Его силсилаВажно сказать, что цепочка передачи духовного знания (силсила), ведущая к Ибн ‘Араби уникальна, поскольку в отличие от других тарикатов одновременно включает хазрата ‘Али ибн Абу Талиба и хазрата ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах. Кроме того, в ней присутствуют шейх Увайс аль-Карани (т.е. запечатлена традиция увайси) и саййидина Хизр[1], мир ему. Что касается наставничества Хизра, мир ему, то в книге «Китаб ан-Нисаб аль-Хырка» («Книга духовного происхождения») Ибн ‘Араби лично сообщает о своём троекратном мистическом общении (сухбат) напрямую с ним и о получении в результате этого тайного знания: «Кроме того, я сам был непосредственным спутником (сахабту) Хизра, да снизойдёт на него мир от Аллаха. Я последовал его наказам (тааддабту бихи) и я воспринял его (ахазту ‘анху) прозвучавшую рекомендацию представить себе, что учителя (ат-таслим ли макалят аш-шуйюх) – это буквально (нассан) «передаваемое из уст в уста» (мин фихи иля фийя). Были и другие знания, которые достались мне от него. Я также был соучастником трёх сверхъестественных событий, связанных с ним: я видел его ходящим по воде яко посуху, преодолевающим пространство (таййиль ард) и молящимся в воздухе». Следуя за шейхом аль-‘Урияби, Ибн ‘Араби начал свой путь с тариката ‘Исавийя, но в зрелом возрасте обучал своему собственному духовному пути, который часто именуется Акбарийя, или тарикат Хатимийя. С определённого момента акбаритская передача (Хырка аль-Акбарийя) слилась с другими тарикатами, преимущественно магрибскими. Группой западных интеллектуалов, следовавших шазилийскому пути, в начале XX века была предпринята попытка реставрации Акбарийи в качестве отдельного, стерильного тариката, но, к сожалению, это были искусственные меры. Естественным же образом Хырка аль-Акбарийя наследуется силсилами Шазилийи, Санусийи и других суфийских братств Магриба. Ниже – силсила Хырки аль-Акбарийя, согласно книге Ибн ‘Араби «Китаб Нисаб аль-Хырка». Она, как мы уже сказали, идёт двумя параллельными путями – через халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба и халифа ‘Али ибн Абу Талиба – но сходится на шейхе Абу аль-Хасане аль-Хаккари. I. Алидская линия: 1). Аллах, Свят Он и Велик. 2). Саййидина Джибриль, мир ему. 3). Саййидина Мухаммад, мир ему и молитва. 4). Имам ‘Али ибн Абу Талиб. 5). Имам Хусайн ибн ‘Али. 6). Имам ‘Али ибн аль-Хусайн. 7). Имам Мухаммад ибн ‘Али. 8). Имам Джа’фар ас-Сыддык. 9). Имам Муса ибн Джа’фар. 10). Имам ‘Али ибн Муса. 11). Шейх Ма’руф аль-Кархи. 12). Шейх Сари ас-Сакати. 13). Шейх Джунайд аль-Багдади. 14). Шейх Абу Бакр аль-Халяф аш-Шыбли. 15). Шейх Абу аль-Фадль ‘Абдульваххаб ат-Тамими. 16). Шейх Абу аль-Фарадж ат-Тартуси. 17). Шейх Абу аль-Хасан аль-Хаккари.
II. Линия ‘Умара ибн аль-Хаттаба: 1). Аллах, Свят Он и Велик. 2). Саййидина Джибриль, мир ему. 3). Саййидина Мухаммад, мир ему и молитва. 4). Хазрат ‘Умар ибн аль-Хаттаб. 5). Шейх Увайс аль-Карани (возникает синхронно с имамом Мусой ибн Джа’фаром в алидской линии). 6). Шейх Муса ибн Зайд ар-Ра’и. 7). Шейх Ибрахим ибн Адхам. 8). Шейх Шакык аль-Балхи. 9). Шейх Абу Тураб ан-Нахшаби. 10). Шейх Абу ‘Умар аль-Истахри. 11). Шейх Джа’фар аль-Хазза. 12). Шейх Абу ‘Абдуллах ибн Хафиф. 13). Шейх Абу аль-Хасан аль-Хаккари. Далее обе линии сходятся. И поскольку алидская линия была непрерывной, и в ней не присутствовал элемент увайси, то продолжим объединённую линию с неё. У шейха аль-Хаккари было две последующие передачи, обе из которых самостоятельно выходят на Ибн ‘Араби. Рассмотрим их отдельно: Первая передача от шейха аль-Хаккари: 17). Шейх Абу аль-Хасан аль-Хаккари. 18). Шейх Абу Са’ид аль-Мубарак ‘Али аль-Махрами. 19). Шейх ‘Абдулькадыр аль-Джилани. 20). Шейх Джамаладдин Йунус ибн Йахья аль-Хашими. 21). Шейх аль-Акбар Мухийиддин ибн аль-‘Араби.
Вторая передача от шейха аль-Хаккари: 17). Шейх Абу аль-Хасан аль-Хаккари. 18). Шейх Абу Исхак Шахраяр аль-Муршиди. 19). Шейх Абу аль-Фатх Шайх аш-Шуйюх. 20). Шейх Абу аль-Хасан ибн ‘Али аль-Басри. 21). Шейх Абу аль-Фатх аль-Махмуди. 22). Шейх Мухаммад ибн Касим ибн ‘Абдуррахман ат-Тамими. 23). Шейх аль-Акбар Мухийиддин ибн аль-‘Араби. Особую специфику Хырки аль-Акбарийя придаёт то, что Ибн ‘Араби, как мы знаем, трижды встречался с саййидиной Хизром, мир ему, и дважды был им посвящён в духовные тайны. Рассмотрим цепочки обоих посвящений: Первая линия передачи хырки Хизра: 1). Саййидина Хизр, мир ему. 2). Дед шейха Садруддина ибн Хамавайха. 3). Шейх Садруддин ибн Хамавайх. 4). Шейх Такыйюддин ибн Маймун ат-Таузари. 5). Шейх аль-Акбар Мухийиддин ибн аль-‘Араби.
Вторая линия передачи хырки Хизра: 1). Саййидина Хизр, мир ему. 2). Шейх ‘Абдуллах ибн ‘Али аль-Джами. 3). Шейх аль-Акбар Мухийиддин ибн аль-‘Араби. Да будет благословенен каждых из наставников этой силсилы и да пребудет с нами всеми их барака! Амин.
|