Различение I. Грациан
Родом человеческим управляют две [силы], а именно естественное право и обычаи (mores). Естественным правом является то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каждому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему... Это же сказал Исидор2 в «Этимологии» (V, 2): Глава I. Божественные законы установлены от природы, а человеческие — обычаями «Все законы либо Божественные, либо человеческие. Божественные установлены от природы, а человеческие — обычаями, поэтому те и расходятся, ибо разное нравится разным народам. § 1. Fas есть закон Божественный, a jus — закон человеческий...» 1 Датируется XII в. 2 Исидор, епископ Севильский (ок. 560 — 636), Отец Церкви.
Грациан....Все, что является fas, принимают под именем Божественного, или естественного, закона, под именем человеческого закона понимают обычаи, правильно записанные, сохраненные и переданные... Поэтому Исидор говорит в «Этимологии» (V, 3): Глава II. Право есть род, а закон (lex) — разновидность «Право есть общее имя, а закон — разновидность права. Правом же называется, ибо справедливо. Итак, всякое право установлено законами и обычаями». Глава III. Что такое закон [Etym. V, 3] «Закон есть письменное установление». Глава IV. Что такое обычай (mos) [Etym. V, 3; II, 10] «Обычай есть давнее обыкновение (consuetudo), выводимое лишь из привычек». Глава V. Что такое обыкновение (consuetudo) [Etym. V, 3; II, 10] «Обыкновение есть право, некогда установленное обычаями, которому следуют вместо закона, когда закон отсутствует. § 1. Не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, поскольку размышлением и закон вырабатывается. § 2. С другой стороны, если закон устанавливается разумом, то законом будет все, что устанавливается разумом в той мере, в какой соответствует религии, приличествует дисциплине, содействует спасению. § 3. Называется же обыкновением, поскольку находится в общем употреблении». Грациан. Итак, всякий раз, когда говорят: не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, ясно, что обыкновение частично передается в писаниях, частично сохраняется привычкой пользующихся [им]. То, что передается в писаниях, называется установлением, или правом; а то, что не передается в писаниях, объединяется под общим именем «обыкновение». § 1. Есть и другое подразделение права, по свидетельству Исидора (V, 4), говорившего так: Глава VI. Каковы суть разновидности права [Etym. V, 4] «Существует право естественное, гражданское или [право] народов...»
|