Глава 4. Геральдика. Вексиллология
Название геральдики — вспомогательной исторической дисциплины, происходит от латинского слова heraldus — глашатай. Основной объект геральдического исследования — герб (от польского herb, старочешского — herb, erb, немецкого Erbe — наследство). Гербы принадлежали отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века — различным ремесленным корпорациям — цехам, купеческим гильдиям и т. д. Они помещались на вооружении, доспехах, одежде, мебели, коврах, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах, на архитектурных сооружениях в виде художественной лепки, на витражах, где их красочность была особенно ощутимой, на фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербами отмечались книги, портреты. Они использовались в качестве украшений на надгробных плитах. Там они заменяли соответствующие надписи. Основной задачей геральдики является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба. По гербу можно многое узнать о владельце вещи, например его титул. Частные гербы имели изображение головного убора, которое помещалось над щитом в виде короны (княжеской, графской, баронской, дворянской) или шляпы для духовных лиц. Герб помогает проследить историю (судьбу) вещей. Например, известный геральдист В.К. Лукомский с помощью гербовых эмблем определил судьбу колымаги Никиты Ивановича Романова — двоюродного брата царя Михаила Федоровича. Герб из железа на колымаге представлял изображение колонны, увенчанной короной. Это был польский герб «Колонна», которым пользовались в Польше около 30 шляхетских родов. Помещенные по сторонам гербовой фигуры буквы помогли Лукомскому раскрыть имя и фамилию польского владельца колымаги — Франца Лесьновальского, брянского старосты. Вероятно, эту колымагу приобрел для своего трудного путешествия обратно в Россию патриарх Филарет, который был в польском плену с 1611 по 1619 г. По возвращении в Россию Филарет Романов подарил колымагу своему племяннику Никите Ивановичу Романову. Герб помогает в определении экономических, культурных, родственных связей, династических браков, демографических процессов внутри господствующего класса, в том числе и коронованных особ. В этом отношении показателен родовой герб Романовых. В правой части их гербового щита был помещен собственно герб рода Романовых, в левой части — гербы западноевропейских дворов, с которыми императорская семья породнилась в результате династических браков на протяжении XVIII — начала XX в.: герб шлезвиг-голштинский, включающий гербы норвежский, шлезвижский, голштинский, сторнмарнский, дитмарсенский. На малом среднем щите были показаны в правой стороне — герб ольденбургский, а в левой — герб дальменгорский.
Сражение. Фрагмент из старинной книги Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и другими историческими дисциплинами, но в первую очередь, со сфрагистикой и генеалогией. В настоящее время на предмет исследования геральдики высказываются различные точки зрения. Предлагается даже заменить ее название другим — эмблематика. И все же в узком смысле слова геральдика была и остается гербоведением. Происхождение гербов. Обязательной частью герба является гербовая эмблема. Появление эмблем — условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т. д. — относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова — мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины — сова, Коринф — пегас, Мирмекий — муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Отличительные знаки стали превращаться в гербовые эмблемы, когда они стали приобретать наследственный характер. Было две главные причины появления гербов. Первая связана с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым забралом, т. е. особенностью средневековых военных доспехов, скрывавших лица воинов во время военных действий и турниров. Таким образом, рыцарские турниры — популярные в средневековой Западной Европе военные состязания — привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми. Вторая причина появления гербов связана с общим развитием цивилизации в Западной Европе XII в., с развитием социальных процессов в средневековом обществе, с усилением консолидации и иерархизации господствующего класса. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профессиональную принадлежность, право на владение землей, положение внутри господствующего класса. Сама геральдика, отражая своеобразие средневекового мышления, стала в символической форме выражать социальные отношения. Возникшее из практических соображений гербовое изображение (для отличия рыцарей во время турниров) в дальнейшем стало отвечать социальным потребностям феодального класса. В связи с этим, в средневековом обществе герб получил правовой аспект: если в него включалась эмблема какой-либо земли, то это расценивалось как знак владения этой землей, и с помощью эмблематики герба можно было выиграть судебный процесс. Претендовать на один и тот же герб было равносильным претендовать на одни и те же владения. Рыцарь носил геральдические изображения на щите, шлеме, воинском снаряжении и предметах быта: блюдах, кубках, мебели, каминах, стенах, воротах и др. Герб стал обязательным атрибутом погребальной церемонии. Вокруг смертного одра рыцаря ставились свечи, украшенные маленькими гербовыми щитами покойного. Тело рыцаря одевали в гербовую коту. Он покоился на ткани, расшитой его гербовыми фигурами. Гербом украшались катафалк и стенки каменного саркофага (особенно в XIII–XV вв.). Мода на парад гербов во время траурной церемонии не прошла и в XVII в. Интересно описание траурного поезда шведского короля Густава II Адольфа. В церемонии похорон были задействованы 33 лошади, каждую из которых вели по два офицера. Лошади везли штандарты, на которых были изображены гербы 33 провинций — всего 66 штандартов, по два одинаковых на каждой лошади. Гербы демонстрировали современникам и потомкам, сколь огромными были территории, принадлежавшие Швеции к тому времени как погиб Густав II Адольф. Почти через 50 лет после этого события ратификационная грамота короля Карла XII на Кардисский и Плюсский договоры и «Московское постановление» 1684 г. насчитывала уже 53 гербовых изображений шведских провинций, а также 5 отдельных щитов с изображением элементов государственного шведского герба, полный шведский герб и миниатюрный портрет Карла XII.
Герольды и труды по западноевропейской геральдике. Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Ими стали представители сеньоров — герольды. Они ведали церемонией турниров, составлением гербов, дипломатическими переговорами, обменом пленными. Сначала герольды на память знали, кому принадлежит каждая гербовая эмблема. Но со временем гербов становилось все больше, и они становились более сложными. Было невозможно держать в памяти такое большое количество информации. Тогда стали появляться трактаты и справочники о гербах, в первую очередь в странах, где геральдика играла заметную роль в общественной и политической жизни. Материалы, из которых мы узнаем о самых ранних европейских гербах, делятся на вещественные (изобразительные) и письменные. К изобразительным относятся сами гербы, дошедшие в дипломах, рукописях, книгах, в изображениях на печатях, монетах, надгробных плитах, стенах, витражах, миниатюрах. Теоретические вопросы геральдики нашли отражение в родовых книгах, судебных постановлениях, хрониках, например в хронике Яна Длугоша «Грюнвальдская битва». Одним из первых сочинений по геральдике был трактат, составленный во 2-й половине XIII в. в Германии Конрадом Вюрцбургским. Он был поэтом и изложил правила теоретической геральдики в стихах. Сохранилось и несколько древнейших гербовников, содержащих письменные и изобразительные материалы. Среди них «Хроника» Матвея Парижского (XIII в.), включающая 75 гербовых щитов (хранится в Лондоне в Британском музее, в 1881 г. издана в Берлине). К 1300 г. относятся английские гербовые свитки, содержащие изображение 486 гербов (хранятся в Лондоне, изданы в 1884 г.). К началу XIV в. относится учреждение в Венеции «Золотой книги», в которую записывались родословные венецианского дворянства. Эта книга состояла из многих томов. Наряду с генеалогией, там были даны изображения родовых гербов. В XVI в. появляется практика создания гербовников для целых королевств. К таким относится Книга гербов королевства Наварры. Гербы и их художественное оформление начали интересовать не только их составителей (герольдов), но и многих образованных людей того времени: юристов, теологов, художников, врачей. В XVI–XVII вв. число трактатов по геральдике значительно выросло. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные и дополнительные компоненты (короны, мантии и др.), систематизируются фигуры. XVI–XVII вв. — период «бумажной» геральдики, наступившей вследствие ухода в прошлое «живой» — рыцарской геральдики. Переход к «бумажной» геральдике был связан с изменениями военного дела — техники ведения боя и вооружения, отказа от рыцарских турниров и от прежней оценки рыцарской культуры вообще.
Формы щита Европу захлестнула гербовая лихорадка. Во многих странах создаются специальные учреждения для составления и хранения гербов и упорядочения пользования ими. В учебных заведениях основываются кафедры геральдики, а в Германии, Франции, Англии возникают школы геральдистов. Правила составления гербов получили научную основу. Трудами С.П. Санкты (1638), К.Ф. Менетрие (1658), Ф.Я. Шпенера были закреплены геральдические правила, выработанные в прежние века, и собственно геральдический художественный стиль. В XVIII в. получили распространение учебники и пособия по геральдике. Среди них — геральдическое руководство И.Х. Гаттерера «Очерки геральдики», изданное во 2-й половине XVIII в. и получившее признание в европейском геральдическом мире. В самом начале XIX в. оно было переведено на русский язык Г. Мальгиным и издано пособие под названием «Начертание гербоведения». Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное прочтение и определение. В соответствии с этими правилами, герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие — нет. Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский — четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский — тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский — овальной формы и германский — щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита. Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные — золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов — красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного. Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть. Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по определенным правилам изображения цветов. По этим же правилам гербы изображались на бумаге. Золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро — белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными линиями, зеленый — диагональными линиями справа налево, пурпурный — диагональными линиями слева направо, черный — пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо обязательно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе можно было использовать телесный цвет.
Графические изображения металлов и красок в гербах Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй — голубыми фигурками, по форме напоминающими разделанную и развернутую по белому полю беличью шкурку. Горностаевый мех изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображался белыми значками по черному полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.
Графическое изображение меха в гербах Геральдические цвета, металлы, меха имели в средние века свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородным из цветов считался красный, наиболее низким — черный цвет; из металлов самым почетным был золотой, из мехов — горностаевый. Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали — пересеченным; разделенный на две части из угла в угол — скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Применялись и другие виды делений, например вилообразно разделенный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. В этом случае они имели соответствующие названия — зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный и т. д. Деление герба зубчатыми линиями было, например, характерным для немецких гербов. В гербах встречаются самые различные сочетания основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.
Деление щита Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур: глава щита — 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция меньше, то такую главу называют вершиной; оконечность, или подножие (подошва), — 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом; столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо или влево; пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен; перевязь — 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута. стропило — две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое. Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест), пересечения перевязей (Андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие виды крестов — классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, лотарингский и др.
Геральдические фигуры Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человека, зверей, птиц и др.), небесных светил (солнца, луны, звезд) и стихий (огня, воды). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону. К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком, — лука, меча, сабли, шпаги, стрелы, подковы и др. К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, — дракона, двуглавого орла, единорога, пегаса, гидры, птицы Феникс и др. Фигуры герба имели свою символику. Лев был символом власти и великодушия; конь — храбрости, зоркости, быстроты; петух — боя; орел — власти; дуб — силы; оливковое дерево — мира; лавровая ветвь — победы; лисица — лукавства; пчела — трудолюбия; лебедь — пения; павлин — тщеславия; аист с камнем в согнутой лапе — бдительности; кипарис — смерти; звезда — сверкания, которое не умаляется; змея, снимающая кожу — женской юности, которая возобновляется и др. Все остальные части герба являются необязательными. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов — округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону). Корона помещалась как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, — герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духовенства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископская, прелатская и священническая шляпы. Нашлемник изображался «возникающим», т. е. выходящим над шлемом или короной, как правило, в виде отдельной части фигуры: крыльев орла, перьев страуса, руки человека, держащей саблю или меч, части животного. Мантия и намет — это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия — бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. Намет — украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а нижняя, наоборот, — золотой или серебряной.
Щитодержатели — естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон. Возникновение щитодержателей связано с идеей, что у рыцаря были слуги. Они изображались в виде людей, животных, птиц, рыб. Щитодержателей могло быть два или один. У французских королей были в разное время то один, то два ангела. Щитодержателями герба рода Орсини были медведи, герба Строгановых — два соболя. Щитодержатели могли быть разными. Герб английских королей после присоединения Шотландии имел щитодержателями английского льва и шотландского единорога. Девиз — краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А.А. Аракчеева: «Без лести предан». Сенью называется шатер, помещавшийся под мантией государственного герба. Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. При этом описание производилось по строго определенным правилам. Например, в рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона, затем левая; в пересеченном — сначала верхняя часть, затем нижняя. Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.
|