Совместного обучение мужчин и женщин.
Фетва относительно постановления совместного обучения мужчин и женщин. Шейх Яхья ибн 'Али аль-Хаджури (да сохранит его Аллах). С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Спрашивающий: Ас-саляму 'алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хвала Аллаху Господу миров. Следуя Словам Всевышнего Аллаха: "Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания" (16:43) а также: "Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием" (29:43), мы обращаемся к шейху Яхье ибн 'Али аль-Хаджури (да сохранит его Аллах) со следующим вопросом: "В наши дни во многих регионах Йемена появились учебные заведения по ликвидации неграмотности. В них получают образование молодые девушки, а большая часть преподавателей состоит из мужчин. В результате этого получается смешение двух полов. Мы, представители народа Хашид, сильно обеспокоены этим. Надеемся получить от вас разъяснение постановления этого вопроса, и да воздаст вам Аллах благом.
Ответ: Прошу Аллаха даровать успех нам и вам и направить ко всякому благу. Поистине, получение подобного образования, в котором происходит смешение полов, является одним из порицаемых явлений. Эта община не достигнет успеха, кроме как если будет порицать предосудительные дела, как сказал Всевышний Аллах: "Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими " (3:104). Порицание дурного – это одно из качеств верующих, как сказал Всевышний Аллах: "Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый" (9:71). Всевышний Аллах проклял иудеев за то, что они оставили обязанность призывать к одобряемому и запрещать предосудительное. Сказал Всевышний Аллах: "Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!" (5:78-79). Также сказал Всевышний Аллах о тех, которые нарушили субботу: "Когда они забыли том, что им напоминали, Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво. Когда они ослушались того, что им было запрещено, Мы сказали им: "Будьте обезьянами презренными"" ( 7:165-166). Поэтому порицание подобного образования является обязательным, потому что при его получении происходит смешение мужского и женского полов, не являющихся родственниками [Не просто родственниками, а не являются родственниками, запретными друг другу, как например: отец, брат-сестра, молочный брат-молочная сестра, сын-дочь и т.п. А что касается двоюродных братьев и двоюродных сестер, то они не являются запретными друг другу.] друг другу. Сказал Всевышний Аллах: "Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите их через завесу" (33:53). Это обращение объемлет всех верующих людей. Также передается от Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) что он сказал: "Не входите к женщинам". Тогда один человек из ансаров сказал: "О, Посланник Аллаха, что ты скажешь на счет хаму [Хаму – брат мужа.]?"На что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "Хаму-гибель".От 'Укбы ибн 'Амира в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" Хаму является родственником мужа, но несмотря на это о нем было сказано такое, а что тогда говорить о других?!
Из порицаемых явлений и результатов смешения полов: Взгляд мужчин и женщин друг на друга, а наш Господь говорит: "Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей..." (24:30-31). Передается, что Джабир спросил пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) о непреднамеренном взгляде, на что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) ответил: "Отведи свой взгляд". "Сахих Муслим" Также Посланник Аллаха r сказал: "Отдавайте дороге ее право". На что сподвижники спросили: "А каковы ее права?". Тогда посланник ответил: "Отведение взглядов Передается, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "Кто будет смотреть в дом людей, без их разрешения, тот дает им право выколоть ему его глаза" От Абу Хурейры в "Сахих аль Бухари" и "Сахих Муслим" Передается, что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "Поистине, просьба о разрешении Например, перед входом в чей-либо дом и т.п нужна по причине взгляда". От Сахля ибн Са'да в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" Разрешен лишь взгляд на постороннюю женщину при сватовстве, так как это пришло в хадисе от Абу Хурейры: "Я находился с пророком когда к нему пришел человек и сообщил о том, что он женился на девушке из ансар. Тогда Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал ему: "Посмотрел ли ты на нее?" – тот ответил, что нет. Тогда пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "Иди и посмотри на нее..." От Абу Хурейры в "Сахих Муслим". Также достоверно установлено, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям)сказал: "Если один из вас будет свататься к женщине, и сможет при этом посмотреть на те ее места, которые подтолкнут его к женитьбе на ней, то пусть сделает это".От Джабира ибн 'Абдилляха в "Муснаде" имама Ахмада. В этих двух хадисах указание на то, что взгляд на постороннюю женщину узаконен в шариате только лишь с намерением жениться на ней. Те же, кто учится в учебных заведениях, в которых происходит смешение полов, услаждают свои взоры тем, что запретил Всевышний Аллах, и нет у них на эти действия оправдания в шариате.
Из порицаемых явлений и результатов смешения полов в учебных заведениях и т.п.: - То, что это уподобление иудеям, ведь именно смута женщин, стала их первой смутой. Как пришло от Посланника Аллах (саля Ллаху `алейхи ва салям): "Остерегайтесь ближней жизни и остерегайтесь женщин, поистине первой смутой (фитной) сынов Исраиля были женщины".[ От Абу Са'ида аль-Худри в "Сахих Муслим". Более того, это происходит непременно. Но, все это малость в сравнении с тем, что в действительности происходит в этих учебных заведениях, что гораздо более тяжко нежели простое рукопожатие. Я имею в виду в наших республиках, а не Йемен.] А ведь со слов Ибн 'Умара достоверно установлены слова пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) который сказал: "Тот, кто уподобляется какой-либо общине, тот из них". - К тому же, в подобных учебных заведениях может происходить пожимание рук посторонних девушек, что также является запретным. От Ма'киля ибн Ясара у имама ат-Табарани и др. Как пришло в достоверном хадисе от пророкаr: "Если бы голову одного из вас пронзили железной иглой, это было бы для него лучше, чем прикосновение к посторонней женщине, не дозволенной ему". В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим". Также до нас дошли слова 'Айшы, которая сказала: "Рука пророка никогда не касалась руки посторонней женщины, а присягу от них он принимал словесно" От Ну'мана ибн Башира в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" - Смешение полов является причиной порочности сердца. Сказал Всевышний Аллах: "Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших и их сердец." (33:53). А если сердце станет порочным, порочным станет и все тело, как это пришло в словах пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям): "Поистине, в теле есть кусок плоти, который если будет в порядке, то в порядке будет и все тело, а если испортится, то испортится и все тело. Этим куском плоти является сердце" [Из этого хадиса мы понимаем, что женщины времен пророка были застенчивыми и стеснительными. Это потому что в хадисе указывается на то, что пророк r был настолько стеснительным, что сподвижник даже провел аналогию его скромности с застенчивостью девственной девушки. Что же касается наших республик, то встретить подобную застенчивость у девушек сегодня крайне сложно! Не будет преувеличением, если сказать, что женщины этих стран менее застенчивы, чем мужчины.] - Смешение полов приводит к потере стыдливости и застенчивости. Во времена пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) женщины были на высшем уровне стыдливости и застенчивости. Более того, сам пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям)был застенчивее девственной девушки, как об этом пришло в хадисе [От Абу Са'ида аль-Худри в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим".] - А если потеряется скромность, то потеряется иман (вера). Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): "Стыдливость - спутник имана. Если уйдет один, то уйдет и другой" От Ибн 'Умара у аль-Хакима в "Мустадраке" с достоверным иснадом. - Смешение полов уменьшает ревность. Как пришло в достоверном хадисе от Мугиры ибн Шу'бы, что Са'д ибн 'Убада сказал: "Если бы я увидел мужчину с моей женой, то ударил бы его мечом, причем острием, а не рукояткой". Когда это дошло до Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям)r, он сказал: "Вы удивляетесь ревности Са'да?! Клянусь Аллахом, я более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я". Также Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "О, умма Мухаммада, никто не проявляет большей ревности, чем Всевышний Аллах, когда кто-либо из его рабов или рабынь совершает прелюбодеяние" От 'Айшы в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" - Смешение полов приводит к прелюбодеянию. Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): "Прелюбодеяние глаз – взор, прелюбодеяние языка – разговор, душа желает, а половой орган подтверждает или отвергает" От Абу Хурайры в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" Если же распространится прелюбодеяние, то эта община встретит множество бед. Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): "О, Мухаджиры! Вы можете быть испытаны пятью вещами. Я же прибегаю к Аллаху от того, чтобы вы застали это: Если в обществе появится разврат и будет совершаться открыто, то распространится среди них чума и страдания, которые не постигали их предшественников. Если будут обманывать в мере и весах, то пребудут годами в бедах, нужде, и несправедливости правителей по отношении к ним. Если люди перестанут выдавать закят, то дождь перестанет проливаться на них, и если бы не животные, дождя не было бы вообще. Если люди будут нарушать договор с Аллахом и Его Посланником [Отказ следования за Кораном и Сунной] Аллах предоставит над ними власть врагу не из них так, что эти враги будут отбирать у них часть их имущества. А если имамы не будут следовать Книге Аллаха и судить по ней, то Всевышний посеет между ними рознь". [От 'Абдуллаха ибн 'Амра в "Муснаде" имама Ахмада и др. Хадис достоверный.] Также необходимо отметить то, что если человек доволен тем, что его сын, дочь или тот, кто находится на его попечении, смешивается с представителями противоположного пола, тот предает их. Говорит Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни" (66:6). А Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: "Если любой из рабов Аллаха, управляющий какой-либо паствой, не будет делать ей наставлений, то не почувствует запах Рая" [От Ма'киля ибн Ясара в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим". Здесь также можно было привести хадис от ибн 'Умара в "Сахих Муслим": "У каждого из вас есть паства и каждый ответственен за нее...". (прим. переводчика).] Хвала Аллаху, вышеприведенные доводы указывают на то, что мусульманину запрещено позволять своим детям, или тем, кто находится под его ответственностью, обучаться в подобных учебных заведениях, при этом нет разницы, являются его подопечные молодыми или взрослыми. Ведь это является воспитанием их нечестию и распространением убеждений неверующих, которые жертвуют своим имуществом и силами для того, чтобы отдалить мусульман от их истинной религии. Сказал Всевышний Аллах: "Неверующие из людей Писания и многобожников не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа. Аллах же выделяет Своей милостью того, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью" (2:105). Или: "Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны" (4:89). Или: "Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии" (2:120). Многие же мусульмане, да наставит их Аллах на истину, следуют за неверующими так усердно, что даже если те залезут в нору ящерицы, мусульмане залезут в нее, как сообщил об этом Посланник Аллаха [От Абу Са'ида аль-Худри в "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим". Сказал посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): "Вы непременно последуете за теми, кто предшествовал вам пядь за пядью, локоть за локтем.Даже если они залезут в нору ящерицы, вы последуете за ними". Мы спросили: "Иудеи и христиане, о посланник Аллаха?". На что он сказал: "А кто же еще?!". В других же риваятах приходит – "Персы и римляне, о посланник Аллаха?". На что он сказал: "А кто же еще?!".] Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он направил правителей мусульман на устранение порицаемых явления, в том числе и этого. Также просим у Него того, чтобы Он отдалил от нашей страны и других стран Ислама все смуты, ведь поистине, Он способен на всякую вещь. Достаточно нам Аллаха и Он лучший покровитель. Написал Яхья ибн 'Али аль-Хаджури. 10/ша'бан/1423 г.
Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: «Девушкам разрешены школы, если они правильно одеты (по шариату) и учат их только женщины. И мужчины и женщины имеют право на знания». См. Силсила аль-Худа уа-н-Нур, стр. 806
Вопрос: Разрешается ли мужчине учиться в университете или аудитории, где смешиваются мужчины и женщины, при этом зная, что для студента роль в призыве к Аллаху? Ответ шейха Усеймина: Я считаю что не разрешается для человека, будь то он мужчиной или женщиной, учиться в университетах, где смешиваются мужчины и женщины, даже если не найдет другого университета, кроме таких, и это по причине того, что в этом большая опасность для его целомудренности, чистоты и нравов. Поистине человек, каким ни был чистым, нравственным и сторонящимся когда рядом с ним будет сидеть женщина, особенно если она красивая и непокрытая, маловероятно, что такой спасется от фитны и зла, и все то, что приводит к фитне и злу является харамом, и не разрешается. Просим Аллаха чтобы защитил наших братьев мусульман от подобных дел, которые не оборачиваются для их молодежи, кроме как злом, фитной и фасадом. (фатава уляма аль баляди аль харам, стр. 534).
Ученые постоянного комитета сказали: «Харам для учителей и учащихся мужчин и женщин смешиваться в институтах из–за фитны и побуждения желания и аморального поведения, которые возникают в результате этого. Тяжесть греха увеличивается, если женщины учителя и студентки не покрыты или носят прозрачную и тонкую одежду, или учителя шутят и флиртуют со студентами, что может привести к нарушению законов Аллаха и нарушению чести» (Фатава Исламия, 3/102, 103). В фатава аль Лажнах аль Дааима (12:156): Смешивание женщин и мужчин в школе или где нибудь еще – является великим злом, которое имеет серьезное влияние на религиозность и мирские интересы. Не разрешено женщине учиться или работать в месте где мужчины смешиваются с женщинами, и не разрешено ее попечителю давать на это разрешение».
Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли мужчине учиться в университете, где мужчины и женщины сидят в одном классе, учитывая что студент призывает к Исламу?» Он ответил: «Я думаю, что это не разрешено для кого либо, мужчины или женщины, учиться в смешанной школе, из – за великой опасности которая это несет целомудрию, чистоте и морали. Не важно, на сколько велика чистота человека, его мораль и невинность, если перед ним сидит женщина, особенно если она красива и не покрыта, ему трудно устоять перед фитной и злом. Все, что ведет к фитне и злу, также харам и не разрешено. Мы просим Аллах обезопасить наших братьев мусульман от того, что принесет им зло, фитну и испортит их молодость. Если по близости нет другого университета, то ему следует отправится в другой город, страну где подобно не происходит. Я не думаю что это разрешено, но другие могут иметь отличное мнение». (Фатава Исламия 3/103)
____________________________________________
7 Каково положение обучения у женщины, которая сильно обнажена (по причине неполноценной шариатской одежды)? Шейх Ибн Баз ответил: “Не дозволено человеку обучаться у полуобнаженной женщины, и не дозволено ему уединяться с ней однозначно! Однако, если есть нужда в том, чтобы обучиться у нее конкретному знанию, то нет проблем в этом при условии: наличие хиджаба (необходимой одежды) и отсутствия уединения”. См. “Фатауа Ибн Баз” 24/44. ____________________________________________ 8 Можно ли смотреть на молодую женщину, которая учит нас в университете? Ответ:Вся хвала Аллаху. Харам преднамеренно смотреть на не махрам женщину, как сказал Аллах: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (24:30) Аллах источник сил. Источник: Аль-Ляджна ад-Даима лиль-Бухус аль-Ильмия уаль ифта, 17/19
____________________________________________ 9 Разрешено ли женщине мусульманке приходить на собрания для требования знаний и уроки по фикху в мечетях?
Ответ шейха аль-Усеймина: Да разрешено женщине приходить на собрания для требования знаний все равно будь это по фикху или будь это связано с акыдой и таухидом с условием, чтобы она не была наряженой или надушеной и не выставляла на показ то, что должна скрывать. И обязательно, чтобы она была далеко от мужчин и не перемешана с ними. Потому что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: “Лучшие ряды для женщин – это последние, и худшие – это первые” (Сахих Муслим, 664) И это потому, что первые ближе к мужчинам чем последние. Поэтому последние будут лучше для нее чем первые. Источник: "Фатауа аль мар'а", 138.
____________________________________________
|