Студопедия — Общественное сознание и духовность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественное сознание и духовность






Развитие и функционирование общества и человека во всех своих проявлениях неотделимо от духовной жизни, созна­ния, идеального вообще. Все созданное в обществе – есть во­площение, материализация, овеществление и реализация опре­деленных сил человеческой духовности – его разума и веры, нравственных и эстетических представлений, целей, ценностей и идеалов, знаний, навыков, умений и способностей. Достаточно вспомнить известное положение Ф.М.Достоев­ского о том, что красота спасет мир и утверждение Маркса о том, что человек творит по законам красоты.

Духовность человека и его сознание как наиболее зримое проявление духовности свой­ственно всем формам и способам жизнедеятельности общества и человека. Если общественную жизнь людей рассматривать как социальную форму материи, то в ней, без всякого микроскопа, силой зрячего разума можно зафиксировать духовную подоплеку социального бытия. Можно сказать, что общество во всем своем многообразном проявлении – это зеркало духовности человека. Идеально-духовный компонент в различных его проявлениях и состояниях изначально вплетен в ткань общественной жизни, оп­ределяет ее «узор» и «рисунок».

Духовное присутствует, наличе­ствует, бытийствует, но в особой форме бытия, опыте духовной реальности и душевной достоверности. Гегель определял и че­ловека, и народ через наличность и действие духа: «Таким обра­зом действует дух народа: он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих полити­ческих законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело – это есть этот народ» [1].

Таким образом сознание и дух можно рассматривать как универсальный, неотъемлемый и атрибутивный компонент всех видов человеческой деятельности, скрепляющий общество в оп­ределенную системную целостность, придающую смысл и значе­ние тем или иным общественным явлениям и социуму в целом. Общество, тем более каждый отдельный и конкретный че­ловек в своей уникальности и неповторимости, живет целостной, внутренне противоречивой, непрерывной, духовно-практической в своей основе жизнью. Невозможно отделить веру от разума, нравственность – от права, понимание и переживание красоты – от добра и истины, патриотизм, государственность и здоровое национальное самосознание – от всечеловечности. Но особенно важно осознать и понять те скрепы, основания, на которых зиж­дется современный мир и внутренний мир самого человека. Ведь именно в человеческом сердце коренятся первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир.

Общество всегда предстает в своей целостности как субъектно-объектная реальность, в единстве и взаимодействии ду­ховной и материальной сторон жизнедеятельности людей, в ду­ховной наполненности и детерминированности общественного бытия. Духовный мир человека и общественное сознание неиз­меримо сложнее и богаче по своему внутреннему содержанию любых внешних форм его опредмечивания, объекти­вации, овнешнения в различных видах социальности, обществен­ности, предметности и практики.

Прежде всего отметим, что духовная жизнь человека и соз­нание не появляются какое-то время спустя после формирования общественного бытия, а одновременно с его возникновением. Общественное сознание и общественное бытие как бы «нагруже­ны» друг другом в своей изначальной взаимообусловленности. Даже материальная жизнь общества (способ производства мате­риальных благ) обладает лишь относительной свободой от вла­сти сознания. Вот почему С.Л.Франк имел все основания утвер­ждать, что общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна [2]: «Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, рево­люция и пр., словом, что такое есть социальное бытие, и как со­вершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь че­рез внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному ма­териализму, всякой попытке биологического или физического ис­толкования общественной жизни» [3].

В своей истинности и пол­ноте дух предстает, по Франку, как осмысляющее основание вся­кого бытия: «Мы можем сказать, что духовное бытие в самом об­щем его смысле есть основание и корень реальности непо­средственного самобытия» [4].

Разум – не единственная сила духа и души человека. Как писал замечательный русский мыслитель, основатель филосо­фии техники и творчества П.К.Энгельмейер: «Сознание – это только часть души, что не путем логических умозаключений до­ходит человек до новых мыслей, оценивает добро и зло, красоту и пользу, что мышление идет за догадкой, а логика – за интуици­ей» [5].

На современном переломном этапе развития России в ду­ховной жизни общества, массовом и индивидуальном сознании острота и глубина духовно-нравственного кризиса не спадает. Нет четкости и ясности жизненных ориентиров, для многих людей они размыты. Системность и целостность мировоззрения разру­шены. Преобладает духовно-нравственная неустойчивость, гип­нотическая податливость односторонним информационным пото­кам, пара научному воздействию, мистическим и оккультным яв­лениям. Налицо усиление духовной экспансии, проповедь чуждых и инородных России конфессий и вероучений.

Предвидения и предостережения многих русских мыслите­лей относительно угрожающей опасности духовной нищеты и ут­раты человеком духовного измерения непосредственных соци­ально-экономических условий жизни получают сегодня особую актуальность. Люди как бы слепнут для духовной субстанции бы­тия и судят обо всем по своему собственному интересу, по навя­занному им трафарету или по внешней видимости.

Ситуация в духовной сфере складывается сложная. В идеологии произошел полный развал, прежние принципы и устои отброшены, новые так и не появились. Образовавшийся «вакуум» заполняет эклектический набор ценностей и норм, довольно со­мнительных, часто представляющих не только различные, но и прямо противоположные ценности и духовные ориентации.

В обществе духовные, духовно-нравст­венные регуляторы являются ведущими по сравнению с систе­мами более низкого – неорганического, растительного и животно­го уровней. Полнее и глубже суть и природа человека может быть понята лишь в контексте культуры: через ее язык, историю, религию, отношения к основным жизненным событиям – к рожде­нию, любви, семье, работе, смерти. В сердце каждой культуры заключено то, как человек отнесется к величайшей тайне – к Богу. Разные культуры – это разные способы ответить на вопрос о смысле человеческой жизни. Если убрать этот вопрос, возникает духовная пустота (атеизм), лишающая человека, тем более мо­лодого человека, смысла и цели жизни. Надежным ориентиром в становлении человека как личности является понимание и харак­теристика духа, духовного в творческом наследии русских мыслителей (Хомяков, Киреевский, Соловьев, Розанов, Бердяев, Булга­ков, Лосский, Ильин).

Понять и принять подлинную духовность в ее абсолютных, предельных и универсальных основаниях, а также в производ­ных, вторичных, эмпирических и функциональных проявлениях чрезвычайно сложно и одновременно просто. Потребность свя­щенного, стремление к совершенству, осмысленному высшему идеалу и его практическому осуществлению у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. И в здравом уме, нормаль­ном сознании разорвать и противопоставить эти стороны целост­ной духовной жизни опасно и губительно для самого человека. Конечно, разум является наиболее подвижной и динамичной сто­роной духовного мира человека, его интеллектуальной зоркости. Но возьмем, к примеру, наиболее чувствительный и син­тетический компонент духовного мира человека – его совесть. Совесть – переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, что надо или не надо делать. «Но откуда рождается это "надо"»? – таким вопросом задавался еще Пьер Абеляр (1079-1142) – «От Бога или от природы, или от воспитания?» Ответ ему виделся в том, что мораль, нравствен­ность являются следствием разума, практическим воплощением разумных убеждений человека, которые, в первую очередь, за­ложены в человеческое сознание Богом.

Разумное (истина), нравственное (добро) и качественно-совершенное (красота) всегда совпадают не только в принципе, но и практически нерасторжимы. Всестороннее и глубокое обос­нование такого синтеза с различных исходных позиций мы нахо­дим в концепции Всеединства и Богочеловечества В.С.Соловье­ва; в объективации духа, обосновании свободы и творчества Н.А.Бердяева; в имманентной философии Н.О.Лосского; в обосно­вании веры и конкретной метафизики духовного пути человека через «Столп и утверждение истины» у П.А.Флоренского; в путях и задачах духовного обновления И.А.Ильина и в работах многих других отечественных мыслителей.

Человеческое поведение в материальном мире укоренено в конечном своем основании в духовное состояние. И хотя духов­ное начало нельзя оторвать от материального мира, но именно оно является реальной подоплекой происходящей событийности и калейдоскопичности явлений общественной жизни. Дух при этом должен быть понят и принят не в смысле простых и триви­альных идей и представлений, а в полноте, значении и достоинстве объективного деятеля, заведующего происхождением и об­разованием наблюдаемой нами действительности [6].

Таким образом, мы исходим из бытийственности и реаль­ности духовности и сознания. Дух человека и сознание как наибо­лее подвижный и выразимый в различных формах элемент ду­ховности – есть не просто отражение и даже выражение его су­ществования, не только важнейшая сторона человеческой деятельности, а сама человеческая жизнь. Дух и сознание человека являются изначально включенными в общественное бытие, в жизнедеятельность, социальные отношения, в нормы и ценности всех граней общественной жизни и человеческого поведения.

Сакральная, религиозная духовность обращена к вечным и непреходящим ценностям духа, в его абсолютных, совершен­ных и предельных основаниях. Она находит свое проявление в вере, религии, церковности. Способ реализации сакральной ду­ховности сугубо личностный, интимный, сокровенный (свобода совести). Но религиозная мотивация личности пронизывает собой все стороны ее жизнедеятельности, ее нельзя ограничить цер­ковной оградой.

Светский тип духовности обращен к историческим ценно­стям культуры, проявляет себя в труде, творчестве, во всех сфе­рах общественной практики. По способу реализации он является общепринятым, социализированным видом воспроизводства идей, теорий, ценностей, смыслов и значений в науке и культуре, праве и политике, экономике и социальной жизни.

До недавнего времени в нашей философской литературе бытовало отождествление духовной сферы жизни человека и со­циума с индивидуальным и общественным сознанием. Конечно, понимание и философское постижение духовной жизни на основе такого фундаментального понятия и самого феномена сознания, является эвристичным и перспективным.

Информационно-отражательная теория материалистиче­ского и сциентистского направлений фиксирует в общественном сознании совокупность обобщенных представлений, идей, тео­рий, чувств, нравов, традиций, ценностей, смыслов, которые формируются под непосредственным воздействием бытия лю­дей. И сознание при такой интерпретации выступает как отражен­ное или превращенное в иную ипостась общественное бытие че­ловека. По Марксу, «идеальное – есть не что иное, как матери­альное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [9].

Вряд ли можно согласиться с такой односторонней и упрощенной трактовкой идеального как сущностного момента ду­ховного. Весьма проницательный и глубокий философ Э.В.Ильен­ков характеризует идеальное как атрибут подлинной, исторической достоверности и идеальный образ общественно-определенной формы человеческой деятельности. Оно «рождается не в голове человека, но с помощью головы в самой реальной пред­метной деятельности» [10]. Конечно, мысль нематериальна. Это не вещь, ее нельзя увидеть, зафиксировать на пленке, зарегист­рировать любым прибором. Тем более, дух нельзя выколдовать из материи ни по какой технологической рецептуре. Мысль как носитель сознания – это идеальный, обобщенный, синтетический субъективный образ предметов и явлений мира.

Общественное сознание обладает сложной и многоуров­невой структурой, различными видами и формами своего прояв­ления и функционирования. Философская трактовка обществен­ного сознания выделяет в его содержании познавательный (гно­сеологический) и социологический аспекты.

Гносеологический аспект выражает познавательную сторо­ну общественного сознания, отношение к объективной истине, формам и способам ее постижения, начиная от обыденного, жиз­ненно-практического и эмпирического знания и, завершая научно-теоретическим выражением и религиозным осмыслением бытия мира и человека.

Социологический аспект общественного сознания раскры­вает его содержание с позиций интересов, ценностей, целеполагания, мотивации, идеологии тех или иных общественных субъек­тов, форм и способов духовно-практического и духовно-теоретического освоения природной и социокультурной реально­сти. Если гносеологический срез общественного сознания разли­чает основные уровни его состояния и функционирования, то со­циологический срез общественного сознания характеризует его предметно-содержательную сторону.

Реальной сферой формирования и пребывания общест­венного сознания, социокультурным пространством и временем его бытийствования выступает целостная система общественной жизни: человек – деятельность – общение – история – язык – культура. Как особый вид реальности сознание является неотъ­емлемым атрибутом как отдельного человека, индивида, лично­сти, так и различных общественных субъектов: от самых малых общественных групп до социума и человечества в целом.

Общественное сознание – это не сознание отдельного ин­дивида. И даже не простая совокупность всех «сознаний» отдель­ных людей. Индивидуальное сознание личностно, оно есть духовный мир отдельного че­ловека. Общественное сознание – над­ личностно, надындивидуально, но не вне личностно. Оно аккуму­лирует и выражает духовную жизнь социума, народа, человечества, духовное богатство идей, норм, ценно­стей, культурных и научных достижений, фиксирует их в основ­ных специализированных формах духовного производства, является духовной основой социализации, образования и воспитания вступающих в жизнь новых поколений. И чтобы стать личностью, внести свой вклад в совершенствование мира, необходимо овла­деть вершинными достижениями духовной культуры. Между лич­ным и общественным сознанием могут возникать и острые колли­зии, противоречия, особенно на крутых поворотах исторического развития. Так, судьбы многих выдающихся личностей, бросивших вызов духовно-нравственному «безвременью» своей эпохи, тра­гичны. Конечно, большинство людей вовсе не гоняется за «синей птицей» мечты в своих жизненных устремлениях и не поднимает­ся на поднебесные высоты человеческого духа. Люди живут в стихии обыденной жизни, оперируют практическими понятиями и представлениями, исповедуют логику здравого смысла. Обыден­ное сознание отражает повседневную практи­ческую жизнедеятельность людей. В нем переплетаются элемен­ты всех форм общественного сознания: народная мудрость, жиз­ненный опыт, своеобразно проявляется локальная среда и спе­цифика социальной ситуации в целостности и полноте ее ощуще­ния и переживания. И все же обыденное сознание чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. В этом плане обыденное сознание отличается от строго научного, теоретического, системного, рационального осознания и освое­ния действительности.

Теоретический уровень общественного сознания связыва­ется с отражением и познанием объективных законов, объектив­ной истины, с преодолением субъективности, с упорядоченным и систематизированным осознанием реальности. Теоретический уровень освоения действительности выражается прежде всего в специализированных формах общественного сознания – фило­софии и богословии, политике и праве, морали и искусстве.

Обратимся к еще одной важной и неотъемлемой грани об­щественного сознания, проявляющейся в ракурсах социальной психологии и идеологии. Общественная психология весьма близка к обыденному сознанию. Она относится к генетически первичным формам переживания и понимания людьми явлений природного и социального мира. В нее включают совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, воле­изъявлений, которые образуются в результате прямого или опо­средованного воздействия на людей социальной реальности. Возьмите, к примеру, любое крупное и значимое общественное явление (допустим, рынконизация экономики, процессы глобали­зации, преступность и терроризм или научные и технические прорывы человека, даже простые колебания моды), и вы увидите сложную гамму чувств, ожиданий, оценок, эмоций, их восприятия и переживания.

Качественная специфика идеологии как феномена обще­ственного сознания заключается в том, что она выражает корен­ные интересы того или иного общественного субъекта, социаль­ной группы, этноса или народа и общества в целом через теоре­тически обоснованную систему взглядов, на основе определенно­го социального идеала и духовных ценностей. Идеология поэтому носит всегда социально обусловленный характер. Классовая идеология является весьма важным социально историческим ва­риантом идеологии вообще.

У каждого социального слоя, общественной группы или дру­гой социальной общности имеются свои специфические потреб­ности и интересы, которые обрамляются соответствующей идео­логией, теорией, служат критерием подхода к оценке любых об­щественных явлений и процессов, выработке определенных ори­ентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отры­ве от потребностей и интересов общностей более высокого по­рядка и уровня – от народа, этноса, социума и общества в целом. Вся наука и искусство идеологии будут заключаться в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать порой диаметраль­но противоположные интересы различных общественных субъек­тов. И выразить их в общесоциальном, общегосударственном, об­щенародном интересе, облечь его в конкретных и общезначимых программах, проектах, а главное – в практических делах. Поэтому идеологию нельзя сводить к диктату какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом. Это ведет к насильственному навязыванию частных интересов в ущерб общему интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания, о «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны, ибо устраниться от идеологии, идеи, идеала, образа, смысла никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. «Вопрос стоит только так, – писал Ленин, – буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет… Потому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

Проблема в том, какая это идеология? И в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес. Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии обре­кает общественные субъекты и властные структуры на бесконеч­ные колебания и конъюнктурную приспособляемость.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 564. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия