Студопедия — Стоимость проката и аренды ростовых кукол 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стоимость проката и аренды ростовых кукол 8 страница






Слышание мое, что де суть в вас, которые попы и дияконы вдовцы тако и пребывают в мирских и священствуют. Ино священником мирским, докогда богу благоволившу, во времен ной их жизни с их подружии быти, и тогда священству их бысть. А егда богу вземшу их подружия, и по вышереченному пол их телес, то мертвы суть; и земля своего тела615 естественного в растление червем прият616. И должни суть таковии, благодаря божия судбы и его повеления, в монастыри отходити и во иноческая одеяния от настоятеля духовного игумена острищи собе. И о своих согрешениях, и о своем конце, и о своем ответе рыдающе, и обновив себе, о всем чистым покаянием к своему духовному отцу и по достоинству: аще суть достойни, и тогда да священствуют таковии в монастырех, а не в мирских. И се же убо по божественных отец преданию во всей своей святей митрополии, отнюдуже в ню приидох. И таковое запрещение и заповедь священником вдовствующим возложих. Но и ныне грех ради наших и нужи ради, и ради божиих казней смертоносных на ны належащих на мало время от воздержания тех разреших. А ваше великое божие священство благословляю от мирских прейти со обновлением всяко духовным по достоинству во священноиноческая и юже ризу подобия одеяния ангельского восприяти хощете. И тако сию нескверну и чисту потщитеся со единородною своею безсмертною душей представит своему владыце. А ослушание о сем никако буди в вас, еже в мирских священствовати.

О ТЕХ ЖЕ ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ
И О ДИЯКОНЕХ ПРЕПОДОБНАГО
ИГУМЕНА ИОСИФА ЛАМСКОГО
ВОЛОКА САМОБЫВШАГО ТУ
НА ТОМ СОБОРЕ,
СОБРАНИЕ ОТ СВЯЩЕННЫХ
ПРАВИЛ. ГЛАВА 79

О отлучаемых и изверженным617 быти от церкви от сего собора священником, не имущих жен. Мнози глаголют: Аще нецыи в зазоре суть, тех подобает отврещи. А не имущих жен а чисто живущих не повелевают ни апостольская, ни отеческая правила тех изврещи. А глаголют первым правилом седмаго собора, сиречь: от правил апостольских и отеческих в них несть приложит и. от них несть уняти. Ответ. Инии же мнози глаголют: Священным и божественным правилом аростольским и отеческим не сопротивляемся, но паче утвержаем и от церкви, аки гнил сосуд, отсекаем. А глаголете: Которые священницы не в зазоре сущи, а не имущи жен - подобает им служити. Мы же глаголем: Аще быти чистым, немощно злое то прелюбодейство искоренити. А мнози святии отцы из правил апостольских и отеческих оставиша, что есть на вред Церкви и на соблажение християнству. Апостольское правило повелевает епископу брака и мяса и вина не гнушатися. Ангирский собор правило 14 мясо ясти попом и дияконом повелевает, а о епископех умолче не повелевает. А шестый собор совершенно отсече еже епископу жену имети не на отвержемие, ни на развращение пятому правилу апостольскому, но на спасение и на лучшее поспешение людем промышляющим. Ни дадый никоего порока на священническое строение. Правило апостольское 14 епископу повелевает в ыную епископью прейти, аще от многих нудим618. И от совершенного собора повелевает прейти. А сардийский собор, сиречь в Средцы, правило I апостольскому правилу не последует, еже епископом от града во град, сиречь оставльше свою епископью, иную взимати не повелевает. А второе правило того же собора отрече бо таковому: Ни во исходе от жития достойну быти причащению. Правило 85 повелевает чести осмеры книги Климентом сложеныя, честны и святыя имети их. Шестого собора 2 правило отврещися повелевает за некая ложная, иже суть чюжа благочестию иноверных приложили в них на вред церкви. В новей Кесарии правило 3 повелевает четвертому браку быти. А собор соединения никакоже повелевает четвертому браку быти, но и тягость церковную налагает. Собора в Кесарии правило 14 дияконом 7 должно быти, аще и зело будет велий град, послушествует же от книг Деяние. Шестого же собора правило 16 глаголет: Не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах деяний апостольских о седми дияконех лежащего словеси, а не о служащих бо рече божественных тайн. Сего ради убо церкви не истязани будут по оному правилу по 7 диякон имети в службе божественных тайн, но каяждо церкви противу имению сходящемуся к ней да имать колико может. До 1-го собора праздноваху пасху християне в тойже день, в кий день и жидове творяху. И первый собор заповеда тако творити. Антиохийский же собор 1 отнюдь отсече праздновати со июдеи. В Лаодикии правило 16, яко чести в суботу евангелие со инеми писании повелеват. Толк. Тому правилу так ся нам мнит: не бе еще тогда церковное строение, якоже бысть потом, ныне же се правило упразднися. Тогоже правило 19: Мир дают священницы, сиречь целование, и потом мирстии людие презвитером мир даяху, рекше целоловахуся с ними, еже ныне не бывает - упразднибося. В Ааодикии 57 во дворех безкровная жертва не приношается ни от епископа, ни от попа се правило не повелевает. Шестого же собора правило 31 лаодикийский собор отвращает. Повелевает с повелением того места епископа презвитером служити в церквицах сущих внутри домов. Правило шестого собора 28 гроздия убо во время подобно к жертвеннику приносити и благословену быти от прозвитер и просящим сия раздавати. И святых апостол правило 3 прощает, еже безкровную службу сия совокупляти и купно обое разделяти людем. Се правило отрицает и повелевает к тому никтоже от прозвитер да не дерзнет се сотворими, аще ли ни - изврещи сего совершаю. А 6-го собора правило 29 не подобает карфагенского держали правила 41. Глаголет бо: от неядущих человек совершатися божественней службе, развес единого дни в лете воньже господня вечеря сотворяется. В великий бо четверток по вечере творяху божественную службу. Се же правило сохрани еже есть твердо. Ни того дне не оставляет, но повелевает в той день, рекше в великий четверток, святым неядшим безкровную службу совершить и юде такожде неядшим той причаститися. Да не преступлеия ради единого дне весь пост безчествуем. Шестого собора правило 82. От дpевних на неких писаных честных икон агнец перстом предотечевым являет. Се же правило не повелеват Не подобает образа паче истины агнец на честных иконах пйсати619 перстом предотечевым показуема, но самого триста, бога нашего, и шаровными писании по человеческому образу написовати. В древних обычай бе на сосуд злат или от иноя какоя вещи сотворити в руку, место якоже тем прияти божественный дар и причащения сподобится ему. Cue отмешет шестый собор. Не подобает тако творити. Таковый да отлучится сам же и давый ему, яко честнее творя божия образа бездушное злато или кую иную вещь данную в работу человек ком. Яко аще кто пречистого тела прич ститится хощет в соборная времена, и един к нему причащением быти руце назнаменуя во образ креста, тако да приступает, и да приемлет приобщения благодати. А лаодикийскаго собора правило 27 заклинателем прощает быти. А о диаконисах 4-го собора правило 15 повелевает им быти. А карфагенского собора правило 6 повелевает же им быти, и многим иным правилом послушествует быти. А после седмаго собора никакоже их глаголет и не пребывают. Якоже святый Григорие акраганский глаголет: Велии в человецех суть дари божия свыша данного человеколюбия - священничество же и царство. Овоже божественным служа, овоже и человеческими обладая и промышляя, и от единого тогоже начала обое происходя, человеческое украшая житие. Яко аще тщанно620, тако будет царем, якоже священных чистота. И о царех священницы всегда бога молят, аще убо непорочни будут. Везде к богу имут дерзновение. Сему же быти веруем, еже священных канон соблюдение сохраняется, емуже поюще и покланяющеся, и самовидцы божия слова предаша, апостоли и святии отцы сохраниша и сказаша. И глаголете: иже кто от седми собор приложит или уложит, - то глаголют святии собери о Господе нашем Исус Христе и о истиннем бозе. И якоже в коемждо паче же в шести соборех сих о вере взыскание бысть и парок, рекше устав, учения изнесеся. Первому уставльшу единосущна Отцу Сына сказа621 и во святый Дух веровати. Второму же единосущна Отцу и Сыну и Духу яве уставльшу спокланятися устави. Третьему же совершенна о божестве тому совершенну о человечестве Господа нашего Исуса Христа уставльшу единого, а не два сына устави. Четвертому же прежеглаголанная утвердившу две естестве в нем знати, неслиянне и нераздельно яве беседоваша. Пятому же то извествовавшу по обойма естествома хотениа же и действенна, и суща знаема, яве извеща. Шестому же всех собор поновившу и известившу совершена Господа нашего Исуса Христа в божестве и в человечестве сказанна. Седмый се собор на иконоборцы рекше, на оклеветающих християны и сих прокленше церкви же древнюю красоту ей дароваша. Иконная воображения той имети и любезно облобызати - сия добре заповедавше. Такоже и образу честного креста покланятися, облобызавше и утвердивше. К сим заповедем о Господе нашем Исусе Христе и истинном бозе, и о поклонении святых икон, аще кто приложит или уложит - да будет проклят.

О ТЕХ ЖЕ ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ
ГРАМОТЫ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ.
МЫ ИВАН622. ГЛАВА 80

Божиею милостию государь всея Русии и великий князь и сын мой князь великий Василей Иванович623 всея Русии, что говорил с нами отец наш, Симон, митрополит всея Русии. Что он624, еже о святем Дусе с своими детьми625: с Генадием, архиепископом великого Новаграда и Пскова и с Нифонтом епископом суждальским и торуским626, и с Протасьем, епископом рязанским и муромским, и с Васьяном, епископом627 тверским, и с Никоном, епископом коломенским, и с Т рифоном, епископом628 сарьским и подонским, и с Никоном, епископом пермским и вологодским629, и с архимандриты, и с игумены, и со всем священным собором - обыскали того, что в нашей православной вере християнской греческого закона, многие священники630, попы и дьяконы вдовцы заблудили от истины и, забыв страх божий, делали безчиние опосле своих жен. Держали у себя наложницы, а вся священническая действовали. Егоже не достоит им творити, их ради безчиния и скверных дел. И они, соборне того обыскав, да по правилам святых апостол и святых отец, и по поучению святого великого чюдотворца Петра митрополита всея Русии, и по написанию Фотея митрополита всея Русии уложили и укрепили о попех и о дияконех о вдовцех. Что того ради безчиния, от сего времени впредь, попом и дияконом вдовцом всем не служити, а которых попов и дияконов в наложницах уличали, и которые сами на собя сказали, что у них наложницы были, да ставленые свои грамоты к святителем принесли, ино тем попом и дияконом впредь наложниц у себя никакоже не держати. А жити им в миру, кроме церкви, и верх тем влас своих растити и одежда тем носити мирская, и дань им давати с мирскими людьми. А никакоже священнических дел никоторых не действовати, ни касатися. А которой тех попов и дияконов вдовцов не отдал своей ставленые, да сойдет где в далние места, взяв с собою жонку, а назовет ее себе женою, да нерадением учнет служити в митрополии или во архиепископьях, или в епископьях, и которых в том уличат, ино тех пор то предавати градцким судиям. А которые попы и дияконы вдовцы же, а слова на них нету о падении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, и они соборне о тех уложили, что тем стояти во церквах на крылосех и причащатися попом в олтаре в потрахели. Да и в домех у себя патрахель держати. А дияконом причащатися в олтарех же в стихарех со уларем. А не служити ни попом ни дияконом вдовцом631. А которые попы "ияконы на их место у тех церквей учнут служити, и им тех опов и дияконов вдовцов не отсылати, а давати попом "чусебным попом вдовцом и дияком служебным дияконом "одном четвертую часть во всех церковных доходех632 которой тех попов и дияконов вдовцов не учнут в церкви на крылосе стояти, а учнут мирская деяти, и тем четвертые части во всех церковных доходех не давати633. А кто тех попов и дияконов вдовцов, которые после своих жен живут чисто, захотят во иноческая одеяния одети собе634, и таковии благодаря божий судьбы в монастыри отходят и от духовного настоятеля от игумена постригаются. И, бновив собе о всем чистым покаянием, к своему отцу духовному и по достоинству, лще суть достойни, и тогда таковии со благословением святительским да священствуют в монастырех, а не в мирских. А. что в монастырех жили в одном месте чернцы и черницы, а служили у них игумены. И они уложили, что от сего дни впредь чернцом и черницам в одном монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити чернцы, ино туто служити игумену, а черницам в том монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом бельцом, а чернцом в монастыре не жити. А которой поп или диякон, которого дни упиется допьяна, и ему назавтрие обедни никакоже не служити. 635А на большее утвержение сего уложения и укрепления, Мы Иван636, божиею милостию государь всея Росии и великий князь и сын мой Василей Ивановичь и великий князь всея русии к сей грамоте печати свое привесили. А отец наш Симон митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. А архиепископы и епископы к сей грамоте руки свои приклали. А писана на Москве лета 7OOO вторагонадесять себтяврия637. Аз, смиренный Симон, митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. Аз, смиренный Генадей, архиепископ великого Новаграда и Пскова к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Протасей, епископ рязанский и муромский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Васьян, епископ тверский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Никон, епископ коломенский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Т рифон, епископ сарский и подонский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Никон, епископ пермский и вологоцский к сей грамоте руку свою приложил635.

ОТВЕТ О ВДОВЫХ ПОПЕХ
И О ДИЯКОНЕХ. ГЛАВА 81

Якоже преже нас отцы соборно изложиша и уставиша по священным правилом святых апостол и святых отец, и по поучению великого чюдотворца Петра митрополита киевского638 и всея Русии, и по написанию святейшаго Фотея митрополита киевского и всея Русии, что639 вдовым попом и диякочом не служити, а которые обещаются в чистоте пребывати, и тем попом и дияконом стояти на крылосе а имати им у служащих священников и у дияконов, которые на их место станут, во всяких церковных доходех четвертую часть. Да тем же вдовым попом и дияконом повелели им соборне потрахели держати в домех. Да и причащатися им в церкви в олтаре и в патрахели, а не служити. А дияконом держати стихарь да уларь и причащатися в олтаре, а не служити. А не учнут те вдовые попы и дияконы на крылосе стояти, а учнут мирская действовати, и им четвертой части у служащих у попов и у дияконов не имати и на крылосе не стояти. А которые те вдовые попы и дияконы после своих жен учнут жити в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех, да стоят на крылосе. Или после своих жен восхотят во мнишеский чин пострищися в монастырех, у духовных пастырей, да, обновив собя чистым покаянием, и восхотят служити, и они благодаря бога да с благословением святительским, аще будут достойнии, - да служат божественную литоргию и вся священническая действуют в святых церквах в монастырех, а не в мирских местех. А в мирских местех никогда же не живут, ни действуют. И ныне и впредь тем вдовым попом и дияконом жити потому же, якоже прежде нас соборне уставили по святым правилам. А святыми церквами тем вдовым попом и дияконом не владети и духовных детей им не дрьжати. А владети и действовати святыми церквами служащим священником и дияконом, которые на их место станут. А тем вдовым попом и дияконом ни во чтоже церковное не вступатися, но токмо в чистоте пребывати да на крылосе стояти, моля бога, и уреченную четвертую свою часть у служащих священников и у дияконов имати. А которые вдовые попы и дияконы учнут мирская действовати, и тем в миру и пребывати, и царской дани да подлежат. А на крылосе однолично таковым не стояти и четвертой части не имати. А которые те вдовые попы и дияконы обещаются чистоту хранити и на крылосе стояти, тем попом и дияконом имати у святителей благословенью патрахельныя и уларные грамоты крепости для и бережения, а пошлин от них не давати. Да в теже им грамоты писати, что вдовым священником и дияконом, которые обещаются в чистоте пребывати по священным правилом, святого 6-го вселенского собора 5 правило, в дому у себя женского полу не держати от зазорных лиц, но токмо кому матерь и сестру или тетку по отце или по матеро или дщерь свою. Преступающия же cue -- изврещи повелевают, а мирских - отлучают.

ОТВЕТ О ТОМ,
ЧТО ВПРЕДЬ ЧЕРНЦОМ И ЧЕРНИЦАМ
В ОДНОМ МОНАСТЫРЕ НЕ ЖИТИ. ГЛАВА 82

Да на том же соборе преже нас отцы по священным правилом уложили, что в одном монастыре чернцом и черницам не жити. И мы ныне по тем же священным правилом и по преже вложенном соборе, что в монастырех жили в одном месте царицы и черницы, а служили у них игумены. И впредь черниом и черницам в одном монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити чернцы, ино туто служити игумену, а черницам в том монастыре не жити. А в котором монастыре пчнут жити черницы, ино у них служити попом белъцом, а чернцом в том монастыре не жити.

ДА НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ ПРЕЖЕ
НАС ОТЦЫ УЛОЖИЛИ. ГЛАВА 83

Аще, который поп или дьякон упьется которого дни допьяна, и ему назавтрие обедни не служити никакоже. Аще ли обличен будет - да отлучится, аще ли не престанет - да изверлсется по священным правилом. И о том священником и дьяконом бречи накрепко. Ясти и пити в славу божию, а не во объядение, ни в пьянство. Якоже сам Христос отрече: "Да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими".

ОТВЕТ О НОВОПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕРКВАХ
И О НОВЫХ ПУСТЫНЯХ
И О ПУСТЫННИЦEX. ГЛАВА 84

О сем вельми подобает епископом, коемуждо во всей области, бреши по священным правилом и не попущати640 мирским людем новых церквей поставляти, а старые церкви презирати и небрегоми держати. Мнози бо человецы не бога ради церкви созидают, но тщеславия ради и гордости, и мест ради, и жен своих. Нецыи же от снов смущены и от бесов прельщаеми лжут и возлагают на собя обеты, и того ради хотят церкви воздвизати и молитвенные храмы поставляти. И не могут удовлети или устроити тех святых мест641 святыми иконами и книгами, и свещами, и служащими священники, и дияконы, и прочими причетники. Аще ли сначала возмогут, и по мале времени оскудевают, и пусты стоят, потому занеже не бога ради созидают, но тщеславия ради и прочая якоже и преди рехом. Нецыи же без благословения епископов поставляют. И о сем святых отец карфагенского собора правило 83 таковы: церкви и молитвенные храмы епископом разоряти повелевают. Такоже и в великом монаканоне грань 3, главизна 13 глаголет бо тамо сице: яко достоит хотящим молитвенные храмы или церковь созидати, и беседовати о сем градскому епископу и подаяти довлеющая ко светилогорению и священней службе и всегдашнему места блюдению, и пропитанию приседящих. И тогда епископу вещь всем явльшу с народом тамо прийти и с молитвою водрузити крест. И тогда Делу прикоснутися, и тако начни нов храм созидати или ветхий обновляти. Принужается с наследники своими от епископа и строителя князя начаток642 совершити в предиреченней убо грани и главизне. Такоже и инде божественная правила глаголют. В другом же паки законе градстем глаголет: никакоже попущати нова643 церкви или молитвенные храмы, разве якоже сии законы завещевают. Опаснейши же глаголют сице, яко аще кто не довлеет к сему, имени же убо желая еже той создатель церкви нарещися. Многи церкви суть пастися от ветьхости хотят или малы суще неукрашены, и лепо есть ему едину от таковых церковь восприемшу, ту созидати. И сию со ответом644 боголюбезнаго епископа.

О ЗАТВОРИ И ЦЕХ
И О ПУСТЫННИЦEX. ГЛАВА 85

Также о затворницех и о пустынницех святаго шестого вселенского собора правило 41 и 42 запрещают безчину скитающихся, и в монастыри повелевают их отсылати, и в затворы затворяти. Аще ли того не хотят, от градов да ижденутся, да своему обещанию не ругаются, и в пустынях да не живут645, от нихже имя себе стяжаша. Нецыи же иноцы не могии терпети во общих монастырех пастырского учения 646 и наказания ниже своего обета воспомянуша в постригании, исходят и скитаются по градом и по весем647. Нецыи же пустыни по селом созидают и церкви поставляют648, и стужают царю и боголюбцем. И многим православным - в соблазн и в смущение таковое их не о бозе строение, паче же безчиние и запустение святых церквей. И таковым по священным правилом подобает епископом возпрещати и не попущати безчину скитатися, ниже пустыни по селом поставляти. Самем неискусным суще, како могут иных духовно пользовати, аще ли же божиим произволением и по откровению святаго Духа или царскою властию отныне и впредь пустыни да созидаются, и святыя церкви да поставляются по благословению своего епископа в коейждо области. По соборному уложению мелкие пустыни сносити в одну пустыню, в которой чин совершается по бозе, и впредь бы им мочно прожити, или в монастыри старые во общие переместити их, как им мочно жити, а на соблазн в миру бы не скиталися. А те церкви пустынные переносити в монастыри же или на погосты и устроити, как вместимо службе быти, или приделы в тех церквей имя649 учинити по разсуждению650. А выставки церкви, где запустели и впредь им не мочно быти, ино бы сносили их на погосты к старым церквам, да приделы в того храма имя устроили чтобы было безгрешно.

ОТВЕТ О ИЗБРАНИИ И
О ДОСТАВЛЕНИИ АРХИМАРИТОВ
И ИГУМЕНОВ ЧЕСТНЫХ МОНАСТЫРЕЙ
ПОВЕЛЕВАЮТ СВЯЩЕННАЯ
ПРАВИЛА. ГЛАВА 86

Избирати митрополиту и архиепископом и епископом, коемуждо во своем пределе, архимаритов и игуменов в честныя монастыри по цареву слову и совету, и по священным правилом, ничтоже претворяюще и по прошению о Христе братству пейждо честной обители. И избрав, посылают их ко благочестивому царю. И аще будет богу угоден и царю, и таковый лрхимарит и игумен по священным правилом да поставлен будет А избирают их святители и поставляют ни по страсты, ну по любви, ни по мзде, но бога ради по священным правилом, развее проторов церковных уставленных в митрополиях и во архиепископьях, и во епископьях по тем же священным правилом. Такоже и в попы, и во дияконы ставити безо мзды даже и до самого ключаря и прочих причетников.

О ПРОТОРЕХ НА ПОСТАВЛЕНИЕ
ДИЯКОНА И ПОПА. ГЛАВА 87

От послания цареградскаго преосвященного652 кир Филофея651. Послано на Русь с Дионисием архиепископом653 суждальским. По мзде не поставляти, а еже на мзде наставление - нечестие порицается явно, и того ради и поставляемыя яже многажды654 о себе сами исторы сотворяют на свещи, на вино и прочия пошлины, и на трапезу. Таковая же не врежается сим, ибо наставление туне бывает, якоже рече Христос: "Туне приясте, туне же и дадите". Ино бо еже взимати мзды, наставления ради, ино же о нужных потребах исторы. И обретаем господа нашего Исуса Христа, ходящу ему во многия домы со ученики своими и достойная восприяти его, иже учаще истинному слову и богоразумию и чюдеса многа сотворяюще, приимающа яже от них бываемыя. И сия множицею и любочестием. Егда бо вниде рече в дом Матерея мытаря и сотворити ему учрежение велико, и в дом вшедшу ему Марии, и Марфы тщашеся о мнози службе. И другая многа такова обрящеши. Божественный же апостол Павел от Моисеева закона провидя, да не завяжеши рта волу верхущу. Таже разум божественного писания толкуя - егда о воловех радит рече бог, но нас деля вся глаголет. Такоже священие содевающе655 от церкви да ядят, олтарю служащий со алтарем соделяются656. Тако и Господь повеле, еже евангелие благовествующим от евангелия жити и прочее.

О ТОМ ЖЕ БЛАГОЧЕСТИВАГО
ЦАРЯ УСТИНИЯНА. ГЛАВА 88

За обычая же а, токмо даяти поставляющимся епископом прощаем, яже посем в сем законе писано суть. Повелеваем убо преблаженным епископом и патриархом, се же есть папе старого Рима и Константина града патриарху, и александрьскому, и божия града Антиохея, и иерусалимскому. Аще обычай имать епископом или причетником за свое наставление 20 литр нернир или мнее даяти, таковая токмо дают якоже обычай свесть. Аще же боле сего закона вдавается ничтоже 20657 литр перпир да не дается. Поставляющимжеся от митрополит и от патриарх. Аще убо менши 30 литр пернир сход на всяко (то имать церкви поставляемого, даяти за насаждение на естол 100 перпир. Грамотиком же поставляющаго и инем служащим ему и по обычаю вземлющим даяти перпир 300. Аще же церковный сход на всяко лето сходящимся менши будет 30 литр перпир, не менши же 10 литр за насаждение, убо на престол даяти 100 перпир658. И нем же всем по обычаю вземлющим даяти перпир 200. Аще же будет сход церковный менши, убо десяти, не менши же пяти литр перпир, даяти за насаждение на престол перпир 8. Всем же по обычаю вземлющим дати перпир 90. Аще же будет сход церковный менши пяти, не менши же трии литры перпир, церковное притяжание имать даяти за насаждение на престол 18 перпир. Всем же прочим по обычаю вземлющим даяти перпир 24. Аще же будет сход церковный менши убо три, не менши же дву литр перпир, даяти за насаждение на престоле перпир 12. Всем же по обычаю вземлющим даяти перпир 16 епископу же. Егоже церкви менши дву литру перпир схода имать ни за насаждение на престоле, ни за иные ни за которые обычаи даяти, что не прощаем. Таковая же нриемлюще старейший прозвитер и старейший диякон ноставляющаго епископы по обычаю вземлюще да разделяют.

О ТОМ ЖЕ ДОСТАВЛЕНИИ И
О ПРОТОРЕХ ОТ ПОСЛАНИЯ
ФОТЕЯ МИТРОПОЛИТА КИЕВСКАГО
И ВСЕЯ РУСИИ ВО ПСКОВ. ГЛАВА 89

Сего ради правило, еже о поставлении священническом пошлину давали обычно, повелительным своим писанием присноблаженнаго царя Исакия Комнина, якоже ко иным вещем, сия пишет. Оброжает659 царство мое поставление священническое и о правителъных древних образ действо творити. Ничтоже лишнее о ставлении да не емлемо будет, разве 7 златниц. Едину бо златницу егда поставят кого в четцы. А 3 егда на дияконство. 3 же - егда на поповство. Сего же устава царева подтвержает соборный суд, бывший от патриарха Михаила начало философом, и другое соборное знамение, бывшее от патриарха Николая такоже повелевающее, якоже царево писание, толико уставивше даяти от наставления. Мы же соборне повелехом от дияконства и от поповства две златницы на собор взимати, сиречь рубль московской, да благословеная гривна660. А в одне дияконы поставити - златница дати, сиречь полтина московская, да благословеная гривна. А готового диякона в попы совершили - полтина же да благословеная гривна. А от патрахельных и от уларных грамот пошлин не имати, разве писчего алтына да печатного алтына же. А от настольных грамот архимадричьих и игуменских имати по две златницы, сиречь по рублю московскому. А от благословенных грамот имати по златнице, сиречь по полтине. А боле того ничтоже не изтязуют, ниже вземлют. Ни по мзде не поставляти. Аще ли кто поставит по мзде - да извержется сам и поставленнии от него по священным правилом661. И того ради епископом подобает с великим испытанием избирати достойных и могущих вся пастырская строити, и священное исание в конец ведущаго, и святую церковь, и монастырское строение, и церковный чин по божественному уставу могий гполнити. Наипаче же возможе понести и исправити с божиею помощию Христово стадо словесных овец, еже о Христе братство, богом врученное ему, и всех приходящих под кров тоя чес ныя обители. Потом же и внешним могий ответ согворити не токмо царю и вельможам, но и многим в духовную пользу. Сицевых убо достоит избирати и поставляти по священным правилом. Такоже и епископом коемуждо во своем пределе избирати и поставляти в попы и в дьяконы о всем по священным правилом, ничтоже претворяюще. И известно испытати отцем его духовным и седмью свидетели о чистом его жительстве и о пребывании, и о летех возраста. Аще тридесять лет имать и грамоте умеет, и аще будет достоин, таковый да поставлен будет в попы. А в дьяконы, аще 25 лет возраста имеет и будет достоин, таковый в дьяконы да поставлен будет. Аще ли и зело достойни будут, и леты несовершены по священным правилом, таковых не поставляти до урочных лет. А которые дияки учнут приходити ко святителем ставитися в дьяконы и в попы662, грамоте несовершенно умеют, аще будут и леты совершены, и им таких не поставляти, да посылают их по соборным церквам. И велят их учити протопопом и священником соборным, чтобы на соборе псалмы и псалтырю говорили и каноны конархали, дондеже навыкнуть церковный чин. И тогда, аще будут достойни, да поставлени будут, А которые дияки учнут приходити ставитися в дьяконы и в попы, а грамоте мало умеют и леты не совершенны, а хотя будут и леты совершенны, а грамоте мало умеют, и святителем таких дияков отсылати к мастером в книжное училище дондеже научатся совершенно грамоте и церковному чину по священным правилом. И аще будут достойни, и тогда поставлены будут. И по наставлении повелевают им святители у соборных церквей седмицу служити. А егда отслужит новосвященный поп урок свой у соборные церкви, якоже обычай есть, епископ, атпущая его к порученной ему церкви, наказав и даст ему от правил святых апостол663 хиротонию, и прочет ему свиток сей, и положит на престоле, и велит ему взяти ведение и память священия. Наипаче же наказывают их духовне, чтобы сами жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех во страсе божий. И о всем бы могли по святей хиротонии Церковь божию блюсти и хранити и православных християн страху божию учити. И наказывали бы о всех полезных664 по тойже святей хиротонии, ничтоже претворяюще, но по бозе вся устрояюще и воздержащеся от всякого зла и зазора неподобнаго, наипаче же блюстися от объядения и пьянства, и клеветы, и лжи, и прочих неподобных дел, ихже ненавидит бог. И аще в вас плод духовный узрят ваши духовные дети, то на вас смотря, мнози спасутся по реченному Христову словеси: "Вы есте свет миру, вы есте соль земли". И того ради подобает вам священство свое хранити и чисто блюсти себе от всякого зазора, якоже и преди рехом о всем по святей хиротонии. Такоже и дияконов поучати, чтобы свое дияконство чисто и непорочно хранили и жили бы в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех безо всякого зазору неподобного. Наипаче же прилежаще со страхом божиим ко святей церкви и ко священнику о Христе, в покорении и в совете духовном, и к прочим православным християном, в любви и смирении. И о всем себе соблюдающе и образ всем показующе добрым делом, да и прочия видя, прославят бога, давшаго вам священную власть и смиренную мудрость. И аще тако пребудете, то блажени будете и сугубой чести от бога сподобитеся не токмо зде, но и в будущий век по божественному Павлу: ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде, яже уготова бог любящим его и хранящим о всем заповеди его.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия