чистоты генеалогических линий высшего духовенства — древнего храмового жречества.

Статус евнуха был весьма высоким: ценились его хладнокровие к женскому полу и даже некоторое презрение ко всем, кто был подвержен влиянию «основного инстинкта». Иными словами, евнух был не только самым надёжным охранником, который не способен предать хозяина, вступив в половую связь с его родственниками, но и лучший слуга в смысле соблюдения храмовой дисциплины: тип психики евнуха гарантированно был выше «животного» — скорее ближе к «зомби», что и требовалось для улучшения качества служения “господам” и их иерархии.

Первые “христиане” до принятия Римской империей “христианства” в качестве государственной религии зачастую практиковали самооскопление «ради скорейшего объединения с духовностью Христа». Поводом к этому членовредительству послужило евангельское высказывание, возможно что и Иисуса:

 

Новый Завет, От Матфея, глава 19

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

 

Если рассмотреть это высказывание в контексте всего разговора Иисуса с учениками [49], то стремление некоторых “христиан” к оскоплению вызывает лишь недоумение. Ясно, что Иисус, если и говорил нечто подобное, то иносказательно и закончил многозначительной фразой «Кто может вместить, да вместит». Речь шла о разводе, в каком случае он оправдан, а в каком нет. Но некоторые первые “христиане” извлекли из этого свой смысл, занявшись в религиозном угаре откровенным членовредительством. Церковная же иерархия «священников» извлекла из этого то, что ей пригодилось прежде всего: смысл духовного оскопления «ради служения Христу» и церкви.

В этом же ключе «священническая» иерархия библейского христианства трактует и назначение своей одежды. Подрясник и ряса у них означает отрешённость от мира, обретение духовного покоя, знак духовной благодати, покрывающий «священнослужителя» и все человеческие слабости, отсутствие движений и страсти, отрешённость от всего суетного. В общем — духовное самооскопление в качестве «зомби»-послушника иерархии.

В Римской империи Никейский Собор 325 года официально запретил оскопление в “христианстве”. Но несмотря на это некоторые направления библейского христианства позволяли себе такое действо. Так называемая секта «Хлыстов» практикует его до сих пор. А католическая иерархия всё же применяла труд евнухов в отдельных случаях как самых надёжных и преданных делу людей. Ведь по типу психики евнухи становились “на голову” выше, чем «животная» толпа, подверженная влиянию «основного инстинкта».

Изучение истории употребления евнухов, а также истории появления первых женских одежд на мужчинах — связанных с охраной евнухами чистоты генеалогии верхушки “жреческих” храмовых иерархий (евнухи одевали женские одежды) — позволяет провести смысловую параллель между одеждами “христианских” «священнослужителей» (в том числе и монахов) и одеждами древних восточных евнухов. Во всяком случае ряса и подрясник даже внешне — не мужское одеяние. А смысл женского одеяния на «духовно оскоплённом» (согласно толкованию евангельского высказывания, Матфей 19:12, принятого в церковной иерархии) «священнослужителе» — поддержка не Иисуса Христа и не Бога, а надёжная поддержка духовной “генеалогии” иерархии «священнослужителей», наследников дела прошлых “жреческих” сословий рабовладельческих государств и цивилизаций в качестве устойчивых «зомби». Ведь когда евнухи одели женские одеяния, единобожия ещё не было, зато была необходимость гарантии чистоты “жреческих” родов ради герметизма управленческих знаний [50]. К тому же почитаемая в толпе верующих “святость” «священнослужителей» (в том числе монахов и монашек), носящих одну и ту же одежду — является древним стимулом стремления к бесполой культуре (хотя бы внешне): ведь женская одежда на мужчине это признак бесполости[51]. Тем более, что евнухи, которые может быть первыми одели нечто вроде ряс и служили верхушкам иерархий — уж точно были бесполыми [52].

С.А. Токарев в своей книге проводит параллели между некоторыми мифами Библии и реальными историческими фактами, известными из истории добиблейских региональных цивилизаций — развенчивая библейские мифы:

 

«Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы, обычно в форме ступенчатых башен (зиккураты), были весьма внушительным зрелищем; они послужили поводом к созданию еврейской легенды о построении Вавилонской башни».

 

Автор показывает, как, и на основе чего ещё в глубокой древности начали формироваться “образы” богов, их “характер” и специализация. Нужно понимать, что при переходе к монотеизму многие черты “характера” богов были перенесены на одного верховного Бога, в которого стали верить люди. А “образ” этого верховного Бога складывался на основе древних стереотипов “взаимоотношений” людей с богами их пантеонов.

 

«Жрецы были в то же время учёными. Они монополизировали знания[53], которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развивалась астрономическая наука, не уступающая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.

Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов — всё это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини, местные покровители стали ассоциироваться с небесными светилами. Возможно, конечно, что астральные черты, элементы олицетворения небесных явлений входили в образы богов как составная часть и в самую начальную эпоху, ещё до развития астрономических знаний. Ведь недаром и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога или богини».

Таким образом речь идёт о древних иллюзиях, указывающих на чисто атеистическое (натуралистическое и астральное) происхождение понимания взаимоотношений богов и людей. Оно складывалось с глубокой древности и было перенесено на единого Бога в последующих за политеистическими религиозных системах монотеизма. Суеверная толпа была готова к такому пониманию единого “Бога”. В нашей терминологии подобные взаимоотношения людей с богами, а затем и с единым “Богом” названы идеалистическим атеизмомсистемой религиозных взаимоотношений людей с ими же созданными иллюзорными духовными сущностями (эгрегорами), сконцентрированными вокруг какой-либо развитой в культуре религиозной символики. У древних вавилонян, затем персов, а потом и греков во времена политеизма это были звёзды и созвездия — своеобразные небесные фетиши[54]. Но фетиши (даже звёздные, небесные) могут обозначать лишь какие-либо явления, отображённые через психику людей в коллективном бессознательном (эгрегорах), но никак не Бога. В библейское христианство любовь древних людей к подобного рода эгрегориально-фетишистской магии отобразилась в поклонение иконам и кресту.

Далее автор описывает пример, как волей “жрецов” в древности наполнялись конкретным содержанием эгрегоры-боги, связанные со звёздной символикой:

 

«Когда же стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные светила и другие явления: произошла астрализация богов. Бог Ларсы Уту, видимо искони связывающийся с солнцем, стал под именем Шамаш (солнце) почитался по всей стране; бог Ура — Син был отождествлён с луной; другие великие боги — с планетами: Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Неграл — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн. Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешёл к грекам [55], от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тоже посвящены богам.

Эта астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времени и делениям пространства священное значение. С этим связано появление священных чисел — 3, 7, 12, 60 (5х12) и др. Эти священные числа тоже были унаследованы европейскими и другими народами.

Уже в древнейшую эпоху в Вавилонии существовали космогонические мифы.

В мифологических текстах говорится о создании первого человека по имени Адапа (его создал бог Эа), о потере этим первым человеком бессмертия, то есть о происхождении смерти (Эа хотел наделить Адапа бессмертием, но тот вследствие своей ошибки не получает его)».

 

Нетрудно провести параллели между древревавилонским Адапом и ветхозаветным Адамом. Последний тоже не получил “ключей от рая” вследствие своей ошибки. Многие мифы Вавилонии попали в Библию.

 

«Некоторые интересные мифологические мотивы содержатся в знаменитом эпосе о Гильгамеше — древнейшем из дошедших до нас эпосов. Не касаясь содержания этого эпоса в целом, обратим внимание только на один эпизод: встречу героя Гильгамеша на краю света, за «водами смерти», со своим предком Утнапиштимом. Последний рассказывает Гильгамешу о страшном потопе, посланном богами и затопившем всю землю; от потопа спасся только он, Утнапиштим, с семьёй и животными, построив корабль по совету Эа. Этот мифологический мотив и отдельные его детали очень напоминают известное библейское сказание о потопе, которое вероятнее всего, и было заимствовано евреями от вавилонян [56].

Представления о загробной жизни были в вавилонской религии весьма смутны. По господствующим поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Даже представления о неодинаковости судьбы душ за гробом были, в отличие от египетской религии, не разработаны. Вся религия народов Месопотамии была ориентирована на земную жизнь, она не обещала человеку награды или утешения в потустороннем мире. Это очень характерно. Ведь и египетская религия лишь в слабой степени и лишь в позднейшее время давала человеку какое-то утешение, какую-то надежду на лучшую жизнь за гробом в награду за заслуги в этой жизни. На раннем этапе истории классовых обществ, как и в доклассовом обществе, этот момент утешения загробной наградой вообще обычно отсутствует; он появляется лишь позже, в связи с гораздо более обострившимися классовыми противоречиями.

В эпоху Ассирийской империи (VIII – VII вв. до н.э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад ни в культуру. Они лишь заимствовали у коренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность, а также и религию. В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции.

Сама же вавилонская религия держалась долго и прочно, может быть, потому, что она была связана с действительно обширными знаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии, времяисчисления, метрологии. Вместе с этими знаниями вавилонская религиозно-мифологическая система распространилась и за пределы страны. Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много ядовитых семян оставила вавилонская демонология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно к этому источнику.

Вопреки абсолютному засилью религиозной идеологии в шумеро-вавилонском обществе, обострение классовых противоречий пробуждало в образованных людях и зачатки свободной мысли, зародыш будущей критики и отрицания религии [57]. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторые проблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философском тексте — о «невинном страдальце» — автор его ставит вопрос о несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без всякой вины и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. В другом столь же пессимистическом произведении — «Разговор господина с рабом» — говорится о тщетности надежд на что бы то ни было в мире, в том числе и на божескую помощь, на продолжительность жизни, на загробную награду».

 

Последнее (появление религиозного пессимизма) несомненно — выражение кризиса религиозного управления рабовладельческим обществом в отсутствии чётких и ярко выраженных в религии духовных стимулов для рабов. Обнажение атеизма древнейшей религиозной системы политеизма — закономерный итог окончания её существования. Крупнейшие, хронологически последующие за религиозной системой Вавилонии, религии — сделали упор не столько на земные взаимоотношения богов (или “Бога”) с людьми, сколько на доктрину посмертной “справедливости”. Это стало необходимо хозяевам социальных иерархий по причине обострения классовых противоречий, о которых пишет автор. Так хозяева религиозных иерархий стали смещать акцент от звёздно-фетишистских богов древнего политеизма (в которых не скрывалась привязка богов пантеона к тем или иным звёздам и явлениям) — в сторону антропоморфизации и монотеизма единого “Бога” с целью придания ему одному воздаятельных качеств, за привлекательностью которых надолго удалось скрыть от людей атеистическую сущность религиозных систем.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия