Студопедия — Множественная самость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Множественная самость






Когда мы говорим «человек», пусть даже склоняясь к каким- то неясным, но все-таки очевидным определениям, отсылающих к сознанию, культуре, труду, социальности, биологии и т.п., то фактически мы говорим об институциях (общества, культуры, экономики, права и т.д. отсюда и вопрос определения человека смещается к его имманентности труду, сознанию, борьбе, любви, игре, смерти и пр. На деле мы уже признали, что человек стал знаком, - мы пытаемся говорить о феноменальности человека, а речь сама собой уже идет, скорее, о «разуме», об обществе, природе и т.п., - человек превращается в знак, в симптом присутствия, манифестации языка, разума, труда и т.д. и в то же время в знак своего отсутствия в онтическом смысле – он наделен лишь отраженным существованием, симулякр, мимета, он имманентен языку, обществу и так далее.

Однако философски важно дать ни точно и логически выверенное определение человека, а, скорее, важнее обратить внимание на тот шум, бормотание, из которого и среди которого и вырисовывается то, что мы называем феноменом человека. Например, у Ницше уже в «Рождении трагедии…» «яйность» предстает как то, что возникает в ситуации столкновения доиндивидуальных, внеличностных потоков интенсивности донисизма и трансиндивидуальных чистых форм аполлонизма, порождая человеческое существо как множественную сингулярность. В принципе еще кантовское «неопределенное эмпирическое здесь-бытие многоцветной многоскладочной самости» отсылает к тому, что мы называем феноменом «человека», чья феноменальность рассеивается в различных топосах, в различных измерениях, не предполагая никакой единой привилегированной позиции, которая могла бы гарантировать некое эпистемическое или онтологическое единство знания об этой феноменальности. Ситуация в большей мере напоминает сплетение совершенно гетерогенных регионов феноменальности, и когда мы пытаемся определить феноменальность «человека», чаще всего исходя из каких- то неясных, но все-таки очевидных определений, отсылающих к сознанию, культуре, труду, социальности, биологии и т.п., то фактически мы говорим об институциях общества, культуры, экономики, права и т.д., которые в свою очередь обладают различающимися конститутивными принципами, порождая, тем самым, не менее различающиеся типы человека, имманентные своим территориям, – говоря несколько иначе, «человек» возникает на месте следов нечеловеческого. Расщепление на типы в больше мере связано не с какими-либо морфологическими чертами, биологическими, культурными и т.д., а с отнесенностью к тому, что стоики называли «тонусом бытия».

Однако именно расщепленность, множественность события, которое мы именуем «человеком», - по сути дела, втягивает нас в промысливание определенных форм, которые фактически уже не имеют никакого отношения к содержательности события человека, - они по отношению к нему безучастны и равнодушны, - это - «человек-форма», или, несколько перефразируя Канта, «пустая форма представления». Эта форма исполняется благодаря особым семиотическим, дискурсивным и недискурсивным разверткам, отсылая к иным формам, например, государству, обществу, культуре, науке и т.п. Поэтому «человек-форма» предполагает не столько обращение к терминам «природа», «культура», сколько к таким понятиям как "государство", наука", «власть», «культура», которые выражают новый способ классификации, утверждения, перевода дискурсивных актов в социальные. Например, «мышление» как форма связано с формой «человек», которая выстроена на редукции к множеству символических взаимосвязей в социальных полях и понимается как некая страта, как определенный семиотический режим. Поэтому и «человек» редуцируется к сложному состоянию вещей как формациям, например, власти, а в конечном итоге человек сам становится знаком, симптомом определенной формы трансцендентальности, которая дает разметки, но в то же время выстраивает определенные топосы, оставляя следы, благодаря которым возникают скрепы, структурирующие хронотоп человека, индуцированном этими разметками.

Но в результате в процессе артикуляции такой множественности рождаются своего рода кентавры мысли, которые не всегда оказываются полубожественными существами, а, скорее, концептуальными ублюдками. Расщепление человека на типы в больше мере связано не с какими-либо морфологическими чертами, биологическими, культурными и т.д., а с характером отнесенности к тому, что стоики называли «тонусом бытия». Этот распад «человека» на типы, его мультипликация становятся собственно концептуальными ориентирами философского мышления. Образы человека, поставляемые различного рода практиками и эпистемическими инициативами оказываются, - это всего лишь отслоившиеся и затвердевшие эйдосы, порождаемые и выбрасываемые на ту или иную поверхность тем, что Кант называл принципиально «неопределенным эмпирическим здесь-бытием многоцветной различающейся самости», и тем, что у Ницше стало множественной дионисийской сингулярностью, порождавшей отчетливые образы в аполлоническом измерении, но никогда не совпадавшей с ними.

Но даже рассеянная множественность феноменальности человека имеет пусть неотчетливые, но все-таки свои пределы, не допуская всепроникающей, универсальной и потому часто благодаря этому обесценивающейся и обессмысливающейся концептуализации, а, напротив, заставляет искать те бытийные регионы, где человеческое существо у себя дома, где оно само-стоятельно. При этом можно с уверенностью говорить о том, что первым симптомом вхождения в философию понятия человека было осознание конечности его бытия. Говоря словами Делеза, исчез «лифт в бесконечность», - здесь-бытие человека больше нельзя было уже мыслить исключительно через имманентность Богу, Абсолюту; онтологические гаранты его феноменальности стремительно распадались. А в итоге мы оказываемся в ситуации, в которой конечность как принцип феноменальности человеческого существа неизбежно влечет нарушение аналитического тождества предикатов человеческого существа и мира, порождая их дисбаланс, а философское вопрошание смещается на отношение «Я – мир», удерживая их негармоническое сосуществование, - конечность человека словно надрезает непрерывные онтологические линии, рвет их, обрывая связи и сцепления Я с миром. Как пишет Хайдеггер, «вопрошающее продвижение в субъективность [ВС. - субъектность] субъекта, «субъективная дедукция», ведет в темноту… Следует не искать ответа на вопрос “что такое человек?”, но прежде всего спросить, как вообще в обосновании метафизики единственно может и должно спрашиваться о человеке»[25]. На первый взгляд странное утверждение, и все же в нем весьма значительная доля истины, потому за Кантом, за трансцендентализмом уже маячит Ницше, новый онтологизм, удерживающий расщепленность и гетерогенность феноменальности человека, отсылая аналитику к связанности семиотических фракт, к их сложным ассембляжам.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия