Культура. Одним из главных достижений перестройки в духовной сфере являлась свобода слова, получившая название политики гласности
Одним из главных достижений перестройки в духовной сфере являлась свобода слова, получившая название политики гласности. Первой ласточкой гласности стал фильм Т.Е.Абуладзе “Покаяние”, вышедший на экраны страны в конце 1986 г. В аллегорической форме фильм рассказывал о злодеяниях сталинского режима. В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев призвал к расширению и углублению процесса гласности, и на этот призыв сразу же откликнулись представители творческой интеллигенции. Во всех областях культурной жизни зазвучало то, что прежде обсуждалось тайком на кухне, стало доступным для широкого круга читателей и зрителей то, что составляло культурный “авангард”, “андеграунд” 1970-х гг. с множеством эстетических течений, идей и форм. Одним из главных направлений политики гласности была критика Сталина и наследия сталинской эпохи. На страницах периодической печати регулярно появлялись острые публикации о преступлениях сталинизма. Особенно много таких материалов появлялось в газете “Московские новости” (главный редактор – Е.В.Яковлев) и в журнале “Огонек” (главный редактор – В.А.Коротич). Но, наглядно подтверждая горбачевский тезис о плюрализме мнений, демократическим изданиям оппонировали журналы “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”. Критиковался не только сталинизм, но и эпоха застоя. Однако вначале неприкосновенной какое-то время оставалась тема В.И. Ленина. Но уже с 1988 г. критика Ленина перестала быть запретной темой. В журнале “Октябрь” была опубликована повесть В.С.Гроссмана “Все течет”, антиленинская направленность которой была очевидна. Антиленинский заряд несли в себе книги А.И.Солженицына “Архипелаг Гулаг” и “Красное колесо”, впервые напечатанные в нашей стране в 1988-1989 гг. В 1989 г. журнал “Наука и жизнь” опубликовал работу философа А.С.Ципко “Истоки сталинизма”, в которой автор позиционировал Сталина как верного ученика и последовательного продолжателя дела Маркса и Ленина. Таким образом, набиравшая обороты политика гласности пошла значительно дальше критики сталинизма и стала исследовать генезис и основания социалистической системы, что объективно угрожало самой перестройке, идущей в рамках этой системы. Политика гласности способствовала возвращению к читателям произведений эмигрантов и репрессированных писателей: Д.С.Мережковского, В.В.Набокова, В.Ф.Ходасевича, А.П.Платонова, Б.А.Пильняка, В.Т.Шаламова и др. В литературных журналах были опубликованы произведения, которые раньше не пропускала цензура: “По праву памяти” А.Т.Твардовского, “Реквием” А.А.Ахматовой, “Доктор Живаго” Б.Л.Пастернака, “Белые одежды” В.Д.Дудинцева, “Дети Арбата” А.Н.Рыбакова, “Мы” Е.И.Замятина и др. Кульминационной точкой процесса освобождения слова можно считать снятие запрета с творчества представителей “третьей волны” русской эмиграции: И.А.Бродского, В.П.Аксенова, С.Д.Довлатова, В.Е.Максимова, В.В.Войновича и др. Многие из представителей литературы русского зарубежья стали приезжать на Родину. В конце 1988 г. советские читатели узнали о присуждении Нобелевской премии в области литературы Бродскому. Он стал пятым по счету отечественным нобелевским лауреатом после И.А.Бунина, Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, М.А.Шолохова. Появились в литературе и новые имена. Проза Ю.Полякова, С.Каледина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, В.Попова отличалась критическим взглядом на современную действительность и эстетическим своеобразием, не укладываясь в рамки социалистического реализма. В целом, доминировавшее в советской литературе течение социалистического реализма осталось в прошлом. Классовый подход, существовавший ранее и в искусстве, сменился признанием общечеловеческих ценностей. Были напечатаны мемуары политических деятелей, ранее изъятые и никогда не публиковавшиеся в СССР. Это работы как деятелей партии, противников Сталина – Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, Ф.Раскольникова и др., так и лидеров Белого движения А.И.Деникина, П.Н.Врангеля, представителей либеральной интеллигенции П.Н.Милюкова, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева. В режиме идейных дискуссий развивалась публицистика. С 1989 г. стала издаваться серия публицистических сборников “Перестройка: гласность, демократия, социализм”. Первая из книг серии “Иного не дано” имела Ошеломляющий успех. Достаточно широкое признание получили и другие издания этой серии. Острые статьи Н.П.Шмелева, Г.Х.Попова, В.И.Селюнина, О.Р.Лациса, А.М.Миграняна, Т.И.Заславской и других экономистов, философов, политологов, выступавших в публицистическом жанре, будили мысль и формировали активную жизненную позицию у миллионов читателей. Кинематограф тоже испытал влияние политики гласности. Кроме уже упоминавшегося “Покаяния” Т.Е.Абуладзе, яркими событиями в искусстве стали фильмы Э.А.Рязанова “Забытая мелодия для флейты”, В.А.Пичула “Маленькая Вера”, М.А.Захарова “Убить дракона”, экранизация повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”, созданная режиссером В.А.Бортко. В творческих поисках находилось и телевидение. Огромной популярностью у зрителей пользовались информационно-публицистические программы “Взгляд”, “Пятое колесо”, возрожденный после многолетнего перерыва “КВН”. Однако в эпоху перестройки культура уже начала испытывать влияние рынка. В страну хлынул поток западной массовой культуры, особенно американской. Во множестве видеосалонов демонстрировались эротические, а подчас и порнографические иностранные фильмы. Погоня за прибылью заставляла и отечественных издателей печатать то, что пользуется спросом у широкой публики. Прилавки книжных магазинов заполнились детективами, фантастикой, эротической литературой достаточно низкого эстетического уровня. На телевидении огромные рейтинги имели передачи с участием экстрасенсов А. Кашпировского и А. Чумака. Эти негативные тенденции связаны с тем, что перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов “реального социализма”, а взамен предложила достаточно размытый набор абстрактных общечеловеческих ценностей, к восприятию которых общество оказалось не готово.
|