Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения группы на мнения и поведение индивида. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза её существованию. По этой причине группа оказывает давление на входящих в её состав индивидов с тем, чтобы они не нарушали групповые нормы. По отношению к «отклоняющимся» членам группы применяется наказание (уход от общения, бойкот и т.д.). Феномен группового давления в социальной психологии получил название конформизма. Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы. Различают два вида конформизма. · Внешний конформизм (уступка) имеет место в том случае, если мнение группы воспринимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. · Внутренний конформизм (одобрение) – когда индивид действительно усваивает мнение группы. Иногда именно этот вид конформного поведения называется подлинным конформизмом, поскольку он представляет собой преодоление конфликта с группой в пользу группы. В исследованиях конформизма (С.Аш, С. Милграм) была обнаружена ещё одна возможная позиция индивида по отношению к влиянию группы – негативизм. В данном случае индивид во всём сопротивляется групповому давлению, отрицая все стандарты группы. Однако является ли такая позиция подлинно независимой? Можно сказать, что это специфический случай конформного поведения, “конформизм наизнанку”: если индивид ставит целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, поскольку ему приходится быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (например, позиция негативизма у подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформизму, является не негативизм, а самостоятельность, независимость. Она может проявляться как так называемый рациональный конформизм, когда индивид принимает определённые нормы, соответствующие его ценностным ориентациям и убеждениям, и не принимает нормы, им не соответствующие. О том, как другие влияют на каждого из нас, свидетельствуют и такие социальные процессы, как социальная фасилитация и социальная ингибиция. Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Если реальное или воображаемое присутствие других людей создаёт воздействия тормозящего характера, приводит к ухудшению результатов деятельности, то говорят о социальной ингибиции. Установлено, что возникновение описанных выше феноменов зависит от характера выполняемых человеком задач. Как правило, присутствие наблюдателей (или соперников) способствует улучшению несложной или хорошо подготовленной деятельности (например, выступление спортсменов высокого класса на чемпионате мира), в то время как сложная, неподготовленная деятельность в присутствии наблюдателей, как правило, протекает менее продуктивно. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные. Социальная леность заключается в следующем: люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности, когда виден вклад каждого отдельно в общее дело. В чём причина социальной лености? Люди уверены, что их оценивают только тогда, когда они действуют в одиночку, в то время как групповая ситуация уменьшает боязнь оценки. К примеру, индивидуальная работоспособность, составляющая в группе из двух человек 90%, падает до 75% в группе из шести человек. Социальная леность проявляется в меньшей степени, когда: · совместная деятельность вызывающе трудна, притягательна и увлекательна; · работники считают других членов своей группы ненадёжными или неспособными к продуктивной деятельности; · члены группы – друзья; · трудятся работники, принадлежащие к так называемым коллективистским (азиатским) культурам; · группа состоит преимущественно из женщин. Феномен деиндивидуализации (Л. Фестингер)заключается в следующем: утрата самосознания и боязнь оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает. Иными словами, вместе члены группы делают то, чего не стали бы делать в одиночку (вандализм, оргии, стихия толпы). Условиями проявления данного феномена являются: большая по размеру группа, физическая анонимность и обезличенность, возбуждающие и отвлекающие действия группы (аплодисменты, хлопки, пение хором, ритуальные мероприятия), ослабленное самосознание (например, вследствие действия алкоголя). Феномен огруппления мышления ( И. Джанис) состоит в том, что для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических решений. Группа всегда стремится к гармонии даже вопреки требованиям принципа реализма. Это особенно верно, если у группы сильна потребность в единстве; группа изолирована от альтернативных идей; лидер даёт понять, чего он хочет от группы. Сущность феномена групповой поляризации (С.Московичи, М. Заваллони) состоит в том, что обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные; происходит смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
|