Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тесты для самоконтроля. 1. Чем отличаются массовые партии от кадровых: (аморфным свободным членством; значительным числом членов; преобладанием идеологической и воспитательной форм





1. Чем отличаются массовые партии от кадровых: (аморфным свободным членством; значительным числом членов; преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности; опорой на профессиональных политиков).

2. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на: (правящие и оппозиционные; оппозиционные и легальные; правящие и нелегальные; легальные и нелегальные).

3. Какие из суждений являются правильным? (Все партии делятся только по классовому признаку; все партии имеют индивидуальное фиксированное членство; все партии имеют целью борьбу за государственную власть; все партии ограничивают свою деятельность только выборами)

4. Какое из суждений является правильным: (во Франции существует многопартийная система; в Индии существует однопартийная система; с США существует многопартийная система; в Германии существует двухпартийная система).

5. Абсентизм – это: (идея безвластия; исключительные политические качества личности; форма уклонения избирателей от голосования; форма правления).

6. Проблема свободных многопартийных выборов в условиях пропорциональной избирательной системы заключается в том, что: (граждане имеют меньший выбор при голосовании; результаты выборов, исходя из системы определения победителя, сомнительны; партии, не набравшие необходимый барьер, теряют свои голоса; меньшее число граждан получают доступ к участию в них).

7. М. Дюверже связывает возникновение политических партий с: (появлением конституций; расширением избирательных прав; обострением социально-политических противоречий; повышением роли парламента).

8. В понятие «политический вес» партий не включается: (число членов партий; структура партий; количество избирателей, проголосовавших за нее; число мандатов, полученных партией).

9. Абсентизм – это: (форма уклонения избирателей от участия в голосовании; идея безгосударственного устройства общества; форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека; процесс позитивной политической социализации; формирование положительного политического имиджа главы государства).

10. Выделите партию, имеющую левую идеологическую направленность: (анархизм; либерализм; консерватизм; патриотизм; коммунизм)

11. К какому виду партии, как правило, относятся партии с левой ориентацией? (кадровые; массовые; неидеологические; соревновательные; без фиксированного членства)

12. Двухпартийная система означает, что: (в парламенте представлены две сильные партии, ни одна из которых, как правило, не обладает абсолютным большинством; правительство сформировано из двух ведущих партий, которые усиливают конкуренцию и гибкость в осуществлении политического курса; в парламенте одна партия занимает более 50% голосов, а вторая соответственно немного менее 50 % голосов; в парламенте одна партия создает партийные фракции, вторая в виду полярности политических интересов не в состоянии этого сделать, в силу чего не имеет превалирующего большинства; две партии в парламенте составляют 60% голосов, а основная работа заключается в создании объединенных фракций и платформ

13. Назовите электорат партий с левым идеологическим уклоном? (рабочие, крестьяне; землевладельцы; представители крупного капитала; «белые воротнички»; интеллигенция)

Тема 12

Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан

План

12.1 Определение политической культуры

12.2 Типология политических культур

12.3 Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии

12.4 Проблема формирования национальной идеи (историко-политологический аспект). Политические идеи деятелей Алаш.

12.5 Формирование национальной идеологии в суверенном Казахстане (по работам Н.Назарбаева, Стратегии развития Казахстана - 2030)

Список литературы:

1. Мельник В.А. Мораль в политике. Хрестоматия Б.Г. Капустина

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. – М., 1995.

3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008

4. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке, А., 2003.

5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004.

8. Скрипкина Ж.Б. Социальная политика. М., 2005.

9. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке, 2006.

10. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла М., 2005

Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры.

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале XIX века французским философом А. де Треси. Он рассматривает идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на основных принципах которой должны строиться политика, этика. В мировой политической науке сложились различные суждения об идеологии.

Английский исследователь Л. Фойер пытался сформулировать некоторые законы функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена. То есть всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления из освобождения. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть второго - закона «крыльев» - заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы.

Смысл третьего закона - «генерационной волны» - состоит в том, что каждое поколение ищет новую идеологию. У истоков эта волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на левые силы. Затем движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

- прогностическая. Конструирование форм и моделей государственного и общественного устройства. Разрабатывая определенные общественные идеалы и цели, идеология предвосхищает реальные политические и социальные изменения. Например, идеи разделения властей, уважения и защиты государством прав человека и др. до своей политической реализации выступали составной частью либеральной идеологии;

- выражение и защита коллективных интересов и ценностей. Эта функция идеологии во многом является прерогативой идеологии. Обосновывая, четко формулируя и защищая систему коллективных ценностей, она дает позитивную или негативную оценку различным общественным явлениям;

- регулируюшая. Идеология формулирует определенные образцы индивидуального и коллективного поведения, становящиеся в случае превращения в господствующую ценностной базой законотворчества. Например, либерализм ориентируется на индивидуалистические нормы поведения, консерватизм – на традиционалистские, марксизм – на коллективные;

- интеграционная. Обосновывая и выражая интересы, указывая пути их осуществления и предлагая соответствующие образцы поведения, идеология объединяет индивидов, в единую общность. Наиболее значимо эта функция идеологии проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей;

- мотивация поведения политических лидеров и членов группы и тем самым активное влияние на политику и жизнь общества в целом. Идеологическая мотивация может проявляться в принятии политиками тех или иных решений под влиянием императивов идеологии, в голосовании граждан за партии, представляющие ту или иную идеологию.

Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться классические идеологии – либерализм, консерватизм, марксизм.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов – националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, где его классическая форма зародилась в XVII веке как идеология рождающегося класса буржуа, окончательно сформировался к середине XIX века. «Декларация независимости США», обнародованная 4 июля 1776 года, стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Они были сформулированы и приняты к исполнению на официальном государственном уровне. «Мы считаем, - заявили авторы Декларации на весь мир, - самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[18].

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую революцию. Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка, идею Дж. Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», то есть свободу от социального контроля, от различных ограничений (например, от сословных привилегий и наследственной власти). Во главу угла они ставили проблему свободы не общества, а личности. Среди всех свобод на первое место они ставили свободу экономическую, свободу предпринимательства. Либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулирует развитие производительных сил, демократии.

Таким образом, либерализм воплотился в сфере экономики - в принципе свободного рынка, конкуренции; в сфере политики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма; в области гражданских отношений - индивидуализм, приоритет гражданского общества над государством.

В 30-е годы возникает попытка обновления либерализма, появляются новые направления неолиберализма: «новый либерализм», или «социальный либерализм» и т. д. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный либерализм стал Великий экономический кризис 30-х годов. Основополагающее значение в этот период имело кейнсианство, построенное на признании необходимости дополнения традиционных либеральных принципов принципами государственного регулирования в экономической и социальной сферах. Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент - реформатор Ф.Д. Рузвельт провозгласил и начал реализовывать программу «нового курса», этот процесс стал набирать силу в европейских государствах. Смысл нового либерализма четко изложил бывший сенатор США Дж. Кларк-мл., который в частности писал: «Здесь либерал определяется как тот, кто верит в использование всей силы правительства для продвижения социальной, политической и экономической справедливости на муниципальном, штатном, национальном и международном уровнях»[19]. Как видим, это радикально пересмотренный вариант либерализма.

Таким образом, неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия», с обязанностью правительства ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.

В целом, либерализм – это комплекс принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий. Вместе с тем, либерализм – это тип и способ мышления и поведения. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни.

Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике, особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т. д.).

История консерватизманачинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам «старого порядка». Именно с этого времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду (континентальное направление), и вторая, связанная с английским мыслителем Э. Бэрком (англосаксонское направление). Общепризнанным пророком консерватизма считается английский политический деятель Э. Бэрк, который в 1790 году выпустил в свет эссе «Размышления о революции во Франции». Выступая против идей французской революции, Бэрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях. Стабильность, равновесие, постепенное обновление – вот те принципы, которым должно следовать общество. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества, привилегий и сословий.

После Второй мировой войны консерватизм приобрел новые формы.

Идеологи неоконсерватизма пытались обосновать третий путь – а именно, соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, развитие образования и культуры). Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

В современном консерватизме предлагаются следующие ценности:

- укрепление законности и порядка;

- приверженность социокультурному и религиозному традиционализму (ясные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности);

- ответственность человека за сохранение в себе человеческого начала, умение рассчитывать на собственные силы;

- терпимость к либеральным ценностям;

- инициация необходимых реформ.

В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе личности и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, собственность, семья, закон, порядок, протестантская этика. Консерватор предпочитает известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. По их мнению, для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем решать каждому вопрос, исходя из личного мнения и личного разума.

Подводя итоги, можно констатировать, что современный консерватизм представляет собой весьма сложное и многослойное образование. Поэтому прав Л. Аллисон: «Консерваторы являются одновременно индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»[20]. Они концептуальные скептики, в том смысле, что не интересуются открытием фундаментальных принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к решению проблем в практике и конкретных делах. Сегодня, в условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить рациональным противовесом таким крайностям, как национализм, безоглядная вестернизация исламизация.

К середине XIX века в Европе возникают левые общественно-политические движения, ставящие целью достижение такого общества, в котором реализовался бы принцип индивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Выделилось два направления: радикально-революционное (марксизм) и реформаторское (социал-демократическое), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Коммунистическая идеология. Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабёфа с его идеями классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений в зависимости от уровня материального производства, которое в свою очередь определялось господствующей формы собственности, исключала культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а, следовательно, исторически обреченные, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии в капиталистическом обществе, жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. Поэтому в качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы - «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Наиболее важным механизмом, интегрирующим различные элементы социальной системы, признается коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций как направляющей и руководящей силы она должна превратиться во властную структуру, срастись с государством.

В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты его политико-идеологической эволюции. Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна).

Социал-демократизм – второе направление - можно рассматривать и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм». Существует скандинавская и шведская модели, основывающиеся на австромарксизме. Выделяют фабианский, гильдейский социализм и т.д.

История социал-демократии самым тесным образом связана с рабочим движением. Эволюция социал-демократического учения происходила на фоне изменений в развитии рабочего движения. Первоначально социал-демократия в принципе разделяла установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем установления диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Отдельные представители социал-демократии признавали также предлагавшийся марксизмом революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Постепенно в ходе эволюции партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. Опыт фашизма в Германии и большевизма в СССР подтолкнул европейскую социал-демократию к разрыву с марксизмом и признанию непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма. В 1951 году Социнтерн принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию, где обосновывались основные идеи демократического социализма – свободы, справедливости, равенства. О том, насколько позитивна роль социал-демократии, наглядно можно представить на примере Швеции. В Швеции Социал-демократическая рабочая партия бессменно находилась у власти с начала 30-х годов до середины 70-х годов. Эти обстоятельства дали возможность более или менее последовательно реализовывать социально-экономические реформы. К середине 70-х годов шведскими социал-демократами были достигнуты значительные успехи в осуществлении социальных программ государства благосостояния. В частности, доля ВВП, расходуемой на социальные цели, увеличилась примерно с 10% в начале 50-х годов до 33% в 70-е годы. Возрос уровень заработанной платы и соответственно уровень жизни людей в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессионального обучения, жилищного строительства и т.д. Таким образом, основными характерными особенностями шведской модели считаются: создание за короткий срок высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидации бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры. Эту модель иногда называют функциональным социализмом.

Таким образом, современная картина идейно-политической мысли очень мозаична. В западной литературе в свое время была популярна пятизвенная модель типологии: левые (коммунисты) - центр (либералы) - правые (консерваторы). Деление на правых, левых и центр сложилось исторически, во времена Великой Французской революции, когда левые выступали за радикальные перемены, центр – за умеренную политику, а правые – за сохранение существующего порядка.

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Согласно Г. Алмонду и С. Верба, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры.

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические оценки отражают общераспространенную точку зрения), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей).

Специфическими функциями политической культуры можно назвать:

- интеграция политической сферы иных сфер общества: духовной, социальной и т.д.;

- сохранение и развитие традиций политической деятельности;

- проверка истинности официальной идеологии;

- проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов;

- апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур. Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры:

1. гомогенная (англо-американская) - политическая культура, характеризующаяся:

- восприятием политики как соперничества групповых интересов, при отсутствии столкновения идеалов;

- общенациональным консенсусом в понимании базовых ценностей - права и свободы личности, рыночная экономика, правовое государство;

- центризмом, исключающим левый и правый экстремизм;

- отсутствие региональных и социально-групповых контрастов в массовой политической психологии;

- светский, прагматический характер, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство.

Англо-американская политическая культура отражает ведущие установки массового сознания стран Северной Америки и Великобритании.

2. Конец формыфрагментированная (континентально-европейская). Для нее характерно:

- среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих политических принципов. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом;

- свободная соревновательность политических платформ перед лицом избирателей;

- поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность.

В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию.

3. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран. Она часто формируется в условиях эрозии традиционных норм, роста чувства неустойчивости. В результате в поисках защиты люди обращают свой взор на заимствованные ценности, харизматического лидера. Соответственно в таких обществах нет специализированных политических позиций: происходит наложение традиционных и рационально-правовых ролей (глава государства одновременно воспринимается как «отец»). Помимо этого в силу сильного социального расслоения различные группы имеют совершенно различное представление о стоящих перед обществом проблемах. В итоге непредсказуемость и нестабильность. Она господствует в модернизирующихся развивающихся странах. Основные черты:

- в политике воспроизводится патриархальный архетип «большой семьи» во главе с царем-батюшкой, патерналистская ориентация;

- высокотрадиционный характер, сосуществование традиционных и вестернизированных институтов;

- нестабильность политической системы.

4. тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь гомогенность, единство политических ценностей искусственное. Отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты:

- полный политический контроль над всеми сторонами жизни;

- использование насилия и единая идеология в качестве инструмента политического регулирования.

Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры:

- приходская культура;

- зависимая культура;

- политическая культура участия.

В современной политологии придерживаются мысли о неиерархичности политических культур, признание самоценности каждой политической культуры.

Современный опыт развития Японии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР, а также особенности развития стран Магриба свидетельствует о том, что принципы демократической политической культуры – индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита прав человека и другие – не являются результатом только западного пути развития.

Поэтому цивилизационный подход может быть ориентирован на поиск «доминантной формы» социальной интеграции, то есть того, что объединяет локально-исторический ареал в одно целое и делает его уникальным. Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-буддийской культуры очевиден. Такие страны, как Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур являются наиболее яркими представителями этой цивилизации.

Особая роль в политической культуре отводилась государству. Согласно конфуцианству, государство – нечто изначально присущее миру, порядок, установленный Небом. Такое отношение породило двоякого рода представления: с одной стороны, не делалось различий между церковью и государством, с другой стороны – государство воспринималось как-то, чему необходимо поклоняться. Такая точка зрения породила этатизм (подданническая культура). И сегодня он разделяется большинством жителей АТР.

Группы являлись важнейшим институтом социализации, воспитывали чувство преданности и долга, подчинения авторитету, старшему по возрасту и чину, групповой конформизм, пассивность и послушание рядовых. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Отличительной особенностью традиционного японского общества, которая сохраняет свое значение поныне, является тот факт, что неформальная иерархия играет большую роль, нежели формальные структуры. Мнение, суждение группы является истиной в последней инстанции. В рамках группы не принято соперничать – действовала норма социальной нивелировки «шляпка гвоздя не должна торчать»: неприлично высовываться, все гвоздики должны быть забиты одинаково. Межличностные отношения между различными группами затруднены, смена групп – тоже. Клановость, замкнутость, кастовость характерна и для современной Японии. Все решения в группах принимались и принимаются через согласование и консенсус. «Никто не может служить двум хозяевам» - считают японцы и стараются сохранить преданность одной фирме, а во внешней ориентации – одной стране, Соединенным Штатам.

Сами японцы феномен «адаптирующего коллективизма» характеризуют как коллективное управление.

Таким образом, через нравственные ценности страны конфуцианско-буддийской Азии делают акцент на прагматических аспектах. Менталитет «азиатских драконов» как бы пронизан духом меркантилизма, коммерциализации и конкуренции. Долгое время западные политологи разделяли мнение, что конфуцианские ценности являются тормозом на пути развития стран АТР и враждебны духу экономического развития. Западные политологи выделили четыре основных принципа организации конфуцианского общества, которые, по их мнению, препятствуют развитию либерального общества:

- клановый характер – выдвижение на первое место интересов семьи;

- право наследования за всеми детьми (как фактор распыления капитала);

- чрезмерное внимание к личному накоплению (как препятствие на пути обращения капитала);

- жесткая социальная иерархия, в которой ремесленники и торговцы занимают нижнее место в социальной иерархии (как препятствие на пути развития среднего класса).

Однако практика социально-экономического развития «азиатских драконов» опровергла схемы западных политологов. Опираясь на авторитарно-патриархальную модель, они создали климат нетерпимости к хозяйственной безответственности и к роскоши. Этот климат позволил обеспечить необычайно высокую долю накопления: более трети валового национального продукта. Одновременно государством был обеспечен жесткий экономический протекционизм по отношению к национальной промышленности и торговле. Транснациональные корпорации не допускались на внутренний рынок до тех пор, пока национальные предприятия не получили реальной возможности с ними конкурировать.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Фактор усиления роли ислама определяется, прежде всего, наличием группы государств, условно объединяемых понятием «мусульманский мир». К нему принято относить 57 государств – членов Организации исламского сотрудничества. В цифровом выражении это полутора миллиардное население, одна пятая территории, почти третья часть экономических и половина энергетических ресурсов Земли. Сама атрибутика «исламский» присутствует в официальных наименованиях более десятка государств. Ислам в последние годы переживает созидательный бум. Так, например, в 1998 году впервые членом ОИС стало латиноамериканское государство – Суринам. В 2002 году к Организации на правах наблюдателя присоединилась Россия.

Надо отметить, что в отличие от христианства он и поныне означает для своих последователей нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений,типа культуры. Отсюда проистекает поразительная способность Ислама к политизации и адаптации.

В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,6 миллиарда человек. Каждый пятый в мире считается мусульманином. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире. На начало 2010 года в Казахстане официально признают ислам 6,9 миллиона человек, из 2300 религиозных и культовых общин 1275 – мусульманских.

Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности и священности государственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».

Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи).

Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт надэтнического религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.

Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, пророк Мухаммед выдающийся прагматичный государственный деятель. Он сумел создать сильную мировую империю. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.

Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства: устранение частной вражды; запрещение ростовщичества; налоги на ведение войны; подчинение лидеру, обожествление его.

С другой стороны, есть мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике: отсутствие аскетизма; признание как положительного стремления к богатству и почету; требование соблюдения сословного достоинства; подчиненное положение женщины.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Направленные на развитие государства, бизнеса: надёжность и верность (аль-амана); терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх); достоинство и самоуважение (аль-изза); поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм); желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт); разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много веков назад, во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для православной политической культуры присуще многослойность, многовекторность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время соединяет в себе противоречивые пласты.

Особенность цивилизационного развития России состоит в том, что доминантной формой социальной интеграции в ней выступает идея государственности и соборность. Основными принципами выступают, прежде всего, этатизм и патернализм, которые и в настоящее время являются доминирующими культурными архетипами. Однако противоречивость русской души ориентирует этатизм двоякого рода: или на «подчинение» государственной власти, или на ее «ниспровержение».

Патернализм как культурный архетип представляет собой установку на необходимость постоянного попечительства со стороны государственной власти. В современной России эта особенность актуализирует формирование в качестве базовой ценности сильного социального государства, чувствительного к нуждам своих граждан, способного эффективно решать социальные задачи развития российского общества, навести в нем необходимый порядок.

Непостоянство российских политиков порождает их всемирную отзывчивость – повышенную отзывчивость к иноземным влияниям. Россия периодически попадает под влияние иноземных политических ценностей, адаптирует чужой политической опыт, не обращая внимания на основной смысл слов Филофея, суть которых заключается в том, что необходимо блюсти и хранить чистоту веры. Но как раз о православной вере меньше всего думали великие русские князья. Сегодня вместо высоких нравственных принципов национальной культуры, современные политические лидеры уповают на прагматизм, они гораздо больше надеются на универсальные политические механизмы, чем на человека и его культуру. Но парадокс прагматизма заключается в том, что он подрывает духовную составляющую. Политические институты для успешного функционирования нуждаются в активной творческой национальной интерпретации и подпитке. Если на политической арене превалирует денежный интерес, то это однозначно ведет к саморазрушению системы. Политики национального масштаба никогда не состоится без веры в долговременную перспективу социокультурного развития своего народа.

Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время неизменно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея – что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении. Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. В целом, русская духовность делит мир на две ипостаси – свет и тьма, но особенно остро это ощущается в политической власти. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают».

Русская душа то возвеличивает «хорошего царя», то гневно клеймит «плохого царя», охотно веря в мистификации «подмены царя» (Лже-Дмитрий) и т. д. Даже в наши дни СМИ достаточно часто печатают слухи о двойниках Ельцина, Путина и других видных политических деятелях. Деспотичный и своенравный Иван Грозный был популярен в народе: одним он объявлял свою милость, другим – свой гнев, чернил служивое дворянство и даже духовенство перед народом. Но, претерпев все жестокости законного царя Ивана Грозного, русский народ отказывался служить «незаконному Борису Годунову», хотя тот всеми силами старался сыграть роль царя-избавителя.

Магическая вера в сакральность законной царской власти – вот истинная причина того, почему в России так трудно оппозиции завоевать народную любовь. Феномен правдоискательства провоцирует русский народ на оптимистические поиски «земного рая» - это вера в коммунизм, воскрешение Христа – спасителя и т. д. Эта способность жить будущей идеей глубоко укоренена в народном сознании и часто эксплуатируется прагматичными политиками. Российские политические лидеры привыкли обещать светлое завтра в надежде, что перетерпит трагическое сегодня. Об этом хорошо сказал Бердяев: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, страна далей, страна странников, скитальцев и юродивых». Внутреннюю свободу русского народа Бердяев противопоставлял внутренней несвободе западного человека, закрепощенного мещанскими нормами.

Завершая, необходимо подчеркнуть, русская культура не раз демонстрировала миру свою высокую жизнестойкость. Причиной (одной из них) является образ человека, созданный православной традицией: он многомерен и пластичен.

Наличие национальной идеи устойчиво обнаруживается в казахской истории. В различные периоды национальная идеология была вмещена в формулу «Свобода. Независимость. Сохранение культурной самобытности», которая как птица Феникс возрождалась в различные периоды истории. Обратимся к истории. Сложение казахской государственности есть результат действия причин политического, экономического и культурного характера. В течение 1459-1469 гг. султаны Жанибек и Керей смогли увести из под власти шейбанида Абулхаира значительную часть кочевников Восточного Дешти-Кипчака. По сведениям, приведенным средневековым историком М-Х. Дулати, в 1465 году они смогли провозгласить создание самостоятельного ханства. Общество было объединено идеей освобождения от власти шейбанидов, которые по сведениям М-Х. Дулати правили «без учета традиций» и нарушением прав значительной части кочевого населения. Консолидация общества произошла на фоне восстановления традиционных норм управления казахского общества. Здесь необходимо отметить, что процесс становления государственности в центрально-азиатском пространстве не совсем совпадает с аналогичными процессами в европейском понимании. Дают о себе знать различные базовые условия: в Центральной Азии основу хозяйства составляет номадизм, человек часть коллектива, низкая плотность населения, отсутствует единая религиозная идентификация. В Европе: оседло-земледельческая культура, индивидуализм, высокая плотность населения и т.д. Поэтому в строительстве государственной системы акценты выстраиваются по-другому. Прежде всего, сильна роль главы государства. Это не просто состоявшийся политик, это человек харизмы. Не случайно в государстве был определен принцип лествичного престолонаследия, а не по прямой наследственной линии. При выборе хана руководствовались принципом меритократии - выбором достойного, поскольку хан - высшее лицо в государстве - должен был выполнять жизненно важные функции: защита территориальной целостности, высшие судебные функции, быть опорой стабильности. Хан обладал широкими полномочиями, он был главнокомандующим, верховным судьей, но перед ним была и огромная ответственность за судьбы своего народа. Законодательной властью обладал маслихат или курултай, где были представлены члены султаната – ақ сүйек и родовая знать в лице биев и батыров. Маслихат собирался, как правило, один раз в год, обычно осенью и на нем решались наиболее важные для государства вопросы: заключение мира, объявление войны, в мирное время самый главный вопрос, который обсуждался и гарантировавший социальную стабильность - вопрос распределения пастбищ между родами. Казахская государственность обошлась без традиционного деления на административные единицы, общество делилось на родовые подразделения, из рода выдвигались наиболее авторитетные влиятельные лица, которые представляли интересы рода в маслихате. В политической системе Казахского ханства рубежа ХV-ХVI вв. существовал и совет биев, он собирался для обсуждения важных государственных вопросов и имел скорее совещательные функции. Такой институт имелся и при золотоордынских ханах. Первыми казахскими ханами он был сразу же реанимирован, во избежание тех ошибок, которые в свое время были допущены шейбанидом Абулхаиром, но на деле значение этого органа в тот период будет невелико. Таким образом, мы наблюдаем, что казахская политическая традиция отличалась высокой степенью демократизма, вовлеченностью различных социальных слоев в политический процесс посредством участия в работе маслихата, постоянным совершенствованием в зависимости от меняющихся политических, социальных, климатических факторов.

Например, при Есим-хане (1598-1628гг.), бийское сословие вследствие надвигающейся угрозы со стороны джунгар, а также других добилось усиления роли биев в государственном управлении. Этот феномен получил название в исторической науке как «бийская революция». Это привело к ограничению прав чингизидов и к более широкому участию нечингизидов в политической жизни государства. Функциональные обязанности хана были урезаны, так объявлять мир или войну, он мог только с согласия маслихата.

В XVII веке в связи с внешнеполитической опасностью усиливается роль маслихата. Известно, что в 1710 году по настоянию Тауке был созван маслихат, на котором было принято беспрецедентное решение: главнокомандующим армии назначен Богенбай, впервые представитель қара сүйек достигает таких высот в политической карьере. Эти политические события показывают преемственность определенных приоритетов и политических традиций, и в тот момент, когда политическая система потребовала отказа от кастового деления и интегрирования влиятельной части казахского общества во властные структуры в лице биев, батыров, это было достаточно безболезненно совершено.

В начале XX века благодаря появлению плеяды патриотов казахского народа, получивших блестящее европейское образование и обладающих широким кругозором, создавших первое национальное правительство – Алаш – Орда, была заложена основа казахской национальной идеи.

Герои национального духа – лидеры Алашского движения – стремились поднять самосознание народа, выдвигая идеи национального самоопределения. Идея национального самоопределения для своего народа в форме автономии в рамках демократического, федеративного Российского государства отражала реализм позиции Алаш и присущее ему стремление провести модернизацию казахского общества на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями общечеловеческой цивилизации.

Идея Алаш – это на наш взгляд - казахская национальная идея, идея преемственности, независимости. Она была подхвачена народом, развивалась, жила в его исторической памяти. Испокон веков народ Степи называл себя народом Алаш, что отражало идею консолидации всех племен в одно целое.

В первые десятилетия XX века у представителей партии Алаш не было возможности открыто выражать национальную идею. Совершенно очевидно, что после 1919 года национальная идея казахского народа могла существовать лишь в рамках коммунистической системы как реакция на советский тоталитаризм. Политические репрессии режима были как раз и направлены против казахской национальной идеи, национального самосознания.

Идеи о национальном самоопределении, призывы к молодежи, народу о развитии национальной культуры, духовных традиций, языка, о будущем актуальны сегодня. Так преемственность Алашской идеи сегодня можно видеть в деятельности национальной интеллигенции по возрождению духовно-культурного наследия народа, в наличии споров и дискуссий о казахской идее, миссии, казахском проекте, вопросе.

На основе идеи партии Алаш сегодня интеллектуальной элитой общества сформулированы основные принципы национальной идеи.

Это: воссоздание и закрепление традиционных, культурных, мировоззренческих ориентиров, имеющих многовековую историю и оттеснены прошлым; вплетение традиционного сознания в систему либеральных ценностей.

Алашское видение национальной идеи мы видим у Президента РК Назарбаева Н. А. Так, в одном из своих выступлений им были определены пять основных принципов национальной идеи.

Первый - равенство всех этносов.

Второй - национальная идентичность, стремление общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции.

Третий - религиозная идентичность.

Четвертый – законопослушание и правовая культура.

Пятый принцип - развитие малого и среднего бизнеса. Реализация национальной идеи невозможна без ее восприятия и активной поддержки со стороны представителей среднего класса. Средний класс - это люди труда и гражданского долга, на которых держится государство. Среднему классу принадлежит ведущая роль в формировании и реализации национальной идеи казахстанского общества.

Предлагаемые принципы национальной идеи направлены на то, чтобы эти результаты ощущал не мифический среднестатистический человек, а каждая конкретная семья. Национальная идея направлена на то, чтобы достижение и развитие благосостояния народа, его экологическое благополучие превращалось в каждодневные практические экономические, социальные и экологические результаты.

Необходимо воссоздание новой казахстанской идентичности на основе общенациональной идеи, преодолевающей социокультурные разломы как самого казахского этноса, так и других народов страны. Базовым основанием должны служить модернизированные традиционные ценности – мобильность, открытость, толерантность, справедливость, независимость, патриотизм, синтез которых с современными либеральными ценностями станет ключевым условием для формирования универсальной идеологии современного казахстанца. Опыт государственного строительства древних номадов показывает, что именно эти ценности были смыслообразующим основанием кочевых империй, в которых складывались благоприятные условия для мультикультурного, неконфликтного и продуктивного развития. Утверждение нового демократического миропорядка, основанного неиерархичности политических идеологий и предпочтений, с признанием самоценности цивилизационного и культурного многообразия мира меняет привычный политический спектр, уводя нас от традиций одновариантных решений, монизма социально-политической жизни. Только на путях таких решений мы сможем построить действительно открытое общество.

Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быть отдано политической идеологии светского и демократического характера.

В Казахстане, как известно, не раз пропагандировались идеи идти западным или восточным путем. Однако опыт цивилизационного взаимодействия свидетельствует, что успехов в развитии государство достигает на пути синтеза восточных, западных и национальных ценностных ориентаций. Прежде всего, Казахстан должен ориентироваться на имеющиеся традиции, менталитет казахстанцев. Помимо этого, необходимо учитывать, что идеи демократической идеологии Запада по многим позициям исчерпали свои исторические возможности, пойти поэтому по пути чистого неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии в их исторически сложившихся модификациях, означает вернуться в прошлое человеческой цивилизации. Поэтому перед казахстанским обществом стоит большая, но ответственная задача – создание единой концепции государственной идеологии.

Государственная идеология представляет собой систему знаний и ценностей, задающих цели и ориентиры развития общества. Она, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться люди, регулирует поведение граждан в обществе. Поэтому, государственная идеология, с одной стороны, должна направлять деятельность государственной власти, а с другой – управлять поведением людей.

В результате объявленной официальной деидеологизации в Казахстане была разрушена прежняя идеологическая структура общества. Вместе с тем, на протяжении истории государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. После распада СССР и краха коммунизма перед Казахстаном встала проблема выбора пути развития. Каким будет выбор – это зависит от конкретно-исторической ситуации, сложившейся в Казахстане. Исходя из тенденций глобального развития, некоторые исследователи полагают, что будущее всего человечества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, и не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тоталитарного целого, а с гуманистическим обществом. Поэтому в процессе становления нового казахстанского общества будет осуществляться его ориентация на производство духовных ценностей. В связи с этим важнейшей государственной проблемой общества гуманизма будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров станет результатом производства знаний. Гуманистическое общество будет обществом знаний.

В новом казахстанском обществе должно быть гармоничное сочетание духовного, материального, физического и экологического совершенствования личности при приоритете ее духовного богатства. Духовное богатство человека должно стать основой его материального вознаграждения.

Историческая миссия Казахстана – стать духовно наполненным обществом, синтезирующим Восток и Запад, различные религиозные конфессии на основе идеологии гуманизма, принципов толерантности, уважения к инокультурам и каждому гражданину, при сохранении и развитии национальных традиций. Переориентация современного общества на производство знаний необходима, прежде всего, потому, что высшей ценностью нового общества должно быть формирование и развитие целостной личности.

Ключевые термины по теме лекции: политическая культура, политическое сознание, типологизация политических культур, демократия, мусульманская политическая культура, западная политическая культура, национальная идея, конкурентоспособная экономика, инновационность, политическая идеология, приверженность к либеральным ценностям, цивилизационные поиски.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 2000. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия