Студопедия — СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ЯВЛЕНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ЯВЛЕНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА






Определяющей чертой современной цивилизации, как показал Ф. Хайек, стало понятие свободы:

«Человек развился не в условиях свободы. Член маленькой группы, принадлежность к которой равносильна для него выживанию, может быть кем угодно — только не свободным существом. Свобода — артефакт цивилизации, избавивший человека от оков малой группы, внезапным настроениям ко­торой вынужден подчиняться даже ее лидер. Свобода сдела­лась возможной благодаря постепенной эволюции дисцип­лины цивилизации, которая есть в то же время дисциплина свободы» [190, с. 240-241].

Мы же остановимся на другой стороне явления свободы — leisure, свободное время, ничегонеделанье (в дальнейшем, Л-сфера). Некоторые исследователи связывают этот про­цесс с молчанием [251; 252], понимая под ним противопо­ложность активной деятельной жизни. Но в Л-сфере также есть действия, они просто иные. Для Л-сферы характерно то, что действия, которые там происходят, делаются ради них самих. Чтение книг ради подготовки к экзамену — не Л-сфера, но чтение книг ради удовольствия — Л-сфера [219]. То есть перед нами (с точки зрения внешнего мира) полностью автономная деятельность, поскольку она зам-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


кнута сама на себя. В этом плане она сходна с ритуалом, ко­торый также направлен вовнутрь. Но в отличие от ритуала, где положительные эмоции черпаются в строгом его выпол­нении, Л-сфера разрешает любые варианты импровизации, любые варианты своего собственного решения проблемы времени [204].

Здесь перед нами откроется иная иерархия основных форм поведения. Центральные образцы поведения в мире могут быть второстепенными для Л-сферы, и наоборот. В Л-сфере основные позиции может занять, к примеру, игро­вая деятельность. Поведение человека в его раннем возрас­те, возможно, отражает смену этих моделей поведения в ис­тории человечества. Ребенок играет с куклами до того, как сядет за учебники. Так и человеческая цивилизация вырос­ла, постепенно вытесняя игровые функции, характерные сегодня для Л-сферы. Й. Хейзинга находит точку смены этих моделей в XIX веке [243].

Таким образом, перед нами иной, параллельный основно­му мир. Он принципиально закрыт от вмешательства дру­гих и принадлежит всецело самой личности — «leisure воз­вращает нас в наше собственное время», —- пишет М. Дэвис [229, р. 111]. Попытки государства войти в него, регулиро­вать его наталкиваются на наши внутренние преграды. Здесь мы четко воздвигаем границы нашей privacy...

Задачей нашего рассмотрения будет показать то, что ха­рактеристики объектов семиотики, возможно, не являются самостоятельными, а отражают характеристики этой парал­лельной Л-сферы. Они создаются в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает к своим объектам Л-сфе­ра. Тогда окажется, что то, что мы принимаем и анализиру­ем как явления семиотического порядка, на самом деле ока­зываются явлениями Л-порядка. И если это окажется так, то это в какой-то мере потребует от нас смены направлений нашего поиска, смены каких-то составляющих нашего се­миотического инструментария. Л-сфера выступит при этом как первичный феномен, а объекты семиотики — как фе­номены вторичные.

Что характерно для поведения человека в Л-сфере? Во-первых, свободное включение — это принципиально личное


Основы семиотики



решение (о чтении книги и т.д.). Ощущение этой свободы очень важно. В учебниках по изобретательству даже пишет­ся, что идеи возникают при наличии подобного свободного «зазора». В мозге, постоянно загруженном конкретными за­дачами, ничего не появляется. Как обратное явление отме­тим, что для борьбы со слухами рекомендуется загружать, к примеру, воинские подразделения конкретной работой [261]. Во-вторых, перед нами не только пассивное участие, как кажется на первый взгляд. Очень большой объем Л-сферы связан с активной работой — вышивание, игра в шахматы, гадание на картах — все это вполне активные действия. Не меньший объем и у пассивного участия: от смотрения телевизора до прослушивания «романов» в тюрь­ме. В-третьих, это принципиальная непересекаемость с внешним миром. Даже при чтении книг или во время прос­мотра фильма получатель информации, попадая в Л-мир, понимает, что это не есть реальность. Спасает ситуацию то, что он полностью погружается в Л-мир, поскольку, как ус­тановлено психологами, нам трудно воспринимать действи­тельность многоканально. Мы воспринимаем ее через один канал, а переключаясь на другой, мы уходим из первого.

Какие свойства семиообъектов признает реальными се­миотика? Тартуско-московская школа активно подчеркива­ла двойственный характер семиообъекта, который часто ре­ализуется в повышенном уровне неоднозначности, характерном для всех языков культуры (см., к примеру [112]). К сожалению, мы не знаем, насколько действитель­но не совпадают прочтения у разных людей. Но можно признать, что несовпадение читателей приводит к индиви­дуальному фактору дополнительности, накладывающемуся на художественное произведение. К примеру, мальчики и девочки возьмут из «Трех мушкетеров» разные линии в ка­честве наиболее привлекательных. Точно так же теория коммуникации разграничивает людей по полу, возрасту, принадлежности к социальным, религиозным группам, по разной степени воздействия на них [219]. Как угодить всем этим разным группам? Семиообъект принципиально мно­гослоен, что создает возможность разнопланового вхожде­ния в него, тем самым обеспечивая элементы импровизаци-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


онности, нетрафаретности, которые ищет человек, устав­ший от своих серых будней. Столь же неоднозначен объект дискурс-гаданий — там неоднородность закладывается, что­бы более точно «угодить» заказчику, который скорее допол­нит туманное предсказание своими собственными догадка­ми и предположениями [239].

Объект Л-сферы обладает индивидуальным временем и пространством. Время в нем течет по своим собственным законам. Вспомним частые высказывания типа «заигрались и не заметили, как время прошло». Время в Л-сфере может соответствовать совсем иным временным измерениям в фи­зическом мире. К примеру, рождение и смерть героя дол­жны уложиться в гораздо меньший объем времени физичес­кого порядка. Время художественное более спрессовано по сравнению со временем реальным. Следовательно, опери­рование с художественным временем всегда выгодно — ты выигрываешь время, «проживая» за физически малый отре­зок времени целую жизнь героя. Ю.А. Шрейдер связывает этот парадокс с реализацией большого числа моментов вы­бора, к примеру, в детективе или игре в карты, чем это мо­жет произойти с человеком в реальности [205].

Реальное время выступает только в качестве границы, в рамках которой расположено Л-время. Скажем, футбол — интересный или неинтересный в аспекте своего времени — продолжается в рамках отведенных ему двух таймов по 45 минут.

Л-время замкнуто на начало, на точку отсчета, оно отно­сится к внутреннему пользованию. «Раньше начнем, боль­ше поиграем», — говорят дети, назначая время празднова­ния своего дня рождения пораньше. Внутреннее время романа, пьесы также замкнуто на начало, из которого вы­водится и к которому, как бы на ином уровне, вновь при­ходит.

Структура реального мира — конечна. Все объекты его жестко ограничены во времени и пространстве. Л-сфера ие имеет своего внутреннего конца. Игра в футбол могла бы продолжаться бесконечно, не будь она ограничена таймами. Игра в куклы прерывается лишь отходом ко сну. Конеч­ность Л-мира приносит контакт с внешним миром, иеобхо-


Основы семиотики



димость укладываться в его временные рамки. Для книги бесконечность реализуется возможностью повторного проч­тения. Семиообъекты в этом плане принципиально беско­нечны. В ряде случаев это может быть цикличное время, а не линейное, каким является время внешнее. Цикличность позволяет прерывать, к примеру, чтение, потом вновь прис­тупать к нему, когда будет свободное время, или желание вновь перечитать данную книгу.

Отсюда следует семиозакон — задержка времени в худо­жественной литературе, она реализована не только Прус­том, ее можно обнаружить в любом художественном произ­ведении. Армейский приказ видит своей целью конечное невербальное исполнение, поэтому в нем перформативный ха­рактер выступает на первое место. Художественный текст замкнут в своем собственном вербальном пространстве. По­этому перформативность для художественного текста (типа паломничества в определенные места после прочтения «Бедной Лизы» Карамзина) не является его характерной чертой, а скорее исключением. Правилом для него являет­ся как бы «обратная перформативность»: массовое невер­бальное действие в подключении к данному типу текста. Перед нами все время проходит волна такого массового прочтения/просматривания («Унесенные ветром», «Скар-летт», «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» и т.д.).

Еще одной особенностью семиообъекта, отмеченной тартуско-московской школой, была его принципиальная устроенность в соответствии с вербальными законами. По этой причине представители данной школы первоначально даже именовали эти типы объектов вторичными моделирую­щими системами, относя к первичной язык.

Семиообъекты действительно вторичны, но первичным моментом при этом выступает исходная составляющая — Л-сфера. Эта вторичность опирается на свойства течения времени и изменения пространства в Л-сфере. Основным свойством, которое приводилось как довод представителями тартуско-московской школы, было наличие кода. Но, во-первых, он предварителен (то есть существует до порождения текста) только в структурах естественного языка, а в худо­жественных языках он вторичен и возникает после самого



Г.Г. Почепцов. Семиотика


текста, после ею прочтения или просмотра. Во-вторых, мы можем увидеть сходную структурность и в невербальных объектах Л-сферы. Возьмем, к примеру, вышивание как процесс и вышивку как результат. Они явно обладают сво­им кодом, своей грамматикой. Вряд ли влияние собственно языка может быть столь решающим на невербальную сферу. Еще одним доводом тартуско-московской школы служило наличие более мощной структурности в языке, которая яко­бы продиктовывала эту свою сильную структурность в более слабые образования, которые начинали строиться по подо­бию языка. Посмотрим на возможность такого процесса пристальнее.

Если код (грамматика), скажем, в фильме возникает пос­ле его просмотра (или же в процессе просмотра), то это принципиально иной код. Если подобный код столь тексто-во зависим, то тогда подобных кодов возникает слишком много. Если он не зависим внешне (от языка), то тогда он за­висим внутренне и формируется, находясь в Л-пространстве и времени. Следовательно, скорее можно говорить, что мы просто берем определенные свойства Л-пространства и вре­мени и выдаем их за свойства данного фильма, поскольку это формирование происходит принципиально в Л-время.

Ф. Хайек отметил, что все институты человечества, включая язык, сформировались совершенно спонтанно, вне сознательной воли самого человека [190]. Тем более это ка­сается Л-сферы, для которой как раз характерна сосредото­ченность. Та степень рациональности, которую мы пыта­лись найти, обусловлена скорее влиянием самой Л-сферы на объекты, которые в ней «обитают». Именно они форми­руются под влиянием тех особых требований, которые нак­ладывает на них Л-сфера. Для наиболее адекватного удов­летворения ей, этим объектам приходилось выстраиваться в соответствии с ее законами. Мы не можем требовать соот­ветствия этим законам (код, грамматика и т.д.), скажем, от молотка как явления рабочей сферы. Кстати, любой возни­кающий подобный объект Л-сферы с точки зрения сферы рабочей явно выглдцит лишним, он как бы возникает «с жиру». Взглянем хотя бы на моду. Здесь существует инте­ресный механизм распространения, основанный на жела-


Основы семиотики



нии повторить, но повторить первым. Это удивительный, внутренне противоречивый, парадоксальный механизм пов­торить, но первым. Обратный процесс отмечен в воспоми­наниях Валентинова (меньшевик, активно работавший в первые годы советской власти). Он продолжал носить коте­лок, и таких, как он, в Москве обнаружилось только трое. Здесь котелок работает уже как анти-мода, как принципи­альное нежелание следовать новой моде. Ведь как справед­ливо отмечали В. Живов и Б. Успенский: «Немецкий каф­тан на немце не значит ничего, но немецкий кафтан на русском превращается в символ его приверженности евро­пейской культуре» [64, с. 72].

Замкнутость Л-сферы, ее отграниченносгь позволяет вво­дить свои собственные нормировки по всем параметрам. К примеру, Р. Барт очень детально описывает одежду, еду, по­ведение, даже позы в рамках мира де Сада. Все эти характе­ристики, с одной стороны, выводимы из эротической нап­равленности построенного мира. С другой, — благодаря этому они носят в сильной степени системный характер. Вот как Ролан Барт описывает один из элементов этого мира:

«Садическая "сцена" — это одновременно и упорядочен­ная оргия, и культурный эпизод, имеющий нечто от мифо­логической живописи, от оперного финала и от номера из программы "Фоли-Бержер". Одежда в таком случае сделана обычно из блестящих и легких материй (газ, тафта) с преоб­ладанием розового цвета (по крайней мере, у юных поддан­ных): таковы характерные костюмы, в которых по вечерам облачаются в Силлинге четверки (азиатский, испанский, ту­рецкий, греческий костюмы) и старухи (костюм сестры ми­лосердия, костюм феи, костюм волшебницы, костюм вдо­вы). За вычетом этих знаков, садическая одежда "функциональна", приспособлена к нуждам сладострастия. раздевание должно происходить мгновенно» [20, с. 189].

Своя нормировка — тоже принципиальная особенность Л-сферы, и она же один в один соответствует особенностям семиосферы. Овладение Л-временем — мечта не только от­дельного человека, но и государства, особенно тоталитарно­го. Оно все время пытается включиться в управление Л-сфе-рой. Это и определение тематики произведений искусства, и



Г.Г. Почепцов. Семиотика


подразделение на героев/врагов, и узко утилитарная органи­зация свободного времени в виде кружков, спортивно-мас­совой работы, подчиненной лозунгу «Готов к труду и оборо­не». На партийных съездах поднимался вопрос о недостаточности политмассовой работы по месту жительс­тва. Государство пыталось занять активные позиции в этой сфере, справедливо ощущая, что из-за неконтролируемости в ней могут содержаться зачатки непокорности. Вспомните: разговоры на кухне как явление! Именно в Л-сферах хра­нился огонь будущих изменений. Л-сфера несла в себе принципиально иные оценки событий внешнего для нее мира, чем те, которые давались средствами массовой комму­никации. Эту закономерность хорошо выразил Е. Шварц в образе начальника тайной полиции, который выходил на улицы подслушивать, но в сапогах со шпорами, поскольку в противном случае такого наслушаешься, что потом ночь не спишь. Тоталитарное государство все время стремилось раз­рушить Л-сферу, ввода туда дополнительных участников — обязательный третий во время прогулок в заокеанских пор­тах наших моряков или туристов и т.д. Государство почему-то считало, что именно наличие третьего, а не второго воз­вращает такой мини-ячейке принципиально советский вид.

Мы снова вернулись к вопросу о важности Л-сферы как для гражданина, так и для государства.

Ю.М. Лотман называл культуру коллективной памятью и видел в явлениях культуры наложение нескольких языков (полиглотизм культуры) [111]. Л-сфера как параллельная рабочей несет такую изначальную двойственность в себе. Все порожденное в ее рамках несет в себе печать сразу двух миров. И в человеке попеременно побеждает то один из них, то другой. Человек не стал бы тем, кем он есть, без участия обеих сфер. Его сделали не только труд, но и Л-сфера. Все попытки тоталитарного государства лишить че­ловека Л-сферы потерпели фиаско. Л-сфера продолжала порождать свои устные тексты (анекдоты, слухи, воспоми­нания), тем самым побеждая тоталитаризм.

Л-сфера важна для нас также следующим: это естествен­ный контекст, в котором происходит восприятие любой коммуникации, включая рекламную и политическую. Есть


Основы семиотики



определенная несогласованность в адресанте и адресате в этом смысле, например, новости читает человек в галстуке, а слушает его человек в пижаме. Один находится в рабочей сфере, другой — в Л-сфере. Политическая коммуникация пытается уменьшить это несовпадение, заставляя политика вести себя на манер актера, выстраивая политическое тор­жество по типу эстрадного. На уровне коммуникации про­исходит явное сужение объема рабочей сферы в пользу Л-сферы.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 661. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия